СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Гармония»
Учебный план
1 год обучения (стартовый уровень 144 часа)
Общее кол-во часов
Формы
Название тем
аттестации
Всего Теория Практика
1
Вводное занятие
2
2
2
Певческая установка.
4
2
2
Практическая
работа
3
Певческое дыхание.
14
8
6
Практическая
работа
4
Музыкальный звук.
Высота звука.
12
2
10
Практическая
работа
5
Работа над дикцией и
артикуляцией.
14
4
10
Практическая
работа
6
Формирование
сценической культуры.
Работа с фонограммой.
30
8
22
Практическая
работа
7
«Цепное» дыхание.
12
2
10
Практическая
работа
8
Работа над чистотой
интонирования.
10
3
7
Практическая
работа
9
Работа над дикцией и
артикуляцией.
10
4
6
Практическая
работа
10
Умение согласовывать
пение с ритмическими
движениями.
12
3
9
Практическая
работа
11
Работа над
выразительным
исполнением песни и
созданием
сценического образа.
18
2
16
Практическая
работа
12.
Итоговое занятие
6
2
4
Выступления
144
46
98
Итого:
Прослушивание
Содержание программы
1 год обучения стартовый уровень (144 часа)
1.
Вводное занятие (2 часа)
Теория: Знакомство с обучающимися. Знакомство с кабинетом, его
оборудованием. Задачи и содержание работы. Внутренний распорядок в
кабинете, общие правила безопасности труда и личной гигиены. Правила
безопасности на занятиях. Прослушивание.
2.
Певческая установка (4 часа)
Теория: Посадка певца, положение корпуса, головы.
Практика: Навыки пения сидя и стоя.
3.
Певческое дыхание (14 часов)
Теория: Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало
пения. Различные типы дыхания перед началом пения в зависимости от
характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания
в процессе пения.
Практика: Смена дыхания в процессе пения.
4.
Музыкальный звук. Высота звука (12 часов)
Теория: Звуковедение и чистота интонирования. Естественный
свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление
гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное
звучание).
Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука.
Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах
(головное звучание).
5.
Работа над дикцией и артикуляцией (14 часов)
Теория: Развитие согласованности артикуляционных органов, которые
определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или
дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от
зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во
рту).
Практика: Работа над дикцией и артикуляцией: умение открывать рот,
правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения
нижней челюсти, свободное положение языка во рту.
6.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой
(30 часов)
Теория: Обучение ребѐнка пользованию фонограммой осуществляется с
помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем
темпе.
Практика: Пение под фонограмму - заключительный этап работы.
Формировать у детей культуру поведения на сцене.
7.
«Цепное» дыхание (12 часов)
Теория: Понятия «Цепное дыхание», «Цезура».
Практика: Смена дыхания в процессе пения, различные приѐмы дыхания
(короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же
активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания
(пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение
продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
8.
Работа над звуковедением и чистотой интонирования (10
часов)
Теория: Понятия регистр, легато и нон легато.
Практика: Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во
всѐм диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной
регистры.
9.
Работа над дикцией и артикуляцией (10 часов)
Теория: Понятие артикуляция.
Практика: Работа над особенностями произношения при пении
(напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания
неударных гласных) быстрое и чѐткое выговаривание согласных
Формирование чувства ансамбля.
10.
Умение согласовывать пение с ритмическими движениями
(12 часов)
Теория: Понятие ритм (ровный, пунктирный, синкопированный).
Практика: Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах
при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая,
половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в
различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более
быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком
(шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с
аккомпанементом.
Пение
несложных
двухголосных
песен
без
сопровождения.
11. Работа над выразительным исполнением песни и созданием
сценического образа (18 часов)
Теория: Понятие фонограмма (минусовая, плюсовая).
Практика: Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их
умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над
выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
11.
Повторение репертуара (7 часов)
12.
Итоговое занятие (5 часов)
Теория: Анализ выступлений. Подведение итогов первого учебного
года. Практика: Выступления, отчетный концерт, концерт для родителей.
№
п/п
Название тем
2 год обучения
Базовый уровень(144 часа)
Общее кол-во часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации
1.
Вводное занятие
2
2
2.
Певческая установка и
навыки певческого
дыхания.
4
2
2
Практическая
работа
3.
Упражнения на
выявление тембровой
окраски голоса.
12
6
6
Практическая
работа
4.
Постановка вокального
дыхания.
14
4
10
Практическая
работа
5.
Дыхательная
гимнастика.
18
6
12
Практическая
работа
6.
Пение учебнотренировочного
материала.
14
4
10
Практическая
работа
7.
Распевания на дикцию,
на развитие и
укрепление певческого
дыхания.
12
2
10
Практическая
работа
8.
Совершенствуем
несложные элементы
двухголосия.
12
4
8
Практическая
работа
9.
Дикция и правильное
голосообразование.
Скороговорки.
Артикуляционная
гимнастика.
12
4
8
Практическая
работа
10. Репертуарная практика.
20
3
17
Практическая
работа
Тренинг на эмоции и
11. сценическую речь.
Сценическая практика.
18
2
16
Практическая
работа
12. Итоговое занятие.
6
2
4
Выступления
144
46
98
Итого:
Прослушивание
Содержание программы
2 год обучения (144 часа)
1.Вводное занятие (2 часа)
Теория: Техника
безопасности,
соответствующая
внутренним
инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном
учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, сменная обувь и т.д.)
2.Постановка голоса (4 часа)
Теория: Певческая установка и навыки певческого дыхания. «Зевок» методический приѐм произвольного опускания гортани. Теория образования
звука и работа вокального аппарата.
Практика: Укрепление и развитие певческого диапазона. «Слушать и
слышать себя!»
3.Упражнения на выявление тембровой окраски голоса(12 часов)
Теория: Упражнения на выявление тембровой окраски голоса:
акапелла, двухголосие (параллельное движение 3, 6), на разные виды
голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных.
Практика: Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых
песен, пение упражнений а’капелла; упражнений на освоение двухголосия
(параллельное движение 3, 6) – для ансамбля.
Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного
дыхания,
на
выравнивание
гласных.
Развитие
ощущения
правильного резонирования и активности работы артикуляционного
аппарата. Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха.
4.Постановка вокального дыхания (14 часов)
Теория: Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка
(3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание
огня», « Собачка» и др.
Практика: Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные
фразы - разумный, экономичный выдох. Вдох между фразами в быстром
произведении. Упражнения на грамотное распределение дыхания.
Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)»,
«Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Собачка» и
др.
5. Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания
по Стрельниковой) (18 часов)
Теория: Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой).
Практика: Упражнения для развития и укрепления вокального
дыхания. Отработка правильного диафрагматического дыхания. Знакомство с
навыками «цепного дыхания» (для ансамбля). Работа над произнесением
одной мысли на одном дыхании.
6. Пение учебно-тренировочного материала (14 часов)
Теория: Разъяснение теоретических основ применения упражнений.
Практика: Распевания, содержащие дыхательные упражнения,
мелодии -попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на
определѐнные гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении
гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на
расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических
сложностей).
7. Распевание как эмоциональная настройка вокалиста (12 часов)
Теория: Распределение внимания и слуховой контроль.
Практика: Распевания на дикцию, на развитие и укрепление
певческого дыхания. Проработка упражнений с усложнением и
ускорением. Мышечный автоматизм и слуховой «контроль» поющего.
Упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к
трезвучиям.
8. Совершенствуем несложные элементы двухголосия (12 часов)
Теория: Понятие полифония и гомофония в музыке.
Практика: Совершенствуем несложные элементы двухголосия –
подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и
сближение голосов – принцип «веера» (для ансамбля). Упражнения на
создание ритмического ансамбля (для ансамбля). Пение с микрофоном
упражнений и отрывков из песен и запись в компьютер с последующим
прослушиванием и просмотром записи.
9. Дикция и правильное голосообразование. Скороговорки.
Артикуляционная гимнастика (12 часов)
Теория: Понятие резонаторы и их расположение.
Практика: Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки.
Гласные – «носители» вокального звука. Упражнения на подачу звука.
Упражнения на развитие и укрепление ощущения резонаторов. Анализ
внутренних ощущений. Упражнения на развитие грудного резонатора.
Упражнения на снятие зажатий.
10. Репертуарная практика
(20 часов)
Теория: Разнообразие репертуара: включение произведений различных
по форме, жанру, содержанию. Выбор произведений, способствующих
развитию и укреплению голоса, составление репертуарного плана.
Практика: Усложнение репертуара: двухголосие (для ансамбля);
тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические
трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль»
или
«фонограмма»).
Технические
моменты
репертуара.
Разучивание произведения по партиям, работаем над унисоном, текст
отрабатываем
в
виде
мелодической
«речитации».
Учимся
распределять дыхание во время сценического движения. Художественный
этап в отработке репертуара - пение осмысленное и выразительное.
11. Тренинг на эмоции и сценическую речь (18 часов)
Теория: Введение в сценическую репетиционную работу таких
понятий, как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпоритм.
Практика: Нарабатываем «специальное состояние», которое позволяет
комфортней чувствовать себя в жизни, на сцене, отрабатываем навыки
актѐрского мастерства. Работа над эстрадным номером: развиваем умение
раскрыть индивидуальность песни, выстроить драматургию номера. Этюды
для тренировки актѐрской природы в разнообразных сценических ситуациях.
Учимся не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на
сцене. Уметь сочетать пение с простейшими танцевальными движениями.
Вырабатываем осознанное ощущение пространства для грамотного и
уверенного расположения ансамбля на сцене.
12. Итоговое занятие (6 часов)
Теория: Анализ выступлений. Подведение итогов второго учебного
года. Практика: Выступления, отчетный концерт, концерт для родителей.