Оглавление Раздел 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП 1.2. Направленность 1.3. Актуальность 1.4. Цель программы 1.5. Задачи программы 1.6. Ожидаемые результаты 1.7. Педагогическая целесообразность 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1.10. Вид программы 1.11. Адресат программы 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП 1.13. Формы обучения 1.14. Режим занятий 1.15. Особенности организации образовательного процесса 1.16. Учебный план 1.17. Содержание программы Раздел 2. 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный график программы 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». - Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации - «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». - Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. - Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от 26.05.2023г Программа «Самоделкин» относится к стартовому уровню бумажного конструирования, а также включает в себя элементы художественно- эстетической деятельности. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. В развитии детского творчества большую роль играет дополнительное образование. Так как оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени. 1.2. Направленность Общеобразовательная программа имеет художественную направленность. Содержание программы направлено не только на развитие личности ребѐнка, его индивидуальности, творческого потенциала, но и на развитие простейших конструкторских умений и навыков, которые пригодятся детям в повседневной жизни. 1.3. Актуальность В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Благодаря тренировке мелкой моторики пальцев рук, возрастает скорость мыслительных процессов, гибкость и оригинальность мышления, развивается воображение, логика, речь. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. В процесс создания фигурки вовлекаются самые разнородные психофизиологические механизмы: моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), мышление и фантазия, стимул быстрого результата (в том числе для игры или подарка, сделанного своими руками). Такие занятия имеют большое значение для гармоничного развития ребенка, они способствую развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают умение, чувство формы, глазомер и цветоощущения. 1.4. Цель программы создание условий для формирования у детей начально технических знаний и навыков, для самореализации личности ребѐнка, его творческого потенциала путем приобщения к конструированию из бумаги. Задачи программы Образовательные задачи: - обучить практическим навыкам и приѐмам художественной обработки бумаги; - сформировать навыки выполнения индивидуальных творческих работ; - научить читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики, переводить шаблоны на бумагу; - сформировать навыки наложения шаблона на бумагу, вырезание ножницами, изготавливать и оформлять поделки по образцу, осуществлять декоративную работу изделия; - научить основным приемам использования различных техник при работе с бумагой; - научить самостоятельно изготавливать модели в технике Паперкрафт. Развивающие задачи: - развить мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; - развить речевые навыки; - развить творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие. Воспитательные задачи: - привить желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ. - способствовать формированию навыкам аккуратной, бережной, терпеливой работы с бумагой, опираясь на правила техники безопасности. 1.5. 1.6. Ожидаемые результаты К концу 1 года обучения обучающиеся овладевают следующими компетенциями Предметные (образовательные): - умение создавать простые модели в техниках PaperCraft; • умение работать со схемами и образцами; - умение пользоваться основными инструментами и материалами при работе с бумагой; Метапредметные: - сформированность навыков самостоятельности, инициативности и мотивации при изучении материала; Личностные: - сформированность обучающихся таких черт характера как аккуратность, дисциплинированность и бережливость; - умение фантазировать. К концу 2 года обучения учащиеся овладевают следующими компетенциями Предметные (образовательные): - умение создавать сложные модели в техниках PaperCraft; - умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой самостоятельно; - умение самостоятельно работать по схемам; - умение свободно пользоваться инструментами и материалами при работе; Метапредметные: - сформированность у обучающихся таких черт характера как аккуратность, дисциплинированность и бережливость; - проявление у учащихся настойчивости, стремление к достижению поставленной цели; Личностные: - сформированность навыков самостоятельности, инициативности и проявление мотивации к обучению; - умение фантазировать. К концу 3 года обучения обучающиеся овладевают следующими компетенциями Предметные (образовательные): - умение создавать сложные модели в техниках PaperCraft; - умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой самостоятельно; - умение самостоятельно работать по схемам; - умение свободно пользоваться инструментами и материалами при работе; Метапредметные: - сформированность у обучающихся таких черт характера как аккуратность, дисциплинированность и бережливость; - проявление у учащихся настойчивости, стремление к достижению поставленной цели; - самостоятельного изготовления моделей; - самостоятельного контроля качества готовности модели. Личностные: - сформированность навыков самостоятельности, инициативности и проявление мотивации к обучению; - умение фантазировать. 1.7. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному и техническому самовыражению. 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы состоит в том что, конструирование из бумаги дает возможность посмотреть детям с другой стороны на простой лист бумаги, заметить в нем колоритные возможности с целью осуществления собственных замыслов. 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1 год обучения 1. Знакомство (вводное занятие) 2. Удивительный мир аппликации 3 Основы моделирования 1 4 Основы моделирования 2 5. Основы «Papercraft» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 2 год обучения Знакомство (вводное занятие) Начальное техническое моделирование «Papercraft» Инструменты и материалы. Правила техники безопасности Основы аппликации Основы оригами Основы «Papercraft». Чтение схем Итоговое занятие 3 год обучения 1. Знакомство (вводное занятие) 2. Изготовление моделей паперкрафт 3. Итоговое занятие 1.10. Вид программы Модифицированная. 1.11.Адресат программы: программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста (6 – 14 лет). Количество обучающихся составляет для первого года обучения 15 человек, для последующих лет обучения 10 – 12 человек. 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП Программа рассчитана на 3 года обучения и ориентирована на разновозрастное обучение детей в возрасте с 6 до 14 лет. Состав обучающихся в объединении не более 15 человек. 1.13. Форма обучения: очная. 1.14. Режим занятий Предмет «Самоделкин» Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень 4 часа в неделю; 6 часов в неделю; 6 часов в неделю; 144 часа в год. 216 часов в год. 216 часов в год. 1.15. Особенности организации образовательного процесса В объединение дети принимаются на свободной основе и могут быть сразу зачислены на 1ступень второго года обучения, или 2 ступень третьего года обучения после прохождения тестирования. (Приложение № 5) Группы находящиеся на 1 и 2 ступени обучения формируются по разновозрастному принципу, в зависимости от подготовленности ребенка к восприятию сложности изучаемого материала. Основными формами организации образовательного процесса являются: - индивидуальная, направленная на самостоятельную работу детей, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества; - фронтальная, которая предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу, рассказ, объяснение; - групповая форма позволяет ощутить детям помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, она ориентирована на скорость и качество работы. В процессе обучения по программе используются различные формы занятий: учебные, коллективные занятия, игры, праздники, конкурсы, практические занятия, викторины, беседы, выставки творческих работ, мастер-классы. 1.16. Учебный план программы «Самоделкин» 1 год обучения №№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов всего теория Практика 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. Знакомство (вводное занятие) Удивительный мир аппликации «Путешествие по бумажной стране» «В гостях у царя Ножниц» «Квадратные смешарики» «Дерево желаний» «По следам гусеницы» «Витаминка» «Подводный мир» 2 36 4 4 2 4 2 2 6 1 9 1 1 0,5 1 0,5 0,5 1,5 1 27 3 3 1,5 3 1,5 1,5 4,5 2.8. 2.9. 2.10. «Полезные машины» «Жили у бабуси два весѐлых гуся» Коллективная работа «Бумажный мир» Основы моделирования 1 «Кубик эмоций» «Веселый осьминог» «Терем теремок, кто в тереме живет?» «Цветы для мамы» «Собака – друг человека» «Птица счастья в моих руках» «Волшебный замок» «Здравствуй Зимушка-Зима» Коллективная работа «Мастерская Деда Мороза» Основы моделирования 2 «Зимние забавы» «В гостях у пингвина» «Зимовье зверей» «Самому сильному и смелому» «Моей любимой маме» «Весна идет – весне дорогу» 6 2 4 1,5 0,5 1 4,5 1,5 3 32 2 2 8 6,5 0,5 0,5 1,5 25,5 1,5 1,5 6,5 2 2 4 2 4 6 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 1,5 1,5 3 1,5 3 5,5 30 4 2 6 2 2 8 5,5 1 0,5 1 0,5 0,5 1 24,5 3 1,5 5 1,5 1,5 7 «Масленица» Коллективная работа «Маленькая страна» Основы «Papercraft» «Что такое Papercraft?» «В мире домашних животных» 2 4 0,5 0,5 1,5 3,5 44 4 6 8 1 1 36 3 5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 5 5.1 5.2 Формы аттестаци и/контрол я Устный опрос Групповой опрос Выстовка Письменн ый тест 5.3 «Мультяшные жители» 8 1,5 6,5 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 6 «Поход в цирк» «Волшебный лес» «Я помню, я горжусь» «Я - фантазѐр» «Весь мир – театр» «Здравствуй, лето» Итоговая встреча: «Я с бумагою на «Ты»» Всего за первый год обучения: 2 6 4 4 4 2 4 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1,5 5 3,5 3,5 3 1,5 3,5 144 30 114 Групповая оценка работ Тестирован ие Содержание программы Первый год обучения 1. Знакомство (вводное занятие) Теория Знакомство друг с другом, с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учѐтом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. Практика Изготовление изделий на тему «Что я другу подарю…» с целью выявления интересов обучающихся и сплочения коллектива. 2. Удивительный мир аппликации 2.1. «Путешествие по бумажной стране» Теория Знакомство с бумагой: виды, свойства. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется, др.) Виды работ с бумагой: аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Практика Складывание бумаги по линиям. Изготовление изделий из бумаги. Выполнение творческих работ с бумагой. 2.2. «В гостях у царя Ножниц» Теория Правила безопасности труда при работе с ножницами, клеем. Учить детей правильно держать ножницы; правила безопасности при работе с ножницами. Практика Упражнять детей в резании широкой полоски, по узкой стороне на одинаковые отрезки бумаги (шпалы), учиться по контуру вырезать трафареты для дальнейшей работы. 2.3. «Квадратные смешарики» Теория Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Практика Учиться складывать базовые формы для занятия бумагопластикой: треугольник, квадрат, летучий змей. 2.4. «Дерево желаний» Теория Знакомство с техникой обрывания. Техника безопасности при работе. Практика Освоение техники обрывания, создание обрывной аппликации из бумаги. 2.5. «По следам гусеницы» Теория Ознакомить с техническими условиями и приѐмами выполнения накладной аппликации, научить выполнять еѐ. Техника безопасности при работе. Практика Освоение техники обрывания, создание обрывной аппликации из бумаги. 2.6. «Витаминка» Теория Понятие о симметрии, портрет. Техника безопасности при работе. Беседа о пользе овощей и фруктов. Практика Вырезание фруктов и предметов аппликации на сложенной вдвое бумаге. 2.7. «Подводный мир» Теория Понятие об объемной аппликации. Расширять знания детей о подводном мире. Техника безопасности при работе. Практика Создание объемных аппликаций морских обитателей, вырезая детали по шаблону. Совершенствовать навык работы с шаблонами, ножницами. 2.8. «Полезные машины» Теория Повторение способов сложения бумаги, беседа о «Полезных машинах» Практика Учить создавать образ воздушного, наземного и водного транспорта аппликативным способом; Продолжать совершенствовать навыки вырезания по шаблону; Продолжать формировать навыки работы с ножницами 2.9. «Жили у бабуси два весѐлых гуся» Теория Знакомство с шаблоном, со способами и приемами работы с ним. Разметка и приготовление плоских деталей по шаблонам. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений, "в замок"; Вырезание заготовок для изделий и отдельных деталей по шаблонам из бумаги, сложенной вдвое (втрое). Практика Изготовление из бумаги и картона изделий из плоских деталей по образцам. Аппликация из геометрических фигур, различных по форме, размеру и цвету для создания плоского изображения выбранного предмета. 2.10. Коллективная работа «Бумажный мир» Теория Повторение изученных техник аппликаций, основных приемов. Практика Создание в разных техниках аппликации персонажей для оформления коллективной работы. 3. Основы моделирования 1 3.1. «Кубик эмоций». Теория Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Понятие «базовые формы». Практика Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Складывание модели объемного куба. 3.1. «Веселый осьминог» Теория Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Практика Складывание модели «Осьминог» на основе простых базовых форм. 3.2. «Терем теремок, кто в тереме живет?» Теория Проигрывание сказки Теремок. Отработка техники оригами и приемов складывания бумажных деталей. Практика Складывание изделий животных на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). 3.3. «Цветы для мамы» Теория Беседа по теме: 8 марта – международный женский праздник. Практика Складывание цветов на основе изученных базовых форм оригами. 3.4. «Собака – друг человека» Теория Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Практика Создание модели «Собака» двумя разными способами. 3.5. «Птица счастья в моих руках» Теория Рассказ легенды о «Бумажном журавлике». Практика Изготовление журавлика в технике оригами. Придумывание истории про волшебство своего журавлика. 3.6. «Волшебный замок» Теория Понятие о графических изображениях, их назначении. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты. Практика Создание модели «Замок» разными способами. 3.7. «Здравствуй Зимушка-Зима» Теория Беседа о времени года - Зима, дискуссия на тему: «» Я люблю зиму за то, что…» Практика Создание модели: «Елка», «Снеговик», «Олени» в технике оригами 3.8. Коллективная работа «Мастерская Деда Мороза» Теория Повторение изученных техник оригами, основных приемов. Практика Создание собственных новогодних подарков в данной технике 4. Основы моделирования 2 4.1 «Зимние забавы» Теория История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Практика Изготовление композиции: «Зимние забавы». 4.2. «В гостях у пингвина» Теория Волшебные свойства бумаги. Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая форма оригами: «треугольник». Практика Изготовление модели «пингвин» 4.3. «Зимовье зверей» Теория Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая форма оригами: «воздушный змей». Практика Изготовление моделей животных, отработка данной техники. 4.4. «Самому сильному и смелому» Теория Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая форма оригами: «палатка» Практика Изготовление модели «Танк», отработка данной техники. 4.5. «Моей любимой маме» Теория Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая форма оригами: «рыба» Практика Изготовление модели «Цветок», отработка данной техники. 4.6. «Весна идет – весне дорогу» Теория Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовая форма оригами: «двойной квадрат». Практика Изготовление модели «Весна» с использованием разных техник. 4.7. «Масленица» Теория Виды модульного оригами на основе базовых форм с элементами аппликации Практика Изготовление модели «Масленица». 4.8. Коллективная работа «Маленькая страна» Теория Повторение и отработка техники модульного оригами. Практика Создание собственных модели в данной технике. 5. Основы «Papercraft» 5.1. «Что такое Papercraft?» Теория Знакомство с техникой «Papercraft». Простейшие способы работы в технике бумагопластика. Правильное использование инструментов. Основные приѐмы начального моделирования. Практика Отработка основных приѐмов начального моделирования 5.2. «В мире домашних животных» Теория Научить работать по трафарету, научить склеивать модели, научить соединять между собой детали Практика Изготовление простейших моделей, макетов, игрушек из бумаги и картона. 5.3. «Мультяшные жители» Теория Повторение упражнений по отработке основных элементов данной технике. Практика Изготовление простейших моделей, макетов, игрушек из бумаги и картона. 5.4. «Поход в цирк» Теория Повторение упражнений по отработке основных элементов данной технике. Практика Изготовление простейших моделей цирковых животных из бумаги и картона. 5.5. «Волшебный лес» Теория Беседа о диких животных, Повторение упражнений по отработке техники «Papercraft». Практика Изготовление простейших моделей диких животных из бумаги и картона. 5.6. «Я помню, я горжусь» Теория Беседа о празднике «День Победы». Практика Изготовление модели «Звезда» 5.7. «Я - фантазѐр» Теория Работа с трафаретами, рассказ истории «Если бы я был…» Практика Изготовление моделей вымышленных персонажей с использованием трафаретов 5.8. «Весь мир – театр» Теория Беседа о театре, повторение упражнений по отработке основных элементов данной технике. Практика Изготовление моделей «Я-режиссѐр» 5.9. «Здравствуй, лето» Теория Дискуссия «Лето – это хорошо», повторение и закрепление основных приѐмов начального моделирования. Практика Изготовление модели «Летнее лакомство» 6. Итоговая встреча: «Я с бумагою на «Ты»» Теория Беседа: «Чему я научился…» Практика Оформление творческого проекта, подведение итогов, демонстрация готовых работ. Учебный план программы «Самоделкин» 2 год обучения №№ п/п 1. 2. Наименование разделов, тем Знакомство (вводное занятие) Начальное техническое моделирование «Papercraft» Количество часов Формы всего теория Практика аттестации/ контроля 3 1 2 210 26 184 3 1 2 Устный опрос 2.2 2.3 3 3.1 3.2 4 5 5.1 5.2 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности Волшебные свойства бумаги Основы композиции Основы аппликации Обрывная аппликация Объемная аппликация Основы оригами Основы «Papercraft». Чтение схем Формирование объемных моделей Способы декорирования моделей 6 12 12 9 9 16 6 9 9 1 2 1 1 1 2,5 2 2 1,5 5 10 11 8 8 13,5 4 7 8,5 Выстовка 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 Модель «Елочная игрушка» Модель «Мышка» Модель «Снеговик» Модель «Львенок» Модель «Машина» Модель «Кот» Модель «Дракон» Модель «Кит» Модель «Танк» Модель «Тюльпан» Модель «Дом» Модель «Робот» Модель «Пирожное» 3 3 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 2,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5.16 5.17 5.18 5.19 5.20 6 Модель «Лиса» Модель «Медведь» Модель «Самолет» Модель «Маска» Создание собственных моделей Итоговое занятие Всего за второй год обучения: 6 6 6 6 23 3 216 0,5 0,5 0,5 0,5 3.5 1 28 5,5 5,5 5,5 5,5 5 2 188 2.1 Устный опрос Групповая оценка работ Выстовка Содержание программы Второй год обучения 1. Вводное занятие Теория. Шедевры бумажного искусства. Знакомство с содержанием работы в учебном году. Правила ТБ. Материалы и инструменты, необходимые для работы Практика. Рассмотрение иллюстраций и поделок. 2. Начальное техническое моделирование «Papercraft» 2.1 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в Паперкрафт. Практика. Отработка основных техник, изготовление элементарных моделей по образцу. 2.2 Волшебные свойства бумаги Теория. Виды и свойства бумаги. Техники и приемы сгибания бумаги. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в бумагопластике. Практика. Изготовление различных картин из бумаги, с использование разных приемов. 2.3 Основы композиции Теория. Бумага как материал для композиции, структура, схемы и правила выполнения композиций. Практика. Изготовление различных композиций из бумаги, с использование разных приемов. 3. Основы аппликации Теория. Повторение видов и свойств бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям. Первоначальные графические знания и умения. Практика. Отработка основных техник, изготовление аппликаций. 3.1 Обрывная аппликация Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в работе с техникой «Обрывная аппликация». Практика. Отработка основных техник, изготовление аппликаций в данной технике 3.2 Объемная аппликация Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в работе с техникой «Объѐмная аппликация». Практика. Отработка основных техник, изготовление аппликаций в данной технике. 4 Основы оригами Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Объемные изделия из упаковочных коробок, конструирование игрушек из цветной бумаги Практика. Отработка основных техник, объемные изделия из упаковочных коробок, конструирование игрушек из цветной бумаги, картона. 5 Основы «Papercraft». Чтение схем: Теория. Технология работы изготовления модели из плоских деталей, Отработка приемов техники Паперкрафт. Практика. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. 5.1 Формирование объемных моделей Теория. Технология изготовления моделей из бумаги и картона, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Практика. Постройка простых объѐмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам 5.2 Способы декорирования моделей Теория. Виды и способы декорирования бумажных моделей, демонстрация вариантов выполнения работ разными способами. Практика. Отработка основных способов декорирования разных моделей 5.3 Модель «Елочная игрушка» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Елочная игрушка» 5.4 Модель «Мышка» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Мышка» 5.5 Модель «Снеговик» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Снеговик» 5.6 Модель «Львенок» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Львенок» 5.7 Модель «Машина» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Машина» 5.8 Модель «Кот» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Кот» 5.9 Модель «Дракон» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Дракон» 5.10 Модель «Кит» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Кит» 5.11 Модель «Танк» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Танк» 5.12 Модель «Тюльпан» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Тюльпан» 5.13 Модель «Дом» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Дом» 5.14 Модель «Робот» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Робот» 5.15 Модель «Пирожное» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Пироженое» 5.16 Модель «Лиса» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Лиса» 5.17 Модель «Медведь» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Медведь» 5.18 Модель «Самолет» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Самолет» 5.19 Модель «Маска» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Маска» 5.20 Создание собственных моделей Теория. Закрепление знаний работы по трафарету, склеивание модели, соединения деталей между собой Практика. Изготовление объемных моделей из бумаги и картона. 6 Итоговое занятие Теория. Подведение итогов освоения программы Паперкрафт. Практика. Оформление выставки с моделями работ в данной технике. Учебный план программы «Самоделкин» 3 год обучения Наименование разделов, тем №№ п/п 1. Количество часов всего теория Формы Практика аттестации/ контроля Знакомство (вводное занятие) 3 1 2 Устный опрос 2. Изготовление моделей паперкрафт 210 18 192 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 Модель «Мышка» Модель «Снеговик» Модель «Панда на луне » Модель «Машина» Модель «Кот» Модель «Дракон» Модель по собственному желанию Модель по собственному желанию 21 21 24 24 24 24 24 24 2 2 2 2 2 2 2 2 19 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 2.9 3 Модель по собственному желанию Итоговое занятие Всего за второй год обучения: 24 3 216 2 1 20 5,5 2 196 Выстовка Тестирование Групповая оценка работ Выстовка Содержание программы Третьего года обучения 1.Вводное занятие Теория. Шедевры бумажного искусства. Знакомство с содержанием работы в учебном году. Правила ТБ. Материалы и инструменты, необходимые для работы Практика. Рассмотрение иллюстраций и поделок. 2. Изготовление моделей паперкрафт 2.1. Модель «Мышка» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Мышка» 2.2 Модель «Снеговик» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Панда на луне» 2.3. Модель «Панда на луне» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика.Изготовление модели «Панда на луне» 2.4. Модель «Машина» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Машина» 2.5. Модель «Кот» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Кот» 2.6. Модель «Дракон» Теория. Повторение приемов и техник Паперкрафт. Закрепление и отработка знаний. Практика. Изготовление модели «Дракон» 2.7. Модель по собственному желанию. Теория. Закрепление знаний работы по трафарету, склеивание модели, соединения деталей между собой Практика. Изготовление объемных моделей из бумаги и картона. 2.8. Модель по собственному желанию. Теория. Закрепление знаний работы по трафарету, склеивание модели, соединения деталей между собой Практика. Изготовление объемных моделей из бумаги и картона. 2.9. Модель по собственному желанию. Теория. Закрепление знаний работы по трафарету, склеивание модели, соединения деталей между собой Практика. Изготовление объемных моделей из бумаги и картона. 3. Итоговое занятие Теория Подведение итогов освоения программы Паперкрафт. Практика Оформление выставки с моделями работ в данной технике. Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный график программы Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) 2.2. 36 (по УП) с 21.05.2023 г. по 31.08.2023 г. с 01.09.2022 по 20.05.2023 г. декабрь май Условия реализации программы Аспекты Материально-техническое обеспечение Характеристика Оборудование: кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Для педагога: Учебные столы и стулья; Выставочные стенды; Схемы складывания изделий; Журналы и книги по работе; Альбом для лучших работ; Конверты для незаконченных работ; Коробки для обрезков бумаги; Для обучающихся: -Бумага листовая для офисной техники формат А4, -бумага цветная, -цветной картон, -клей ПВА (быстросохнущий), -клей-карандаш, -набор цветных карандашей (12 цветов), -простые карандаши, -чертежная линейка, -кисточки, -краски акварель, Аспекты Характеристика -ножницы с закругленным концом и не длинным лезвием. Дидактический материал схемы, трафареты, картинки с изображениями - профессиональная и дополнительная литература для педагога, обучающихся, родителей; - наличие аудио-, видео-, фотоматериалов, интернет источников, плакатов Информационное обеспечение Кадровое обеспечение 2.3. Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое профильное образование, в совершенстве владеющий навыками руководства учебно-творческой деятельностью обучающихся и методикой преподавания предмета. Суворова Ольга Александровна, педагогический стаж – 10 лет, образование – среднее, категория первая. Оценка достижений результатов Формами аттестации являются: - формы и способы фиксации результатов: - портфолио; - коллективные творческие работы - выставки творческих работ Форма фиксации результатов реализации дополнительной общеобразовательной программы: • ежегодная выставка работ детского «Самоделкин» в образовательном учреждении; творческого объединения • «летопись» детского творческого объединения (видео- и фотоматериалы); • копилка детских работ в различных техниках исполнения; • портфолио творческих достижений объединения «Самоделкин» (грамоты, дипломы, сертификаты и др.); • отзывы учащихся объединения о выставках, экскурсиях и мастер-классах, в которых они принимали участие или посетили. Форма отслеживания результатов усвоения общеобразовательной программы предполагает: дополнительной • индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов учащимися; • тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала. Формой подведения итогов становятся выставки работ. Такая форма работы позволяет учащимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои. 2.4. Оценочные материалы Показатели качества реализации ДООП Методики Методы для определения творческих способностей Тест «Неоконченный рисунок» П. Торренса Приложение 4 Уровень развития творческого потенциала обучающихся Уровень развития социального опыта обучающихся Уровень сохранения и укрепления здоровья обучающихся Уровень теоретической подготовки обучающихся: тестирование по разделам программы, технологические карты Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) Методы для определения социального опыта по методу. Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной Приложение 7 «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Приложение 1, Приложение 5,Приложение 6 Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) Приложение 2-3 2.5. Методические материалы Дополнительная общеобразовательная программа «Самоделки» предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий: • традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.); • современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская). Педагогические технологии, используемые на занятиях Технология, прием метод, Образовательные события Результат 1 2 3 Технология личностноориентированного обучения Участие в конкурсах и выставках, культурно-массовых мероприятиях. Способность выразить свои мысли и идеи в изделии, способность доводить начатое дело до конца, способность реализовать себя в творчестве Здоровьесберегающие технологии Проведение физкультминуток и релаксирующих пауз Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье Мозговой штурм Разработка образа, макета будущего изделия Способность творить, создавать нечто принципиально новое, не копируя кого-либо Технология коллективного творчества Обучение и общение в группе Способность работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других Проектная технология Разработка эскизов, макетов изделий Способность разрабатывать эскизы и макеты Технология развивающего обучения Развитие фантазии, воображения Способность воплощать свои фантазии и идеи в изделии Педагогическая мастерская Самостоятельный поиск знаний, открытие чего-то нового Способность работать самостоятельно и творчески По прохождению программы проводиться диагностика уровня усвоения знаний умений и навыков в соответствие с предполагаемым результатом. Предлагаются следующие уровни усвоение программы: Базовый уровень – обучающийся стабильно занимается, выполняет общеобразовательную программу. Повышенный уровень – обучающийся проявляет устойчивый интерес к занятиям, принимает участие в конкурсах районного и городского уровня. Творческий уровень – проявляет ярко выраженные способности к изучаемому профилю деятельности, занимает призовые места в конкурсах, выставках разного уровня. По результатам педагогического наблюдения заполняется таблица, подсчитывается количество детей, находящихся на базовом уровнях развития, и количество детей, достигших повышенного и творческого уровней. По данным таблицы строятся сравнительные графики уровня развития детей в начале и конце учебного года, делается вывод о качестве образовательного процесса. Параллельно с диагностикой на уровень усвоение программы, проводиться диагностика на развитие творческих способностей по методики Е.Е. Туника и Дж. Гилфорда (Приложение 4). Вариантом оценки индивидуальных результатов учащихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста учащихся Список литературы 1. Кравченко, А.С. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели [Текст] А.С. Кравченко, Б.М. Шумков. – М.: Лирус, 1995. – 128 с. 2. Лагутин, О.В. Самолѐт на столе [Текст] О.В.Лагутин. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988. – 369 с. 3. Цирулик, Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное [Текст] Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. – Самара: Корпорация «Фѐдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с. 4. Проснякова, Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3- е изд., испр. и доп. [Текст] Т.Н. Проснякова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фѐдоров», 2008. – 120 с. 5. Цирулик, Н.А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса [Текст] Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. – Самара: Корпорация «Фѐдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с. Приложение № 1 Диагностическая карта обучающегося ФИО ребенка Этапы наблюдений Начало года Середина года Конец года Умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги Умение следовать устным инструкциям Умение создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами Умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения Умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Умения организовать свое рабочее место Умения рационально использовать необходимые материалы Умения аккуратность выполнения работы Умение работать с ножницами Умение работать с клеем Умение читать схемы выполнения фигур в технике оригами Умение переводить шаблоны на бумагу Умение изготавливать и оформлять поделки по образцу Использование различных технических приемов при работе с бумагой. Умение изготавливать поделки по собственному эскизу Умение проводить анализ и самоанализ личных работ Следует устным инструкциям Читает схемы изделий Зарисовывает схемы изделий - Высокий уровень (В) – делает самостоятельно - Средний уровень (С) – делает с помощью педагога или товарищей - Низкий уровень (Н) – не может сделать Коммента рий Приложение № 2 Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе № Результаты Критерий Показатель 1. Предметные результаты Уровень владения терминологией в области декоративноприкладного творчества Степень знания терминологии Уровень сформированности навыков в области декоративноприкладного творчества 2. Метапредметные результаты Уровень развития фантазии, образного мышления, воображения. Уровень устойчивости интереса к занятиям 3. Личностные результаты Уровень сформированности личностных качеств Уровень сформированности навыков коллективного взаимодействия Форма отслеживания результата тестирование Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов и понятий Степень владения на практике техниками и приемами наблюдение Степень целесообразности применения приемов и техник в работе с различными материалами Количество поделок, выполненных по собственному замыслу и для выставок Степень развития фантазии, мышления, воображения Количество посещенных занятий наблюдение Степень участия в выставках и конкурсах портфолио Степень аккуратности при изготовлении поделок Степень увлеченности и заинтересованности работой наблюдение Количество посещенных культурно-массовых мероприятий журнал, раздел «Массовые мероприятия» Степень взаимодействия, сотрудничества с обучающимися наблюдение наблюдение журнал, раздел «Творческие достижения» наблюдение журнал наблюдение Приложение 3 Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения Оцениваемые показатели 1 Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов, понятий и определений Степень владения на практике различными техниками и приемами Степень целесообразности применения приемов и техник в работе с различными материалами Степень развития фантазии, образного мышления и воображения Степень участия в выставках и конкурсах Степень аккуратности при изготовлении поделок Степень увлеченности работой и заинтересованности в результате Степень взаимодействия, сотрудничества с другими учащимися в объединении Степень выраженности оцениваемого показателя 2 «―» (Обучающийся овладел минимальным набором понятий и определений, не испытывает затруднений в понимании и применении специальной терминологии) «+» (обучающийся осознанно употребляет специальную терминологию в построении речевых формулировок с последующим обоснованием примененного определения) «―» (обучающийся усвоил минимальный набор приемов, методов работы с различными материалами) «+» (обучающийся свободно владеет широким диапазоном различных приемов и методов) «―» (обучающийся затрудняется в выборе техник и приемов в работе с различными материалами или использует одни и те же приемы) «+» (обучающийся не испытывает затруднений при выборе оптимальных техник, свободно комбинирует их между собой под свойства конкретного материала) «―» (обучающийся постоянно нуждается в помощи педагога при составлении композиции, находит одно рациональное решение) «+» (обучающийся проявляет креативность, вариативность и самостоятельность в выполнении задания) «―» (обучающийся нуждается в побуждении со стороны педагога для создания поделок на выставку, конкурс или не проявляет желания изначально участвовать в конкурсных мероприятиях) «+» (обучающийся проявляет творческую и публичную активность в плане участия в выставках) «―» (обучающийся умеет организовать свое рабочее место, но менее усидчив и менее организован) «+» (обучающийся проявляет усидчивость, терпение) «―» (Маршрут действий диктуется педагогом, обучающийся мало проявляет инициативу) «+» (обучающийся ведет творческий самостоятельный поиск, нацелен на результат) «―» (Коммуникативная культура не развита, обучающийся не испытывает потребности в тесном творческом общении с другими обучающийся, не участвует в массовых мероприятиях в объединении) «+» (обучающийся обладает хорошими коммуникативными способностями, легко идет на контакт, активно участвует в массовых мероприятиях объединения, готов помогать и работать совместно с другими обучающимися) Степень выраженности оцениваемого показателя: «—» — не наблюдается; «+» — наблюдается. Приложение 4 Методы для определения творческих способностей Тест «Неоконченный рисунок» П. Торренса Тест исследует фантазию и образное мышление. Предлагается для младших школьников и подростков. Он может быть использован также как развивающее упражнение для указанных функций. Занятие проводится поэтапно. Ребенку предлагается целый ряд кружков. Его задача – из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. На втором этапе ребенку предлагается изображение (частичное) собачки. Необходимо последовательно дорисовывать образ собачки, так, чтобы каждый раз это была разная собачка. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного. Посчитайте, сколько кружков превратил в новые образы ребенок (1 балл), сколько нарисовал разных собачек (1 балл). Чем выше результат, тем лучше развито образное мышление и фантазия у данного ребенка. Результативность: От 0 до 4 баллов – низкий уровень; От 5 до 8 – средний уровень; От 9 до 12- высокий уровень. Тест «Необычное использование» П. Торренса (диагностика словесного творческого мышления) Для младших школьников и подростков. Детям предлагается придумать необычное использование обычным предметам. Например: стакан, носок, коробка из-под обуви. Чем больше будет придумано новых образов (1 балл), тем лучше. Результативность: От 0 до 3 баллов– низкий уровень; От 4 до 6 – средний уровень; От 7 - высокий уровень. Приложение 5 Определение уровня теоретической подготовки (тестирование) Первая ступень обучения. 1. Что такое композиция в прикладном творчестве? а) расположение предметов в изделии относительно друг друга; б) правильное распределение относительно центра композиции; в) расположение объектов по кругу. 2. Какие цвета теплые? (2 варианта ответа) а) желтый; б) красный; в) малиновый. 3. Как художники называют цвета, приближенные к цвету огня? а) теплые; б) холодные; в) горячие. 4. Папье-маше – техника изготовления кукол из? а) глины; б) бумаги; в) стекла. 5. Что такое «флористика»? а) изображение цветов на картине; б) работа с природным материалом; в) работа с деревянными заготовками. 6. Какие растения можно собирать? а) все подряд; б) красивые и не занесены в Красную книгу; в) только те, которые занесены в Красную книгу. 7. Вырезанная из бумаги или картона выкройка это: а) эскиз; б) шаблон; в) лекало. 8. В каком селе была основана первая в России фабрика по производству изделий из папье-маше с лаковой росписью? а) Филимоново; б) Мстѐра; в) Данилково. 9. Как с японского переводится слово «оригами»? а) «Ори» - сложенная, «Кама» - бумага; б) «Ори» - бумага, «Кама» - камень; в) Слово оригами не переводится. 10. Какая форма является основной в оригами? а) треугольная; б) прямоугольная; в) квадратная. 11. Как называется базовая форма, где складывается квадратный лист бумаги пополам? а) блин; б) книга; в) дверь. 12. Аппликация - это а) вид изобразительного искусства; б) вид декоративно-прикладного искусства; в) область декоративно-прикладного искусства. 13. Сколько видов аппликации существует? а) 12; б) 19; в) 10. 14. как называется скрепляющая субстанция на основе муки или крахмала, которую мастера часто пользуются, изготавливая папьемаше? а) кашица; б) клейстер; в) клей. 15."Сувенир" в переводе с французского означает? а) предмет; б) память; в) воспоминание. 16. Выберите вариант ответа, в котором перечислены основные цвета? а) оранжевый, зеленый, фиолетовый; б) красный, желтый, синий; в) белый, черный, красный. 17. Что такое «эскиз»? а) первая быстрая зарисовка идеи автора; б) готовый рисунок; в) авторская работа. 18. Какая страна является родоначальником искусства декупаж? а) Италия; б) Франция; в) Япония. 19. Самый популярный материал для декупажа? а) газета; б) салфетки; в) ткань. 20. Какие цвета относятся к ахроматическим? (2 варианта ответа) а) черный; б) красный; в) белый. Правильные ответы (за правильный ответ – 1 балл). 1 -а; 2 – а, б; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – б; 7 - б; 8 – в; 9 – а; 10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – в; 14 – б; 15 – б; 16 – б; 17 – а; 18 – б; 19 – б; 20 – а, б. Результативность: Менее 7 баллов – низкий уровень; От 8 до 16 – средний уровень; От 17 до 20 - высокий уровень. Приложение 7 Методы для определения самоотношения личности Тест «Автопортрет» Данный тест в интерпретации Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной может быть использован в данном варианте, начиная с младшего школьного возраста. Данный тест позволяет выявить представления человека о себе, своей внешности, личности, отношениях. Дайте ребенку карандаш и один лист белой бумаги. Скажите ему: «Нарисуйте свой портрет». Проанализируйте полученный рисунок, используя следующие комментарии. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Ребенок явно имеет художественные способности. Этот тест очень показателен для выявления будущих художников. На таких рисунках легкость и лаконичность линий сочетаются с большой выразительностью изображения. СХЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Лицо в профиль или анфас прорисовывается схемой. Такое изображение характеризуется интеллектуальную направленность личности. Это мыслители с тенденцией к постоянному обобщению поступающей информации. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Рисунок насыщен тщательными подробностями. Прорисовано лицо, волосы, одежда и т.п. Это характеризует педантичного человека, склонного к детализации. Это мыслительный аналитик. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Ребенок изображает себя в виде предмета, животного, литературного персонажа. Такое изображение выполняют художественные личности. Они обладают развитой фантазией, воображением, творческими способностями и чувством юмора. Методика «Смешные человечки» Для младших школьников и подростков. Заранее подготовьте картинки по количеству детей. Рассмотрите вместе с детьми картинку, чем занимаются человечки, какое у них настроение. Далее предложите ребенку выбрать, кем из этих человечков был бы он сам и раскрасить его зеленым карандашом. Потом так же нужно выбрать маму – красный, папу – синий, брата и/или сестру – оранжевый, бабушку и/или дедушку – розовый, тетя желтый, друзья – голубой, педагог – коричневый и т.д. Оценка результатов. Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает остальных, тем лучше к ним относится, и тем большой значимостью они обладают в его глазах. (самооценка) Методы для определения положения личности в коллективе Методика «Атмосфера в группе» Для младших школьников и подростков. Замерить психологическую атмосферу в группе, т. е. динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки задающие дистанцию между парами, кодируются по пятибалльной шкале слева направо по схеме: 5 4 3 2 1.Чем выше суммарный балл, тем выше уровень психологической удовлетворѐнности отношениями в группе. Результативность: От 0 до 30 баллов– низкий уровень; От 30 до 40 – средний уровень; От 40 до 50- высокий уровень. Дружелюбие - - - - - Враждебность Согласие - - - - - Несогласие Удовлетворѐнность - - - - - Неудовлетворѐнность Равнодушие Продуктивность - - - - - Непродуктивность Увлечѐнность - - - - Теплота - - - - - Холодность Сотрудничество - - - - - Отсутствие сотрудничества - - - Недоброжелательность Взаимная поддержка - - Занимательность - - - - - Скука Успешность - - - - - Неуспешность