2. Цели и задачи дополнительной образовательной общеразвивающей программы 2.1. Целями и задачами Программы является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. 3. Содержание дополнительных образовательных общеразвивающих программ 3.1. Дополнительныеобразовательные общеразвивающие программы направлены на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также на организацию их свободного времени. 3.2. Содержание дополнительной образовательной общеразвивающей программы должно соответствовать: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона; - соответствующему уровню образования; направленностям дополнительного образования (техническая, спортивная, художественная, социально – педагогическая, информационно – технологическая, экологическая и др.); - образовательным технологиям, отраженным в принципах, формах и средствах образования, методах управления образовательным процессом. 3.3. Содержание рабочей программы дополнительного образования детей должно быть направлено на: - создание условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения творческой самореализации личности ребенка, еѐ интеграции в систему мировой и отечественной культур; - интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. 4. Технология разработки рабочей программы 4.1. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования по определенной направленности дополнительного образования детей на учебный год. 4.2. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного направления. 5. Структура дополнительной образовательной общеразвивающей программы 5.1. Дополнительнаяобразовательная общеразвивающая программа включает следующие структурныеэлементы: - Титульный лист. - Паспорт программы. - Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования Пояснительную записку. - Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации. 5.2. Титульный лист содержит: - Полное наименование образовательного учреждения. - Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная общеразвивающая программа. - Название дополнительной образовательной общеразвивающей программы. - направленность - Возраст детей, на которых рассчитана дополнительнаяобразовательная общеразвивающая программа. - Срок реализации дополнительной образовательной общеразвивающейпрограммы. - Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной общеразвивающейпрограммы. - Название населенного пункта, в котором написана дополнительная образовательная общеразвивающаяпрограмма. - Год разработки дополнительной образовательнойобщеразвивающей программы. 5.3. В пояснительной записке дополнительной общеразвивающей образовательной программы следуетраскрывать: № п/п 1. Структурный компонент Содержание структурного компонента программы Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования Пояснительная записка Нормативные правовые Федеральный закон от 29.12.2012 № 273основы разработки ДООП ФЗ «Об образовании в РФ». Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» №22б от 26.05.2023г 2. Направленность дополнительной общеразвивающей программы (техническая, естественнонаучная, художественная, туристскокраеведческая, социальнопедагогическая, физкультурно-спортивная) 3. Актуальность 1.4 Цель программы 1.5 Задачи программы - Обосновать принадлежность программы именно к данной направленности; - направленность программы определяется не направлением деятельности (шахматный клуб, танцевальная студия, фольклорный коллектив и т.д.), а ведущей педагогической идеей, выраженной в целях и задачах программы (например, программа клуба фехтования может быть не физкультурно-спортивной, а социальнопедагогической направленности, если в постановке цели педагог делает акцент, прежде всего, на воспитание качеств личности(лидерских качеств, воли, умения не пасовать перед жизненными трудностями и т.д.). - Ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного образования проблем; может базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта, детского или родительского спроса, современных требований модернизации образования, потребностей общества и социальном заказе, потенциале образовательной организации и т.д. Связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый конечный результат; предполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если срок реализации программы более одного года («ключевые» слова: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование, становление и т.д.) - образовательные (предметные); развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, 1.6 Ожидаемые результаты 1.7 Педагогическая целесообразность 1.8 Отличительные особенности данной дополнительной программы навыков, компетенций и т.п. - личностные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.; - метапредметные; развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п. Стартовый Базовый Продвинутый уровень уровень уровень Знать Знания Знания Знания Уметь Умения Умения Умения Владеть Навыки Навыки Навыки - предметные результаты (требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе, т.е. что он должен знать и уметь); - личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению), - метапредметные результаты (коммуникативные, регулятивные, познавательные) Аргументированное обоснование педагогических приемов, использования форм, средств и методов образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами дополнительного образования. Аргументировать собственные взгляды педагога на проблему и определить практическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения; степень отражения в программе условий для социального, культурного, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности обучающегося; наличие инновационных подходов Следует обосновать своеобразие программы, принципы отбора содержания, ключевые понятия, указать, чем программа отличается от уже существующих программ (в постановке образовательных задач, в построении учебного плана, в содержании занятий, в использованной разработчиком литературе, в изложенных основных идеях, на которых базируется программа. Данный раздел пояснительной записки может быть логически объединен с разделом «Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность» 1.9 Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы): (название предметов) 1.10 Вид программы Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов. Экспериментальная программа - это программа, которая разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогический технологии. Ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. Авторская программа - это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной. Она создается педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Эта программа предназначена для обучения впервые вводимому курсу, либо предполагает собственный подход автора к традиционным темам. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору 1.11 Адресат программы 1.12 Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы Примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе - возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе, иные медикопсихолого-педагогические характеристики; характеристика возрастно-психологических особенностей обучающихся, обосновываются принципы формирования групп, количество обучающихся в группе Указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год; могут быть выделены этапы, определен уровень программы ( стартовый, базовый, продвинутый), предусматривается реализация краткосрочных программ, в том числе в формате «интенсив» Очная, очно-заочная, очно-дистанционная, заочная. Формы организации образовательного процесса определяют организации-партнеры Режим занятий Периодичность и продолжительность занятий (общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю) Особенности организации Указать специфику сетевой реализации: состав образовательного процесса группы (постоянный, переменный и др.); занятия (индивидуальные, групповые и т.д.); группы обучающихся одного возраста или разновозрастные группы, индивидуальные занятия Учебный план Наименование разделов и тем, последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, форм контроля); оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения. Материал следует излагать назывными предложениями; в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты Содержание программы Включает: название темы, описание теоретического и практического материала, формы контроля по каждой теме. При наличии тематических модулей (по каждому модулю должны быть указаны: образовательная задача модуля, которая будет поставлена перед обучающимися; учебные задачи (подзадачи) модуля, которые будут поставлены перед обучающимися; предполагаемые тематические рабочие группы обучающихся и форматы их работы; тематическая программа модуля, которая должна обеспечивать интегративность, преемственность содержания программы, ее уровневость (ознакомительный, базовый, продвинутый) Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации Календарный учебный график дата начала и окончания учебных программы периодов/этапов; - количество учебных недель или дней; - продолжительность каникул; - сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п.; Является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы Условия реализации Указать вклад сетевых партнеров: программы материально-техническое обеспечение 1.13. Формы обучения 1.14 1.15 1.16 1.17 2.1 2.2 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы (характеристика помещения для занятий по программе); - перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся); - информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет источники); кадровое обеспечение (целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора) Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности Отразить перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов Описание методов обучения и воспитания, технологий, в том числе информационных, форм организации учебного занятия, тематики и форм методических материалов по программе (пособия, оборудование, приборы и др.); дидактических материалов (раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.); алгоритма учебного занятия (краткое описание структуры занятия и его этапов) Нормативно-правовое обеспечение. Основная (3-6 источников, 2013 – 2019 годов издания) и дополнительная учебная литература (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы). Список должен быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок, в том числе и для интернет ресурсов. 6. Рассмотрение и утверждениедополнительной образовательной общеразвивающей программы 6.1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разрабатываются педагогами на основании типовых и примерных программ. 6.2. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа принимается на Педагогическом совете Дома детского творчества и утверждается приказом директора в начале учебного года. 6.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям директор ДДТ накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. 6.4. Предусматривается возможность внесения изменений и дополнений с учетом специфики Дома детского творчества, вида деятельности, современных требований к дополнительным образовательным общеразвивающим программам. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом ДДТ. 6.5. Администрация Дома детского творчества вправе осуществлять контроль над выполнением дополнительной образовательной общеразвивающей программы в соответствии с планом внутриучрежденческого контроля. 7. Оформление рабочей программы 7.1. Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman кегль 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. 7.2. Учебное планирование представляется в виде таблицы: № Название раздела, тема занятия Общее кол-во час. В том числе теория практика Форма контроля 1. (название раздела) 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения. 8.2. Изменения или дополнения в настоящее Положение вносятся путем издания приказа директора Дома детского творчества о внесении изменений или дополнений. 8.3. Срок действия настоящего Положения: до принятия нового.