Моделирование из бумаги 72 с титул

Оглавление
Раздел 1
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка.
Нормативные правовые основы
разработки ДООП
1.2.
Направленность
1.3.
Актуальность
1.4. Цель программы
1.5. Задачи программы
1.6. Ожидаемые результаты
1.7. Педагогическая целесообразность
1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы
1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы
(разделы)
1.10. Вид программы
1.11. Адресат программы
1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП
1.13. Формы обучения
1.14. Режим занятий
1.15. Особенности организации образовательного процесса
1.16. Учебный план
1.17. Содержание программы
Раздел 2.
2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий
формы аттестации
2.1. Календарный учебный график программы
2.2. Условия реализации программы
2.3. Оценка достижений результатов
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6.
Список литературы

1.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы

Пояснительная записка.
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
 «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Постановление главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении
СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию о организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей
и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной
инфекции (COVID-19)»
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
 Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский
район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015.
 Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от
26.05.2023г

1.2.
Направленность
Общеобразовательная
программа
имеет
художественную
направленность.
Основной идеей общеобразовательной программы является идея
гуманизма, основанная на любви и бережном отношении к ребенку,
уважении его личности, содружестве между педагогами, детьми и
родителями. При разработки программы были проанализированы учебнометодические пособия: «Программы внеурочной деятельности» Григорьев Д.
В., «Программы дополнительного художественного образования детей»
Копцева Т. А., «Декоративно-прикладное творчество» Воробьёва О. Я.,
«Технология рукоделия» Маркелова О.Н., «Обучение мастерству рукоделия»
Гурбина Е. А., «Кружок изготовления игрушек-сувениров» Молотобарова О.
С., и др.
Новизна программы «Самоделкин» представляет собой синтез разных
видов декоративно-прикладного творчества. Знания и умения с одной
области переносятся в другую, расширяя и углубляя их. Художественная
обработка бумаги, «Киригами», «Выцинанка», работа с природным и
бросовым материалом, по своей сути переплетаются между собой, и
дополняют друг друга, что позволяет детям создавать индивидуальные и
коллективные авторские творческие работы, используя различные виды и
техники декоративно-прикладного искусства. Восхождение на вершину
мастерства и творчества осуществляется не по инструкции «что дать
учащимся», а на основе инновационных технологий педагогического
сотрудничества, в форме содружества, соучастия, сопереживания,
сотворчества, соуправления, которые способствуют самоутверждению,
самовыражению и самореализации детей. Занятия по декоративно
прикладному творчеству учат трудолюбию, аккуратности, терпению и
самостоятельности, формируют теоретические знания и практические умения
в различных видах декоративно-прикладного творчества, расширяют знания
учащихся о региональном наследии, развивают фантазию, творческое
мышление, художественный вкус, стремление к самопознанию и
самоопределению.
1.3.
Актуальность
Занятия по программе «Самоделкин» позволяют развивать
индивидуальные, творческие способности; накопить опыт в процессе
восприятия декоративно-прикладного искусства; развивать полученные
знания и приобретенные навыки в дальнейшей жизни. Структура занятия
состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений),
практической (показ технологических и технических приемов при обработке
различных материалов) и выполнение творческого задания (обсуждение
образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Так же позволяет
детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить
информированность в данной образовательной области, обогатить навыки

общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в
процессе освоения программы. Большое внимание при обучении уделяется
созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются
изделия, выполненные в разных техниках. Вся практическая работа,
связанная непосредственно с изготовлением изделия проходит на занятии.
1.4. Цель программы:
развитие художественно – творческих
способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства и
приобщение учащихся к прикладному творчеству, и пониманию его истоков.
1.5. Задачи программы
Обучающие:
знакомство народным и профессиональным искусством, расширить
спектр известных видов народного искусства (разные виды материалов,
регионы страны и мира);
овладение

способностью самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как
по ходу его реализации, так и в конце действия;
овладение

принципами формообразования изделий из бумаги,
картона, фомирана, бросового и природного материала;
овладение

базовыми навыками работы с различными инструментами и

материалами.
Развивающие:
развитие
мелкой моторики посредством художественной и
декоративно-прикладной деятельности
формирование интереса к культуре, народным традициям
формирование
потребности
видеть,
воспринимать характер
художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного
опыта
формирование
способности адекватно относится к объектам
виртуальной реальности.
Воспитательные:
формирование
самостоятельности,
работоспособности,
дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности;
воспитание умений работать в коллективе, команде;
воспитание

чувства патриотизма и гордости за достижения родной
культуры и творчества.
1.6.

Ожидаемые результаты

Предметные
Первой ступени обучения:
знать:

 правила техники безопасности при работе с инструментами,
используемых на занятиях;
 историю возникновения прикладных ремесел на Руси;
 основные базовые формы: двойной квадрат, двойной
треугольник, холм, двери;
 основные приемы и виды лозоплетения, технику работы с кожей,
пластиком, природным и бросовым материалом.
уметь:
 составлять композиции из листьев, спичек, яичной скорлупы;
 последовательно читать и выполнять работы по схеме и
инструкции;
 самостоятельно составлять не сложные схемы, эскизы
выстраивать макеты;
 складывать из базовых форм фигуры животных, транспорта и
цветов;
 составлять композиции из цветов и листьев;
 работать в технике декупаж, киригами, айрис-фолдинг,
вицинанка, папье-маше.
владеть:
 основной технической терминологией;
 инструментами (ножницами, клеем, канцелярским ножом);
 приемами работы с разнообразными материалами (бумагой,
картоном, деревом, проволокой, пенопластом, пластиком,
шпаклевкой, пластилином);
 первоначальными представлениями о свойствах используемых
материалов.
2-ой ступени обучения
знать:
 технику безопасности труда;
 историю техники «квилинг» и модульное оригами;
 основные приемы и формы работы в технике «квилинг» и
модульное оригами;
 инструменты, материалы и приспособления, необходимые для
работы;
 основные правила оформления выставочной работы.
уметь:
 читать схемы последовательного выполнения работы;
 составлять схемы, эскизы, выстраивать макеты, собирать фигуры.

 пользоваться
необходимыми
инструментами
и
приспособлениями;
 оперировать терминами и понятиями;
 применять основные законы композиции (формирование умения
полностью использовать площадь листа бумаги, изображать
предметы крупно);
 сотрудничать в группе, оказывать помощь, проявлять
самостоятельность.
владеть:
 основной технической терминологией;
 инструментами (ножницами, клеем, канцелярским ножом);
 приемами работы с разнообразными материалами (бумагой,
картоном, деревом, проволокой, пенопластом, пластиком,
шпаклевкой, пластилином);
 первоначальными представлениями о свойствах используемых
материалов.
3-ей ступени обучения
знать:
 правила техники безопасности при работе с ножницами клеем
спичками и другими материалами;
 основные законы цветоведения и композиции.
уметь:
 выполнять работы в разных техниках (аппликация, квилинг,
выцинанка, модульное оригами), с использованием природного
и бросового материала;
 рационально
использовать
учебную
литературу
для
проектирования и создания объектов прикладного искусства;
 распознавать и применять материалы, инструменты и
оборудование в технологических процессах;
 выполнять
технологические
операции
с
соблюдением
установленных норм, стандартов и ограничений;
 обосновывать критерии и показатели качества промежуточных и
конечных результатов творчества.
владеть:
 основной технической терминологией;
 инструментами (ножницами, клеем, канцелярским ножом);
 приемами работы с разнообразными материалами (бумагой,
картоном, деревом, проволокой, пенопластом, пластиком,
шпаклевкой, пластилином);

 первоначальными представлениями о свойствах используемых
материалов.
Метапредметные:
 умение искать и преобразовывать необходимую информацию на
основе различных информационных технологий (рисунок,
схема; компьютерная графика, интернет технологии);
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата;
 умение определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 навыки
совместной
продуктивной
деятельности,
межличностного общения и коллективного творчества.
Личностные:
 овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
 формирование мотивации успеха и достижений, творческой
самореализации
на
основе
организации
предметнопреобразующей деятельности;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и сотрудничества.
1.7. Педагогическая целесообразность программы состоит в
приобщение детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь
времен. Программа имеет художественно-эстетическую направленность,
сочетает досуговые и образовательные формы деятельности. Ведущая идея
программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей,
творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
1.8. Отличительные
программы

особенности

данной

дополнительной

Данная программа помогает создать эффективную целенаправленную
систему вхождения юного человека в мир творчества, рассчитана на полный
курс обучения – детей, младшего и среднего школьного возраста. Исходя из
опыта работы и степени усвоения учебного материала учащимися, программа
включает в себя не только обучение, но и создание индивидуальных и
коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются
изделия, выполненные в разной технике. В процессе обучения, возможно

проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в
программу.
Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, и создания
непринужденной и творческой атмосферы, используются аудио записи
звуков живой природы и классической музыки. В результате этого, у детей
происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их
поведения, улучшение личных взаимоотношений.
1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы
(разделы)
1 год обучения
1. Вводное занятие
2. Работа с бросовым материалом. Веселый гербарий.
3. Работа с бросовым материалом. Букеты.
4. Художественная обработка бумаги «Аппликация».
5. Художественная обработка бумаги «Силуэтное вырезание».
6. Художественная обработка бумаги «Папье-маше».
7. Художественная обработка бумаги «Декупаж».
8. Художественная обработка бумаги «Оригами
9. Итоговое занятие.
2 год обучения
1. Вводное занятие
2. Работа с природным материалом. «Чудеса из семян».
3. Работа с природным материалом. «Неувядающие травы»
4. Работа с природным материалом. Игрушки и сувениры.
5. Работа с бросовым материалом. «Яичные фантазии.
6. Работа с бросовым материалом. Чудесные поделки из спичек.
7. Работа с бросовым материалом. Цветочные фантазии.
8. Художественная обработка бумаги. Модульное оригами.
9. Художественная обработка бумаги. Айрис-фолдинг.
10.Художественная обработка бумаги. Оригами, Цветы.
11.Художественная обработка кожи. Фомиран.
12.Итоговое занятие.
3 год обучения
1. Вводное занятие
2. Техника квилинг. Основы техники.
3. Техника квилинг. Животные.
4. Техника квилинг. Цветы.
5. Техника квилинг. Бижутерия.
6. Техника квилинг. Все для праздников.

7. Техника квилинг. Маленькие шедевры.
8. Техника квилинг. Просто и элегантно.
9. Модульное оригами. Интерьер.
10.Модульное оригами. Животные.
11.Модульное оригами. Транспорт.
12.Заключительное занятие.
1.10. Вид программы
Модифицированная.
При
разработки
программы
были
проанализированы учебно-методические пособия: «Программы внеурочной
деятельности»
Григорьев
Д.
В.,
«Программы
дополнительного
художественного образования детей» Копцева Т. А., «Декоративноприкладное творчество» Воробьёва О. Я., «Технология рукоделия»
Маркелова О.Н., «Обучение мастерству рукоделия» Гурбина Е. А., «Кружок
изготовления игрушек-сувениров» Молотобарова О. С., и др.
1.11. Адресат программы: программа предназначена для
детей
младшего и среднего школьного возраста (6 – 14 лет). Количество
обучающихся составляет для первого года обучения 15 человек, для
последующих лет обучения 10 – 12 человек.
1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП
Программа рассчитана на 3 года обучения (2 ступени: 1-я – 1,2 год
обучения, 2-я – 3 год обучения)

и ориентирована на разновозрастное

обучение детей в возрасте с 6 до 14 лет. Состав учащихся в объединении не
более 15 человек.
1.13. Форма обучения: очная, очно-дистанционная
1.14. Режим занятий
Предмет

Первая ступень
1 год обучения
2 часа в неделю

Вторая ступень
2 год обучения
2 часа в неделю

«Самоделкин» 2 часа в неделю; 2 часа в неделю;
72 часа в год.

1.15.

72 часа в год.

3 год обучения
2 часа в неделю;
2 часа в неделю;
72 часа в год.

Особенности организации образовательного процесса

В объединение дети принимаются на свободной основе и могут быть
сразу зачислены на 1ступень второго года обучения, или 2 ступень третьего
года обучения после прохождения тестирования. (Приложение) Группы
находящиеся на 1 и 2 ступени обучения формируются по разновозрастному
принципу, в зависимости от подготовленности ребенка к восприятию
сложности изучаемого материала. При изучении которого к каждому из
учащихся требуется индивидуальный подход, позволяющий выявить условия
развития личности в процессе трудового воспитания, и ответственного
отношения к осуществлению трудовой деятельности. На третьей ступени
обучения создаются условия для поддержки и развития творческого
потенциала одарённых подростков. Индивидуальная работа с учащимися по
учебному плану на четвертом году обучения, предусматривает гибкий
подход к одарённому ребёнку, в зависимости от степени его
профессиональной подготовленности и внутреннего настроя. Воспитанники
детского объединения «Креатив» имеют возможность реализовать свой
творческий потенциал, через участие в конкурсах разного уровня, что
позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить
время для теоретической и практической работы.
Организация
образовательного
процесса
направлена
на
здоровьесбережение учащихся. Проводятся беседы о здоровом образе жизни,
физкультминутки, музыкальные паузы, используется эмоциональная
разрядка, подвижные игры (Приложение 5).
1.16.

Учебный план программы «Самоделки»
1-ый год обучения

№
п/п
1

теория

практика

Формы
аттестации/кон
троля

1

1

Наблюдение

Наименование разделов.

Вводное занятие (2часа)

Кол-во часов

опрос

2

Работа с бросовым
материалом. Веселый
гербарий. (12 часа).

2

10



От образа к композиции.

1

1



Лягушки-попрыгушки.

1

1



Порхалочки и жужалочки.

2



Солнышко смеется.

2

Шуршики и лесовички.

4



3

Работа с бросовым

2

12

наблюдение

опрос
Готовое изделие

материалом. Букеты.
(14часов)
 Секреты и советы в
составлении букетов.

4

1

наблюдение



Язык цветов.



Ягодки цветочки.

2

 Цветочные вазы и
корзинки.

2



Осенние портреты.



Изящные букеты.

1

2



2

 Аппликация из
геометрических фигур.

6

7

наблюдение

2
опрос

2

1

4

1

2

Художественная обработка
бумаги «Силуэтное
вырезание». (8 часов)

1

7

 Бумажные и картонные
композиции.

1

1

Объемная аппликация.



Панно «Ассорти».

2



Снежинки и звездочки.

2



Ромбы и квадраты.

2



Цветы и вазоны.

Готовое изделие

наблюдение

опрос
Готовое изделие
тест

Художественная обработка
бумаги «Папье-маше». (8
часов)

1

7



Вводное занятие.

1

1



Расписные тарелочки.

2



Копилка.

2



Новогодние игрушки.

2

Художественная обработка
бумаги «Декупаж». (8 часов)

Готовое изделие

10

1



опрос

2

Художественная обработка
бумаги «Аппликация». (12
часа)
Вводное занятие.

1

2

 Аппликация из клочков
цветной бумаги.

5

1

1

7

наблюдение

тест
опрос
Готовое изделие

8

9



Техника декупаж.



Рамки для фотографий.

2



Блюдо под десерт.

2



Карандашница.

2

1

1

наблюдение

тест
опрос
Готовое изделие

Художественная обработка
бумаги «Оригами». (6
часов).

1

5

–

Вводное занятие.

1

1

–

Основные базовые формы

2

опрос

–

Журавлики.

2

Готовое изделие

Итоговое занятие. (2часа)
ИТОГО:

2

72 часа.

11

наблюдение

наблюдение

61

2 год обучения
№
п/п
1
2

3

4

Наименование разделов.

Кол-во часов
теор.

практ.

Вводное занятие (2 часа)

1

1

Работа с природным
материалом. «Чудеса из
семян». (8 часов)
 Цветы из ягод и семян.
 Чудо из репейника.
 Панно «Бабочки на
полянке».
 Коллаж из семян и зерен.
Работа с природным
материалом. «Неувядающие
травы» (8 часов)
 Коротко о важном.
 Рамочка для фотографий
«Осень»
 Панно «Аквариум»
 Панно «Знаки зодиака»
Работа с природным
материалом. Игрушки и
сувениры. (8часов)

1

7

1

1
2
2
2

1

7

1

1
2
2
2

1

7

Формы
аттестации/конт
роля
Наблюдение
опрос

наблюдение

опрос
Готовое изделие

наблюдение

опрос
Готовое изделие





5

6

7

8

Сударушка.
Птички-невелички.
Мини-собачки.
Лошадка.

1

Работа с бросовым
материалом. «Яичные
фантазии. (6 часов)
 «Кругляшки».
 Панно «Домик на
опушке».
 Работа: «Веселые
клоуны».

1

5

1

1

Работа с бросовым
материалом. Чудесные
поделки из спичек. (8 часов)
 Что нам известно о
спичках.
 Домик.
 Мельница.
 Поделки из спичечных
коробков.
Работа с бросовым
материалом. Цветочные
фантазии. (8 часов)
 Вводное занятие.
 Ромашки из пластиковых
бутылок.
 Розы из упаковочной
бумаги.
 Хризантемы из
гофроупоковок.

1

7

1

1

Художественная обработка
бумаги. Модульное оригами.
(6 часов)

1

5



Рамочка для фотографий

1

1



Панно «Аквариум»

1
2
2
2

2

наблюдение

опрос
Готовое изделие

наблюдение

опрос
Готовое изделие

2

2
2
2
1

7

1

1
2

наблюдение

опрос
Готовое изделие

наблюдение

2

опрос

2

Готовое изделие

4

наблюдение

опрос
Готовое изделие

9

Художественная обработка
бумаги. Айрис-фолдинг.
(6 часов)

1

5

 Техника радужного
сплетения.

10

11

12

1

1
наблюдение

 Работа с простыми
формами круг, овал.

2

 Работа с простыми
формами квадрат,
прямоугольник, треугольник.

2

опрос
Готовое изделие

Художественная обработка
бумаги. Оригами, Цветы. (4
часа)

1

3



Звездочки.

1

1



Ирисы.

2

Художественная обработка
кожи. Фомиран. (6 часов).

1

5

 Техника работы с
фомираном.

1

1



Украшение - георгины.



Чехол для телефона.

Итоговое занятие.

ИТОГО:

72 часов

11

наблюдение

опрос

наблюдение

2

опрос

2

Готовое изделие

2

Готовое изделие
тест

61

3 год обучения
№
п/п

Наименование разделов

теория

практика

Формы
аттестации/конт
роля
Наблюдение

Кол-во часов

1

Вводное занятие (2часа)

1

1

2

Техника квилинг. Основы
техники. (8часов).
 Геометрические формы.
 Формы капли и ореха.
 Завитки и спирали.
 Эксцентричные формы.

3

5

1
1
1

1
1
1
2

опрос

3

Техника квилинг.
Животные. (8 часов).
 Работа «Простая
гусеница».

наблюдение

опрос
Готовое изделие

8
2

наблюдение



4

5

6

7

8

9

10

11

Работа «Крольчата».
Работа «Птичка».

4
2

Техника квилинг. Цветы.
(10 часов).
 Работа «Розы».
 Работа «Гладиолус и
колокольчик».
 Работа «Полевые цветы».

10

Техника квилинг.
Бижутерия. (6 часов).
 Овальные сережки.
 Филигранные сережки с
обрамлением.
 Квадратные серьги.

6

Техника квилинг. Все для
праздников. (8 часов).
 Рождественские венки.
 Елочные украшения.

8

Техника квилинг.
Маленькие шедевры. (8
часов)
 Поздравительные
открытки.
 Миниатюрные шкатулки.
Техника квилинг. Просто и
элегантно. (6 часов)
 Скульптурка «Ангел»
 Снежинки.

8

2
4
4

2
2
2

4
4

4
4

4
2
1

7

 Техника выполнения и
схемы.

1

1

Работа «Кактус».



Работа «Яйца к пасхе».

Модульное оригами.
Животные. (8 часов).
 Работа «Царевна лебедь».
 Работа «Цыплятки».
 Работа «Зайчик».
 Работа «Слоник».
Модульное оригами.
Транспорт. (8 часа).
 Работа «Корабль».
 Работа «Пароплан».

Готовое изделие

наблюдение

опрос
Готовое изделие

наблюдение

опрос
Готовое изделие

наблюдение

Готовое изделие

Готовое изделие

6

Модульное оригами.
Интерьер. (8 часов).



опрос

Готовое изделие

Готовое изделие

4
1

2
7
1
2
2
2

Готовое изделие

8
2
2

Готовое изделие

12

 Работа «Автомобиль».
Заключительное занятие.
Итого:72 часа

1.17.

4
2
6

Готовое изделие
тест

66

Содержание программы

1-ый год обучения
1. Вводное занятие
Теория: Входная диагностика. Инструктаж по технике безопасности. Беседа
по охране труда. Знакомство с видами декоративно-прикладного творчества.
Правила поведения на занятиях.
2. Работа с природным материалом. Веселый гербарий.
Теория: знакомство с искусством флористики. Термины и понятия в технике
флористика. Основные законы композиции
Практика: Выполнение простейших работ (закладки, открытки, картины) из
сухих листьев и цветов.
3. Работа с природным материалом. Букеты.
Теория: знакомство с техникой составления букетов. Термины и понятия в
технике флористика. Основные законы композиции
Практика: Выполнение простейших работ
4. Художественная обработка бумаги «Аппликация».
Теория: Знакомство с новыми техниками в разделе художественная
обработка бумаги и разными видами аппликации (объемная, плоскостная,
обрывная, из геометрических форм, из комочков и жгутиков гофрированной
бумаги.) ПТБ при работе с ножницами, клеем.
Практика: Выполнение творческих работ.
5. Художественная обработка бумаги «Силуэтное вырезание».
Теория: Знакомство с новой техникой «выцинанка», с историей появления
техники в России. ПТБ при работе с ножницами.
Практика: вырезание от простых снежинок до усложненных форм
6. Художественная обработка бумаги «Папье-маше».
Теория: Знакомство с новой техникой «Папье-маше», с историей появления
техники в России. ПТБ при работе с клеем. Основы композиции, работа с
цветовым кругом.
Практика: выполнение творческих работ
7. Художественная обработка бумаги «Декупаж».
Теория: Знакомство с новой техникой «Декупаж», с историей появления
техники в России. ПТБ при работе с клеем. Основы композиции, работа с
цветовым кругом.
Практика: выполнение творческих работ
8. Художественная обработка бумаги «Оригами

Теория: Знакомство с основными формами складывания бумаги: «Двойной
треугольник», «Двойной квадрат», «Холм», «Двери». Дети учатся читать
схемы в оригами.
Практика: Выполнение творческих работ. Изготовление «альбома –
подсказки» (основные базовые формы и схемы работ) оригами.
9. Итоговое занятие.
2 год обучения
1. Вводное занятие
Теория: инструктаж по технике безопасности.
Беседа по охране труда. Входная диагностика, тест на остаточные знание.
Правила поведения на занятиях.
2. Работа с природным материалом. «Чудеса из семян».
Теория: знакомство с законами композиции, с правилами безопасности при
работе с природным материалом, сбор и хранение гербария.
Практика: выполнение работ с использованием разных семян и косточек от
простых аппликаций до сложных композиций. Подбор материала по форме,
цвету, фактуре. Выполнение схем, зарисовок.
3. Работа с природным материалом. «Неувядающие травы»
Теория: закрепление знаний о правилах построения композиции и правилах
безопасности при работе с природным материалом, сбор и хранение
гербария.
Практика: выполнение работ из природного материала построение сложных
композиций. Подбор материала по форме, цвету, фактуре. Выполнение
схем, зарисовок.
4. Работа с природным материалом. Игрушки и сувениры.
Теория: правила работы с объемным природным материалом (шишки,
желуди, скорлупа от орехов). Правила собирание и храения
Практика: выполнение работ из природного материала (шишки, желуди), с
использованием пластелина. Подбор материала по форме, цвету, фактуре.
Составление
собственных композиций с использованием природного
материла.
5. Работа с бросовым материалом. «Яичные фантазии.
Теория: Правила техники безопасности при работе с яичной скорлупой.
Алгоритм подготовки яичной скорлупы к работе.
Практика: использование яичной скорлупы в апликации. Схемы и эскизы для
творческих работ и проектов.
6. Работа с бросовым материалом. Чудесные поделки из спичек.
Теория: ознакомление с зодчеством разных эпох в России. Технология и
алгоритм работы при выполнении творческих работ из спичек. Правила
техники безопасности при работе со спичками, клеем, наждачной бумагой.
Практика: Изготовление храмов, острогов, домов в миниатюре. Схемы и
эскизы для творческих работ и проектов.

7. Работа с бросовым материалом. Цветочные фантазии.
Теория: Беседа на тему экологические проблемы земли. Правила техники
безопасности при работе с пластиковой бутылкой, горящей свечой.
Практика: Изготовление сувениров из бросового материала.
8. Художественная обработка бумаги. Модульное оригами.
Теория: Технология и алгоритм выполнения модулей разной конфигурации.
Работа по схемам.
Практика: Выполнение простых и сложных модулей. Учимся сочетать цвет,
форму, размер
9. Художественная обработка бумаги. Айрис-фолдинг.
Теория: Технология и алгоритм выполнения сплетений. Обучение работе по
схемам.
Практика: Выполнение простых и сложных форм в технике айрис-фолдинг.
Учимся сочетать цвет, форму, размер. Выполнение поздравительных
открыток.
10.Художественная обработка бумаги. Оригами, Цветы.
Теория: Технология и алгоритм выполнения модулей разной конфигурации.
Работа по схемам.
Практика: Выполнение простых и сложных модулей. Учимся сочетать цвет,
форму, размер.
11.Художественная обработка кожи. Фомиран.
Теория: Прикладные
промыслы народов Сибири. История работы с
фомираном. Техника безопасности при работе с кожей.
Практика: изготовление сувениров из фомирана
12.Итоговое занятие.
Практика: Диагностика, итоговый просмотр творческих работ, награждение
детей
3 год обучения
1. Вводное занятие
Теория: Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях.
Практика: Входная диагностика, кроссворд на остаточные знание.
2. Техника квилинг. Основы техники.
Теория: Знакомство с новым видом техники прикладного искусства
«Квилинг».
История возникновения квилинга. Основные формы
скручивания бумаги в технике квилинг. (Круг, капля, ромб, овал, квадрат,
листок)
Практика: изготовление альбома – подсказки
3. Техника квилинг. Животные.
Практика: Выполнение схем, эскизов, творческих зарисовок Выполнение
творческих работ: открытки, закладки, панно.
4. Техника квилинг. Цветы.

Практика: Выполнение схем, эскизов, творческих зарисовок Выполнение
творческих работ: открытки, закладки, картины.
5. Техника квилинг. Бижутерия.
Практика: Выполнение схем, эскизов, творческих зарисовок Выполнение
творческих работ: бижутерия для мамы, сестренки, бабушки.
6. Техника квилинг. Все для праздников.
Практика: Выполнение схем, эскизов, творческих зарисовок Выполнение
творческих работ: открытки ко дню рождения, шкатулки по собственным
эскизам.
7. Техника квилинг. Маленькие шедевры.
Практика: Выполнение схем, эскизов, творческих зарисовок
Выполнение творческих работ: открытки ко дню рождения, шкатулки
по собственным эскизам
8. Техника квилинг. Просто и элегантно.
Практика: Выполнение схем, эскизов, творческих зарисовок Выполнение
творческих работ: оформление интерьера к праздникам по собственным
эскизам.
9. Модульное оригами. Интерьер.
Теория: История модульного оригами. Поговорим о разнообразии модулей
технология и алгоритм выполнения модулей. Учимся читать схемы.
Практика: Выполнение творческих работ из модулей.
10.Модульное оригами. Животные.
Теория: История модульного оригами. Поговорим о разнообразии модулей
технология и алгоритм выполнения модулей. Учимся читать схемы.
Практика: Выполнение творческих работ из модулей.
11.Модульное оригами. Транспорт.
Теория: История модульного оригами. Поговорим о разнообразии модулей
технология и алгоритм выполнения модулей. Учимся читать схемы.
Практика: Выполнение творческих работ из модулей.
12.Заключительное занятие.
Практика: Диагностика, итоговый просмотр творческих работ, награждение
детей.

Раздел 2.
2.1.

Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график программы

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного
года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
2.2.

36
(по УП)
с 21.05.2023 г. по 31.08.2023 г.
с 01.09.2022 по 20.05.2023 г.
декабрь
май

Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика (заполнить)
Оборудование: кабинет, соответствующий
санитарно-гигиеническим и противопожарным
требованиям.
Для преподавателя:

Материально-техническое
обеспечение



Учебные столы и стулья;



Выставочные стенды;



Схемы складывания изделий;



Журналы и книги по работе;



Альбом для лучших работ;



Конверты
незаконченных работ;



Коробки
бумаги;

для

для

обрезков

Для учащихся:


Ластик, простые и цветные карандаши,
фломастеры;



Флористический
семена;



Леска, бисер, бусины, тонкая проволока;

материал,

гербарий,

Аспекты

Характеристика (заполнить)


Трафареты, шаблоны.



Ножницы, швейные иглы, резаки;



Клей ПВА, кисточки для клея, клеевой
пистолет;



Бумажные, влажные салфетки;



Цветной картон, белая и цветная бумага;



Пластиковые бутылки, яичная скорлупа,
спички, свечки.



Цветная бумага плотная, двухсторонняя
цветная бумага:

Кусочки кожи и меха;
Дидактический материал


- Инструкционные карты и схемы базовых форм
оригами;
- Схемы для выполнения работ из бисера,
природного и бросового материала;
- Инструкционные карты сборки изделий для 1,2
и 3года обучения.
- Схемы создания изделий оригами для 2 и
3года обучения.
- Образцы изделий.
- Шаблоны для выполнения аппликаций,
силуэтного вырезания.
- Альбом лучших работ детей.
- Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
- Лекала для изготовления работ из кожи.
- Разработка методики психологопедагогической диагностики личности
учащихся. Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».

Информационное
обеспечение

Кадровое обеспечение

- профессиональная и дополнительная
литература для педагога, учащихся, родителей;
- наличие аудио-, видео-, фотоматериалов,
интернет источников, плакатов
Программу может реализовывать педагог,
имеющий педагогическое профильное

Аспекты

Характеристика (заполнить)
образование, в совершенстве владеющий
навыками руководства учебно-творческой
деятельностью обучающихся и методикой
преподавания предмета.
Суворова Ольга Александровна, педагогический
стаж – 10 лет, образование – среднее, категория
первая.
Оценка достижений результатов

2.3.

Формами аттестации являются:






Зачет
Творческая работа
Соревнования
Конкурс
Выставка
2.4.

Оценочные материалы

Показатели качества реализации
ДООП

Методики

Уровень развития творческого
потенциала учащихся

Методы для определения творческих способностей
Тест «Неоконченный рисунок» П. Торренса
Приложение 4

Уровень развития социального опыта
учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
Приложение 6

Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки
учащихся: тестирование по разделам
программы, технологические карты

Приложение 3

Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в соответствии
с формами аттестации)

Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
Приложение 7

2.5. Методические материалы
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Самоделки»
предусматривает вариативность использования некоторых педагогических
технологий:

• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего
обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).
таблица
Педагогические технологии, используемые на занятиях
Технология, метод,
прием

Образовательные
события

Результат

1

2

3

Технология
личностноориентированного
обучения

Участие в городских
конкурсах и выставках,
культурно-массовых
мероприятиях Центра
«Истоки»

Способность выразить свои
мысли и идеи в изделии,
способность
доводить
начатое дело до конца,
способность
реализовать
себя в творчестве

Здоровьесберегающие технологии

Проведение
физкультминуток
и
релаксирующих пауз

Способность
управлять
своим самочувствием и
заботиться
о
своем
здоровье

Мозговой штурм

Разработка
макета
изделия

Способность
творить,
создавать
нечто
принципиально новое, не
копируя кого-либо

Технология
коллективного
творчества

Обучение и общение в Способность работать в
группе
группе, научиться видеть и
уважать свой труд и труд
своих сверстников, давать
адекватную
оценку
и
самооценку
своей
деятельности
и
деятельности других

Проектная
технология

Разработка
эскизов,
макетов изделий

Способность разрабатывать
эскизы и макеты

Технология
развивающего
обучения

Развитие
фантазии,
воображения

Способность
воплощать
свои фантазии и идеи в
изделии

Педагогическая
мастерская

Самостоятельный
поиск знаний, открытие
чего-то нового

Способность
работать
самостоятельно и творчески

образа,
будущего

По прохождению программы проводиться диагностика уровня усвоения
знаний умений и навыков в соответствие с предполагаемым результатом.
Предлагаются следующие уровни усвоение программы:
Базовый уровень – обучающийся стабильно занимается, выполняет
общеобразовательную программу.
Повышенный уровень – обучающийся проявляет устойчивый интерес к
занятиям, принимает участие в конкурсах районного и городского уровня.
Творческий уровень – проявляет ярко выраженные способности к
изучаемому профилю деятельности, занимает призовые места в конкурсах,
выставках разного уровня.
По результатам педагогического наблюдения заполняется таблица,
подсчитывается количество детей, находящихся на базовом уровнях
развития, и количество детей, достигших повышенного и творческого
уровней. По данным таблицы строятся сравнительные графики уровня
развития детей в начале и конце учебного года, делается вывод о качестве
образовательного процесса.
Параллельно с диагностикой на уровень усвоение программы,
проводиться диагностика на развитие творческих способностей по методики
Е.Е. Туника и Дж. Гилфорда (Приложение 4).
Вариантом оценки индивидуальных результатов учащихся является
мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и
организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся
личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их
выраженности происходит методом наблюдения личностного роста
учащихся (Приложение 3).
Форма подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
Форма
фиксации
результатов
общеобразовательной программы:

реализации

дополнительной

• ежегодная выставка работ детского творческого объединения «Креатив» в
образовательном учреждении;
• «летопись» детского творческого объединения (видео- и фотоматериалы);
• копилка детских работ в различных техниках исполнения;
• портфолио творческих достижений объединения «Креатив» (грамоты,
дипломы, сертификаты и др.);
• отзывы учащихся объединения о выставках, экскурсиях и мастер-классах, в
которых они принимали участие или посетили.

Форма отслеживания результатов усвоения
общеобразовательной программы предполагает:

дополнительной

• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов
учащимися;
• тестирование — при проверке терминологии и определении степени
усвоения теоретического материала.
Формой подведения итогов становятся выставки работ. Такая форма работы
позволяет учащимся критически оценивать не только чужие работы, но и
свои.
Субъектный компонент общеобразовательной программы:
• обучающиеся (дети 6-14 лет);
• педагоги (программа предусматривает интеграцию педагога и психолога);
• родители (взаимодействие работы с родителями).
Интеграция между педагогом и родителями учащихся достигается за счет
взаимодействия (приложение 2). Данное сотрудничество «педагог-родитель»,
как показала многолетняя практика, является залогом успешного освоения
учащимися дополнительной общеобразовательной программы.

2.6.

Список литературы

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. 200 лучших игрушек из бумаги и
картона. – М.: ОООИКТЦ «Лада», 2009г.
2. Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из бумаги: оригами и
другие игрушки из бумаги и картона. / М.: ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2009г.
3. Броди В. Зверюшки из бумаги: пер. с фр. / Вера Броди. – М.: Мой
мир, 2008г.
4. Ермолаева Тамина Л. Б. Проблема развития
способностей детей. // Вопросы психологии 1975г.-№5.

творческих

5. Кряжева Н. П. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль:
Академия развития, 1996г.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.
– М., 2000г.
7. Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ
«Сфера», 2001г.
8. Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – 7-е изд. – М.: Айриспресс, 2007г.
9. Соколова-Кубай Н. Н. Узоры из бумаги
выцинанка. – Культура и традиции. 2006г.

– белорусская

10. Студия декоративно-прикладного творчества: программы,
организация работы, рекомендации / авт-сост. Л. В. Горнова и др. –
Волгоград: Учитель, 2008г.
11. Ступак Е. А. Оригами. Игры и конкурсы. – М.: Айриспресс,2008г.
12. Чиотти, Донателла. Оригинальные поделки из бумаги / Пер. с
итал. Г. В. Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009г.

Приложение №1

Приложение 2
Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей
Творческий союз педагогов дополнительного образования и родителей,
совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и
взаимное уважение помогут наполнить жизнь ребенка интересными делами,
посильным трудом; окажут воздействие на формирование самостоятельности
и самоконтроля. Совместная работа детей и родителей по изготовлению
поделки удовлетворит потребность ребенка в активной деятельности, даст
реальное воплощение мысли, фантазии.
Наладить взаимодействие с родителями призваны:
‒ мастер-класс в середине года, который должен стать для родителей школой
педагогического мастерства, где они будут учиться организации труда
ребенка по изготовлению поделок, методике подобной работы в условиях
семьи;
‒ присутствие на творческом конкурсе в конце года, где родители
привлекаются к оценке детских работ;
‒ родительский уголок в кабинете, который включает следующие рубрики:
постоянная выставка детских работ, «Наши достижения» (грамоты, дипломы
и т.п. с различных выставок), «Сделайте дома с детьми», где даются краткие
рекомендации родителям по выполнению различных поделок;
‒ результаты мониторинга (в конце учебного года родители могут получить
на руки мониторинговый лист с полной картиной развития ребенка за
определенный период времени);
‒ по желанию родителей педагог дополнительного образования предложит
семинары — практикумы в течение учебного года (например: «Связь работы
над игрушками — самоделками с игровой деятельностью детей», «Условия
организации детской трудовой деятельности в семье», «Изготовление
игрушек из различного природного материала», «Уголок ручного труда для
ребенка на даче, сбор и хранение природного материала» и др.)
‒ традиционные формы — родительские собрания (начале и в конце
учебного года) и индивидуальные консультации, беседы по необходимости.
Педагоги — прикладники убеждены в важности подобного контакта с
семьей, который помогает создать духовную близость взрослых и детей,
поднимает авторитет родителей.

Приложение 3
таблица 1
Мониторинг результатов
образовательной программе

обучения

ребенка

по

дополнительной

№

Результаты

Критерий

Показатель

1.

Предметные
результаты

Уровень
владения
терминологией
в
области
декоративноприкладного
творчества

Степень
знания
терминологии
Степень понимания и
осознанности
применения в своей
речи
терминов
и
понятий
Степень владения на
практике техниками и
приемами
Степень
целесообразности
применения приемов и
техник в работе с
различными
материалами
Количество поделок,
выполненных
по
собственному замыслу
и для выставок
Степень
развития
фантазии, мышления,
воображения
Количество
посещенных занятий
Степень участия в
выставках и конкурсах
Степень аккуратности
при
изготовлении
поделок
Степень увлеченности
и заинтересованности

Уровень
сформированности
навыков в области
декоративноприкладного
творчества

2.

Метапредметные
результаты

Уровень
развития
фантазии, образного
мышления,
воображения.

Уровень
устойчивости
интереса к занятиям
3.

Личностные
результаты

Уровень
сформированности
личностных качеств

Форма
отслеживания
результата
тестирование
наблюдение

наблюдение

наблюдение

журнал, раздел
«Творческие
достижения»
наблюдение

журнал
портфолио
наблюдение

наблюдение

Уровень
сформированности
навыков
коллективного
взаимодействия

работой
Количество
посещенных
культурно-массовых
мероприятий
Степень
взаимодействия,
сотрудничества
с
обучающимися

журнал, раздел
«Массовые
мероприятия»
наблюдение

таблица 2
Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения
Оцениваемые показатели
1
Степень
понимания
и
осознанности применения в
своей речи терминов, понятий и
определений

Степень владения на практике
различными
техниками
и
приемами

Степень
целесообразности
применения приемов и техник в
работе
с
различными
материалами

Степень развития фантазии,
образного
мышления
и
воображения

Степень участия в выставках и
конкурсах

Степень выраженности оцениваемого показателя
2
«―» (Обучающийся овладел минимальным набором
понятий и определений, не испытывает затруднений
в
понимании
и
применении
специальной
терминологии)
«+»
(учащийся
осознанно
употребляет
специальную
терминологию
в
построении речевых формулировок с последующим
обоснованием примененного определения)
«―» (учащийся усвоил минимальный набор
приемов,
методов
работы
с
различными
материалами) «+» (учащийся свободно владеет
широким диапазоном различных приемов и
методов)
«―» (учащийся затрудняется в выборе техник и
приемов в работе с различными материалами или
использует одни и те же приемы) «+» (учащийся не
испытывает затруднений при выборе оптимальных
техник, свободно комбинирует их между собой под
свойства конкретного материала)
«―» (учащийся постоянно нуждается в помощи
педагога при составлении композиции, находит
одно рациональное решение) «+» (учащийся
проявляет
креативность,
вариативность
и
самостоятельность в выполнении задания)
«―» (учащийся нуждается в побуждении со
стороны педагога для создания поделок на
выставку, конкурс или не проявляет желания

Степень
аккуратности
изготовлении поделок

при

Степень увлеченности работой и
заинтересованности в результате

Степень
взаимодействия,
сотрудничества
с
другими
учащимися в объединении

изначально
участвовать
в
конкурсных
мероприятиях)
«+»
(учащийся
проявляет
творческую и публичную активность в плане
участия в выставках)
«―» (учащийся умеет организовать свое рабочее
место, но менее усидчив и менее организован) «+»
(учащийся проявляет усидчивость, терпение)
«―» (Маршрут действий диктуется педагогом,
учащийся мало проявляет инициативу) «+»
(учащийся ведет творческий самостоятельный
поиск, нацелен на результат)
«―» (Коммуникативная культура не развита,
учащийся не испытывает потребности в тесном
творческом общении с другими учащийся, не
участвует в массовых мероприятиях в объединении)
«+»
(учащийся
обладает
хорошими
коммуникативными способностями, легко идет на
контакт,
активно
участвует
в
массовых
мероприятиях объединения, готов помогать и
работать совместно с другими обучающимися)

Степень выраженности оцениваемого показателя:
«—» — не наблюдается;
«+» — наблюдается.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».