УП Шахматы

Содержание учебного плана
Содержание программы
Шахматы
Учебный план
Аудиторные часы
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.

10.
11.

Наименование раздела,
темы
Вводное занятие.
Физическая культура и
спорт в России
Шахматный кодекс и
первоначальные понятия.
Исторический обзор
развития
шахмат
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
Квалификационные
турниры.
Анализ партий и типовых
позиций
Сеансы одновременной
игры
Конкурсы решений
задач,
этюдов и нахождения
комбинаций
Промежуточная
аттестация.
Итоговое занятие.
ИТОГО:

Вид контроля/
аттестации

теория

практика

Всего
часов

2

-

2

Опрос,
анкетирование

12

12

24

Тестирование

2

-

2

Педагогическое
наблюдение

8
14
10

18
22
16

26
36
26

Тестирование
Тестирование
Тестирование

-

18

18

Педагогическое
наблюдение

-

4

4

Педагогическое
наблюдение

-

2

2

Педагогическое
наблюдение

-

4

4

Контрольное
тестирование

48

96

144

Содержание учебного плана
Вводное занятие (2ч.)
Проведение инструктажей по технике безопасности в образовательном
учреждении, во время проведения занятий в кабинете и организацией рабочего места,
знакомство с оборудованием кабинета. Правила поведения на рабочем месте. Набор в
группу. Общение с воспитанниками .Организационные моменты. Ознакомление с
правилами поведения в кружке «Шахматы», правилами техники безопасности. Меры
обеспечения безопасности, правила поведения в кабинете. Входная диагностика. История

возникновения шахмат. Терминология.
«Физическая культура и спорт в России».
Теория. Понятие о физической культуре .Шахматы–как вид спорта.
«Шахматный кодекс и первоначальные понятия»(24ч.)
Теория. Правила шахматной игры. Шахматная доска Шахматные фигуры – ладья,
слон ,ферзь, конь, пешка, король. Шахматная нотация. Понятие о центре и флангах.
Понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Ценность фигур. Тяжѐлые и лѐгкие фигуры.
Запись в шахматной партий. Правило превращения пешки, взятие на проходе. Рокировка.
Мат. Ничья. Пат. Вечный шах. Шах защита от шаха. Выигрыш
в шахматной партий.
Турнирные правила. Королевская и фигурная связка.
Поставить мат в 1ход и получить его .Возможно ли выгодное взятие.
Практика. Расположение шахматной доски между партнерами. Обозначение
полей на доске. Требование записи турнирной партии. Мат различными фигурами в
простых позициях с минимальным количеством фигур. Правила выполнения рокировки.
Турнир внутри группы. Решение задач на мат в 1 ход. Конкурс задач. Игра всеми
фигурами. Правила поведения во время игры. Правила «взялся–ходи», будьте
взаимовежливы.
Дидактические игры и задания:
1)
«Горизонталь».
Двое играющих по очереди заполняют
одну из горизонтальных линий шахматной доски пешками;
2)
«Вертикаль». Двое играющих по очереди заполняют одну
из вертикальных линий шахматной доски пешками;
3)
«Диагональ». Двое играющих по очереди заполняют одну
из диагоналей шахматной доски пешками;
4)
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур,
дети должны догадаться, что это за фигура.
5)
«Рокировка».
Обучающиеся
должны
определить
можно
ли рокировать в тех или иных случаях.
6)
«Защита от шаха». Король должен защититься от шаха.
7)
«Шах или мат».
8)
«Шах или пат».
9)
«Мат в один ход».
«Исторический обзор развития шахмат» (2 ч.)
Теория. Происхождение шахмат.
«Дебют»(26ч.)
Теория. Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине
игры. Как начинать партию. Основные принципы развития дебюта. Мобилизация фигур.
Борьба за центр. Безопасность короля. Демонстрация коротких партий. Ошибка в начале
партии. Ловушки в дебюте. Детский мат. Защита от детского мата. Итальянская партия.
Защита двух коней.
Практика. Игра всеми фигурами. Тренировочные партии. Анализ сыгранных
партий.
Сеанс одновременной игры. Дидактические игры и задания: «Защитись от мата».
«Миттельшпиль» (36ч.)

Теория. Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Темы комбинаций.
Использование геометрических мотивов. Основные тактические приемы: связка, двойной
удар, вилка, открытое нападение, открытый шах, двойной шах. Комбинации, основанные
на диагональном действии слонов. Жертва слона наh7 (h2). Коневые комбинации.
Пешечные комбинации. Тяжело-фигурные комбинации. Типичные комбинации,
основанные на взаимодействии фигур. Комбинации на завлечение. Комбинации
на блокировку. Комбинации на отвлечение. Комбинации на освобождение поля.
Комбинации на перекрытие. Комбинации на уничтожение защиты. Комбинации на захват
пункта. Комбинации на разрушение. Простейшие
партии: целесообразное развитие
фигур.
Практика. Конкурс решения, комбинации. Турниры. Демонстрация коротких
партий. Анализ сыгранных партий. Разыгрывание позиций после обдумывания (время
ограничено) с часами против учителя.
Дидактические игры и задания:
1) «Двойной удар» ,фигурой надо напасть одновременно на две фигуры
соперника;
2) «Выиграй фигуру», необходимо сделать такой ход, чтобы при
любом ответе соперника они проиграли одну из своих фигур.
3) «Объяви мат в два хода».
4) «Сделай ничью».
«Эндшпиль» (26ч.)
Теория. Определение эндшпиля. Матование одинокого короля. Мат тяжелыми
фигурами. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против
короля. Ладья и король против короля. Оппозиция. Цугцванг .Борьба пешек. Роль короля
в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ключевые поля. Борьба
ферзя, ладьи против пешки.
Практика. Техника матования одинокого короля. Решение пешечных и ладейных
окончаний, активность короля. Игровая практика. Дидактические игры и задания: «В
угол».
«Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций» (18 ч.).
Теория. Анализ партий и позиций.
Практика. Участие в турнирах внутри группы, городских квалификационных
турнирах, выступление в муниципальных, региональных, соревнованиях. Анализ
сыгранных партий и типовых ошибок.
«Сеансы одновременной игры»(4ч.)
Практика. Сеансы одновременной
с последующим анализом типичных ошибок.

игры

(в

том

числе

тематические)

«Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» (2ч.)
Итоговое
аттестация (4ч.)

занятие.

Контрольно-оценочные

нормативы

и переводная

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата

№
№
план факт урока
п/п

Тема занятия

Дата

№
№
план факт урока
п/п

Тема занятия
1-й год обучения
Раздел №1. Вводное занятие (2ч.)

1
2

Проведение инструктажей по технике безопасности.
Ознакомление с правилами поведения в кружке «Шахматы».
Понятие о физической культуре. Шахматы – как вид спорта.
Раздел №2. «Шахматный кодекс и первоначальные понятия» (11ч.)

3
4
5
6
7

Правила шахматной игры.
Шахматная доска Шахматные фигуры – ладья, слон.
Шахматные фигуры – ладья, слон, ферзь, конь.
Шахматные фигуры – ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Шахматная нотация.

8
9

Понятие о центре и флангах.

10
11
12

Понятие о миттельшпиле.
Понятие о эндшпиле.

13
14

15

Понятие о дебюте.

Ценность фигур.
Тяжѐлые и лѐгкие фигуры.
Раздел №3. Исторический обзор развития шахмат (1ч.)
Происхождение шахмат.
Раздел №4. Дебют (7ч.)
Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе
в середине игры.

16

Как начинать партию.

17
18
19
20
21

Основные принципы развития дебюта.
Мобилизация фигур.
Борьба за центр.
Безопасность короля.
Демонстрация коротких партий.
Раздел №5. «Миттельшпиль» (9ч.)

22

Понятие о тактике.

23

Понятие о комбинации.

24

Темы комбинаций.

Дата

№
№
план факт урока
п/п

Тема занятия

25

Использование геометрических мотивов.

26
27

Основные тактические приемы: связка.
Основные тактические приемы: двойной удар.

28

Основные тактические приемы: вилка.

29

Основные тактические приемы: открытое нападение.

30

Основные тактические приемы: открытый шах, двойной шах.
Раздел №6. Эндшпиль (5ч.)

31

Определение эндшпиля.

32

Матование одинокого короля.

33

Мат тяжелыми фигурами.

34

Две ладьи против короля.

35

Ферзь и ладья против короля.
Раздел №10. Промежуточная аттестация (1ч.)

36

Итоговое занятие. Открытое занятие для родителей.
2-й год обучения
Раздел №2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия (13ч.)

37

Запись в шахматной партий.

38

Правило превращения пешки.

39

Правило взятие на проходе.

40

Рокировка.

41

Мат.

42

Ничья.

43

Пат.

44

Вечный шах.

45

Шах защита от шаха.

46

Выигрыш в шахматной партий.

47

Турнирные правила.

48

Королевская и фигурная связка.

49

Поставить мат в 1ход и получить его.

Дата

№
Тема занятия
№
план факт урока
п/п
Раздел №3. «Исторический обзор развития шахмат» (1 ч.)
50

Происхождение шахмат.
Раздел №4. «Дебют» (6ч.)

51

Ошибка в начале партии.

52

Ловушки в дебюте.

53

Детский мат.

54

Защита от детского мата.

55

Итальянская партия.

56

Защита двух коней.
Раздел №5. «Миттельшпиль» (9ч.)

57

Комбинации, основанные на диагональном действии слонов.

58

Жертва слона на h7 (h2).

59

Коневые комбинации.

60

Пешечные комбинации.

61

Тяжело-фигурные комбинации.

62

Типичные комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

63

Комбинации на завлечение.

64

Комбинации на блокировку.

65

Комбинации на отвлечение.
Раздел №6. «Эндшпиль» (6ч.)

66

Ферзь и король против короля.

67

Ладья и король против короля.

68

Оппозиция.

69

Цугцванг.

70

Борьба пешек.

Дата

№
№
план факт урока
п/п
71

Тема занятия
Роль короля в эндшпиле.

Раздел №10. Промежуточная аттестация (1ч.)
72

Итоговое занятие. Открытое занятие для родителей.
3-й год обучения
Раздел №4. Дебют (7ч.) Практика.

73

Игра всеми фигурами.

74

Тренировочные партии.

75

Анализ сыгранных партий.

76

Сеанс одновременной игры.

77

Дидактические игры и задания: «Защитись от мата».

78

Игра всеми фигурами.

79

Игра всеми фигурами.
Раздел №5. «Миттельшпиль» (10ч.) Практика.

Комбинации на освобождение поля.
Комбинации на перекрытие.
Комбинации на уничтожение защиты.
Комбинации на захват пункта.
Комбинации на разрушение.
Простейшие принципы разыгрывания середины партии:
85
целесообразное развитие фигур.
Конкурс решения, комбинации.
86
Турнир.
87
Демонстрация коротких партий.
88
Анализ сыгранных партий.
89
Раздел №6. Эндшпиль (8ч.) Практика.
Король и пешка против короля.
90
Правило квадрата.
91
Ключевые поля.
92
Борьба ферзя, ладьи против пешки.
93
Техника матования одинокого короля.
94
Решение пешечных и ладейных окончаний, активность короля.
95
Игровая практика.
96
Дидактические игры и задания: «В угол».
97
Раздел №7. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций (9ч.)
Теория. Анализ партий и позиций.
98
80
81
82
83
84

Дата

№
Тема занятия
№
план факт урока
п/п
Участие в турнире внутри группы.
99
Участие в турнире внутри группы.
100
101

Участие в турнире внутри группы.

102

Участие в турнире внутри группы.

103

Участие в турнире внутри группы.

104

Участие в турнире внутри группы.

105

Участие в турнире внутри группы.

106

Анализ сыгранных партий и типовых ошибок.

Раздел №9. «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» (1ч.)
107
108

109
110
111
112
113
114

Решений задач, этюдов и нахождения комбинаций
Раздел №10. Промежуточная аттестация (1ч.)
Итоговое занятие. Открытое занятие для родителей.
4-й год обучения
Раздел №4. Дебют (6ч.) Практика.
Игра всеми фигурами.
Тренировочные партии.
Анализ сыгранных партий.
Сеанс одновременной игры.
Дидактические игры и задания: «Защитись от мата».
Игра всеми фигурами.
Раздел №5. «Миттельшпиль» (8ч.) Дидактические игры.

115
116
117
118
119
120
121
122
123
124

Турнир.
Разыгрывание позиций после обдумывания (время ограничено)
с часами против педагога.
«Двойной удар», фигурой надо напасть одновременно на две
фигуры соперника;
«Выиграй фигуру», необходимо сделать такой ход, чтобы при
любом ответе соперника они проиграли одну из своих фигур.
«Объяви мат в два хода».
«Сделай ничью».
Демонстрация коротких партий.
Анализ сыгранных партий.
Раздел №6. «Эндшпиль» (7ч.) Практика.
Король и пешка против короля.
Правило квадрата.

Дата

№
Тема занятия
№
план факт урока
п/п
Ключевые поля.
125
Борьба ферзя, ладьи против пешки.
126
Техника матования одинокого короля.
127
Решение пешечных и ладейных окончаний, активность короля.
128
Игровая практика.
129
Раздел №7. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций (9ч.)
Теория. Анализ партий и позиций.
130
Участие в турнире внутри группы.
131
Участие в турнире внутри группы.
132
133

Участие в турнире внутри группы.

134

Участие в турнире внутри группы.

135

Участие в турнире внутри группы.

136

Участие в турнире внутри группы.

137

Участие в турнире внутри группы.

138

Анализ сыгранных партий и типовых ошибок.
Раздел №8. «Сеансы одновременной игры» (4ч.)

140

Тематический сеанс одновременной игры с последующим
анализом типичных ошибок.
Тематический сеанс одновременной игры с последующим
анализом типичных ошибок.

141

Тематический сеанс одновременной игры с последующим
анализом типичных ошибок.

142

Тематический сеанс одновременной игры с последующим
анализом типичных ошибок.

139

Раздел №9. «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» (1ч.)
143

Решений задач, этюдов и нахождения комбинаций
Раздел №10. Промежуточная аттестация (1ч.)

144

Итоговое занятие. Открытое занятие для родителей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».