Оглавление Раздел 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП 1.2.Направленность 1.3. Актуальность 1.4. Цель программы 1.5. Задачи программы 1.6. Ожидаемые результаты 1.7. Педагогическая целесообразность 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1.10. Вид программы 1.11. Адресат программы 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП 1.13. Формы обучения 1.14. Режим занятий 1.15. Особенности организации образовательного процесса 1.16. Учебный план 1.17. Содержание программы Раздел 2. 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный график программы 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка 1.1 Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от 26.05.2023г Дополнительная общеразвивающая программа «Его величество «Английский язык» имеет социально-педагогическую направленность. Язык – важнейшее средство общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Владение иностранным языком – это не только возможность для дипломатических отношений и участия в экономике зарубежных государств, – это эталон культурного человека, живущего в современном мире. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Являясь существенным элементом культуры народа, иностранный язык способствует расширению лингвистического кругозора, формированию целостной картины мира. Владение иностранным языком является одним из важных критериев успешной социальной глобализации, цифровизации экономики и адаптации молодых людей в эпоху бурного развития информационных технологий . Актуальность: В современном мире изучение иностранного языка является одним из актуальных аспектов общего образования. Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку, который попадает в условия роста социальной конкуренции. И знание иностранного языка входит в основу для успешного карьерногороста человека. Он считается наиболее часто употребляемым языком. В связи с этим важную роль в обучении современных школьников играет изучение иностранных языков как важного средства межкультурного взаимодействия и общего развития личности. Наиболее важным является этап изучения иностранного языка в начальных классах, когда учащиеся впервые знакомятся с культурой и языком другого народа. Именно в это время формируется отношение к данному учебному предмету, на основе которого будет осуществляться дальнейшее его усвоение. При изучении иностранного языка в начальной школе многие дети и родители сталкиваются с проблемами, которые, впоследствии, приводят к снижению интереса к изучаемому предмету. Поэтому учителю очень важно прививать интерес с первого года обучения, разрабатывать уроки с применением различных инновационных технологий, ориентироваться на каждого ребенка, как на креативную личность. Цель: создание условий для развития черт гармонично развитой личности посредством обучения английскому языку. Задачи: Обучающие: 1) Формировать объём лексического и грамматического материала. 2) Формировать элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме на иностранном языке с учётом речевых возможностей и потребностей возраста обучающихся. 3) Формировать навыки правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказывания. 4) Формировать умение читать и понимать содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов. 5) Формировать основы диалогической речи: способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи в рамках изученной тематики. Развивающие: 1) Формировать универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и английском языках. 2) Развивать коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности. 3) Развивать личностные качества обучающихся в ходе овладения языковым материалом: внимание, мышление, память и воображение. 4) Формировать знания о культуре англоязычных стран. 5) Формировать понимание иностранного языка как инструмента познания мира и других культур. 6) Развивать творческое восприятие материала Воспитательные: 1) Способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре. 3) Развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы при выполнении различных видов работы. 4) Прививать навыки самостоятельной работы. 5) Воспитывать навыки коллективных отношений. 6) Способствовать развитию творческого потенциала. Ожидаемые результаты Личностные результаты: Осознавать роль языка и речи в жизни людей; формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей; читать тексты с разными стратегиями. Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать и инсценировать текст; работать в паре, группе. Предметные Обучающиеся, прошедшие 1 год обучения, должны: расширить и углубить имеющиеся знания; уметь общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей подростков; иметь способности элементарной диалогической и монологической речи; познакомиться с историей и культурой стран изучаемого языка, расширить общеобразовательный кругозор. Обучающиеся, прошедшие 2 год обучения, должны: расширить и углубить полученные на 1 году обучения знания; уметь общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей детей младшего и среднего школьного возраста; иметь способности диалогической и монологической речи; познакомиться с историей и культурой стран изучаемого языка, расширить общеобразовательный кругозор. В свете современных тенденций обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход в обучении, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного и межкультурного характера. На занятиях обучающиеся выполняют задания-дискуссии на выбранную тему, решают дилеммы «Как бы ты поступил в данной ситуации?», участвуют в ролевых играх и решении творческих заданий. Это помогает создать атмосферу раскованности и непосредственности, помогает перестать бояться собственных неудач и эмоционально включиться в процесс обсуждения или изучения сложного языкового материала. Данная программа способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, помогает легко войти в контакт с другими детьми и педагогом, что делает программу педагогически целесообразной. Отличительной особенностью данной программы является сама организация дополнительного обучения по иностранному языку в начальной школе, учитывая психофизиологические особенности учащихся начальной школы, в частности детей этой возрастной группы, интересует сам процесс получения знаний, и чем он разнообразнее по форме и ярче по содержанию, чем меньше напряжён и обязателен, тем эффективнее будет восприятие предлагаемого материала. Диалоги, считалочки, скороговорки, физкультминутки, а также своевременное поощрение успешной деятельности, помогут не только избавить детей от страха перед неизвестным трудным и обязательным, удержать и развить интерес, но и будет способствовать повышению качества знаний в дальнейшем изучении иностранного языка. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1 год обучения: Давайте познакомимся. Знакомство. 2, Я и моя семья. Моё семейное древо. 3. Мои игрушки. Давайте поиграем. 4. Путешествие в зоопарк. Удивительные животные. 5. Игры с друзьями. 6. В мире волшебных сказок.. 2 год обучения: 1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Мы снова вместе Моя школа Считаем до 20 Давай повеселимся Праздник Хэллоуин Мой День рождения Мое тело Рождество и Новый год 9. Животные 10.Что мы носим 11.День святого Валентина 12.Мир моих увлечений 13.Международный женский день 14.Покупки 15.Считаем до 100 16. День святого Патрика 17.Погода 18.Наша природа 19.Я знаю английский! Вид программы:Программа «Английский клуб» является модифицированной, так как создавалась на основе УМК «Английский язык RainbowEnglish» (О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова, М.: Дрофа, 2015г.), а также интернет-ресурсов. Адресат программы Данная программа разработана для разновозрастной группы детей 6-12 лет, что способствует развитию толерантности, взаимопомощи, взаимообучения. Срок и объем освоения программы: Срок реализации Программы - 2 года «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 72 педагогических часа; «Базовый уровень» - 2 год обучения, 72 педагогических часа. Форма обучения: очная Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Базовый уровень Вокал 2 часа, 2 раза в неделю; 72 часа в год. 2 часа, 2 раза в неделю; 72 часа в год. Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные Содержание программы Учебный план Стартовый уровень (первый год обучения) Тема Общее Теори Пр кол-во я акт часов ика Форма контроля 1. Давайте познакомимся! 4 1 3 диалог 2. Я и моя семья. Моё семейное древо 12 2 10 монолог 3. Мои игрушки. Давайте поиграем. 12 4 8 тестирование 4. Путешествие в зоопарк. Удивительные животные. 18 6 12 опрос 5. Игры с друзьями. 14 4 10 беседа 6. В мире волшебных сказок. 12 2 10 викторина Итого: 72 19 53 Содержание учебного плана: 1. 2. Давайте познакомимся. Знакомство. Имя, возраст, где живёшь, что любишь, умеешь,/ не любишь, не умеешь. Я и моя семья. Моё семейное древо. Моя семья, члены семьи, их имена, возраст, характер, мои друзья, их внешность, характер, рисование семейного портрета. 3. Мои игрушки. Давайте поиграем. Названия игрушек, какие они, цвета, количество, местонахождение, любишь,/не любишь играть с ними. 4. Путешествие в зоопарк. Удивительные животные. С кем ходишь, зачем, каких животных наблюдаешь, нравится,/ не нравится и почему, что они едят. 5. Игры с друзьями. Друзья, их имена, возраст, откуда они, во что любите / не любите играть и почему. 6. В мире волшебных сказок.Знакомство с некоторыми известными персонажами английских сказок, инсценировка отдельных сюжетов, КВН по английским сказкам с главными персонажами. Учебный план Базовый уровень (второй год обучения) №п\ Тема (раздел) Коли теор практ Форма контроля п чест ия ика во часо в 1 Рад вас видеть! 2 1 1 наблюдение 2 наблюдение 2 Моя школа и классная 1 1 комната. 2 1 1 тестирование 3 Расписание уроков. 4 Школьные принадлежности. 2 1 1 наблюдение 5 Считаем до 20. 2 1 1 опрос 6 От 20 до 1. 2 1 1 зачет 7 Мои любимые занятия. 2 1 1 монолог 8 Что я делаю сейчас. 2 1 1 наблюдение 9 Праздник Хэллоуин. 2 1 1 открытое мероприятие 10 Мой День рождения. 2 1 1 наблюдение 11 Подарок на день рождения. 2 1 1 наблюдение 12 2 1 1 наблюдение 13 Написание поздравительных открыток Части тела. 2 1 1 наблюдение 14 Робот Робби. 2 1 1 наблюдение 15 Рождество. 2 1 1 наблюдение 16 Новый год. 2 1 1 наблюдение 17 Животный мир. 2 1 1 наблюдение 18 Загадки о животных. 2 1 1 опрос 19 Виды одежды. 2 1 1 наблюдение 20 Любимая одежда. 2 1 1 защита проекта 21 День святого Валентина. 2 1 1 наблюдение 22 Мои любимые занятия. 2 1 1 наблюдение 23 Выходной день. 2 1 1 наблюдение 24 2 1 1 наблюдение 25 Международный женский день. Я в магазине. 2 1 1 наблюдение 26 Сколько это стоит? 2 1 1 наблюдение 27 Считаем от 1 до 50. 2 1 1 наблюдение 28 Считаем до 100. 2 1 1 тестирование 29 День святого Патрика. 2 1 1 наблюдение 30 Погода и природные явления. 2 1 1 наблюдение 31 Времена года. 2 1 1 наблюдение 32 Какая сегодня погода? 2 1 1 наблюдение 33 Наша природа. 2 1 1 наблюдение 34 Я знаю английский! 2 1 1 Викторина 35 Итоговые занятия 4 - 4 Открытое занятие Итого 72 34 38 Содержание учебного плана 1. Мы снова вместе! знакомство с новыми учениками в классе, представление, прощание. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз английского речевого этикета), повторение пройденного материала. 2. Моя школа : классная комната, учебные предметы, расписание уроков, любимые школьные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках, дни недели. 3. Считаем до 20 : числительные до 20, решение элементарных примеров и задач. 4. Давай повеселимся! : мои любимые занятия, Present Continuous Tense, ведение диалога о том, что я люблю делать и что я делаю сейчас. 5. Праздник Хэллоуин : продолжаем знакомиться с традициями и лексикой, относящейся к данному празднику. 6. Мой День рождения : знакомство с лексикой по данной теме, месяцы, ведение диалога о том, чтобы ты хотел получить в подарок на свой День рождения, поздравления, написание поздравительных открыток. 7. Мое тело : различные части тела, ведение диалога о том, какие части тела есть у робота и что он умеет делать. 8. Рождество и Новый год : продолжаем знакомиться с традициями и лексикой, относящейся к данным праздникам. 9. Животные : животные наших лесов, животные разных стран, ведение диалога о том, что любят животные, где они живут и т.д., загадки о животных, вопросительные предложения с Present Simple Tense. 10.Что мы носим : виды одежды, любимая одежда, что бы ты хотел одеть, ведение диалога о том, как мы выглядим, вопросительные предложения с Present Continuous Tense. 11.День святого Валентина : продолжаем знакомиться с традициями и лексикой, относящейся к данному празднику. 12.Мир моих увлечений : мои любимые занятия: кто что умеет делать (рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, готовить). Выходной день (в зоопарке, цирке, на ярмарке). Каникулы: активный отдых. Грамматическая конструкция «I`m going to…» 13.Международный женский день : продолжаем знакомиться с традициями и лексикой, относящейся к данному празднику. 14.Покупки : разные магазины и продаваемые в них товары, я в магазине, сколько это стоит, диалог «В магазине». 15.Считаем до 100 : числительные до 100, решение элементарных примеров и задач. 16. День святого Патрика : знакомство с традициями и лексикой, относящейся к данным праздникам. 17.Погода : погода и природные явления, месяцы, сезоны, погода и изменения в природе в разные времена года, ведение диалога о том, какая сегодня погода. 18.Наша природа : лексика по теме «Природа, планета Земля», ведение диалога о том, что я вижу через окно. 19.Я знаю английский! : повторение, обобщение пройденного материала, викторина. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Количество учебных недель 36 недель Количество учебных дней 1 год обучения (от 72 час. -72 дня) 2 год обучения (от 72 час. - 72 дня) Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации С 1 сентября для обучающихся второго и последующих лет обучения С 04.09.2024 для обучающихся 1 года обуч. 31.05.2025 г. (приказ № от ) (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения ДОП на 2 года Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 2 года обучения (май) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Материальнотехническое обеспечение Характеристика просторный светлый кабинет, оснащенный партами, стульями и доской. Компьютер, телевизор; Информационный носитель с песенками и мультипликационными фильмами на английском языке; тематические картинки, флешкарты таблицы, карточки, плакаты. Информационное http:www.bilingual.ru обеспечение http://www.english-cartoons.com/ Ссылки: https://www.youtube.com/@SuperSimpleSongs Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования; 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Первичный или входной контроль проводится для учащихся, впервые пришедших в объединение. Текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения заданий); Тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования или выполненного тематического задания); Промежуточный контроль (оценка результатов выполнения текущей работы); Итоговый контроль (оценка результатов выполнения итоговых работ). Формы отслеживания образовательных результатов: тестирование; собеседование; опрос (устный и письменный); упражнения; самостоятельная работа; контрольные задания; лексический диктант; зачёт; творческая работа; итоговое и промежуточное тестирование. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показатели качества реализации Методики ДООП Уровень развития творческого потенциала обучающихся Уровень развития высших психических функций ребёнка Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Уровень развития социального опыта обучающихся Уровень развития творческого потенциала обучающихся Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Уровень развития социального опыта обучающихся Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающейдеятельности здоровья обучающихся образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Ссылка: Показатели качества реализации Методики ДООП Уровень теоретической подготовки обучающихся https://nsportal.ru/node/6199864 Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) https://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/angliiskiy-yazyk 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Игровой Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие беседа, диспут, защита проектов, игра, концерт, «мозговой штурм», открытое занятие, праздник, практическое занятие, презентация, спектакль. Педагогические технологии с указанием автора: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Дидактические материалы: таблицы, тематические картинки, флешкарты Список литературы 1. Английский язык. Игры, мероприятия, лингвострановедческий материал.Волгоград: Учитель, 2009. 2. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе // Образование в современной школе. М., -№4, 2002. 3. Буклеты с рекламой и описанием достопримечательностей англоязычных стран. 4. Горлова Н. А. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия // Иностранные языки в школе. М., - №5, 2000. 5. Гришанова И. А. Актуализация ситуации успеха при обучении иностранному языку младших школьников // Иностранные языки в школе. - № 8, 2007. 6. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. 7. Дзюина Е.В.Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. 1–4 классы, М.: ВАКО, 2006. 8. Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь: Великобритания.- М.: Рольф, 2000. 9. Курбатова М. Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе // Иностранные языки в школе. № 3, 2006 10. Попова Е.Н. Английский язык во 2-4 классах. IstarttoloveEnglish. Волгоград: Учитель, 2007. 11. E.Gray Skills Builder1 2007 (изд.Express Publishing) 12. ВерещагинаИ.Н, ПритыкинаИ.А.English III 13. Верещагина И.Н, Притыкина И.А «OnWeGo»( для уч-ся 3-4 класса школ с углубленным изучением английского языка) 14. K.Methold «Let’s read and write in English» II (изд. «Титул» 2001) 15. M.Roderick Grammar Booster 1 –электронноеучебноепособие (New Editions изд.English Language Teaching 2002) 16.Ресурсы сети Интернет: www. InTouchclub.net Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».