жемчужина овз

Оглавление
Раздел 1
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка.
Нормативные правовые основы
разработки ДООП

1.2.
Направленность
1.3.
Актуальность
1.4. Цель программы
1.5. Задачи программы
1.6. Ожидаемые результаты
1.7. Педагогическая целесообразность
1.8. Отличительные
особенности
данной
дополнительной
программы
1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы)
1.10. Вид программы
1.11. Адресат программы
1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП
1.13. Формы обучения
1.14. Режим занятий
1.15. Особенности организации образовательного процесса
1.16. Учебный план
1.17. Содержание программы
Раздел 2.
2. Комплекс
организационно
педагогических
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график программы
2.2. Условия реализации программы
2.3. Оценка достижений результатов
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

условий,

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.и
план мероприятий по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ
от 31.03.2022 г. № 678-р).
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Постановление
главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении
СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию о организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей
и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной
инфекции (COVID-19)»
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
9. Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский
район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015.
10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» приказ №
3 от 12.01.2022г

Положение об адаптированной дополнительной общеразвивающей
программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» приказ №
23 от 30.08.2023
12. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программаначального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития; (вариант 7.2)
11.

Направленность : Адаптированная дополнительная общеобразовательная
программа художественной направленности
Актуальность:
В последние годы возрос интерес к механизму воздействия искусства на
ребенка с ОВЗ в процессе воспитания и обучения. Современная специальная
психология и педагогика в значительной степени ориентирована на
использование в коррекционной работе различных видов искусства как
важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами,
его культурного развития. В настоящее время в практике специального
образования широко используются такие термины, как «арт-терапия» и «артпедагогика». Сущность арт-педагогики состоит в воспитании и обучении,
развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства,
формировании у них основ художественной культуры и овладении
практическими умениями в разных видах художественной деятельности.
Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с
ОВЗ(ЗПР)связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых
позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и
способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение
эстетических потребностей детей с различной недостаточностью,
активизация потенциальных возможностей ребенка в практической
художественной деятельности и творчестве – это и есть реализация
социально-педагогической функции искусства. В развитии и становлении
личности ребёнка с ОВЗ (ЗПР), в его умении применить полученные знания
на практике и успешно использовать их как для себя, так и для окружающих
большое значение имеет художественное творчество, а именно, занятия
бисероплетением. В процессе работы осуществляется исправление
недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения,
речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического
развития, особенно мелкой моторики рук. Реализуя желание что – то
создавать своими руками, приобретаются практические умения и навыки в
области трудовой деятельности, ребенок получает возможность воплотить
потребность в созидании. Занятия способствуют раскрытию творческого

потенциала ребёнка; развитию его способностей и возможностей;
воспитанию адекватной самооценки, т.к. дают ему возможность видеть
результат своего труда и получать эмоциональное удовлетворение.
Цель программы – развитие и совершенствование практических навыков в
бисероплетении, развитие творческих способностей.
Задачи программы:
Личностные:
- Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам
бисероплетения, воспитание желания заниматься подобной деятельностью;
Воспитание
целеустремленности,
дисциплинированности,
исполнительности, аккуратности;
- Создание комфортного психологического климата и ситуации успеха.
Метапредметные:
- Совершенствование навыков самостоятельной работы;
- Развитие художественного вкуса, трудовой активности;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- Развитие коммуникативных качеств;
Образовательные:
- Ознакомление с историей бисероплетения;
- Освоение различных техник бисероплетения (плетение на леске,
проволоке,);
- Овладение умением под руководством педагога проводить анализ изделия,
планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль
результата практической работы по образцу изделия;
- Обучение навыкам подбирать материал и инструмент для работы, сличать
промежуточные результаты с образцами, выполнять основные этапы по
изготовлению изделия;
- Овладение умением организовать рабочее место в соответствии с
используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- Освоение правил техники безопасности при работе;
Коррекционно-развивающие:
- развивать на доступном уровне умения и навыки в бисероплетении;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и
навыков;
- развивать интерес к процессу творчества;
- способствовать развитию мелкой моторики и дифференцированных
движений пальцев, кисти рук;
- развивать опыт творческой деятельности во взаимодействии со
сверстниками и педагогом;

- способствовать развитию опыта неформального общения с учетом
расширения рамок взаимодействия с социумом;
-способствовать развитию внимания, воображения, наглядно-образного
мышления;
- способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающим,
позитивного отношения к себе, веры в себя, в свои возможности.
Планируемые результаты обучения - освоение программы
Образовательные (требования к знаниям, умениям и навыкам):
-Наличие у детей представлений о техниках бисероплетение, их
особенностях и умения их различать (называет их, знает материал, из
которого сделано изделие)
- Приобретение детьми практических умений и навыков по созданию работ
из бисера - умеет подбирать материал и инструмент для работы, сличать
промежуточные результаты с образцами, выполнять основные этапы по
изготовлению практической работы из бисера.
- Организация детьми рабочего места в соответствии с используемым
материалом и поддерживание порядка во время работы;
- Знание основных правил техники безопасности при работе, названия и
назначения материалов.
Личностные
- Проявление самостоятельности в изготовление практической работы из
бисера: ребенок планирует последовательность изготовления и осуществляет
контроль результата практической работы по образцу изделия •
Ответственность за конечный результат
- Контролирует свои действия при совместной работе с педагогом, умеет
договариваться и приходить к общему решению.
- Понимает смысл инструкций, схем, приведенных педагогом. 5
Метапредметные
- Проявление творчества в работе, оформление работы по замыслу;
- Эмоциональность, яркость, красочность, декоративность, оригинальность
практических работ
Педагогическая целесообразность
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
программа
заключается в создании особой развивающей среды для выявления и
развития общих и творческих способностей обучающихся, что может
способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к
декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными

возможностями здоровья направлено на формирование и развитие
социально-активной личности, обладающей навыками социальноадаптивного
поведения. Одним из путей реализации этой важной задачи является
инклюзия в дополнительном образовании, которая предоставляет
уникальные возможности для полноценного развития детей с ограниченными
возможностями
здоровья.
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная программа художественной направленности
Отличительные особенности программы:
Программа составлена в соответствии с законодательным актом,
регулирующим процесс образования детей с ОВЗ - Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Программа опирается на личностно - ориентированный и компетентностный
подходы, создание условий для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц. Данная программа является модифицированной. В основу
положены программы: Парамоновой А.С. Примерная программа и
методические рекомендации к курсу «Бисероплетение», работ творческих
групп на сайте www.biser.info. Основная идея программы – это ознакомление
детей ОВЗ(ЗПР) с разнообразными техниками бисероплетения, развитие
творческих способностей детей.
Обучение включает в себя следующие основные разделы.
1. Параллельное плетение
Вид программы:
Модифицированная программа
Адрес программы
Программа разработана для обучающихся 1-4 класса
Возрастные особенности детей (6-11лет)
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
программаразработана для детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ): с нарушением интеллекта (имеющих умственную отсталость легкой,
умеренной и тяжелой степени) с учетом федерального государственного
образовательного стандарта.
Срок и объем освоения программы:
___1__год, __36___педагогических часов, из них: 2,5 часов теории и 33,5
практики.

«подготовительный» - __1__ год, _36___педагогических часов;
Форма обучения: очная

Режим занятий
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю (36 часа).
Продолжительность занятия 40 минут
Особенности организации образовательной деятельности:
занятия индивидуальные- зачисление проводится на основании заявления
от родителей (законных представителей).
При организации обучения детей с ОВЗ основополагающими являются
принципы:
Принцип индивидуализации - учитывающий индивидуальные особенности
развития обучающегося, характер заболевания и другие объективные
причины, возникающие в процессе образовательной деятельности;
Принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов: учителядефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога,
медицинских работников);
Принцип
семейно-ориентированного
сопровождения
(активное
включенность родителей в образовательный процесс, их партнерское
взаимодействие со специалистами).
Содержание программы, тематика занятий составлены на основе личного
опыта педагога.
Программа «Жемчужина» носит развивающий корректирующий характер,
направленный на коррекцию и развитие высших психических функций,
связанных с формированием следующих умений у детей с ОВЗ:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы
работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий);
- формировать организационные умения в труде – вовремя приходить на
занятия, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на
нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и
выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно
– гигиенические требования.
Режим занятий:
предмет
Жемчужина

Стартовый
уровень
1 час в неделю
36 часов в год

Принципы:
• Единство обучения и воспитания
• Сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников
• Общедоступность
• Преемственность
• Дифференциации и индивидуализации
• Свобода выбора
• Успешность
Методы:
• Практический
• Наглядный
• Практические занятия
• Занятия исследования
• Работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий
• Рассказ, беседа, дискуссия
Назначение программы
Программа помогает детям раскрыть себя в художественной творческой
деятельности. Даёт предпосылки для развития их в художественно –
эстетическом отношении.
Приобретённые навыки в работе с бисером (плетение,) дополняют общие
задачи по обучению труду:
- уважение к людям труда;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых
качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в
труде, привитие интереса к труду.
- воспитание положительных качеств личности ученика.
Отслеживание результатов усвоения программы
Диагностикапозволяет
учитывать
сформированные
осознанные
теоретические и практические знания, умения и навыки, осуществляется в
ходе следующих форм работы:
-демонстрация практических знаний и умений на занятиях;
-индивидуальные беседы,
-опросы.
Диагностирование результатов образовательной деятельности проходит в 3
этапа: в сентябре, декабре и мае соответственно:

- предварительное определение уровней знаний через устный опрос, по
основным вопросам пройденной программы;
- периодический контроль знаний, умений по разделам курса (устный опрос,
самостоятельная работа). Цель этого этапа – диагностирование качества
усвоения материала;
- итоговая проверка знаний и умений, приобретенных обучающимися в
течение учебного года (выставки, конкурсы).
Формы подведения итогов:
-входная, промежуточная и итоговая диагностики;
- педагогическое наблюдение и педагогический анализ
активности обучающихся на занятиях;
- участие детей в выставках, и конкурсах различного уровня

результатов

Учебно-тематический план.

№

Тема

1

Вводное занятие.
История развития
бисероплетения.
Материалы и
приспособления.
Инструктаж по технике
безопасности
Основные способы
плетения
Параллельное плетение
Петельное плетение
итого

2
3
4

№

тема

Количество
часов
2

В том числе
теория
практика
2

2

1

1

16
16
36

1
1
5

15
15
31

Календарно-тематическое планирование
Количество часов
цель
теория практика

материалы

1
2

Вводное занятие
Основные
способы плетения

1
0,5

3

Параллельное
плетение
1 плетение «
ящерицы»
2 плетение
«стрекозы»
3 плетение
«бабочки»
4 объемное
плетение
«дельфин»
5 о/п
«крокодил»
Петельное
плетение
Панно
«Цветочная
поляна»
Изготовление
каркаса
Изготовление
листьев
Изготовление
цветов
Соединение всех
изделий с
каркасом
оформление

0,5

4

0,5

1
1
1
2,5

Обучающийся
Учебная
должен знать
литература,
технику
журналы,
безопасности.
плакаты,
Историю
схемы
развития
Бисер разных
бисероплетения. цветов №8Материалы и
11,
приспособления
проволока
необходимые
№2-3,
при работе с
плоскогубцы,
бисероплетением
схемы,
Учащейся
бусинки,
должен знать
кусачки.
какие есть виды
плетение

2
0,5

1
2,5
3
1

Схема,
Бисер,
Проволока
№2-3 для
гроздей и
листьев,
проволока
№6-10для
каркаса,
Кашпо, гипс
для
оформления
готового
изделия.

Раздел 2.
Комплекс организационно- педагогических условий, включающий
формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного
года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)

36
(по УП)
с 25.05.2024 г. по 31.08.2024 г.
с 01.09.2023 по 24.05.2024 г.
декабрь
май

2.2 Условие реализации программы. Методическое обеспечение.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы применяются следующие
Формы и методы обучения:
-Словесный - беседа, использование художественного слова, указания,
пояснения
-Наглядный - рассматривание подлинных изделий, иллюстраций;
объяснение всех приемов на крупном демонстрационном материале,
использование технологических карт выполнения изделий, средств ИКТ
-Репродуктивный
• Игровой
Формы и методы воспитания:
-Мотивационный (убеждение, поощрение)
- Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет
включения проблемной ситуации в ход занятия)
- Сотворчество.
1. Форма организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная.
2. Формы организации ученых занятий: беседа, выставка, игра, конкурс,
мастер-класс, наблюдение.
3. Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии - обеспечить возможность сохранения
здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и
навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные

знания в повседневной жизни.медико-профилактические элементы
здоровьесберегающих технологий
Инструкции по охране труда при работе с бисером, кусачками, проволокой.
Инструкция для кабинетов продуктивной деятельности.
Физкультурно-оздоровительные элементы здоровьесберегающих технологий
– гимнастика и упражнения для глаз, упражнение для улучшения мозгового
кровообращения, мобилизации внимания, снятия утомления с плечевого
пояса и рук, релаксацию, общеразвивающие упражнения с игровым
моментом, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Социально-психологические элементы здоровьесберегающих технологий обеспечение психологического комфорта участникам педагогического
процесса. Соблюдение психогигиенических норм позволяет предотвратить
понижение работоспособности, отрицательное эмоциональное состояние,
физическое утомление, ухудшение психического состояния, что может
проявиться подавленностью, необоснованными тревогами, тягостными
ощущениями своей неполноценности. В результате появляются изменения
характера. Если меры медико-санитарной реабилитации не осуществляются,
и учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это
неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на
состоянии здоровья обучающегося. Личностно – ориентированные
технологии - разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,
характеризующееся гуманистической и психотерапевтической
направленностью. Организация совместной познавательной, творческой
деятельности каждого ребенка, образовательная программа гибко
приспосабливается к возможностям и динамике развития ребенка,
всестороннего уважение к ребенку, оптимистическая вера в его творческие
силы, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка,
предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или
меньшей степени в его жизнедеятельности, создание эмоционально –
положительного психологического фона.
Учебные и методические пособия:
Научная, специальная, методическая литература
Материалы из опыта работы педагога:
качественное электроосвещение;
столы и стулья не менее 20 шт.;
шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;
инструменты и материалы для бисероплетения (бисерные иглы, нити, леска,
бисер, бусы, стеклярус, ножницы, пайетки, проволока, цветные нитки,
тканевые салфетки, клей ПВА, калька, воск, фурнитура для украшений);

канцелярские принадлежности.
2.3 Методы и формы отслеживания результативности обучения
Для оценки эффективности занятий
можно использовать следующие
показатели:
- Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
Сформированность деятельности (правильность выполняемых
действий; соблюдение правил техники безопасности).
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность
учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
–
поведение
учащихся
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты
занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых
выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения
учащихся:

тестирование;

анкетирование;

демонстрации;
- выставки творческих работ.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является
портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник
работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия,
прогресс и достижения.

Контроль уровня обучения (Контрольно-измерительный материал)
Приложение№1

Тест 1

• Что есть бисероплетение?
2.Что такое техника бисероплетения?
3.Что из перечисленного является критерием "спиральности":
- форма тулова;
- сечение шнура;
- техника;
- способ (технология плетения);
- конструктивные особенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом для разработки программы и
организации образовательного процесса:
1. Артамонова Е.В. Украшения из бисера. М., 2000.
2. Божко Л. Б. Бисер. Уроки мастерства, СП.б, 2002.
3. Виноградова Е. – Фенечки из бисера – 2006г.
4. Виноградова Е.Г. - Украшения для девочек – 2006г.
5. Гашицкая Р., Левина О. – Волшебный бисер – 2001г.
6. Дикт Донна – Цветы из бисера – 2008г.
7. Журнал «Чудесные мгновения. Бисер»
8. Зайцева Н. – Бисер. Старинные мотивы. – 2000г.
9. Лындина Ю. – 250 фигурок из бисера – 2003г.

10. Парамонова А.С. Примерная программа и методические рекомендации к
курсу «Бисероплетение». МГПУ, 2006.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1.Артамонова Е.В. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2004г.
2.Божко Л.А. «Бисер.Уроки мастерства». -М.,2002г.
3.Виноградова Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения. - М.: Изд-воЭксмо;
СПб,2003г.
4.Гашицкая Р.П. Цветы из пайеток. - М.: «Мартин», 2007.
5.Журналы «Бисер».
Интернет ресурсы
1.
http://www.biser.info/
2.
http://stranamasterov.ru
3.
images.yandex.
4.
http://www.biserinki.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».