Оглавление Раздел 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП 1.2. Направленность 1.3. Актуальность 1.4. Цель программы 1.5. Задачи программы 1.6. Ожидаемые результаты 1.7. Педагогическая целесообразность 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1.10. Вид программы 1.11. Адресат программы 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП 1.13. Формы обучения 1.14. Режим занятий 1.15. Особенности организации образовательного процесса 1.16. Учебный план 1.17. Содержание программы Раздел 2. 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный график программы 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» реализуется в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1.1 Нормативные правовые основы разработки ДООП: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.и план мероприятий по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 9. Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» приказ № 3 от 12.01.2022г 11. Положение об адаптированной дополнительной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» приказ № 23 от 30.08.2023 12. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программаначального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; (вариант 7.2) Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Цель программы развитие художественно-творческих способностей, обучающихся через вовлечение в продуктивную изобразительную деятельность. Задачи: Главная задача - развивать наблюдательность детей, способность живо откликаться на события жизни и первичное освоение художественных материалов. Организация учебного процесса при реализации строится на следующих принципах: Единства диагностики и коррекции; Коррекционно-развивающие направленности образовательного процесса; Индивидуализация обучения; Основу коррекционно-педагогической работы составляет изо терапия нетрадиционными техниками. Изо терапия очень распространена в работе с детьми с ограниченными возможностями, она способствует преодолению причин, которые порождают вторичные отклонения, возникающие на фоне первичных нарушений (задержка психического развития, речевые расстройства, нарушения познавательной деятельности, отсутствие уверенности в себе, нарушение общения с окружающими, эмоциональные расстройства). Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. А для детей с ОВЗ может быть это одна из немногих форм выражения своего внутреннего мира. Комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств в личности, сохранение и укрепление здоровья. Обучающие: -Формировать знания, необходимые для продуктивной и безопасной изобразительной деятельности. -Формировать умения и навыки владения языком изобразительного искусства, техниками и средствами изобразительной деятельности. Развивающие: -Развивать художественное чувство и эмоциональную отзывчивость на окружающий мир. -Включать обучающихся в творческую (проектную) деятельность. -Формировать художественное восприятие произведений искусств. -Формировать способность к адекватной самооценке и оценке товарищей. -Развивать творческую активность у обучающихся. -Формировать ценностный подход к изобразительной деятельности. Воспитывающие: -Воспитывать культуру труда (потребность в безопасной организации творческой деятельности). -Создавать комфортную обстановку и «ситуацию успеха» для обучающихся. -Воспитывать художественную культуру обучающихся, любовь к окружающему миру. Коррекционные: 1. Развитие абстрактного мышления. 2. Развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитание любви к искусству, живописи, окружающему миру. 3. Формирование верного пространственного восприятия, схем собственного тела, понятий «право», «лево». 4. Развитие мелкой моторики рук, помощь в овладении письмом. 5. Способствование обретению веры в собственные силы и самоуважения. Ожидаемые результаты: Предметные: -умение работать с различным художественным материалом (гуашь, акварель, карандаш, фломастер и т.д.); -освоение основ трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; художественное конструирование; украшение. -овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства. Личностные: - развитие художественного вкуса, интереса к творческой деятельности; -развитие потребности в творческом труде стремлении преодолевать трудности добиваться успешного достижения поставленных целей. Метапредметные: гибкость мышления, позволяющая умело действовать в ситуации неопределенности, способность выйти за рамки установленного придуманного ранее; способность к созданию и презентации нового продукта Педагогическая целесообразность. Разработанная программа ориентирована на детей с задержкой психического развития (вариант 7.2. в соответствии с заключением ТПМПК). Рекомендуемый возраст обучающихся по программе 8-12 лет. Целесообразность данной программы обусловлена тем, что занятия по рисованию открывают детям с ЗПР путь к творчеству, развивают их фантазию и художественные возможности. Программа призвана помочь детям с ЗПР развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству. Для детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая творческая активность. А рисование различными, в том числе и нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное самовыражаться. Отличительной особенностью данной образовательной программы, от ранее существующих программ в этой области, заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: − занятия проводятся в удобное для обучающегося время, могут дополняться домашним заданием с целью улучшить качество работы; − обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); − детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия; Допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту). Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы): -Живопись; -Рисунок; -Скульптура; -Основы цветоведения; -Нетрадиционная техника рисования; -Декоративно-прикладное искусство; Вид программы: Модифицированная Направленность программы: художественная Адресат программы: 6-11 лет. Дети этого возраста способны усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства. Срок и объем освоения программы: Занятия проводятся 1 раз в неделю, 36 часа в год. Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные. Режим занятий: Предмет Стартовый уровень 1 час, 1 раз в неделю; изо 36 часов в год. 1.3. Содержание программы «Радуга» Учебный план № Тема занятий п\п Форма аттестации Количество часов Теория Практика Всего 1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, Правила поведения обучающихся, Правила работы с карандашом, кисточкой, красками. беседа 1 - 1 2 Выразительные средства изображения 1 1 2 3 Форма предметов 1 1 2 4 Холодная и теплая цветовая гамма 1 3 5 5 Композиционное решение рисунка 1 2 3 6 Декоративно-прикладное искусство 2 3 4 7 Цвет и оттенок. Смешиваем краски 1 1 2 8 Художник и фантазия 1 2 3 беседа 9 Иллюстрация к сказке 1 1 2 наблюдение 10 Развитие конструктивной формы мышления 1 1 2 11 Скульптура, как вид изобразительного искусства. Рельеф. 1 12 13 тест тест наблюдение тест тест тест беседа 1 2 Работа с бумагой: аппликация, 1 коллаж. 1 2 Портрет. 1 2 1 беседа беседа тест 14 Работа с витражными красками. 1 1 2 15 Графика, как вид изобразительного искусства. 1 1 2 16 Проведение и участие: -в выставках и конкурсах разного уровня, - мастер-классы, - мероприятия Д.Д.Т. Итого: наблюдение тест По плану работы ДДТ 16 20 36 Содержание учебного плана Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, Правила поведения обучающихся, Правила работы с карандашом, кисточкой, красками. Выразительные средства изображения: линия, точка, пятно, цвет. Виды линий: прямая, волнистая, ломаная, кривая. Что мы можем нарисовать с помощью этих линий? Взаимодействие линии и пятна – окраска шкур животных, оперения птиц. Цветовой спектр. Радуга-дуга. Цвет и настроение: «веселый» и «грустный». Пластика линий - деревья за окном. Практическое задание. Форма предметов. Рисунок с натуры. Предметы простой и сложной формы. Последовательность работы над рисунком. Тональная проработка формы. Градации светотени. Практическое задание. Холодная цветовая гамма. Теплая цветовая гамма. Красота зимы. Практическое задание. На севере. Осенний пейзаж. Практическое задание. Египет. Композиционное решение рисунка. Размер рисунка и листа бумаги. Натюрморт «дары осени». Практическое задание. Букет подсолнухов. Цвета весны. Земля – небо в пейзаже. Заполнение плоскости листа. Практическое задание. «Аквариум». Творческая работа. Работа на тонированной бумаге. Натюрморт. Практическое задание. Расположение в пространстве – загораживание предметов. Декоративно-прикладное искусство. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Дымковская игрушка. Практическое задание. Мастера украшения. Узор, орнамент. Выполнение упражнений. Моя любимая чашка. Роспись. Тарелка. Роспись. Роспись кухонной доски. Цвет и оттенок. Смешиваем краски. Синий - «Морской пейзаж». Творческая работа. Желтый - Фрукты. Работа с натуры. Зеленый - «В лесу». Красный - «Закат». Цветовое пятно - Цветочная поляна. Маки. Практическое задание. Художник и фантазия. Сказочная Жар-птица. Творческая работа. «Кляксография», монотипия – отпечатывание, на что это похоже? Иллюстрация. Герои любимых сказок. Иллюстрация к сказке, рассказу. Развитие конструктивной формы мышления. Мастера – строители. Мой дом. Мастера – строители. Мой город – коллективная работа. Скульптура, как вид изобразительного искусства. Рельеф. Скульптура объемное изображение. Знакомство с народными промыслами: изготовление посуды из глины, Дымковская игрушка. Практическое задание. Лепка. Практическое задание. Лепка. Фактура поверхности. Рельеф. Рисуем пластилином. Практическое задание. Работа с бумагой: аппликация, коллаж, выти нанка. Выполнение осеннего пейзажа в технике коллаж, в смешанной технике. Подбор цвета. Подбор изображений людей, птиц, животных соответствующего размера. Выти нанка – узоры из бумаги. Композиция «Чудо-дерево», «Жар-птица», «Полянка». Оформление работы в рамку. Портрет. Рисуем лицо человека. Пропорции головы. Моя семья; мой друг. Практическое задание. Работа с витражными красками. Что такое витраж? Виды витража. Роспись по стеклу. Техника работы витражными красками. Разработка эскиза. Выполнение орнаментальной композиции. Выполнение декоративных подвесок. Графика, как вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики. Работа тушью. Выполнение композиции по Японским мотивам. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Количество учебных недель 36 Количество учебных дней (по УП) Продолжительность каникул С 25.05.2024. по 31.08.2024 г. Даты начала и окончания учебного года с 01.09.2023г по 24.05.2024г. Сроки промежуточной аттестации декабрь Сроки итоговой аттестации (при наличии) май 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Характеристика (заполнить) Аспекты бумага разного формата (А4, А3); гуашь, акварельные краски; палитра; матерчатые салфетки; стаканы под воду; Материально-техническое подставки под кисти; обеспечение кисти; простые карандаши; ластик; гелиевые ручки; маркеры. Информационное обеспечение -http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи) -http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история искусства -http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея -http://www.museum.ru/gmii Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина -http://petrov-gallery.narod.ru/ Картинная Галерея Александра Петрова -http://jivopis.ru/gallery/ Картинные галереи и произ Аспекты Кадровое обеспечение Характеристика (заполнить) биографии русских художников Педагог дополнительного образования Ковандина Т.А 2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются: Зачет Творческая работа Конкурс Выставка 2.4. Оценочные материалы Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Методики Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей деятельности здоровья учащихся образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Уровень теоретической Приложение 1 подготовки учащихся Уровень удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей родителей предоставляемыми работой образовательного учреждения образовательными услугами (методика Е.Н.Степановой) Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в Приложение 2 соответствии с формами аттестации) 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Игровой Дискуссионный Проектный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Открытое занятие Беседа Встреча с интересными людьми Выставка Галерея Игра Мастер-класс Ярмарка Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Технология дистанционного обучения Технология исследовательской деятельности Проектная технология Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты Образцы изделий 1. 2. 3. 4. 5. 2.6. Список литературы Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Литература: 1. Основы рисунка. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г. 2. Основы живописи. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г. 3. Основы композиции. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г. 4. Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 1996 г. 5. Программа «Цвет творчества» Н.В. Дубровская, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010г. 6. Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 1987 г. 7. О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г. 8. Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя: 9. из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993г. 10.Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера», 11.2002г. 12.Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству. – М.; Просвещение, 2006г. 13.Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. – М., «Мозаика-Синтез», 2006г. 14.Котенко Л.В., Что мы знаем о цвете. – М., «Книголюб», 2003г. 15.Комарова Т.С, Обучение детей техники рисования. М: Просвещение, 1996г. 16.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001г. Интернет-ресурсы: http://pedsovet.su/load/254-1-0-3794 http://festival.1september.ru/articles/598587/ http://nsportal.ru/ http://www.elena-kuzmina.ru/234 Приложение 2 «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» (автор Комарова Т.С.) Анализ продукта деятельности. Передача формы: форма передана точно – 3 балла; есть незначительные искажения – 2 балла; искажения значительные, форма не удалась – 1 балл. Строение предмета: части расположены верно – 3 балла; есть незначительные искажения - 2 балла; части предмета расположены неверно - 1 балл. Передача пропорций предмета в изображении: пропорции предмета соблюдаются – 3 балла; есть незначительные искажения – 2 балла; пропорции предмета преданы неверно – 1 балл. Композиция. а) расположение на листе: по всему листу – 3 балла; на полосе листа – 2 балла; не продумана, носит случайный характер – 1 балл. б) отношение по величине разных изображений: соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов – 3 балла; есть незначительные искажения – 2 балла; низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно – 1 балл. Передача движения: движение передано достаточно четко – 3 балла; движение передано неопределённо, неумело – 2 балла; изображение статическое – 1 балл. Цвет. а) цветовое решение изображения: реальный цвет предметов – 3 балла; есть отступления от реальной окраски – 2 балла; цвет предметов передан неверно – 1 балл; б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: многоцветная гамма – 3 балла; преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные) – 2 балла; безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете – 1 балл. Анализ процесса деятельности. Характер линии: а) характер линии: слитная – 3 балла; линия прерывистая – 2 балла; дрожащая (жесткая, грубая) – 1 балл. б) нажим: средний – 3 балла; сильный, энергичный – 2 балла; слабый – 1 балл. в) раскрашивание: мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура – 3 балла; крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура – 2 балла; беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура – 1 балл. г) регуляция силы нажима: регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура – 3 балла; регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура – 2 балла; не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура – 1 балл. Уровень самостоятельности: выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами – 3 балла; требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко – 2 балла; необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается – 1 балл. Творчество: -самостоятельность замысла; -оригинальность изображения; -стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Шкала уровней: Низкий уровень 12-18 баллов Средний уровень 19-27 баллов Высокий уровень 28-36 баллов Приложение № 1 Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития (автор Комарова Т. С.). Творческое задание «Дорисовывание кругов». Задание: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Анализ результатов выполнения задания. Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом. Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе: Оценка 3- высокий уровень — ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко - желтое, красное, зеленое; мордочки зверюшек заяц, мишка и т.п.) или близкого образа. Оценка 2 - средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круга, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.). Оценка 1 - низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Приложение № 3 Нетрадиционные техники рисования. Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Скатывание бумаги Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Оттиск поролоном Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск пенопластом Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт. Оттиск смятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Монотипия предметная Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Черно-белый граттаж (грунтованный лист) Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Кляксография с трубочкой Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Набрызг Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Тиснение Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш. Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист. Цветной граттаж Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью. Монотипия пейзажная Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.