Учебный план программы «Самоделкин» 1 год обучения Количество часов №№ п/п Наименование разделов, тем всего теория Практика 1. Знакомство (вводное занятие) 2 1 1 2. Удивительный мир аппликации 36 9 27 2.1. «Путешествие по бумажной стране» 4 1 3 2.2. «В гостях у царя Ножниц» 4 1 3 2.3. «Квадратные смешарики» 2 0,5 1,5 2.4. «Дерево желаний» 4 1 3 2.5. «По следам гусеницы» 2 0,5 1,5 2.6. «Витаминка» 2 0,5 1,5 2.7. «Подводный мир» 6 1,5 4,5 2.8. «Полезные машины» 6 1,5 4,5 2.9. «Жили у бабуси два весёлых гуся» 2 0,5 1,5 2.10. Коллективная работа «Бумажный мир» 4 1 3 3 Основы моделирования 1 32 6,5 25,5 3.1 «Кубик эмоций» 2 0,5 1,5 3.2 «Веселый осьминог» 2 0,5 1,5 3.3 «Терем теремок, кто в тереме живет?» 8 1,5 6,5 3.4 «Цветы для мамы» 2 0,5 1,5 3.5 «Собака – друг человека» 2 0,5 1,5 3.6 «Птица счастья в моих руках» 4 1 3 3.7 «Волшебный замок» 2 0,5 1,5 Формы аттестации/ контроля Устный опрос Групповой опрос 3.8 «Здравствуй Зимушка-Зима» 4 1 3 3.9 Коллективная работа «Мастерская Деда Мороза» 6 0,5 5,5 4 Основы моделирования 2 30 5,5 24,5 4.1 «Зимние забавы» 4 1 3 4.2 «В гостях у пингвина» 2 0,5 1,5 4.3 «Зимовье зверей» 6 1 5 4.4 «Самому сильному и смелому» 2 0,5 1,5 4.5 «Моей любимой маме» 2 0,5 1,5 4.6 «Весна идет – весне дорогу» 8 1 7 4.7 «Масленица» 2 0,5 1,5 4.8 Коллективная работа «Маленькая страна» 4 0,5 3,5 5 Основы «Papercraft» 44 8 36 5.1 «Что такое Papercraft?» 4 1 3 5.2 «В мире домашних животных» 6 1 5 5.3 «Мультяшные жители» 8 1,5 6,5 5.4 «Поход в цирк» 2 0,5 1,5 5.5 «Волшебный лес» 6 1 5 5.6 «Я помню, я горжусь» 4 0,5 3,5 5.7 «Я - фантазёр» 4 0,5 3,5 5.8 «Весь мир – театр» 4 1 3 5.9 «Здравствуй, лето» 2 0,5 1,5 6 Итоговая встреча: «Я с бумагою на «Ты»» 4 0,5 3,5 Всего за первый год обучения: 144 30 114 Содержание программы Выстовка Письменны й тест Групповая оценка работ Тестирован ие Первый год обучения 1. Знакомство (вводное занятие) Теория Знакомство друг с другом, с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. Практика Изготовление изделий на тему «Что я другу подарю…» с целью выявления интересов обучающихся и сплочения коллектива. 2. Удивительный мир аппликации 2.1. «Путешествие по бумажной стране» Теория Знакомство с бумагой: виды, свойства. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется, др.) Виды работ с бумагой: аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Практика Складывание бумаги по линиям. Изготовление изделий из бумаги. Выполнение творческих работ с бумагой. 2.2. «В гостях у царя Ножниц» Теория Правила безопасности труда при работе с ножницами, клеем. Учить детей правильно держать ножницы; правила безопасности при работе с ножницами. Практика Упражнять детей в резании широкой полоски, по узкой стороне на одинаковые отрезки бумаги (шпалы), учиться по контуру вырезать трафареты для дальнейшей работы. 2.3. «Квадратные смешарики» Теория Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Практика Учиться складывать базовые формы бумагопластикой: треугольник, квадрат, летучий змей. для занятия 2.4. «Дерево желаний» Теория Знакомство с техникой обрывания. Техника безопасности при работе. Практика Освоение аппликации из бумаги. техники обрывания, создание обрывной 2.5. «По следам гусеницы» Теория Ознакомить с техническими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации, научить выполнять её. Техника безопасности при работе. Практика Освоение аппликации из бумаги. техники обрывания, создание обрывной 2.6. «Витаминка» Теория Понятие о симметрии, портрет. Техника безопасности при работе. Беседа о пользе овощей и фруктов. Практика Вырезание фруктов и предметов аппликации на сложенной вдвое бумаге. 2.7. «Подводный мир» Теория Понятие об объемной аппликации. Расширять знания детей о подводном мире. Техника безопасности при работе. Практика Создание объемных аппликаций морских обитателей, вырезая детали по шаблону. Совершенствовать навык работы с шаблонами, ножницами. 2.8. «Полезные машины» Теория Повторение способов сложения бумаги, беседа о «Полезных машинах» Практика Учить создавать образ воздушного, наземного и водного транспорта аппликативным способом; Продолжать совершенствовать навыки вырезания по шаблону; Продолжать формировать навыки работы с ножницами 2.9. «Жили у бабуси два весёлых гуся» Теория Знакомство с шаблоном, со способами и приемами работы с ним. Разметка и приготовление плоских деталей по шаблонам. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений, "в замок"; Вырезание заготовок для изделий и отдельных деталей по шаблонам из бумаги, сложенной вдвое (втрое). Практика Изготовление из бумаги и картона изделий из плоских деталей по образцам. Аппликация из геометрических фигур, различных по форме, размеру и цвету для создания плоского изображения выбранного предмета. 2.10. Коллективная работа «Бумажный мир» Теория Повторение изученных техник аппликаций, основных приемов. Практика Создание в разных техниках аппликации персонажей для оформления коллективной работы. 3. Основы моделирования 1 3.1. «Кубик эмоций». Теория Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Понятие «базовые формы». Практика Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Складывание модели объемного куба. 3.1. «Веселый осьминог» Теория Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Практика Складывание модели «Осьминог» на основе простых базовых форм. 3.2. «Терем теремок, кто в тереме живет?» Теория Проигрывание сказки Теремок. Отработка техники оригами и приемовскладывания бумажных деталей. Практика Складывание изделий животных на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). 3.3. «Цветы для мамы» Теория Беседа по теме: 8 марта – международный женский праздник. Практика Складывание цветов на основе изученных базовых форм оригами. 3.4. «Собака – друг человека» Теория Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемовскладывания. Практика Создание модели «Собака» двумя разными способами. 3.5. «Птица счастья в моих руках» Теория Рассказ легенды о «Бумажном журавлике». Практика Изготовление журавлика в технике оригами. Придумывание историипро волшебство своего журавлика. 3.6. «Волшебный замок» Теория Понятие о графических изображениях, их назначении. Планированиеработы с опорой на графические инструкционные карты. Практика Создание модели «Замок» разными способами. 3.7. «Здравствуй Зимушка-Зима» Теория Беседа о времени года - Зима, дискуссия на тему: «» Я люблю зиму за то,что…» Практика Создание модели: «Елка», «Снеговик», «Олени» в технике оригами 3.8. Коллективная работа «Мастерская Деда Мороза» Теория Повторение изученных техник оригами, основных приемов. Практика Создание собственных новогодних подарков в данной технике 4. Основы моделирования 2 4.1 «Зимние забавы» Теория История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Практика Изготовление композиции: «Зимние забавы». 4.2. «В гостях у пингвина» Теория Волшебные свойства бумаги. Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая форма оригами: «треугольник». Практика Изготовление модели «пингвин» 4.3. «Зимовье зверей» Теория Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая формаоригами: «воздушный змей». Практика Изготовление моделей животных, отработка данной техники. 4.4. «Самому сильному и смелому» Теория Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая формаоригами: «палатка» Практика Изготовление модели «Танк», отработка данной техники. 4.5. «Моей любимой маме» Теория Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая формаоригами: «рыба» Практика Изготовление модели «Цветок», отработка данной техники. 4.6. «Весна идет – весне дорогу» Теория Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая формаоригами: «двойной квадрат». Практика Изготовление модели «Весна» с использованием разных техник. 4.7. «Масленица» Теория Виды модульного оригами на основе базовых форм с элементами аппликации Практика Изготовление модели «Масленица». 4.8. Коллективная работа «Маленькая страна» Теория Повторение и отработка техники модульного оригами. Практика Создание собственных модели в данной технике. 5. Основы «Papercraft» 5.1. «Что такое Papercraft?» Теория Знакомство с техникой «Papercraft». Простейшие способы работы в технике бумагопластика. Правильное использование инструментов. Основные приёмы начального моделирования. Практика Отработка основных приёмов начального моделирования 5.2. «В мире домашних животных» Теория Научить работать по трафарету, научить склеивать модели, научить соединять между собой детали Практика Изготовление простейших моделей, макетов, игрушек из бумаги и картона. 5.3. «Мультяшные жители» Теория Повторение упражнений по отработке основных элементов данной технике. Практика Изготовление простейших моделей, макетов, игрушек из бумаги и картона. 5.4. «Поход в цирк» Теория Повторение упражнений по отработке основных элементов данной технике. Практика Изготовление простейших моделей цирковых животных из бумаги икартона. 5.5. «Волшебный лес» Теория Беседа о диких животных, Повторение упражнений по отработке техники «Papercraft». Практика Изготовление простейших моделей диких животных из бумаги икартона. 5.6. «Я помню, я горжусь» Теория Беседа о празднике «День Победы». Практика Изготовление модели «Звезда» 5.7. «Я - фантазёр» Теория Работа с трафаретами, рассказ истории «Если бы я был…» Практика Изготовление моделей вымышленных персонажей с использованиемтрафаретов 5.8. «Весь мир – театр» Теория Беседа о театре, повторение упражнений по отработке основных элементовданной технике. Практика Изготовление моделей «Я-режиссёр» 5.9. «Здравствуй, лето» Теория Дискуссия «Лето – это хорошо», повторение и закрепление основныхприёмов начального моделирования. Практика Изготовление модели «Летнее лакомство» 6. Итоговая встреча: «Я с бумагою на «Ты»» Теория Беседа: «Чему я научился…» Практика Оформление творческого проекта, подведение итогов, демонстрацияготовых работ. Учебный план программы «Самоделкин» 2 год обучения Количество часов №№ п/п всего Наименование разделов, тем теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Знакомство (вводное занятие) 3 1 2 2. Начальное техническое моделирование «Papercraft» 210 26 184 2.1 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности 3 1 2 2.2 Волшебные свойства бумаги 6 1 5 2.3 Основы композиции 12 2 10 3 Основы аппликации 12 1 11 3.1 Обрывная аппликация 9 1 8 3.2 Объемная аппликация 9 1 8 4 Основы оригами 16 2,5 13,5 5 Основы «Papercraft». Чтение схем 6 2 4 5.1 Формирование объемных моделей 9 2 7 5.2 Способы декорирования моделей 9 1,5 8,5 5.3 Модель «Елочная игрушка» 3 0,5 2,5 5.4 Модель «Мышка» 3 0,5 2,5 5.5 Модель «Снеговик» 6 0,5 5,5 5.6 Модель «Львенок» 6 0,5 5,5 Устный опрос Выстовка Устный опрос 5.7 Модель «Машина» 6 0,5 5,5 5.8 Модель «Кот» 6 0,5 5,5 5.9 Модель «Дракон» 6 0,5 5,5 5.10 Модель «Кит» 6 0,5 5,5 5.11 Модель «Танк» 6 0,5 5,5 5.12 Модель «Тюльпан» 6 0,5 5,5 5.13 Модель «Дом» 6 0,5 5,5 5.14 Модель «Робот» 6 0,5 5,5 5.15 Модель «Пирожное» 6 0,5 5,5 5.16 Модель «Лиса» 6 0,5 5,5 5.17 Модель «Медведь» 6 0,5 5,5 5.18 Модель «Самолет» 6 0,5 5,5 5.19 Модель «Маска» 6 0,5 5,5 5.20 Создание собственных моделей 23 3.5 5 6 Итоговое занятие 3 1 2 Всего за второй год обучения: 216 28 188 Групповая оценка работ Выстовка Содержание программы Второй год обучения 1. Вводное занятие Теория. Шедевры бумажного искусства. Знакомство с содержанием работы в учебном году. Правила ТБ. Материалы и инструменты, необходимые для работы Практика. Рассмотрение иллюстраций и поделок. 2. Начальное техническое моделирование «Papercraft» 2.1 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в Паперкрафт. Практика. Отработка основных техник, изготовление элементарных моделей по образцу. 2.2 Волшебные свойства бумаги Теория. Виды и свойства бумаги. Техники и приемы сгибания бумаги. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в бумагопластике. Практика. Изготовление различных картин из бумаги, с использование разных приемов. 2.3 Основы композиции Теория. Бумага как материал для композиции, структура, схемы и правила выполнения композиций. Практика. Изготовление различных композиций из бумаги, с использование разных приемов. 3. Основы аппликации Теория. Повторение видов и свойств бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям. Первоначальные графические знания и умения. Практика. Отработка основных техник, изготовление аппликаций. 3.1 Обрывная аппликация Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в работе с техникой «Обрывная аппликация». Практика. Отработка основных техник, изготовление аппликаций в данной технике 3.2 Объемная аппликация Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в работе с техникой «Объёмная аппликация». Практика. Отработка основных техник, изготовление аппликаций в данной технике. 4 Основы оригами Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Объемные изделия из упаковочных коробок, конструирование игрушек из цветной бумаги Практика. Отработка основных техник, объемные изделия из упаковочных коробок, конструирование игрушек из цветной бумаги, картона. 5 Основы «Papercraft». Чтение схем: Теория. Технология работы изготовления модели из плоских деталей, Отработка приемов техники Паперкрафт. Практика. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. 5.1 Формирование объемных моделей Теория. Технология изготовления моделей из бумаги и картона, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Практика. Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам 5.2 Способы декорирования моделей Теория. Виды и способы декорирования бумажных моделей, демонстрация вариантов выполнения работ разными способами. Практика. Отработка основных способов декорирования разных моделей 5.3 Модель «Елочная игрушка» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Елочная игрушка» 5.4 Модель «Мышка» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Мышка» 5.5 Модель «Снеговик» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Снеговик» 5.6 Модель «Львенок» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Львенок» 5.7 Модель «Машина» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Машина» 5.8 Модель «Кот» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Кот» 5.9 Модель «Дракон» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Дракон» 5.10 Модель «Кит» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Кит» 5.11 Модель «Танк» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Танк» 5.12 Модель «Тюльпан» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Тюльпан» 5.13 Модель «Дом» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Дом» 5.14 Модель «Робот» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Робот» 5.15 Модель «Пирожное» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Пироженое» 5.16 Модель «Лиса» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Лиса» 5.17 Модель «Медведь» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Медведь» 5.18 Модель «Самолет» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Самолет» 5.19 Модель «Маска» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Маска» 5.20 Создание собственных моделей Теория. Закрепление знаний работы по трафарету, склеивание модели, соединения деталей между собой Практика. Изготовление объемных моделей из бумаги и картона. 6 Итоговое занятие Теория. Подведение итогов освоения программы Паперкрафт. Практика. Оформление выставки с моделями работ в данной технике. Учебный план программы «Самоделкин» 3 год обучения Наименование разделов, тем №№ п/п Формы аттестации/ Количество часов всего теория Практика 1. Знакомство (вводное занятие) 3 1 2 2. Изготовление моделей паперкрафт 210 18 192 2.1 Модель «Мышка» 21 2 19 2.2 Модель «Снеговик» 21 2 5,5 2.3 Модель «Панда на луне » 24 2 5,5 контроля Устный опрос Выстовка 2.4 Модель «Машина» 24 2 5,5 2.5 Модель «Кот» 24 2 5,5 2.6 Модель «Дракон» 24 2 5,5 2.7 Модель по собственному желанию 24 2 5,5 2.8 Модель по собственному желанию 24 2 5,5 2.9 Модель по собственному желанию 24 2 5,5 3 Итоговое занятие 3 1 2 Всего за второй год обучения: 216 20 196 Тестирование Групповая оценка работ Выстовка Содержание программы Третьего года обучения 1.Вводное занятие Теория. Шедевры бумажного искусства. Знакомство с содержанием работы в учебном году. Правила ТБ. Материалы и инструменты, необходимые для работы Практика. Рассмотрение иллюстраций и поделок. 2. Изготовление моделей паперкрафт 2.1. Модель «Мышка» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Мышка» 2.2 Модель «Снеговик» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Панда на луне» 2.3. Модель «Панда на луне» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика.Изготовление модели «Панда на луне» 2.4. Модель «Машина» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Машина» 2.5. Модель «Кот» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Кот» 2.6. Модель «Дракон» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Дракон» 2.7. Модель по собственному желанию. Теория. Закрепление знаний работы по трафарету, склеивание модели, соединения деталей между собой Практика. Изготовление объемных моделей из бумаги и картона. 2.8. Модель по собственному желанию. Теория. Закрепление знаний работы по трафарету, склеивание модели, соединения деталей между собой Практика. Изготовление объемных моделей из бумаги и картона. 2.9. Модель по собственному желанию. Теория. Закрепление знаний работы по трафарету, склеивание модели, соединения деталей между собой Практика. Изготовление объемных моделей из бумаги и картона. 3. Итоговое занятие Теория Подведение итогов освоения программы Паперкрафт. Практика Оформление выставки с моделями работ в данной технике.