Оглавление Раздел 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП 1.2.Направленность 1.3. Актуальность 1.4. Цель программы 1.5. Задачи программы 1.6. Ожидаемые результаты 1.7. Педагогическая целесообразность 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1.10. Вид программы 1.11. Адресат программы 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП 1.13. Формы обучения 1.14. Режим занятий 1.15. Особенности организации образовательного процесса 1.16. Учебный план 1.17. Содержание программы Раздел 2. 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный график программы 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка 1.1Нормативные правовые основы разработки ДООП: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». - Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации - «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». - Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от 26.05.2023г Направленность: социально-гуманитарная. Актуальность: Актуальность программы определяется возможностью удовлетворения интереса и реализации способностей школьников в области телевизионной техники и программных продуктов. Цель: Развитие личности ребенка и его способностейчерез обучениенавыкам работы с ПК и офисными программами. Образовательные задачи: Образовательные: - изучение основ языка экранных искусств; - знакомство с основными программами Windows; - приобретение обучающимися знаний по основам WordиPowerPoint; знакомство с основными этапами работы над текстовым документом, презентацией.; -приобретение умения самостоятельно искать информацию, ее структурировать и представлять в виде презентации или интерактивной игры. Развивающие: - развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству; - развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях; - развитие внимания, памяти, воображения, творческих способностей обучающихся; - развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать свои мысли, коммуникабельности; Воспитательные: - осуществление трудового, политехнического и эстетического воспитания школьников; - воспитание в детях любви к своей родине. Ожидаемые результаты: Личностные результаты: Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметныерезультаты : Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений. Познавательные УУД: ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг. умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенной учителем литературы. умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные В результате изучения курса «Знакомство с ПК .WINDOWS» учащиеся должны знать: общую информацию о составе ПК; общую информацию об операционной системе WINDOWS ; правила включения и выключения ПК , завершения работы WINDOWS ; понятия: рабочий стол, окно, значок, папка, меню, панель управления; вызов системы справки; правила работы с программой : вызов программы, переименование программы, удаление программы, копирование программы, сохранение программы, выход из программы; команды Создать, Открыть, Закрыть, Сохранить, Печать; основы программ WORD; папку Шрифты$ основы БД. В результате изучения курса «Знакомство с WORD (текстовый редактор)» учащиеся должны уметь: пользоваться мышью; правильно включать и выключать ПК; работать с панелью управления; работать с Папками: Документы, Компьютер ; использовать системы справки; работать с программой : запуск программы, переименование программы, удаление программы, копирование программы, сохранение программы, выход из программы; выполнять команды Создать, Открыть, Закрыть, Сохранить, Печать; работать с программами WORD; создавать папки; работать с файлами: удаление, переименование, копирование, перемещение, отправка, поиск, сохранение; пользоваться принтером; настраивать экран: выбор цвета. заставки. смена значков рабочего стола: выбирать шрифты; Отличительная особенность программы в том, что дети, начиная с начальных классов знакомятся с ПК более детально изучают офисные программы что, даёт им понимание основ работы с компьютерными программами. Открывает возможности при минимальном количестве учебного времени не только изучить основные возможности работы, но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач, максимально реализовав именно творческие способности. Обучение включает в себя следующие основные предметы: - Знакомство с WORD - Знакомство с PowerPoint - Создание интерактивной игры в программе PowerPoint Вид программы: Модифицированная программа Адресат программы: Программа адресована детям 5-18 лет. При реализации программы учитываются психические и физиологические особенности детей как младшего школьного возраста, так и подросткового возраста. За это время формируется способность к целенаправленному систематическому труду. Память и мышление имеют образный характер. Особое внимание в этом возрасте уделяется развитию двигательного аппарата. Формируются свойства личности: ответственного отношения к учебе, готовности учиться, чувства дружбы, товарищества, любви к Родине. Нравственные качества становятся более устойчивыми Срок и объем освоения программы: Срок реализации Программы - 1 год «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 72педагогических часа; Форма обучения:очная. Особенности организации образовательной деятельности:В группу первого года обучения принимаются все желающие. Группа может формироваться как одновозрастной, так и разновозрастной. Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Знакомство с 2 часа в неделю; офисными 72 часа в год. программами № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Стартовый уровень (1 года обучения) тема занятия кол Всего ичество часов часов теория практик Глава 1. Знакомство с а WORD Введение.ТБ. 1 I.Структура экрана 1,5 2 3,5 WORD Панели инструментов и 0,5 0,5 1 строка меню Линейки и полосы 0,5 0,5 1 прокрутки. Табуляция Сохранение, открытие 0,5 1 1,5 документа II.Настройка 1,5 3 4,5 параметров WORD Параметры страницы 0,5 1 1,5 Настройка автозамены 0,5 1 1,5 Настройка меню и 0,5 1 1,5 панелей инструментов III. Панели 2 3 5 инструментов Стандартная и Форматирование Инструменты работы с 0,5 0,5 1 файлами Способы выделения 0,5 1 1,5 фрагментов текста Инструменты 0,5 1 1,5 форматирования текста Инструменты 0,5 1 1,5 редактирования IV. Создание простых 1 2 3 документов Использование 0,5 1 1,5 мастеров и шаблонов Письмо 0,5 1 1,5 V. Таблицы 1,5 3 4,5 Добавление таблиц к 0,5 1 1,5 документу Добавление и удаление 0,5 1 1,5 элементов таблицы Форма контролч тест Практ.раб Практ.раб Практ.раб тест тест тест тест Практ.раб Практ.раб Практ.раб Практ.раб тест Практ.раб Практ.раб Практ.раб Практ.раб Практ.раб 15 Объединение и разбиение ячеек VI. Инструменты рисования 16 Панель инструментов Рисования VII. Инструменты меню Вставка 17 Вставка формул VIII. Инструменты меню Формат 18 Настройка параметров шрифта 19 Стили 20 Макросы 21 Практическая работа Итого Глава 2. Знакомство с PowerPoint 22 Что такое PowerPoint 23 Начало пути 24 Приступаем к работе: оформление внешнего вида 25 Корректируем разметку и текст 26 Добавление нового слайда с графическим файлом 27 Вставка музыкального сопровождения 28 Вставка видеофайла 29 Анимационные переходы между слайдами 30 Несколько слов об анимировании объектов 31 Практическая работа Всего Глава 3. Создание интерактивной игры в программе PowerPoint Практическая работа 0,5 1 1,5 Практ.раб 0,5 1 1,5 Практ.раб 0,5 1 1,5 тест 0,5 1 1,5 Практ.раб 0,5 1,5 1 3 1,5 Практ.раб 0,5 1 1,5 тест 0,5 0,5 1,5 1,5 2 29 тест тест Практ.раб 11 1 1 2 18 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 2 2 2 тест тест Практ.раб 0,5 1,5 2 Практ.раб 0,5 1,5 2 Практ.раб 0,5 1,5 2 Практ.раб 0,5 0,5 1,5 1,5 2 2 Практ.раб Практ.раб 0,5 1,5 2 Практ.раб 0,5 5 2 5,5 19 14 6 24 16 Практ.раб 0,5 5,5 6 Практ.раб Практ.раб Всего 16,5 55,5 72 Содержание учебного плана 1-го года обучения Введение. Техника безопасности. Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. История предмета. Глава 1 1.1 Структура экрана WORD Панели инструментов и строка меню. Ваша компьютерная система. Работа с мышью. Окна WINDOWS 2000. Значки. Меню. Работа с панелями инструментов. Рабочий стол. Линейки и полосы прокрутки. Горизонтальная и вертикальная линейки. Табуляция. Кнопки вертикальной прокрутки. Сохранение, открытие документа. Окно Сохранение документа. Меню Файл. 1.2 Настройка параметров WORD. Параметры страницы.. Краткое знакомство с меню Файл, с командой Параметры страницы. Размер бумаги. Источник бумаги. Макет. Поля. Настройка автозамены.. Меню Сервиз команда Автозамены: автоформат при вводе, автотекст, автоформат. Настройка меню и панелей инструментов.. Меню Сервиз команда Настройка: панели инструментов, команды, параметры 1.3 Панели инструментов Стандартная и Форматирование. Инструменты работы с файлами.. Панель Стандартная: новый документ, открытие документа, сохранение документа. Способы выделения фрагментов текста. Двойной щелчок внутри слова. Горизонтальное протаскивание мыши. Вертикальное протаскивание. Сочетание клавиш Alt+Shift.. Инструменты форматирования текста. Инструменты оформления текста: стиль, тип, размер шрифта, выравнивание, список. Маркер. Абзац. Инструменты редактирования текста. Буфер обмена: копирование, удаление, вставка. 1.4 Создание простых документов. Использование мастеров и шаблонов. Меню Файл команда Создать. Стандартный бланк. Письмо. Меню Файл команда Создать: общие, шаблон, бланк. Список участников. 1.5 Таблицы. Добавление таблиц к документу Меню Таблица: вставка, удалить, добавить. Форматирование ячеек таблицы. Добавление и удаление элементов таблицы. Меню Таблица: добавление и удаление строк, столбцов, таблицы. Объединение и разбиение ячеек. Объединение и разбиение ячеек. Изменение направления текста в ячейке. 1.6 Инструменты рисования. Панель инструментов Рисования. Команды меню Действия. Автофигуры. Вставка рисунка в документ. Надпись. 1.7 Инструменты меню Вставка Вставка формул. Команды меню Вставка. Нумерация страниц. Поля, сноски. Ссылки. Вставка диаграмм, формул. 1.8 Инструменты меню Формат. Настройка параметров шрифта. В меню Формат команда Шрифт: шрифт, интервал, анимации. Положение на странице. Стили. В меню Файл команда Создать, шаблон. Заголовок. Макросы. 1.9 Практическая работа Написание текста, добавления рисунка и его изменения, дабавления таблицы и т.д.. Защита проекта. Глава 2 Знакомство с PowerPoint 2.1 Оформление внешнего вида. Дизайн, варианты фона, шрифт, эффекты. 2.2 Корректируем разметку и текст. Лента инструментов «Главная», слайды, макеты, вставка. 2.3 Добавление нового слайда с графическим файлом. Добавление таблицы, диаграммы, SmartArt, рисунока, картинка с Интернета или же видео. 2.4 Вставка музыкального сопровождения. Раздел «Мультимедиа» во вкладке «Вставка». Вкладка под названием «Работа со звуком». 2.5 Вставка видеофайла. Раздел «Мультимедиа» во вкладке «Вставка». Вкладка под названием «Работа с видео». 2.6 Анимационные переходы между слайдами. Вкладка «Переходы. «Переход к этому слайду» расположены всевозможные эффекты. «Время показа слайдов. «Слайд-шоу». 2.7 Несколько слов об анимировании объектов. 2.8 Защита проекта. Глава 3. Создание интерактивной игры в программе PowerPoint. 3.1 Убираем лишнее (правой кнопкой мыши нажать "ВЫРЕЗАТЬ". создаем пустые слайды. Создадим фон. Создадим название нашей игры. 3.2 Создадим МЕНЮ нашей игры. Создаём три управляющие кнопки. формат эффекты – рельеф. Работа с гиперссылкой. 3.3 Вкладка вставка-рисунок-выбираем нашего героя. Формат-перекраситьустановить прозрачный цвет. Вставка-фигуры-выноски. 3.4 Вставка звука, вставка текста. Добавим эффект для нашей кнопки. вставкаwordart- выбираем любую заливку - пишем текст. 3.5 Анимация. Настройка, время, переходы, эффекты. 3.6 Повторяем со всеми листами. 3.7 Защита проекта. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Количество учебных недель 36 недель 1 год обучения (от 72 час. -72 дня) Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации С 04.09.2023 для обучающихся 1 года обуч. 31.05.2024 г (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Таблица 2.2.1. Характеристика (заполнить) Аспекты - компьютерный класс - компьютеры с процессором Core i5 или выше, оперативной памятью 4 Гб, видеокартой AMD Radeon HD 6450 или выше - видеокамера - цифровой фотоаппарат - микрофоны - постоянный доступ в сеть Интернет. Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Ссылки: https://web.ligaudio.https://pc-consultant.ru/microsoftword/kak-rabotat-v-vorde-dlya-chajnikov/ ru/mp3/качественный%20звук?ysclid=lnbmdmi73i180127254 https://lifehacker.ru/20-sekretov-word/ Кадровое обеспечение , педагог дополнительного образования 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются:тестирование, устный опрос, практическая работа 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации Методики ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития высших психических функций ребёнка Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Уровень развития социального опыта учащихся Уровень развития творческого потенциала учащихся Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Уровень развития социального опыта учащихся Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Уровень теоретической подготовки https://nsportal.ru/node/6199978 учащихся Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) https://nsportal.ru/node/6199980 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Игровой Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Открытое занятие Акция Защита проекта Игра Презентация Мастер-класс Тренинг Педагогические технологии с указанием автора: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения Дидактические материалы: https://nsportal.ru/node/6199975 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература 1. Волков В. Самоучитель работы в WORD - СПб: Питер, 2003. 2.Дэн Гукин , WINDOWS 2000 - М.: «Вильямс», 2000. 3 Леонтьев В.П. ,Энциклопедия персонального компьютера , М.: «ОлмоПресс» ,2002. 4. Хайбрейкен Джо, Изучи PowerPoint – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004 . Электронные ресурсы 1. Как работать в WORD для начинающих. https://pc-consultant.ru/microsoft-word/kak-rabotat-v-vorde-dlya-chajnikov/ 2. 20 секретов которые могут упростить работу в WORDhttps://lifehacker.ru/20-sekretov-word/ 3. Учимся создавать презентацию https://romanchueshov.ru/raznoe/uchimsyasozdavat-prezentatsii-v-programme-power-point.html Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» №22б от 26.05.2023г