ПАСПОРТ ОП «Самоделкин» № А 1 2 3 4 5 6 7 Б 8 9 10 Элементы ОП УДОД: Титульный лист: Образователь МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» ное учреждение Учебно-педагогический совет протокол № 1 от 31.08.2023 г ПРИНЯТО, дата УТВЕРЖДЕН Директор, приказ № 19 от 01.09.2023 года О, дата «Самоделкин» Название ОП 3 года Срок реализации Суворова Ольга Александровна ФИО педагог дополнительного образования составитель, должность пгт. Каменск 2023 Территория, год Пояснительная записка: Тип Модифицированная. программы Направленнос Художественная ть Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в Актуальность художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. 11 12 Отличительн ые особенности программы Педагогическа я целесообразно сть программы Программа составлена в соответствии с законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Программа опирается на личностно - ориентированный и компетентностный подходы, создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Отличительные особенности данной дополнительной программы состоит в том что,конструированиеизбумагидаетвозможность детям с ОВЗпосмотретьсдругойсторонына простой лист бумаги, заметить в нем колоритные возможности с целью осуществлениясобственных замыслов. Педагогическая целесообразность программызаключается в том, что она даетвозможностьовладетьширокимнаборомтехникработысбумагой,чтоп озволитразбудитьвкаждомребенкес ОВЗ стремлениекхудожественномуитехническомусамовыражению. 13 Цель 14 Задачи 15 16 Возраст детей От 6 до 14 лет. Продолжитель По 45__ минут с перерывом на 10 минут (2 - 3 ч.) ность занятия Групповая, фронтальная, индивидуальная. Формы занятий Режим Предмет Первая ступень Вторая ступень занятий 2 год обучения 17 18 Создание условий для формирования у детей с ОВЗ начально технических знаний и навыков, для самореализации личности ребёнка, его творческого потенциала путем приобщения к конструированию из бумаги. Образовательные задачи: - обучить практическим навыкам и приёмам художественной обработки бумаги; - научить читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики, переводить шаблоны на бумагу; - сформировать навыки наложения шаблона на бумагу, вырезание ножницами, изготавливать и оформлять поделки по образцу, осуществлять декоративную работу изделия; - научить основным приемам использования различных техник при работе с бумагой; - научить самостоятельно изготавливать модели в технике Паперкрафт. Развивающие задачи: - развить мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; - развить речевые навыки; - развить творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие. Воспитательные задачи: - привить желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ. - способствовать формированию навыкам аккуратной, бережной, терпеливой работы с бумагой, опираясь на правила техники безопасности. Коррекционно-развивающие: - Создавать условия, удовлетворяющие особым образовательным потребностям воспитанников, в том числе, для детей с ограниченными возможностям; - Стимулировать развитие у детей среднего школьного возраста психических процессов; - Содействовать формированию произвольности поведения, способствовать устранению эмоционального напряжения и страхов; - Скорректировать и минимизировать проявления эмоциональноволевых и когнитивных нарушений. 1 год обучения 4 часа в неделю «Самоделки» 19 Ожидаемые результаты 4 часа в неделю; 144 часа в год. 6 часов в неделю; 216 часов в год. Трет 3 год обучения 6 часов в неделю; 4 год 6 час 6 часов в неделю; 216 часов в год. 6 час 216 К концу 1 года обучения обучающиеся овладевают следующими компетенциями Предметные (образовательные): - умение создавать простые модели в техниках PaperCraft; - умение пользоваться основными инструментами и материалами при работе с бумагой; Метапредметные: - сформированность навыков самостоятельности, мотивации при изучении материала; Личностные: - сформированность обучающихся таких черт характера как аккуратность, дисциплинированность и бережливость; - умение фантазировать. К концу 2 года обучения учащиеся овладевают следующими компетенциями Предметные (образовательные): - умение создавать сложные модели в техниках PaperCraft; - умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой самостоятельно; - умение свободно пользоваться инструментами и материалами при работе; Метапредметные: - сформированность у обучающихся таких черт характера как аккуратность, дисциплинированность и бережливость; - проявление у обучающихся настойчивости, стремление к достижению поставленной цели; Личностные: - сформированность навыков самостоятельности, инициативности и проявление мотивации к обучению; - умение фантазировать. К концу 3 года обучения обучающиеся овладевают следующими компетенциями. Предметные (образовательные): - умение создавать сложные модели в техниках PaperCraft; - умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой самостоятельно; - умение самостоятельно работать по схемам; - умение свободно пользоваться инструментами и материалами при работе; Метапредметные: - проявление у обучающихся настойчивости, стремление к достижению поставленной цели; - самостоятельногоконтролякачестваготовностимодели. Личностные: - сформированность навыков самостоятельности, инициативности и проявление мотивации к обучению; - умение фантазировать. 20 21 В 22 Способы определения результативно сти Формы контроля Участие в местных и районных выставках творчества при наличии успешных результатов, отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, анализ, защита проекта и др. Вводный (тестирование, диагностические занятия), текущий, промежуточный (опрос, самостоятельная работа, конкурс, викторина), итоговый (зачёт, открытое занятии, выставка и т. д.) Учебно-тематический план: 1 год обучения Перечень 1. Знакомство (вводное занятие) разделов, тем 2. Удивительный мир аппликации Основы моделирования 1 Основы моделирования 2 Основы «Papercraft» 2 год обучения 1. Знакомство (вводное занятие) 2. Начальное техническое моделирование«Papercraft» 3.Инструменты и материалы. Правилатехники безопасности 4. Основы аппликации 5. Основы оригами 6. Основы «Papercraft». Чтение схем 7. Итоговое занятие 3 год обучения 1. Знакомство (вводное занятие) 2. Изготовление моделей паперкрафт 3. Итоговое занятие 3 4 5 23 Д 24 25 Кол-во час.по 144ч. 1год теория 17 часов, практика 127ч темам (теория, 216ч. 2год теория 16 часов, практика 200ч 216ч. 3год теория 15 часов, практика 201ч практика, всего) Метод обеспечение ОП: Тестовые материалы (приложения в ОП №1-7) Разработки метод. Видов продукции (сценарии, положения, тесты) Дидактически - Инструкционные карты сборки изделий для 1,2 и 3года обучения. й материал - Образцы изделий. - Шаблоны для выполнения аппликаций, силуэтного вырезания. - Альбом лучших работ детей. - Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний. 26 Список литературы: Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.и план мероприятий по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678р). 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 7. 8. 9. 10. 11. 12. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» приказ № 3 от 12.01.2022г Положение об адаптированной дополнительной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» приказ № 23 от 30.08.2023 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа-начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; (вариант 7.2) Оглавление Раздел 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП 1.2. Направленность 1.3. Актуальность 1.4. Цель программы 1.5. Задачи программы 1.6. Ожидаемые результаты 1.7. Педагогическая целесообразность 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1.10. Вид программы 1.11. Адресат программы 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП 1.13. Формы обучения 1.14. Режим занятий 1.15. Особенности организации образовательного процесса 1.16. Учебный план 1.17. Содержание программы Раздел 2. 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный график программы 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.и план мероприятий по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 9. Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» приказ № 3 от 12.01.2022г 11. Положение об адаптированной дополнительной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» приказ № 23 от 30.08.2023 12. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программаначального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; (вариант 7.2) «Едва ли есть высшее из наслаждений, чем наслаждение творить» Н.В. Гоголь Программа«Самоделкин»относитсякстартовомууровнюбумажногоконстр уирования,атакжевключаетвсебяэлементыхудожественноэстетическойдеятельности. Младший и средний школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку такие дети часто отстают от сверстников в обучении, им трудно дается усвоение материала, появляются значительные сложности в общении не только с ровесниками, но и взрослыми. Общими для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, нарушение умственного развития, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой функции и мелкой моторики рук, зрительного восприятия, пространственной ориентировки и эмоционально-личностной сферы. Современные требования общества к развитию личности детей с ограниченными возможностями здоровья, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения. Этому способствует дополнительное образование как система информального образования, позволяющая создавать условия для оказания комплексной дифференцированной помощи посредством индивидуализации процесса воспитания и обучения. В настоящее время одним из направлений педагогики является развитие творческой личности. Данная программа раскрывает творческие способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. Все виды рукоделия, представленные в программе, развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем. 1.2. Направленность Общеобразовательная программа имеет художественную направленность. Содержание программы направлено не только на развитие личности ребёнка, егоиндивидуальности,творческогопотенциала,ноинаразвитиепростейших конструкторскихуменийинавыков,которыепригодятсядетямвповседневно йжизни. 1.3. Актуальность Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развити. Благодарятренировкемелкоймоторикипальцеврук,возрастаетскоростьмыс лительныхпроцессов,гибкостьиоригинальностьмышления,развиваетсявоо бражение, логика, речь. Активизируется творческое мышление, растет его скорость,гибкость, оригинальность. В процесс создания фигурки вовлекаются самые разнородныепсихофизиологические механизмы: моторика и воображение (логическоеи пространственноевравноймере),мышлениеифантазия,стимулбыстрогор езультата(втомчиследляигры или подарка,сделанного своимируками). Такие занятия имеют большое значение для гармоничного развития ребенка, ониспособствуюразвитиютворчества,пробуждаютфантазию,активизирую тнаблюдательность,внимание,воображение,воспитываютволю,развивают умение,чувствоформы, глазомер и цветоощущения. 1.4. Цель программы создание условий для формирования у детей начально технических знаний инавыков,длясамореализацииличностиребёнка,еготворческогопотенциал апутемприобщенияк конструированиюиз бумаги. 1.5. Задачи программы Образовательныезадачи: - обучитьпрактическимнавыкамиприёмамхудожественнойобработкибумаги; - сформироватьнавыкивыполненияиндивидуальныхтворческихработ; - научитьчитать схемы выполнения фигур втехнике оригами, бумагопластики,переводить шаблоны набумагу; сформироватьнавыкиналоженияшаблонанабумагу,вырезаниеножницами, изготавливатьиоформлятьподелкипообразцу,осуществлятьдекоративную работуизделия; научитьосновнымприемамиспользованияразличныхтехникприработесбум агой; - научитьсамостоятельноизготавливатьмоделивтехникеПаперкрафт. Развивающиезадачи: - развитьмелкуюмоторику,координациюдвиженийрук,глазомер; - развитьречевыенавыки; - развитьтворческуюфантазию,эстетическоеицветовоевосприятие. Воспитательныезадачи: привитьжеланиеучаствоватьвсозданиииндивидуальныхиколлективныхработ. - способствовать формированию навыкам аккуратной, бережной,терпеливойработысбумагой,опираясьнаправилатех ники безопасности. Коррекционно-развивающие задачи: - Создавать условия, удовлетворяющие особым образовательным потребностям воспитанников, в том числе, для детей с ограниченными возможностям; - Стимулировать развитие у детей среднего школьного возраста психических процессов; - Содействовать формированию произвольности поведения, способствовать устранению эмоционального напряжения и страхов; - Скорректировать и минимизировать проявления эмоционально-волевых и когнитивных нарушений. 1.6. Ожидаемые результаты К концу 1 года обученияобучающиеся овладевают следующими компетенциями Предметные (образовательные): - умение создавать простые модели в техниках PaperCraft; • умение работать со схемами и образцами; - умение пользоваться основными инструментами и материалами при работе с бумагой; Метапредметные: - сформированность навыков самостоятельности, инициативности и мотивации при изучении материала; Личностные: -сформированностьобучающихся таких черт характера как аккуратность, дисциплинированность и бережливость; - умение фантазировать. К концу 2 года обученияобучающиеся овладевают следующими компетенциями Предметные (образовательные): - умение создавать сложные модели в техниках PaperCraft; - умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой самостоятельно; - умение самостоятельно работать по схемам; - умение свободно пользоваться инструментами и материалами при работе; Метапредметные: -сформированность у обучающихся таких черт характера как аккуратность, дисциплинированность и бережливость; - проявление у обучающихся настойчивости, стремление к достижению поставленной цели; Личностные: -сформированность навыков самостоятельности, инициативности и проявление мотивации к обучению; - умение фантазировать. К концу 3 года обученияобучающиеся овладевают следующими компетенциями. Предметные (образовательные): - умение создавать сложные модели в техниках PaperCraft; - умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой самостоятельно; - умение свободно пользоваться инструментами и материалами при работе; Метапредметные: -сформированность у обучающихся таких черт характера как аккуратность, дисциплинированность и бережливость; - проявление у учащихся настойчивости, стремление к достижению поставленной цели; - самостоятельногоконтролякачестваготовностимодели. Личностные: -сформированность навыков самостоятельности, инициативности и проявление мотивации к обучению; - умение фантазировать. 1.7. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она даетвозможностьовладетьширокимнаборомтехникработысбумагой,чтопо зволитразбудитьвкаждомребенкестремлениекхудожественномуитехничес комусамовыражению. 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы состоит в том что, является ее адаптированность под запросы конкретного ребенка.Программа составлена в соответствии с законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Программа опирается на личностно - ориентированный и компетентностный подходы, создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Конструированиеизбумагидаетвозможностьпосмотретьдетямсдругойстороны на простой лист бумаги, заметить в нем колоритные возможности с целью осуществлениясобственных замыслов. 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1 год обучения 1. Знакомство (вводное занятие) 2. Удивительный мир аппликации 3 Основы моделирования 1 4 Основы моделирования 2 5 Основы «Papercraft» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 2 год обучения Знакомство (вводное занятие) Начальное техническое моделирование «Papercraft» Инструменты и материалы. Правила техники безопасности Основы аппликации Основы оригами Основы «Papercraft». Чтение схем Итоговое занятие 3 год обучения 1. Знакомство (вводное занятие) 2. Изготовление моделей паперкрафт 3. Итоговое занятие 1.10. Вид программы Модифицированная. 1.11. Адресат программы:Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Самоделкин» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): с нарушением интеллекта (имеющих умственную отсталость легкой, умеренной и тяжелой степени) с учетом федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для детей ОВЗ младшего и среднего школьного возраста (6 – 14 лет). Количество обучающихся составляет для первого года обучения 15 человек, для последующих лет обучения 10 – 12 человек. 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП Программа рассчитана на 3 года обученияи ориентирована на разновозрастное обучение детей в возрасте с 6 до 14 лет. Состав обучающихся в объединении не более 15 человек. 1.13. Форма обучения: очная. 1.14. Режим занятий Предмет «Самоделкин» Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень 4 часа в неделю; 6 часов в неделю; 6 часов в неделю; 144 часа в год. 216 часов в год. 216 часов в год. 1.15. Особенности организации образовательного процесса В объединение дети принимаются на свободной основе и могут быть сразу зачислены на 1ступень второго года обучения, или 2 ступень третьего года обучения после прохождения тестирования. (Приложение № 5) Группы находящиеся на 1 и 2 ступени обучения формируются по разновозрастному принципу, в зависимости от подготовленности ребенка к восприятию сложности изучаемого материала. Основными формами организации образовательного процесса являются: - индивидуальная, направленная на самостоятельную работу детей, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества; - фронтальная, которая предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу, рассказ, объяснение; - групповая форма позволяет ощутить детям помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, она ориентирована на скорость и качество работы. В процессе обучения по программе используются различные формы занятий: учебные, коллективные занятия, игры, праздники, конкурсы, практические занятия, викторины, беседы, выставки творческих работ, мастер-классы. 1.16. Учебный план программы «Самоделкин» 1 год обучения №№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов всего теория Практика 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. Знакомство (вводное занятие) Удивительный мир аппликации «Путешествие по бумажной стране» «В гостях у царя Ножниц» «Квадратные смешарики» «Дерево желаний» «По следам гусеницы» «Витаминка» «Подводный мир» 2 36 4 4 2 4 2 2 6 1 9 1 1 0,5 1 0,5 0,5 1,5 1 27 3 3 1,5 3 1,5 1,5 4,5 2.8. 2.9. 2.10. «Полезные машины» «Жили у бабуси два весёлых гуся» Коллективная работа «Бумажный мир» Основы моделирования 1 «Кубик эмоций» «Веселый осьминог» «Терем теремок, кто в тереме живет?» «Цветы для мамы» «Собака – друг человека» «Птица счастья в моих руках» «Волшебный замок» «Здравствуй Зимушка-Зима» Коллективная работа «Мастерская ДедаМороза» Основы моделирования 2 «Зимние забавы» «В гостях у пингвина» «Зимовье зверей» «Самому сильному и смелому» «Моей любимой маме» «Весна идет – весне дорогу» 6 2 4 1,5 0,5 1 4,5 1,5 3 32 2 2 8 6,5 0,5 0,5 1,5 25,5 1,5 1,5 6,5 2 2 4 2 4 6 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 1,5 1,5 3 1,5 3 5,5 30 4 2 6 2 2 8 5,5 1 0,5 1 0,5 0,5 1 24,5 3 1,5 5 1,5 1,5 7 «Масленица» Коллективная работа «Маленькая страна» Основы «Papercraft» «Что такое Papercraft?» «В мире домашних животных» «Мультяшные жители» 2 4 0,5 0,5 1,5 3,5 44 4 6 8 8 1 1 1,5 36 3 5 6,5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 5 5.1 5.2 5.3 Формы аттестаци и/контрол я Устный опрос Групповой опрос Выставка Письменн ый тест Групповая оценка работ 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 6 «Поход в цирк» «Волшебный лес» «Я помню, я горжусь» «Я - фантазёр» «Весь мир – театр» «Здравствуй, лето» Итоговая встреча: «Я с бумагою на «Ты»» Всего за первый год обучения: 2 6 4 4 4 2 4 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1,5 5 3,5 3,5 3 1,5 3,5 144 30 114 Тестирован ие Содержаниепрограммы Первыйгодобучения 1. Знакомство(вводноезанятие) Теория Знакомство друг с другом, с правилами поведения в объединении. Задачи исодержаниезанятийпотехническомумоделированиювтекущемгодусучёто мконкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасностиприработевобъединении. ПрактикаИзготовлениеизделийнатему«Чтоядругуподарю…»сцельювыяв ленияинтересов обучающихсяи сплочения коллектива. 2. Удивительныймираппликации 2.1. «Путешествиепобумажнойстране» ТеорияЗнакомствосбумагой:виды,свойства.Показатьразнообразиевидовбу маги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется,мнется,др.)Видыработс бумагой:аппликация,обрывнаяаппликация, мозаика. ПрактикаСкладываниебумагиполиниям.Изготовлениеизделийизбумаги. Выполнениетворческих работсбумагой. 2.2. «В гостяхуцаряНожниц» Теория Правила безопасности труда при работе с ножницами, клеем. Учить детейправильнодержатьножницы;правилабезопасности при работесножницами. ПрактикаУпражнятьдетейврезанииширокойполоски,поузкойстороненао динаковыеотрезкибумаги(шпалы),учитьсяпоконтурувырезатьтрафаретыд лядальнейшейработы. 2.3. «Квадратныесмешарики» Теория Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность,инструментыиприспособления).Основныеспособыс оединениядеталейизделия.Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождениеуглов, сторон. ПрактикаУчитьсяскладыватьбазовыеформыдлязанятиябумагопластикой: треугольник,квадрат, летучий змей. 2.4. «Деревожеланий» ТеорияЗнакомствостехникойобрывания.Техникабезопасностиприработе. ПрактикаОсвоениетехникиобрывания,созданиеобрывнойаппликацииизб умаги. 2.5. «По следамгусеницы» Теория Ознакомить с техническими условиями и приёмами выполнения накладнойаппликации,научить выполнять её.Техникабезопасностиприработе. ПрактикаОсвоениетехникиобрывания,созданиеобрывнойаппликацииизб умаги. 2.6. «Витаминка» Теория Понятие о симметрии, портрет. Техника безопасности при работе. Беседа опользеовощей ифруктов. ПрактикаВырезаниефруктовипредметоваппликациинасложеннойвдвоеб умаге. 2.7. «Подводныймир» Теория Понятие об объемной аппликации. Расширять знания детей о подводноммире.Техникабезопасностипри работе. Практика Создание объемных аппликаций морских обитателей, вырезая детали пошаблону.Совершенствоватьнавыкработы сшаблонами,ножницами. 2.8. «Полезныемашины» ТеорияПовторениеспособовсложениябумаги,беседао«Полезныхмашинах» ПрактикаУчитьсоздаватьобразвоздушного,наземногоиводноготранспорт ааппликативным способом; Продолжать совершенствовать навыки вырезания по шаблону;Продолжать формироватьнавыки работысножницами 2.9. «Жилиубабусидвавесёлых гуся» ТеорияЗнакомствосшаблоном,соспособамииприемамиработысним.Размет каи приготовление плоских деталей по шаблонам. Соединение (сборка) плоских деталеймежду собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений, "в замок";Вырезаниезаготовокдляизделийиотдельныхдеталейпошаблонамиз бумаги,сложеннойвдвое(втрое). ПрактикаИзготовлениеизбумагиикартонаизделийизплоскихдеталейпооб разцам.Аппликацияизгеометрическихфигур,различныхпоформе,размеруи цветудлясоздания плоскогоизображения выбранногопредмета. 2.10. Коллективнаяработа «Бумажныймир» ТеорияПовторениеизученныхтехникаппликаций,основныхприемов. Практика Создание в разных техниках аппликации персонажей для оформленияколлективнойработы. 3. Основымоделирования1 3.1. «Кубикэмоций». ТеорияПравилаповеденияназанятияхоригами.Правилапользованияматери аламииинструментами.Термины,принятыеворигами.Понятие«базовыефо рмы». ПрактикаИзготовлениеквадратаизпрямоугольноголистабумаги(дваспособа). Складываниемоделиобъемногокуба. 3.1. «Веселыйосьминог» ТеорияЗнакомствосусловнымизнаками,принятымиворигамииосновнымип риемамискладывания.Базовыеформы.Инструкционныекарты,демонстрир ующиепроцессскладывания. ПрактикаСкладываниемодели«Осьминог»наосновепростыхбазовых форм. 3.2. «Теремтеремок,ктовтеремеживет?» ТеорияПроигрываниесказкиТеремок.Отработкатехникиоригамииприемовскл адываниябумажных деталей. ПрактикаСкладываниеизделийживотныхнаосновепростыхбазовыхформ. Оформлениекомпозицийсполученнымиизделиями(объемнаяаппликация). 3.3. «Цветы для мамы» ТеорияБеседапотеме:8марта –международныйженскийпраздник. ПрактикаСкладываниецветовнаосновеизученныхбазовыхформоригами. 3.4. «Собака– другчеловека» ТеорияПовторениеусловныхзнаков,принятыхворигамииосновныхприемовскл адывания. ПрактикаСозданиемодели«Собака»двумяразнымиспособами. 3.5. «Птицасчастьявмоихруках» ТеорияРассказлегендыо«Бумажномжуравлике». ПрактикаИзготовлениежуравликавтехникеоригами.Придумываниеистор иипроволшебство своегожуравлика. 3.6. «Волшебный замок» ТеорияПонятиеографическихизображениях,ихназначении.Планированиер аботысопорой награфическиеинструкционныекарты. ПрактикаСозданиемодели«Замок»разными способами. 3.7. «ЗдравствуйЗимушка-Зима» ТеорияБеседаовременигодаЗима,дискуссиянатему:«»Ялюблюзимузато,что…» ПрактикаСозданиемодели:«Елка»,«Снеговик», «Олени»втехникеоригами 3.8. Коллективнаяработа «МастерскаяДедаМороза» ТеорияПовторениеизученныхтехникоригами,основныхприемов. ПрактикаСозданиесобственныхновогоднихподарковвданнойтехнике 4. Основымоделирования2 4.1 «Зимниезабавы» Теория История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какуюбумагулучшеиспользовать.Инструментыи материалы.Правилатехникибезопасности. ПрактикаИзготовлениекомпозиции:«Зимниезабавы». 4.2. «Вгостяхупингвина» ТеорияВолшебныесвойствабумаги.Упражненияпоотработкеосновныхэле ментовскладывания,базовая формаоригами:«треугольник». ПрактикаИзготовлениемодели«пингвин» 4.3. «Зимовьезверей» Теория Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая формаоригами:«воздушный змей». ПрактикаИзготовлениемоделейживотных,отработкаданнойтехники. 4.4. «Самомусильномуисмелому» Теория Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая формаоригами:«палатка» ПрактикаИзготовлениемодели«Танк»,отработкаданнойтехники. 4.5. «Моейлюбимоймаме» Теория Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая формаоригами:«рыба» ПрактикаИзготовлениемодели «Цветок»,отработкаданнойтехники. 4.6. «Веснаидет– веснедорогу» Теория Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая формаоригами:«двойной квадрат». ПрактикаИзготовлениемодели«Весна»сиспользованиемразныхтехник. 4.7. «Масленица» ТеорияВидымодульногооригаминаосновебазовыхформсэлементамиаппли кации ПрактикаИзготовлениемодели«Масленица». 4.8. Коллективнаяработа«Маленькаястрана» ТеорияПовторениеиотработкатехникимодульногооригами. ПрактикаСозданиесобственныхмоделивданнойтехнике. 5. Основы«Papercraft» 5.1. «Что такоеPapercraft?» Теория Знакомство с техникой «Papercraft». Простейшие способы работы в техникебумагопластика. Правильное использование инструментов. Основные приёмы начальногомоделирования. ПрактикаОтработкаосновныхприёмовначальногомоделирования 5.2. «Вмиредомашних животных» ТеорияНаучитьработатьпотрафарету,научитьсклеиватьмодели,научитьсо единять междусобойдетали ПрактикаИзготовлениепростейшихмоделей,макетов,игрушекизбумагиик артона. 5.3. «Мультяшныежители» ТеорияПовторениеупражненийпоотработкеосновныхэлементов даннойтехнике. ПрактикаИзготовлениепростейшихмоделей,макетов,игрушекизбумагиик артона. 5.4. «Поход вцирк» ТеорияПовторениеупражненийпоотработкеосновныхэлементовданнойтехник е. ПрактикаИзготовлениепростейшихмоделейцирковыхживотныхизбумагиика ртона. 5.5. «Волшебныйлес» ТеорияБеседаодикихживотных,Повторениеупражненийпоотработкетехники «Papercraft». ПрактикаИзготовлениепростейшихмоделейдикихживотныхизбумагиика ртона. 5.6. «Япомню,ягоржусь» ТеорияБеседаопразднике«ДеньПобеды». ПрактикаИзготовлениемодели«Звезда» 5.7. «Я-фантазёр» ТеорияРаботастрафаретами,рассказистории«Если быябыл…» ПрактикаИзготовлениемоделейвымышленныхперсонажейсиспользованиемт рафаретов 5.8. «Весьмир –театр» ТеорияБеседаотеатре,повторениеупражненийпоотработкеосновныхэлементов даннойтехнике. ПрактикаИзготовлениемоделей«Я-режиссёр» 5.9. «Здравствуй,лето» ТеорияДискуссия«Лето– этохорошо»,повторениеизакреплениеосновныхприёмовначального моделирования. ПрактикаИзготовлениемодели «Летнеелакомство» 6. Итоговаявстреча:«Ясбумагоюна «Ты»» ТеорияБеседа:«Чемуянаучился…» ПрактикаОформлениетворческогопроекта,подведениеитогов,демонстрац ияготовых работ. Учебный план программы «Самоделкин» 2 год обучения Количество часов Фор аттест всего теория Практика №№ Наименование разделов, тем конт п/п 1. Знакомство (вводноезанятие) 3 1 2 2. Начальноетехническоемоделирование«Papercraft» 210 26 184 3 1 2 Устны опрос 2.2 2.3 3 3.1 3.2 4 5 5.1 5.2 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности Волшебныесвойствабумаги Основыкомпозиции Основыаппликации Обрывнаяаппликация Объемнаяаппликация Основыоригами Основы «Papercraft». Чтениесхем Формированиеобъемныхмоделей Способыдекорированиямоделей 6 12 12 9 9 16 6 9 9 1 2 1 1 1 2,5 2 2 1,5 5 10 11 8 8 13,5 4 7 8,5 Высто 5.3 5.4 5.5 Модель «Елочнаяигрушка» Модель «Мышка» Модель «Снеговик» 3 3 6 0,5 0,5 0,5 2,5 2,5 5,5 2.1 Устны опрос 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 Модель «Львенок» Модель «Машина» Модель «Кот» Модель «Дракон» Модель «Кит» Модель «Танк» Модель «Тюльпан» Модель «Дом» Модель «Робот» Модель «Пирожное» 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5.16 5.17 5.18 5.19 5.20 6 Модель «Лиса» Модель «Медведь» Модель «Самолет» Модель «Маска» Созданиесобственныхмоделей Итоговоезанятие Всего за второй год обучения: 6 6 6 6 23 3 216 0,5 0,5 0,5 0,5 3.5 1 28 5,5 5,5 5,5 5,5 5 2 188 Содержаниепрограммы Второйгодобучения 1. Вводное занятие Теория. Шедевры бумажного искусства. Знакомство с содержанием работы в учебном году. Правила ТБ. Материалы и инструменты, необходимые для работы Практика. Рассмотрение иллюстраций и поделок. 2. Начальное техническое моделирование «Papercraft» 2.1 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности Теория.Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в Паперкрафт. Практика. Отработка основных техник, изготовление элементарных моделей по образцу. 2.2 Волшебные свойства бумаги Теория. Виды и свойства бумаги. Техники и приемы сгибания бумаги. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в бумагопластике. Практика. Изготовление различных картин из бумаги, с использование разных приемов. 2.3 Основы композиции Теория. Бумага как материал для композиции, структура, схемы и правила выполнения композиций. Практика. Изготовление различных композиций из бумаги, с использование разных приемов. 3. Основы аппликации Теория.Повторение видов и свойств бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям. Первоначальные графические знания и умения. Групп оценка работ Высто Практика. Отработка основных техник, изготовление аппликаций. 3.1 Обрывная аппликация Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в работе с техникой «Обрывная аппликация». Практика. Отработка основных техник, изготовление аппликаций в данной технике 3.2 Объемная аппликация Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в работе с техникой «Объёмная аппликация». Практика. Отработка основных техник, изготовление аппликаций в данной технике. 4 Основы оригами Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Объемные изделия из упаковочных коробок, конструирование игрушек из цветной бумаги Практика. Отработка основных техник, объемные изделия из упаковочных коробок, конструирование игрушек из цветной бумаги, картона. 5 Основы «Papercraft». Чтение схем: Теория.Технология работы изготовления модели из плоских деталей, Отработка приемов техники Паперкрафт. Практика. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. 5.1 Формирование объемных моделей Теория. Технология изготовления моделей из бумаги и картона, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Практика. Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам 5.2 Способы декорирования моделей Теория. Виды и способы декорирования бумажных моделей, демонстрация вариантов выполнения работ разными способами. Практика. Отработка основных способов декорирования разных моделей 5.3 Модель «Елочная игрушка» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Елочная игрушка» 5.4 Модель «Мышка» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Мышка» 5.5 Модель «Снеговик» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Снеговик» 5.6 Модель «Львенок» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Львенок» 5.7 Модель «Машина» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Машина» 5.8 Модель «Кот» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Кот» 5.9 Модель «Дракон» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Дракон» 5.10 Модель «Кит» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Кит» 5.11 Модель «Танк» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Танк» 5.12 Модель «Тюльпан» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика.Изготовление модели «Тюльпан» 5.13 Модель «Дом» Теория.Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Дом» 5.14 Модель «Робот» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Робот» 5.15 Модель «Пирожное» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Пироженое» 5.16 Модель «Лиса» Теория.Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Лиса» 5.17 Модель «Медведь» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Медведь» 5.18 Модель «Самолет» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Самолет» 5.19 Модель «Маска» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Маска» 5.20 Создание собственных моделей Теория. Закрепление знаний работы по трафарету, склеивание модели, соединения деталей между собой Практика. Изготовление объемных моделей из бумаги и картона. 6 Итоговое занятие Теория. Подведение итогов освоения программы Паперкрафт. Практика. Оформление выставки с моделями работ в данной технике. Учебный план программы «Самоделкин» 3 год обучения Наименование разделов, тем №№ п/п Количество часов всего теория Формы Практика аттестации/ контроля 1. Знакомство (вводное занятие) 3 1 2 2. Изготовление моделей паперкрафт 210 18 192 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 Модель «Мышка» Модель «Снеговик» Модель «Панда на луне » Модель «Машина» Модель «Кот» Модель «Дракон» Модельпособственномужеланию Модельпособственномужеланию 21 21 24 24 24 24 24 24 2 2 2 2 2 2 2 2 19 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 2.9 3 Модельпособственномужеланию Итоговоезанятие Всего за второй год обучения: 24 3 216 2 1 20 5,5 2 196 Содержаниепрограммы Третьегогодаобучения 1.Вводное занятие Устный опрос Выставка Тестирование Групповая оценка работ Выставка Теория. Шедевры бумажного искусства. Знакомство с содержанием работы в учебном году. Правила ТБ. Материалы и инструменты, необходимые для работы Практика. Рассмотрение иллюстраций и поделок. 2. Изготовление моделей паперкрафт 2.1. Модель «Мышка» Теория.Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Мышка» 2.2 Модель «Снеговик» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Панда на луне» 2.3. Модель «Панда на луне» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика.Изготовление модели «Панда на луне» 2.4. Модель «Машина» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Машина» 2.5. Модель «Кот» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Кот» 2.6. Модель «Дракон» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Дракон» 2.7. Модель по собственному желанию. Теория. Закрепление знаний работы по трафарету, склеивание модели, соединения деталей между собой Практика. Изготовление объемных моделей из бумаги и картона. 2.8. Модель по собственному желанию. Теория. Закрепление знаний работы по трафарету, склеивание модели, соединения деталей между собой Практика. Изготовление объемных моделей из бумаги и картона. 2.9. Модель по собственному желанию. Теория. Закрепление знаний работы по трафарету, склеивание модели, соединения деталей между собой Практика. Изготовление объемных моделей из бумаги и картона. 3. Итоговое занятие Теория Подведение итогов освоения программы Паперкрафт. Практика Оформление выставки с моделями работ в данной технике. Раздел 2. 2.1. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации Календарный учебный график программы Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) 2.2. 36 (по УП) с 21.05.2023 г. по 31.08.2023 г. с 01.09.2022 по 20.05.2023 г. декабрь май Условия реализации программы Аспекты Материально-техническое обеспечение Характеристика Оборудование: кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Для педагога: Учебные столы и стулья; Выставочные стенды; Схемы складывания изделий; Журналы и книги по работе; Альбом для лучших работ; Конверты для незаконченных работ; Коробки для обрезков бумаги; Для обучающихся: -Бумага листовая дляофиснойтехникиформатА4, -бумагацветная, -цветнойкартон, -клей ПВА(быстросохнущий), -клей-карандаш, -наборцветныхкарандашей(12цветов), -простыекарандаши, -чертежнаялинейка, -кисточки, -краскиакварель, Аспекты Характеристика -ножницы с закругленнымконцом длиннымлезвием. Дидактический материал и не схемы,трафареты,картинки сизображениями - профессиональная и дополнительная литература для педагога, обучающихся, родителей; - наличие аудио-, видео-, фотоматериалов, интернет источников, плакатов Информационное обеспечение Кадровое обеспечение 2.3. Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое профильное образование, в совершенстве владеющий навыками руководства учебно-творческой деятельностью обучающихся и методикой преподавания предмета. Суворова Ольга Александровна, педагогический стаж – 10 лет, образование – среднее, категория первая. Оценка достижений результатов Формами аттестации являются: - формы и способы фиксации результатов: - портфолио; - коллективные творческие работы - выставки творческих работ Форма фиксациирезультатов общеобразовательной программы: реализации • ежегодная выставка работ детского «Самоделкин» в образовательном учреждении; дополнительной творческого объединения • «летопись» детского творческого объединения (видео- и фотоматериалы); • копилка детских работ в различных техниках исполнения; • портфолио творческих достижений объединения «Самоделкин» (грамоты, дипломы, сертификаты и др.); • отзывы учащихся объединения о выставках, экскурсиях и мастер-классах, в которых они принимали участие или посетили. Форма отслеживаниярезультатов усвоения общеобразовательной программы предполагает: дополнительной • индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов учащимися; • тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала. Формой подведенияитогов становятся выставки работ. Такая форма работы позволяет учащимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои. 2.4. Оценочные материалы Показатели качества реализации ДООП Методики Методы для определения творческих способностей Тест «Неоконченный рисунок» П. Торренса Приложение 4 Уровень развития творческого потенциала обучающихся Уровень развития социального опыта обучающихся Уровень сохранения и укрепления здоровья обучающихся Уровень теоретической подготовки обучающихся: тестирование по разделам программы, технологические карты Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) Методы для определения социального опытапо методу. Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной Приложение 7 «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Приложение 1, Приложение 5,Приложение 6 Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) Разработано методсоветом ДДТ 2.5. Методические материалы Дополнительная общеобразовательная программа «Самоделки» предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий: • традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.); • современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская). Педагогические технологии, используемые на занятиях Технология, прием метод, Образовательные события Результат 1 2 3 Технология личностноориентированного обучения Участие в конкурсах и выставках, культурно-массовых мероприятиях. Способность выразить свои мысли и идеи в изделии, способность доводить начатое дело до конца, способность реализовать себя в творчестве Здоровьесберегающие технологии Проведение физкультминуток и релаксирующих пауз Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье Мозговой штурм Разработка образа, макета будущего изделия Способность творить, создавать нечто принципиально новое, не копируя кого-либо Технология коллективного творчества Обучение и общение в группе Способность работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других Проектная технология Разработка эскизов, макетов изделий Способность разрабатывать эскизы и макеты Технология развивающего обучения Развитие фантазии, воображения Способность воплощать свои фантазии и идеи в изделии Педагогическая мастерская Самостоятельный поиск знаний, открытие чего-то нового Способность работать самостоятельно и творчески По прохождению программы проводиться диагностика уровня усвоения знаний умений и навыков в соответствие с предполагаемым результатом. Предлагаются следующие уровни усвоение программы: Базовый уровень – обучающийся общеобразовательную программу. стабильно занимается, выполняет Повышенный уровень – обучающийся проявляет устойчивый интерес к занятиям, принимает участие в конкурсах районного и городского уровня. Творческий уровень – проявляет ярко выраженные способности к изучаемому профилю деятельности, занимает призовые места в конкурсах, выставках разного уровня. По результатам педагогического наблюдения заполняется таблица, подсчитывается количество детей, находящихся на базовом уровнях развития, и количество детей, достигших повышенного и творческого уровней. По данным таблицы строятся сравнительные графики уровня развития детей в начале и конце учебного года, делается вывод о качестве образовательного процесса. Параллельно с диагностикой на уровень усвоение программы, проводиться диагностика на развитие творческих способностей по методики Е.Е. Туника и Дж.Гилфорда (Приложение 4). Вариантом оценки индивидуальных результатов учащихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста учащихся Список литературы Для педагога: 1. Кравченко, А.С. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели [Текст] А.С. Кравченко, Б.М. Шумков. – М.: Лирус, 1995. – 128 с. 2. Лагутин, О.В. Самолёт на столе [Текст] О.В.Лагутин. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988. – 369 с. 3. Цирулик, Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное [Текст] Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с. 4. Проснякова, Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3- е изд., испр. и доп. [Текст] Т.Н. Проснякова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с. 5. Цирулик, Н.А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса [Текст] Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с. Для детей: 1. Афонькин С.Ю. и др. «Рождественское оригами» - Москва: Аким, 1998 – 64 с. 2. Веннинджер М. “Модели многогранников” - Москва: Мир, 1974 - 236 с. 3. Гончар В.В. Модели многогранников / В. В. Гончар, Д. Р. Гончар. Изд. 4-е изд., доп. и испр. - Москва : Школьные технологии, 2015. – 143 с. 4. Гриффит Л. Всем цветы! Роскошные цветочные композиции из бумаги. Практическое руководство для начинающих/ Л.Гриффит – Москва :Эксмо, 2019. – 192 с. 5. Наумова Л. Новогодние поделки из бумаги/ Л.Наумова - Москва :Эксмо, 2015. –16 с. 6. Серова В.В. Вырезаем снежинки : более 100 моделей / В. В. Серова, В. Ю. Серов. - Москва : АСТ-Пресс , 2014. – 77 с. Словарь терминов. Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Беглость – способность высказывать максимальное количество идей, причем важно не их качество, а количество. Выцинанка – искусство вырезания ажурных узоров из белой, черной и цветной бумаги. Гармония - (от греч. Hormonia «связь; созвучие; соразмерность»); согласованное и соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения. Гербарий представляет собой документальную основу исследований флоры и растительности. Именно благодаря появлению гербария стали бурно развиваться география, морфология, систематика и таксономия и экология растений. Гибкость – способность высказывать многообразие идей, подходов; Геометрический орнамент - орнамент, составленный из геометрических фигур: квадратов, ромбов, кругов, прямых и ломаных линий, полукружий, точек. Грунтовка - (от нем. Grand «почва; основа»);подготовительный слой специального состава, наносимый на холст, доску или другую основу художественного произведения с целью придания желаемого тона или фактуры, для предотвращения впитывания основой связующих веществ, красок. Декупаж (Decoupage или decoupage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Декоративно-Прикладноеискусство - область декоративного искусства; создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, игрушки, украшения и т.д.) Импровизация - особый способ художественного творчества, сочинение в процессе исполнения без предварительной подготовки, свободное фантазирование на определенную тему. Квилинг – искусство скручивания бумаги. Композиция - (от исп. Compositio «расположение; составление, сложение); способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и с целым, в основе которых лежит идея. Конструктивность - согласованность формы изделия, обработки материала и функции этого изделия между собой. технологии Контраст - (фр. Contraste «резкое различие, противоположность»); художественный прием, сущность которого заключается в отчетливо выраженном противопоставлении изображаемых в произведениях искусства характеров, предметов, явлений и их свойств. Контур - ( отфрcontour «очертание»); изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии. Краски - смеси тонкоизмельченных пигментов и наполнителей с растворами пленкообразующих веществ (смол, масел и т.д.) Красота - одна из важнейших категории эстетики, которая с категорией прекрасного отражает такие эстетические свойства предметов и явлений действительности, как гармоничность, совершенство, упорядоченность. Модульное оригами – это искусство складывать трёхмерные фигурки, родиной которого считают Китай. Мотив - завершенная и неделимая по внутреннему смыслу и строению «единица» орнаментального изображения. Оригинальность – способность порождать новые не стандартные идеи, необычайные решения, реакции; Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок. Папье-маше (франц. — жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Папье-маше — это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие поверхности из бумаги. Пропорция - (от лат. Proportio «соразмерность»); определенное соотношение частей предмета между собой по величине. Растительный орнамент - орнамент, составленный из стилизованных растительных мотивов (ветки, листья, цветы, плоды). Раппопорт- повторяющийся элемент орнамента. Ритм(в композиции) - (от греч. «мерность; такт») в изобразительном искусстве, это чередование одинаковых элементов с определенной последовательностью и частотой. Симметрия - соразмерность частей художественного целого как в отношении друг с другом, так и в соответствии с целым. Способности – этотакие индивидуально-психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности, определяют предрасположенность человека к этой деятельности. Способности нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, можно говорить об их влиянии на скорость и легкость приобретения знаний и умений. Творческие способности – относятся к группе, разделяемой на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями понимаются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности. Творческая работа – это именно то, чем каждый прославляет себя в веках, поэтому нужно понять, каковы основные особенности того что принято называть творческими способностями. Творческая деятельность – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая их самостоятельность работы, в которых учащиеся создают новые идеи, конструкции, модели, поделки, сообщения о результатах наблюдений, исследований. Технология - (от греч. Tehne «искусство, мастерство»); система материалов, инструментов и приемов работы художника - всё, что связано непосредственно с материальным воплощением его творческого замысла: индивидуальные особенности техники художника называются манерой. Упражнение - повторное выполнение действия с целью его усвоения. Флористика - составление букетов и декоративных композиций из цветов и природных материалов. Флористика, как вид декоративно-прикладного искусства, использует и живые и засушенные цветы и растения. Эскиз - (фр. Esquisse); предварительный набросок, легкий очерк. Приложение№1 Диагностическаякартаобучающегося ФИОребенка Коммента рий Этапынаблюдений Начало года Серединаг ода Конец года Умениесделать квадратиз прямоугольноголистабумаги Умениеследоватьустныминструкциям Умение создавать изделия оригами,пользуясьинструкционнымикарта мии схемами Умениесделатьизделие,следяза показомучителяислушаяустныепояс нения Умениевырезатьгеометрические фигуры:квадрат,треугольник,круг. Уменияорганизоватьсвоерабочееместо Умениярациональноиспользовать необходимыематериалы Уменияаккуратностьвыполнения работы Умениеработать сножницами Умениеработать склеем Умениечитатьсхемывыполненияфигур втехникеоригами Умениепереводить шаблонынабумагу Умениеизготавливатьиоформлять поделкипо образцу Использованиеразличныхтехнических приемовприработесбумагой. Умениеизготавливатьподелкипо собственномуэскизу Умениепроводитьанализисамоанализ личных работ Следуетустныминструкциям Читаетсхемыизделий Зарисовываетсхемыизделий -Высокийуровень(В)–делаетсамостоятельно - Среднийуровень(С)–делаетспомощьюпедагогаилитоварищей - Низкийуровень(Н)–неможетсделать Приложение № 2 Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе № Результаты Критерий Показатель 1. Предметные результаты Уровень владения терминологией в области декоративноприкладного творчества Степень знания терминологии Уровень сформированности навыков в области декоративноприкладного творчества 2. Метапредметные результаты Уровень развития фантазии, образного мышления, воображения. Уровень устойчивости интереса к занятиям 3. Личностные результаты Уровень сформированности личностных качеств Уровень сформированности навыков коллективного взаимодействия Приложение 3 Форма отслеживания результата тестирование Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов и понятий Степень владения на практике техниками и приемами наблюдение Степень целесообразности применения приемов и техник в работе с различными материалами Количество поделок, выполненных по собственному замыслу и для выставок Степень развития фантазии, мышления, воображения Количество посещенных занятий наблюдение Степень участия в выставках и конкурсах портфолио Степень аккуратности при изготовлении поделок Степень увлеченности и заинтересованности работой наблюдение Количество посещенных культурно-массовых мероприятий журнал, раздел «Массовые мероприятия» Степень взаимодействия, сотрудничества с обучающимися наблюдение наблюдение журнал, раздел «Творческие достижения» наблюдение журнал наблюдение Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения Оцениваемые показатели 1 Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов, понятий и определений Степень владения на практике различными техниками и приемами Степень целесообразности применения приемов и техник в работе с различными материалами Степень развития фантазии, образного мышления и воображения Степень участия в выставках и конкурсах Степень аккуратности при изготовлении поделок Степень увлеченности работой и заинтересованности в результате Степень взаимодействия, сотрудничества с другими учащимися в объединении Степень выраженности оцениваемого показателя 2 «―» (Обучающийся овладел минимальным набором понятий и определений, не испытывает затруднений в понимании и применении специальной терминологии) «+» (обучающийся осознанно употребляет специальную терминологию в построении речевых формулировок с последующим обоснованием примененного определения) «―» (обучающийся усвоил минимальный набор приемов, методов работы с различными материалами) «+» (обучающийся свободно владеет широким диапазоном различных приемов и методов) «―» (обучающийся затрудняется в выборе техник и приемов в работе с различными материалами или использует одни и те же приемы) «+» (обучающийся не испытывает затруднений при выборе оптимальных техник, свободно комбинирует их между собой под свойства конкретного материала) «―» (обучающийся постоянно нуждается в помощи педагога при составлении композиции, находит одно рациональное решение) «+» (обучающийся проявляет креативность, вариативность и самостоятельность в выполнении задания) «―» (обучающийся нуждается в побуждении со стороны педагога для создания поделок на выставку, конкурс или не проявляет желания изначально участвовать в конкурсных мероприятиях) «+» (обучающийся проявляет творческую и публичную активность в плане участия в выставках) «―» (обучающийся умеет организовать свое рабочее место, но менее усидчив и менее организован) «+» (обучающийся проявляет усидчивость, терпение) «―» (Маршрут действий диктуется педагогом, обучающийся мало проявляет инициативу) «+» (обучающийся ведет творческий самостоятельный поиск, нацелен на результат) «―» (Коммуникативная культура не развита, обучающийся не испытывает потребности в тесном творческом общении с другими обучающийся, не участвует в массовых мероприятиях в объединении) «+» (обучающийся обладает хорошими коммуникативными способностями, легко идет на контакт, активно участвует в массовых мероприятиях объединения, готов помогать и работать совместно с другими обучающимися) Степень выраженности оцениваемого показателя: «—» — не наблюдается; «+» — наблюдается. Приложение 4 Методы для определения творческих способностей Тест «Неоконченный рисунок» П. Торренса Тест исследует фантазию и образное мышление. Предлагается для младших школьников и подростков. Он может быть использован также как развивающее упражнение для указанных функций. Занятие проводится поэтапно. Ребенку предлагается целый ряд кружков. Его задача – из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. На втором этапе ребенку предлагается изображение (частичное) собачки. Необходимо последовательно дорисовывать образ собачки, так, чтобы каждый раз это была разная собачка. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного. Посчитайте, сколько кружков превратил в новые образы ребенок (1 балл), сколько нарисовал разных собачек (1 балл). Чем выше результат, тем лучше развито образное мышление и фантазия у данного ребенка. Результативность: От 0 до 4 баллов – низкий уровень; От 5 до 8 – средний уровень; От 9 до 12- высокий уровень. Тест «Необычное использование» П. Торренса (диагностика словесного творческого мышления) Для младших школьников и подростков. Детям предлагается придумать необычное использование обычным предметам. Например: стакан, носок, коробка из-под обуви. Чем больше будет придумано новых образов (1 балл), тем лучше. Результативность: От 0 до 3 баллов– низкий уровень; От 4 до 6 – средний уровень; От 7 - высокий уровень. Приложение 5 Определение уровня теоретической подготовки (тестирование) Первая ступень обучения. 1. Что такое композиция в прикладном творчестве? а) расположение предметов в изделии относительно друг друга; б) правильное распределение относительно центра композиции; в) расположение объектов по кругу. 2. Какие цвета теплые? (2 варианта ответа) а) желтый; б) красный; в) малиновый. 3. Как художники называют цвета, приближенные к цвету огня? а) теплые; б) холодные; в) горячие. 4.Папье-маше – техника изготовления кукол из? а) глины; б) бумаги; в) стекла. 5. Что такое «флористика»? а) изображение цветов на картине; б) работа с природным материалом; в) работа с деревянными заготовками. 6. Какие растения можно собирать? а) все подряд; б) красивые и не занесены в Красную книгу; в) только те, которые занесены в Красную книгу. 7. Вырезанная из бумаги или картона выкройка это: а) эскиз; б) шаблон; в) лекало. 8. В каком селе была основана первая в России фабрика по производству изделий из папье-маше с лаковой росписью? а) Филимоново; б) Мстёра; в) Данилково. 9. Как с японского переводится слово «оригами»? а) «Ори» - сложенная, «Кама» - бумага; б) «Ори» - бумага, «Кама» - камень; в) Слово оригами не переводится. 10. Какая форма является основной в оригами? а) треугольная; б) прямоугольная; в) квадратная. 11. Как называется базовая форма, где складывается квадратный лист бумаги пополам? а) блин; б) книга; в) дверь. 12. Аппликация - это а) вид изобразительного искусства; б) вид декоративно-прикладного искусства; в) область декоративно-прикладного искусства. 13. Сколько видов аппликации существует? а) 12; б) 19; в) 10. 14. как называется скрепляющая субстанция на основе муки или крахмала, которую мастера часто пользуются, изготавливая папьемаше? а) кашица; б) клейстер; в) клей. 15."Сувенир" в переводе с французского означает? а) предмет; б) память; в) воспоминание. 16. Выберите вариант ответа, в котором перечислены основные цвета? а) оранжевый, зеленый, фиолетовый; б) красный, желтый, синий; в) белый, черный, красный. 17. Что такое «эскиз»? а) первая быстрая зарисовка идеи автора; б) готовый рисунок; в) авторская работа. 18. Какая страна является родоначальником искусства декупаж? а) Италия; б) Франция; в) Япония. 19.Самый популярный материал для декупажа? а) газета; б) салфетки; в) ткань. 20. Какие цвета относятся к ахроматическим? (2 варианта ответа) а) черный; б) красный; в) белый. Правильные ответы (за правильный ответ – 1 балл). 1 -а; 2 – а, б; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – б; 7 - б; 8 – в; 9 – а; 10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – в; 14 – б; 15 – б; 16 – б; 17 – а; 18 – б; 19 – б; 20 – а, б. Результативность: Менее 7 баллов – низкий уровень; От 8 до 16 – средний уровень; От 17 до 20 - высокий уровень. Приложение 7 Методы для определения самоотношения личности Тест «Автопортрет» Данный тест в интерпретации Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной может быть использован в данном варианте, начиная с младшего школьного возраста. Данный тест позволяет выявить представления человека о себе, своей внешности, личности, отношениях. Дайте ребенку карандаш и один лист белой бумаги. Скажите ему: «Нарисуйте свой портрет». Проанализируйте полученный рисунок, используя следующие комментарии. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Ребенок явно имеет художественные способности. Этот тест очень показателен для выявления будущих художников. На таких рисунках легкость и лаконичность линий сочетаются с большой выразительностью изображения. СХЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Лицо в профиль или анфас прорисовывается схемой. Такое изображение характеризуется интеллектуальную направленность личности. Это мыслители с тенденцией к постоянному обобщению поступающей информации. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Рисунок насыщен тщательными подробностями. Прорисовано лицо, волосы, одежда и т.п. Это характеризует педантичного человека, склонного к детализации. Это мыслительный аналитик. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Ребенок изображает себя в виде предмета, животного, литературного персонажа. Такое изображение выполняют художественные личности. Они обладают развитой фантазией, воображением, творческими способностями и чувством юмора. Методика «Смешные человечки» Для младших школьников и подростков. Заранее подготовьте картинки по количеству детей. Рассмотрите вместе с детьми картинку, чем занимаются человечки, какое у них настроение. Далее предложите ребенку выбрать, кем из этих человечков был бы он сам и раскрасить его зеленым карандашом. Потом так же нужно выбрать маму – красный, папу – синий, брата и/или сестру – оранжевый, бабушку и/или дедушку – розовый, тетя желтый, друзья – голубой, педагог – коричневый и т.д. Оценка результатов. Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает остальных, тем лучше к ним относится, и тем большой значимостью они обладают в его глазах. (самооценка) Методы для определения положения личности в коллективе Методика «Атмосфера в группе» Для младших школьников и подростков. Замерить психологическую атмосферу в группе, т. е. динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки задающие дистанцию между парами, кодируются по пятибалльной шкале слева направо по схеме: 5 4 3 2 1.Чем выше суммарный балл, тем выше уровень психологической удовлетворённости отношениями в группе. Результативность: От 0 до 30 баллов– низкий уровень; От 30 до 40 – средний уровень; От 40 до 50- высокий уровень. Дружелюбие - - - - - Враждебность Согласие - - - - - Несогласие Удовлетворённость - - - - - Неудовлетворённость Равнодушие Продуктивность - - - - - Непродуктивность Увлечённость - - - - Теплота - - - - - Холодность Сотрудничество - - - - - Отсутствие сотрудничества - - - Недоброжелательность Взаимная поддержка - - Занимательность - - - - - Скука Успешность - - - - - Неуспешность