Оглавление Раздел 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП 1.2. Направленность 1.3. Актуальность 1.4. Цель программы 1.5. Задачи программы 1.6. Ожидаемые результаты 1.7. Педагогическая целесообразность 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1.10. Вид программы 1.11. Адресат программы 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП 1.13. Формы обучения 1.14. Режим занятий 1.15. Особенности организации образовательного процесса 1.16. Учебный план 1.17. Содержание программы Раздел 2. 2. Комплекс организационно педагогических включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный график программы 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы условий, 1. Пояснительная записка В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социальноличностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования. Курс «Правила дорожного движения» составлен с учетом актуального развития обучающихся и социального заказа родителей целью обучения умственно отсталых обучающихся навыкам безопасного поведения. Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» составлена на основе: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.и план 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. мероприятий по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» приказ № 3 от 12.01.2022г Положение об адаптированной дополнительной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» приказ № 23 от 30.08.2023 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа-начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами внеурочной деятельности. Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожнотранспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Уже с раннего возраста у умственно отсталых детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи программы: формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД; привитие культуры безопасного поведения на дорогах; обучение школьников ПДД; развитие творческих способностей; формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ; формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах; развивать мотивацию к безопасному поведению; формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице ; - способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей, лексико-грамматических категорий, развивать связную речь. 1. Отличительные особенности. Программа составлена в соответствии с законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Программа опирается на личностно - ориентированный и компетентностный подходы, создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока: 1. Улица полна неожиданностей 2. Наши верные друзья 3. Это должны знать все В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге. Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дорожного движения. В третьем блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д. Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала . Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД- это условие сохранения жизни себе и окружающим. Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков. Адресат программы: Адаптированная дополнительная общеобразовательная программаразработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): с нарушением интеллекта (имеющих умственную отсталость легкой, умеренной и тяжелой степени) с учетом федерального государственного образовательного стандарта. Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны: тематические занятия беседы викторины на лучшее знание правил дорожного движения настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры экскурсии демонстрация фильмов и видеороликов Основные методы проведения занятий: 1. Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия; 2. Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, табличек, фильмов по правилам дорожного движения; 3. Практические: игровые занятия, конкурсы, экскурсии и викторины. В ходе занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Место курса «Правила дорожного движения» в учебном плане. Данные занятия решают задачи образовательной и коррекционно-развивающей работы с учетом актуального состояния развития обучающихся и социального заказа родителей, проводятся педагогом в рамках внеурочной деятельности. Срок реализации программы Программа рассчитана на 1 час занятий в неделю на 1 год обучения. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы коррекционного курса внеурочной деятельности В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью предметных и личностных результатов. Предметные результаты: Минимальный уровень: Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: 1. Элементы дороги и их назначение 2. Что такое остановочный путь. 3. Что такое пешеходный переход. Обозначения переходов. Правила пользования переходами. 4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка. 5. Что такое перекресток. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них. 6. Значение сигналов светофора. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. Достаточный уровень: 1. Определять места перехода через проезжую часть. 2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого. 3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п. 4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого. 5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: 1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений. 2. Что такое остановочный путь, его составляющие. 3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами. 4. Правила перехода проезжей части до- 1. Определять места перехода через проезжую часть. 2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого. 3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п. 4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого. роги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка. 5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них. 6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. 7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств. 8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки. 9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе. 10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта. 11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути. 12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части. 13. Безопасный путь в школу. 14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах. 15. Возможности и особенности своего зрения и слуха. 5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п. 6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах. 7. Определять признаки движения автомобиля. 8. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток. Личностные результаты: принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Достижение базовых учебных действий: - познавательных учебных действий: - умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - наблюдать; - регулятивных учебных действий: умение проговаривать последовательность действий; умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; умение работать по предложенному учителем плану; организующие умения в труде: вовремя приходить на занятие, входить и выходить из учебного помещения со звонком; пользоваться учебной мебелью; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. - коммуникативных учебных действий: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; Формы и средства проверки и оценки результатов обучения В конце учебного года проводится оценка результатов освоения обучающимися программы внеурочной деятельности. Оценка достижений производится по результатам тестовой диагностики во 2 – 4 классах, по наблюдениям о сформированности у детей навыков безопасного поведения на улице, перехода улиц и дорог, которые ведутся в течение учебного года. В основу программы также положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. О достижении результатов следует судить по следующим критериям: o по повышению уровня общей поведенческой культуры; o по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся; o по отношению в коллективе. Воспитательные результаты программы оцениваются по трем уровням: № Тема раздела Форма Ожидаемый результат п.п. Улица полна 1 уровень – знание об элементах улиц, их назначении, 1. неожиданностей. Игровое названиях, об остановочном пути, его составляющих, о занятие пешеходном переходе (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный), его обозначении, знание правила пользования переходами. 2 уровень – умения ориентироваться в элементах улиц и дорог, понимать дорожные ситуации, определять места перехода через проезжую часть, обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п. 3 уровень - приобретение опыта перехода через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого. Наши верные 1 уровень – знание о сигналах и устройстве 2. друзья. светофора, его назначении, названиях, об остановочном пути, его составляющих, о дорожных знаках, знание правил движения по дорожных знакам, о правилах безопасного поведения на улицах города, об опасностях, подстерегающих их на дороге. 2 уровень – умения ориентироваться по сигналам светофора и дорожным знакам, понимать дорожные ситуации, определять места перехода через проезжую часть, обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какойлибо предмет на проезжую часть и т. п. 3 уровень - приобретение опыта перехода через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого. Это должны 1 уровень – знание правила пользования переходами 3. знать все. при движении в колонне, правил поведения в общественном транспорте и особенности перехода улиц на загородной дороге. 2 уровень – умения ориентироваться на улицах и дорогах по дорожным знакам, дорожной разметке, по сигналам светофора; приобретение умений предвидеть развитие дорожных ситуаций. 3 уровень приобретение навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, формирование навыков самооценки и самоанализа своего поведения на улицах города и в общественном транспорте. 3. Учебно – тематический план № Раздел, тема Количество часов п.п. 1. 2. 3. Всего Экскурсии Коррекционные Викторины Конкурс игры рисунков 1 год Улица полна 12 1 неожиданностей. Наши верные друзья. 11 Это должны знать 13 все. Итого: 36 1 4. Содержание программы 11 9 10 2 3 30 5 Раздел 1. Улица полна неожиданностей – 12 ч. Зачем нужно знать правила дорожного движения? Безопасность на улице. Город, где мы живем. Опасности на наших улицах. Мы идем в школу. Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Правила перехода через дорогу. Посвящение в пешеходы. Раздел 2. Наши верные друзья - 11. Наши друзья – дорожные знаки. Знакомство со знаками. Дорожные знаки для пешеходов. Светофор и его сигналы. Виды пешеходных переходов. Читаем дорожные знаки. Безопасный путь в школу. Угадай, что за знак? Раздел 3. Это должны знать все – 13 ч. Правила движения в колонне. Где можно и где нельзя играть? Мы пассажиры общественного транспорта. Мы пассажиры личного транспорта. Загородная дорога. Пешеход на загородной дороге. Итоговый праздник по ПДД: «Мы знаем правила дорожного движения!» 5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Список учебно-методической литературы: 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год. Литература для учителя: 2. Журнал для детей «Азбука безопасности или ПДД (Посмотреть в библиотеке) Материально-техническое оснащение: 1. технические и электронные средства обучения: автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением, телевизор, CD/DVD –проигрыватели, аудиомагнитофон, мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи, СД - диск «Правила дорожного движения для детей» (Издво ООО «Селена» 2008г.), классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц. Информационное обеспечение образовательного процесса - Портал «Мой http://moi-sat.ru университет»/ Факультет коррекционной педагогики - Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites Учительский портал http://www.uchportal.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Сайт детского познавательного журнала «Весёлые медвежата» http://www.medvejata.ru/greenlight - Сайт «Детские электронные книги и презентации» http://viki.rdf.ru/cat/1_klass 6. Приложения к программе. 6.1.Календарно – тематическое планирование. № Тема п.п занятия . Раздел 1. Улица полна неожиданност ей. 1. Зачем нужно знать правила дорожного движения? 2. Безопасность на улице. Кол. часо в 12 ч. Форма Деятельнос ть учащихся Коррекцион ная работа Ожидаемый результат 1 уровень – приобретение знаний об опасностях, подстерегаю щих детей на улицах и о том, как можно их избежать. 1 уровень – приобретение знаний об опасностях, подстерегаю щих детей на улицах и о том, как можно их 1 урок - игра Узнать и запомнить для чего нужно знать ПДД. Коррекция произвольног о внимания, долговременн ой памяти. 1 урок - игра Узнать и запомнить как безопасно передвигать ся по улицам города. Коррекция произвольног о внимания, слуховой памяти. 3. Город, где мы живем. 1 экскурсия Учиться наблюдать за движением пешеходов и транспорта по улицам нашего города. Коррекция внимания, зрительной памяти, мышления. 45. Опасности на наших улицах. 2 урок - игра Узнать и запомнить какие опасности подстерега ют пешеходов на дорогах. Коррекция внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления. 67. Мы идем в школу. 2 коррекционн ые игры Узнать и запомнить правила перехода перекрестка вблизи нашей школы. Коррекция внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления. 8. Школа безопасности. 1 коррекционн ые игры Узнать и запомнить правила поведения на улицах. Коррекция внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления. 9. Движение пешеходов и машин. 1 коррекционн ые игры Узнать и запомнить правила движения по улицам пешеходов Коррекция внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления. избежать. 2 уровень – приобретение умений ориентироват ься на улицах города, наблюдать за движением пешеходов и транспорта по улицам города. 1 уровень – приобретение знаний об опасностях, подстерегаю щих детей на улицах и о том, как можно их избежать. 1 уровень – приобретение знаний об опасностях, подстерегаю щих детей на улицах и о том, как можно их избежать. 1 уровень – приобретение знаний об опасностях, подстерегаю щих детей на улицах и о том, как можно их избежать. 1 уровень – приобретение знаний о правилах движения по улицам и машин. 10. Правила перехода через дорогу. 1 коррекционн ые игры 11. Школа безопасности. 1 коррекционн ые игры 12. Посвящение в пешеходы. 1 урок-игра 13. Раздел 2. Наши верные друзья. 11 ч. Наши друзья – 1 коррекционн дорожные ые игры знаки. 14- Знакомство со 15. знаками. 2 коррекционн ые игры 16. Дорожные знаки для пешеходов. 1 коррекционн ые игры 17. Светофор и его 2 сигналы. коррекционн ые игры Узнать и запомнить правила перехода через дорогу. Учиться предвидеть развитие дорожных ситуаций. Вспомнить полученные знания и применить их в игровой ситуации. Узнать и запомнить для чего нужны дорожные знаки. Узнать и запомнить для чего нужны дорожные знаки. Узнать и запомнить дорожные знаки для пешеходов. Узнать и запомнить что такое светофор и о чем говорят его сигналы. Коррекция внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления. Коррекция внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, речи. Коррекция внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, речи. Коррекция зрительной памяти, логического мышления, внимания. Коррекция зрительной памяти, логического мышления, внимания. Коррекция зрительной памяти, логического мышления, внимания. Коррекция зрительной памяти, логического мышления, внимания. города пешеходов и машин. 1 уровень – приобретение знаний о правилах перехода через дорогу. 2 уровень приобретение умений ориентироват ься в дорожных ситуациях. 3 уровень – самостоятель ное выполнение заданий, самоанализ своего поведения на улицах. 1 уровень – приобретение знаний о дорожных знаках. 1 уровень – приобретение знаний о дорожных знаках. 1 уровень – приобретение знаний о дорожных знаках. 1 уровень – приобретение знаний о светофоре и его сигналах. 18- Виды 19. пешеходных переходов. 2 урок - игра Узнать и запомнить виды пешеходны х переходов. Коррекция произвольног о внимания, слуховой памяти через прослушиван ие и заучивание стихов о видах пешеходных переходов Коррекция внимания, памяти, мышления, речи. 20. Читаем дорожные знаки. 3 коррекционн ые игры Уметь рассказать о чем говорят нам дорожные знаки для пешеходов. 21. Безопасный путь в школу. 1 урок - игра Коррекция внимания, памяти, мышления, речи. 22. А знаешь ли ты? 1 викторина 23. Угадай, что за знак? 1 викторина Уметь рассказать о безопасном переходе перекрестка вблизи нашей школы. Вспомнить полученные знания и применить их в игровой ситуации. Вспомнить полученные знания и применить их в игровой ситуации. 24. Раздел 3. Это должны знать все. 13 ч. Правила 1 коррекционн движения в ые игры колонне. Узнать и запомнить как правильно передвигать ся в колонне по улицам города. 1 уровень – приобретение знаний о видах пешеходных переходов. 2 уровень приобретение умений читать дорожные знаки и ориентироват ься по ним. 3 уровень – самоанализ своего поведения на улицах города по дороге в школу. Коррекция внимания, памяти, мышления, речи. 3 уровень – самостоятель ное выполнение заданий Коррекция внимания, памяти, мышления, речи. 3 уровень – самостоятель ное выполнение заданий Коррекция памяти, внимания, мышления. 1 уровень – приобретение знаний о правилах движения в колонне. 25- Где можно и 26. где нельзя играть? 2 коррекционн ые игры Узнать и запомнить где можно и где нельзя играть. Коррекция памяти, внимания, мышления, речи. 27- Мы пассажиры 2 28. общественного транспорта. коррекционн ые игры Коррекция памяти, внимания, мышления, речи. 29. Мы пассажиры 1 личного транспорта. коррекционн ые игры 30. Загородная дорога. 1 урок путешествие Узнать и запомнить что такое общественн ый транспорт, кого называют пассажирам и и какие правила они должны соблюдать в общественн ом транспорте. Узнать и запомнить какие правила должны соблюдать пассажиры личного транспорта. Узнать и запомнить что такое загородная дорога . 31. Пешеход на загородной дороге. 1 коррекционн ые игры Коррекция памяти, внимания, мышления, речи. 32. Знаешь ли ты ПДД? 1 викторина Узнать и запомнить правила передвижен ия пешеходов по загородной дороге. Вспомнить полученные знания и применить их в игровой 1 уровень – приобретение знаний о том, где можно и где нельзя играть. 1 уровень – приобретение знаний о том, что такое общественны й транспорт, кто такие пассажиры и о правилах поведения пассажиров в общественно м транспорте. Коррекция памяти, внимания, мышления, речи. 1 уровень – приобретение знаний о правилах поведения пассажиров в личном транспорте. Коррекция памяти, внимания, мышления, речи. 1 уровень – приобретение знаний о том, что такое загородная дорога. 1 уровень – приобретение знаний о правилах движения пешеходов на загородной дороге. Коррекция памяти, внимания, мышления, речи. 3 уровень – самостоятель ное выполнение заданий. 33. Итоговый праздник по ПДД: «Мы знаем правила дорожного движения!» 1 урок-игра ситуации. Вспомнить полученные знания и применить их в игровой ситуации. Коррекция памяти, внимания, мышления, речи. 6.2.Контрольно – измерительные материалы. Итоговые тесты по ПДД для 1-4 классов. 1 класс Итоговый тест на знание ПДД 1. Как называют людей, идущих по улице? А) пешеходы Б) водители В) дети 2. Где должны ходить пешеходы? А) везде Б) по проезжей части дороги В) по тротуару 3. Где должны ездить машины? А) по проезжей части Б) по тротуару В) везде 4. Где разрешается переходить улицу пешеходам? А) там, где удобно пешеходу Б) на светофоре или по пешеходному переходу В) нигде 5. Как нужно переходить улицу? А) спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку Б) нужно быстро бежать В) медленно идти при этом петь песни 6. Можно ли играть с мячом на проезжей части дороги? А) нет Б) можно, если осторожно В) можно 7. По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить? А) по левой Б) надо придерживаться правой стороны В) посередине 8. На какой сигнал светофора можно переходить улицу? А) на жёлтый 3 уровень – самостоятель ное выполнение заданий. Б) на красный В) на зеленый 9. Что запрещено делать пассажирам общественного транспорта? А) отвлекать водителя во время движения транспорта, громко разговаривать и смеяться в салоне автобуса. Б) вести себя тихо В) Уступать место пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми. 10. Что означает этот знак? А) пешеходный переход; Б) осторожно дети. В) беговая дорожка. 13. Что обозначает данный знак? А) пешеходный переход. Б) пешеходная дорожка; В) движение пешеходов запрещено. 14. Как определить, где находится пешеходный переход на дороге? А) полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход» Б) никак нельзя определить В) там, где много людей 2 класс Итоговый тест на знание ПДД 1. Как называют людей, идущих по улице? А) пешеходы Б) водители В) дети 2. Где должны ездить машины? А) по проезжей части Б) по тротуару В) везде 3. Как называется элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов: А) обочина Б) тротуар В) полоса движения 4. Где разрешается переходить улицу пешеходам? А) там, где удобно пешеходу Б) на светофоре или по пешеходному переходу В) нигде 5. Как нужно переходить улицу? А) спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку Б) нужно быстро бежать В) медленно идти при этом петь песни 6. Можно ли играть с мячом на проезжей части дороги? А) нет Б) можно, если осторожно В) можно 7. Что делать, если мяч выкатился на дорогу? А) попросить взрослого достать его Б) бежать вслед за мячом В) ничего не делать, пусть катится дальше 8. По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить? А) по левой Б) надо придерживаться правой стороны В) посередине 9. На какой сигнал светофора можно переходить улицу? А) на жёлтый Б) на красный В) на зеленый 10. Что означает жёлтый сигнал светофора, включенный после красного сигнала? А) Начинать движение нельзя. Б) Начинать движение можно. В) Скоро будет включен зелёный сигнал светофора. 11. Что запрещено делать пассажирам общественного транспорта? А) отвлекать водителя во время движения транспорта, громко разговаривать и смеяться в салоне автобуса. Б) вести себя тихо В) Уступать место пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми. 12. Что означает этот знак? А) пешеходный переход; Б) осторожно дети. В) беговая дорожка. 13. Что означает данный знак? А) пешеходный переход. Б) пешеходная дорожка; В) движение пешеходов запрещено. 14. Как определить, где находится пешеходный переход на дороге? А) полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход» Б) никак нельзя определить В) там, где много людей 15. Где нужно стоять в ожидании троллейбуса, автобуса? А) на специальных посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги) Б) в любом месте, где вам удобно В) на проезжей части дороги 3 класс Итоговый тест на знание ПДД 1. Как называют людей, идущих по улице? А) пешеходы Б) водители В) дети 2. Где должны ездить машины? А) по проезжей части Б) по тротуару В) везде 3. Как называется элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов: А) обочина Б) тротуар В) полоса движения 4. Где разрешается переходить улицу пешеходам? А) там, где удобно пешеходу Б) на светофоре или по пешеходному переходу В) нигде 5. Как нужно переходить улицу? А) спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку Б) нужно быстро бежать В) медленно идти при этом петь песни 6. Можно ли играть с мячом на проезжей части дороги? А) нет Б) можно, если осторожно В) можно 7. Что делать, если мяч выкатился на дорогу? А) попросить взрослого достать его Б) бежать вслед за мячом В) ничего не делать, пусть катится дальше 8. По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить? А) по левой Б) надо придерживаться правой стороны В) посередине 9. Какие сигналы имеют пешеходные светофоры? А) только жёлтый. Б) красный и зеленый. В) красный, зеленый, желтый. 10. На какой сигнал светофора можно переходить улицу? А) на жёлтый Б) на красный В) на зеленый 11. Что означает жёлтый сигнал светофора, включенный после красного сигнала? А) Начинать движение нельзя. Б) Начинать движение можно. В) Скоро будет включен зелёный сигнал светофора. 12. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика не те, что показывает светофор? А) только сигналам светофора Б) только сигналам регулировщика В) двигаться согласно обстановке на дороге 13. Что запрещено делать пассажирам общественного транспорта? А) отвлекать водителя во время движения транспорта, громко разговаривать и смеяться в салоне автобуса. Б) вести себя тихо В) уступать место пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми. 14. Что означает этот знак? А) пешеходный переход; Б) осторожно дети. В) беговая дорожка. 15. Что обозначает данный знак? А) пешеходный переход. Б) пешеходная дорожка; В) движение пешеходов запрещено. 16. Как определить, где находится пешеходный переход на дороге? А) полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход» Б) никак нельзя определить В) там, где много людей 17. О чем информирует данный знак? А) жилая зона, здесь могут быть места для детских игр Б) движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В) указывает место для стоянки машин. 18. Где нужно стоять в ожидании троллейбуса, автобуса? А) на специальных посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги) Б) в любом месте, где вам удобно В) на проезжей части дороги 19. К какому виду транспортного средства относится автомобиль? А) наземный. Б) подземный. В) водный. 20. Кто должен соблюдать обязанности пассажиров? А) все люди находящиеся в транспорте. Б) только взрослые пассажиры. В) те, кто умеет читать 21. Кому надо знать дорожные знаки? А) водителям. Б) пешеходам В) и водителям, и пешеходам 4 класс Итоговый тест на знание ПДД 1. Как называют людей, идущих по улице? А) пешеходы Б) водители В) дети 2. Где должны ездить машины? А) по проезжей части Б) по тротуару В) везде 3. Как называется элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов: А) обочина Б) тротуар В) полоса движения 4. Где разрешается переходить улицу пешеходам? А) там, где удобно пешеходу Б) на светофоре или по пешеходному переходу В) нигде 5. Как нужно переходить улицу? А) спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку Б) нужно быстро бежать В) медленно идти при этом петь песни 6. Можно ли играть с мячом на проезжей части дороги? А) нет Б) можно, если осторожно В) можно 7. Что делать, если мяч выкатился на дорогу? А) попросить взрослого достать его Б) бежать вслед за мячом В) ничего не делать, пусть катится дальше 8. По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить? А) по левой Б) надо придерживаться правой стороны В) посередине 9. Какие сигналы имеют пешеходные светофоры? А) только жёлтый Б) красный и зеленый В) красный, зеленый, желтый 10. На какой сигнал светофора можно переходить улицу? А) на жёлтый Б) на красный В) на зеленый 11. Что означает жёлтый сигнал светофора, включенный после красного сигнала? А) Начинать движение нельзя Б) Начинать движение можно В) Скоро будет включен зелёный сигнал светофора 12. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика не те, что показывает светофор? А) только сигналам светофора Б) только сигналам регулировщика В) двигаться согласно обстановке на дороге 13. Что запрещено делать пассажирам общественного транспорта? А) отвлекать водителя во время движения транспорта, громко разговаривать и смеяться в салоне автобуса Б) вести себя тихо В) уступать место пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми 14. Что означает этот знак? А) пешеходный переход Б) осторожно дети В) беговая дорожка 15. Что обозначает данный знак? А) пешеходный переход Б) пешеходная дорожка В) движение пешеходов запрещено 16. Как определить, где находится пешеходный переход на дороге? А) полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход» Б) никак нельзя определить В) там, где много людей 17. О чем информирует данный знак? А) жилая зона, здесь могут быть места для детских игр Б) движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части В) указывает место для стоянки машин 18. Где нужно стоять в ожидании троллейбуса, автобуса? А) на специальных посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги) Б) в любом месте, где вам удобно В) на проезжей части дороги 19. К какому виду транспортного средства относится автомобиль? А) наземный Б) подземный В) водный 20. Кто должен соблюдать обязанности пассажиров? А) все люди находящиеся в транспорте Б) только взрослые пассажиры В) те, кто умеет читать 21.С какого возраста разрешается езда на велосипеде по проезжей части? А) с 12 лет Б) с 13 лет В) с 14 лет 22. Можно ли детям до начальной школы ездить на мопеде, скутере, мотоцикле? А) да Б) нет, это запрещено законом В) если очень хочется, то можно 23. Кому надо знать дорожные знаки? А) водителям Б) пешеходам В) и водителям, и пешеходам 24. Как надо обходить трамвай, автобус, троллейбус? А) трамвай обходят сзади, автобус, троллейбус и автомобиль - тоже сзади Б) трамвай обходят сзади, автобус, троллейбус и автомобиль – спереди В) трамвай обходят спереди, автобус, троллейбус и автомобиль – сзади 25. Где можно играть детям? А) в специальных отведенных для игр местах. Б) на проезжей части дороги. В) на тротуаре. 26.Нужно ли пристёгиваться ремнём безопасности или специальным удерживающим устройством в автомобиле? А) обязательно нужно в целях своей же безопасности Б) когда как В) если скажут взрослы 6.3.Методические материалы. Дидактические игры Игра № 1. Сравни знаки. Учащимся выдаются пары знаков. Сначала они должны сказать, чем знаки похожи, а затем чем они отличаются. Игра № 2. Найди такой же знак. Учащемуся выдается набор карточек со знаками, среди которых есть повторяющиеся. За определенное время он должен найти пары повторяющихся знаков и дать им правильные названия. Игра № 3. Найди ошибки. Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены. Игра № 4. Запомни знак. Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационную карточку с одним из знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем на боре такую же и назвать знак, изображенный на ней. Игра № 5. Дорисуй знак. Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их (возможно несколько вариантов). Игра № 6. Мозаика. Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их. Игра № 7. Угадай знак. Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак. Игра № 8. Светофорики. Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель или ведущий показывает, какой либо знак и дает ему название /верное или ошибочное/. Если название верное учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное красный. Игра № 9. Угадай, как нас зовут. Вариант 1. Учитель или ведущий показывает знак, учащиеся дают ему название. Вариант 2. Учитель или ведущий называет знак, учащиеся показывают карточку с его изображением. Игра № 10. Путешествие по городу. Учащимся выдается набор карточек. Предлагается составить рассказ о путешествии по городу, на улицах которого встречаются эти знаки. Игра № 11. Наши помощники. Учащимся предлагается одна из ролей на выбор: турист, водитель машины, боль ной, школьник, велосипедист и т. д. Необходимо выбрать те знаки, которые будут помогать им в пути, дать их название, составить рассказ о " знаках помощниках". Игра № 12. Группы знаков. Учащимся выдаются наборы карточек с изображенными на них знаками. Предлагается разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие и т. д. Дать название каждой группе и знакам в ней. Игра № 13. Лишний знак. Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими к одной группе и 1 2 знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние. Игра № 14. . Кроссворд. Предлагаются картинки с изображением транспортных средств. Инструкция: впиши названия средств транспорта в клеточки кроссворда. Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованное слово. Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3. трАмвай; 4. раКета; 5. мотоцИкл; 6. лайНер; 7. Автобус; 8. маШина; 9. таксИ; 10. теплохоД; II. вертолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта. Ответ: ЗНАКИ - НАШИ ДРУЗЬЯ. Игра № 16. Мяч соседу. Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседу справа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т. д. Допустивший ошибку игрок выходит из круга. Игра № 17. Игра со скакалкой. Игрок, вращая скакалку, на каждый прыжок называет один дорожный знак из любой группы. Игру можно усложнить, если предложить игрокам называть знаки, принадлежащие к одной определенной группе знаков. Игру можно проводить в форме соревнования между отдельными участниками или командами. Игра № 18. Найди друзей. Игрокам выдается карточка с изображением знака, принадлежащего к одной из групп. За определенное время участникам предлагается объединиться в группы по какому-либо признаку и назвать этот признак. Примечание: объединение может быть выполнено по группам знаков; по цвету; по форме и т. д. Игра № 19. Домино. Участникам раздаются карточки домино, которые состоят из двух частей: на одной половинке каждой карточки изображен знак, на другой написано название некоторого другого знака. В ходе игры учащиеся имеют право выкладывать цепочку из карточек, совмещая изображение знака на одной карточке с его правильным на званием на другой карточке, при этом совмещать знак со знаком или название с названием запрещается. Игра № 20. Лото. Игрокам выдаются карточки лото, на которых изображены дорожные знаки и фишки. Ведущему выдается набор карточек с названием знаков. Ведущий зачитывает название знака, игроки закрывают фишками его изображение на соответствующих карточках. Побеждает игрок, первым закрывший знаки на своих карточках. Игра № 21. Перекресток (вариант 1) . Учащиеся играют на макете с изображением улиц, перекрестков. Каждый учащийся руководит движением одной из фигурок: пешехода, автомобиля, велосипедиста, регулировщика, светофора и т. д. По сигналу регулировщика или светофора игроки начинают движение соответствующих фигурок. После окончания игры ситуации разбираются: участники объясняют, почему именно так они руководили транс портным средством, пешеходом и т. д. Игра № 22. Перекресток (вариант 2) . Учащиеся играют на размеченной площадке с дорожными знаками в классе, спортивном зале или спортивной площадке на улице. Каждый учащийся играет роль какого либо транспортного средства, пешехода, или регулировщика. По сигналу регулировщика или светофора " транспортные средства" пешеходы приходят в движение. Затем ситуация анализируется. Игра № 23. Расставь дорожный знак. Игрокам предлагается игровое поле с изображенными на нем улицами, перекрестками, школой, больницей, столовой и т. д. Учащимся предлагается расставить дорожные знаки, а затем объяснить выбранный способ. Игра № 24. «Это я, это я, это все мои друзья» Я буду зачитывать вопросы, если вы согласны с утверждением, то громко и дружно кричите фразу «Это я, это я это все мои друзья», если не согласны - молчите. Итак, начали… -Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу? -Кто вперед всегда идет, широко разинув рот? -Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает? -Кто шагает без разбора на сигналы светофора? - Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место? -Кто, держась одной рукой лихо мчит по мостовой? -Кто дорогу перейдет только там, где переход? -Кто пинает мяч веселый на дороге перед школой? -Кто, играя во дворе, объясняет детворе «Помни правила движенья, как таблицу умножения…»? Игра «ДА» и «НЕТ» - Быстрая в городе нашем игра -Правила знаешь движения? (все хором отвечают «Да») - Вот в светофоре горит красный свет -Можно идти через улицу? (нет) -Ну, а зеленый горит, вот тогда -Можно идти через улицу? (да) - Сел в трамвай, не взял билет -Так поступать полагается? (нет) - Старушка, преклонные очень года, -Ты место уступишь ей? (да) Игра «Автоэрудит» Ребята, скажите, кто из вас не любит сказки? Все любят, отлично! Давайте вспомним некоторые из них. Итак, я буду называть сказочного персонажа или литературного героя, а вы должны мне назвать их средство передвижения. 1.Какое средство передвижения было у разбойника Али-Бабы? (конь) 2.Назовите средство передвижение, которым управляла Баба-яга. (ступа, метла) 3.Назовите мне сейчас на чем путешествовал Барон Менхаузен. (конь, ядро) 4.На чем передвигался доктор Айболит когда спешил в Африку. (Орел, кит, волк) 5.На каком транспортном средстве путешествовали крокодил Гена и Чебурашка? (поезд) 6.Какое средство передвижение было у любимых сказочных персонажей снеговика и Деда Мороза? (Грузовик) 7.На каком транспортном средстве любили ездить сказочные персонажи Винтик и Шпунтик? (автомобиль) 8.Поскорей мне назовите транспортное средство Незнайки. (ракета) 9.Средство передвижение всеми полюбившегося литературного героя Гари Потера (метла) - Друга выручим всегда? (да!) -Врать не будем никогда? (да!) -Побежим на красный свет? (нет!) -Брать в автобусе билет? (нет!) -Ай-ай-ай.… Как это нет? -Надо брать билет всегда (да!) -Тротуары обходить? (нет!) -На дороге смелым быть? (нет!) -Быть внимательным всегда? ( да!) -Жизнь для нас не ерунда? (да!) -Береги ее всегда!!!