УП Юный скалолаз

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Юный скалолаз»
Учебный план
1 год обучения (стартовый уровень 144 часа)
1-й год обучения
№п/п Название раздела,
Количество часов
Форма контроля
темы
Теорет Практиче Итого
ические ские
занятия занятия
РАЗДЕЛ I. Общие темы
1.1

Вступление.
Вводный,
первичный
инструктажи по
технике
безопасности.
Цель и задачи
работы кружка в
новом учебном
году.
Планирование
работы.

2

-

2

Наблюдение

1.2

Оздоровительная
роль туризма.
Правила
поведения юных
туристов. День
милосердия
(беседы).

2

-

2

тестирование

РАЗДЕЛ II. Туристско-бытовые навыки юного
туриста
2.1

Основы
безопасности в
природной среде.

-

2

2

Наблюдение

2.2

Личное
снаряжение и
уход за ним.

2

2

4

Наблюдение

2.3

Питьевой режим
в походе.

2

2

Наблюдение

2.4

Групповое
снаряжение и
уход за ним.

2

2

4

Наблюдение

2.5

Индивидуальный
и групповой
ремонтный набор.

2

4

6

Наблюдение

2.6

Организация
биваков и охрана
природы.

2

4

6

Зачет

РАЗДЕЛ III. Азбука топографии
3.1

План местности.

2

8

10

Наблюдение

3.2

Условные знаки.

2

8

10

Наблюдение

РАЗДЕЛ ІV. Туристское и экскурсионное
ориентирование
4.1

Ориентирование
по сторонам
горизонта.

2

4

6

Наблюдение

4.2

Ориентирование
на местности.

2

4

6

Наблюдение

4.3

Виды туристского
ориентирования.

2

2

4

Наблюдение

4.4

Экскурсионное
ориентирование.

2

4

6

Зачет

2

Наблюдение

РАЗДЕЛ V. Гигиена юного туриста
5.1

Личная гигиена
туриста.

2

5.2

Походный
травматизм и
возможные
заболевания.

4

-

4

Наблюдение

5.3

Обработка ран,
ссадин и

2

4

6

Наблюдение

наложение
повязок.
5.4

Индивидуальная
и групповая
медицинская
аптечка.

4

-

4

Наблюдение

5.5

Способы
транспортировки
пострадавшего.

2

2

4

Зачет

РАЗДЕЛ VІ. Основы краеведения
6.1

Родной край, его
природные
особенности,
история,
известные
земляки.

2

2

4

Наблюдение

6.2

Туристские
возможности
родного края.
Обзор
экскурсионных
объектов, музеи.

2

2

4

Наблюдение

РАЗДЕЛ VІІ. Азбука спортивнооздоровительного туризма
7.1

Пешеходный
туризм.

4

2

6

Наблюдение

7.2

Полоса
препятствий
пешеходного
туризма.

2

2

4

Наблюдение

8

Наблюдение

РАЗДЕЛ VІІІ. Общая спортивнооздоровительная физическая подготовка
8.1

Общая
физическая
подготовка и
оздоровление

2

6

организма.
8.2

Психологопедагогическая и
врачебномедицинская
диагностика
функционального
и физического
развития.
Тестирование
обучающихся.

2

2

4

Наблюдение

8.3

Учебнотренировочные
походы, походы
выходного дня.

-

24

24

Наблюдение

54

90

144

Итого

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
РАЗДЕЛ I.
1.Общие темы
1.1.Вступление. Вводный, первичный инструктажи по технике
безопасности. Цель и задачи работы кружка в новом учебном году.
Планирование работы. Оздоровительная роль туризма.
Основная цель и задачи работы кружка. Календарное планирование
работы на учебный год, время, район проведения походов. Инструктаж
участников по вопросам безопасности.
Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для
оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого
себя. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других
органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.
1.2.Правила поведения юных туристов
Правила поведения, порядок хранения снаряжения, оборудования,
инвентаря и материалов. Правила поведения юных туристов на экскурсиях и
туристских прогулках.
Правила поведения участников спортивно-туристских соревнований и
игр. Права и обязанности участников спортивно-туристских соревнований и
игр. Командир туристской группы, его права и обязанности,
взаимоотношения с участниками туристских соревнований.

История и традиции выполнения юными туристами общественно полезных
дел.
РАЗДЕЛ II.
Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста
2.1. Основы безопасности в природной среде
Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской
прогулки, экскурсии. Правила поведения юных туристов во время различных
природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.).
Правила поведения в парке (лесу) при обнаружении задымления или очага
возгорания. Правила безопасности при встрече в природной (городской)
среде с представителями животного мира (в том числе домашними
животными).
Необходимость выполнения требований руководителя туристской
(экскурсионной) группы. Взаимопомощь в туристской группе.
2.2. Личное снаряжение и уход за ним
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки,
экскурсии: рюкзак, обувь, одежда (белье, спортивный костюм, куртка,
брюки, ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной
гигиены. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзака,
соблюдение гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в
соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за личным
снаряжением.
Практические занятия
Игра «Собери рюкзак к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка
для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.
2.3. Питьевой режим на туристской прогулке
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии.
Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время
туристской прогулки.
Практические занятия
Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время
туристской прогулки (экскурсии). Рациональное расходование воды во время
туристской прогулки (экскурсии). Формирование силы воли и выносливости,
соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки).
2.4. Групповое снаряжение и уход за ним
Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним.
Палатки и тенты, их виды и назначение. Устройство палаток и правила ухода
за ними. Стойки и колышки для палатки.
Кухонное и костровое снаряжение: котелки (каны), таганок, саперная
лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для
продуктов питания.
Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших
краеведческих заданий. Маршрутные документы и схемы (карты) для
туристской прогулки (экскурсии).
Завхоз туристской группы и его обязанности на туристской прогулке.

Практические занятия
Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения
для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым
снаряжением и применения его во время туристской прогулки.
2.5. Индивидуальный и групповой ремонтный набор
Состав ремонтного набора (иголки, нитки, булавки, набор пуговиц,
набор заплаток, запасные шнурки, клей и пр.). Назначение предметов
ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного
мастера группы. Ремонт личного и группового снаряжения.
Практическое занятие Игра-состязание «Ремонт личного снаряжения»
(способы штопки, наложения
заплат, заклеивания дыр, пришивания пуговиц и пр.).
2.6. Организация биваков и охрана природы
Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации
привалов и биваков. Требования к бивакам (наличие дров и источника
питьевой воды, безопасность, эстетичность). Устройство и оборудование
бивака (места для установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха,
умывания, забора воды и мытья посуды, туалеты).
Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования
к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента
для палатки или тента для отдыха группы.
Практические занятия
Планирование места организации бивака по плану местности.
Планирование и организация бивака на местности во время туристской
прогулки. Организация бивачных работ.
Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на
прогулку. Упаковка палатки для транспортировки.
Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на
площадке или в парке).
РАЗДЕЛ III.
Азбука топографии
3.1. План местности
История развития способов изображения земной поверхности и их
значение для человечества.
Рисунок и простейший план местности. Изображение местности на
рисунке, фотографии, схеме или плане.
Практические занятия
Рисовка плана стола, учебного класса.
Измерение расстояний (шагами и парами шагов). Освоение навыков
чтения и движение по схеме.
Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где герои использовали
планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов,
путешествия, постройка жилища для друзей).
3.2. Условные знаки

Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов,
искусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные
знаки. Легенда туристского маршрута.
Практические занятия
Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Овладение
навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки.
Составление легенды движения группы условными знаками.
РАЗДЕЛ IV.
Туристское и экскурсионное ориентирование
4.1. Ориентирование по сторонам горизонта
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта.
Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира,
по местным признакам.
Практические занятия
Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам
растительного и животного мира, по местным признакам.
4.2. Ориентирование на местности
Способы ориентирования на местности. Линейные ориентиры
(дорожки, тропы, линии электропередачи и др.), точечные ориентиры и
объекты. Рельеф.
Измерение расстояний на местности: временем движения, парами
шагов и пр. Ориентирование по описанию (легенде). Разведчик туристской
группы, его обязанности и действия на туристской прогулке (экскурсии).
Практические занятия
Ориентирование с использованием легенды.
4.3. Виды туристского ориентирования
Знакомство с основами правил соревнований по туристскому
ориентированию. Виды туристского ориентирования и их различия. Права и
обязанности участников соревнований. Номер участника и его крепление.
Упаковка и обеспечение сохранности карты (схемы).
Обозначенный маршрут на схеме, плане местности. Необходимость
повышенного внимания участников соревнований на обозначенном
маршруте. Основные правила, технические приемы и условия соревнований
по ориентированию на обозначенном маршруте.
Маршруты ориентирования по выбору. Основные правила, технические
приемы и условия соревнований туристского ориентирования по выбору.
Условия определения победителей на дистанциях по выбору. Выбор
оптимального пути движения (планирование маршрута) и количества
контрольных пунктов (КП).
Оборудование КП: призма, компостер, карандаш. Способы отметки на
КП компостерные и карандашные.
Практические занятия Движение по плану (схеме).
Прохождение дистанции «Маркированный маршрут» совместно с педагогом.
Прохождение дистанции «Обозначенный маршрут» совместно с педагогом.
Прохождение дистанции «Ориентирование по выбору» совместно с

педагогом. Обучение навыкам отметки на КП компостером в карточке
участника. Играсостязание на местности «Отметься на КП».
4.4. Экскурсионное ориентирование
Экскурсионные объекты: памятники истории, архитектуры, искусства,
природы и т. п. в районе.
Практические занятия
Чтение легенды. Движение по легенде по улице с отслеживанием
указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Работа туристской
группы при движении по легенде на экскурсии. Прохождение дистанции под
руководством педагога.
РАЗДЕЛ V.
Личная гигиена и первая доврачебная помощь
5.1. Личная гигиена юного туриста
Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при
организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при занятиях
физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом.
Зарядка. Закаливание организма. Соблюдение гигиенических требований
личного снаряжения.
Практические занятия
Выполнение правил личной гигиены на привале, при организации
перекуса. Обсуждение правил личной гигиены.
5.2. Походный травматизм и возможные заболевания
Соблюдение гигиенических требований в походе. Профилактика
заболеваний и травматизма.
Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм.
Необходимая помощь. Способы обработки.
Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов,
химических жидкостей, газов. Необходимая помощь.
Причины ожогов и обморожений. Профилактика обморожений и
защита организма от мороза. Признаки и виды ожогов и обморожений.
Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание
первой помощи при тошноте, рвоте.
Причины теплового и солнечного удара. Признаки заболевания.
Необходимая помощь.
5.3. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок
Правила и способы обработки ран, ссадин. Правила наложения
повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.
Практические занятия
Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и
наложения повязок).
5.4. Индивидуальная и групповая медицинская аптечки
Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для
туристской прогулки. Назначение медикаментов, их упаковка и требования к
хранению, определение срока годности для использования.

Практические занятия
Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки (экскурсии).
Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки.
5.5. Способы транспортировки пострадавшего
Организация транспортировки пострадавшего при несложных травмах.
Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях
туристской прогулки (похода, экскурсии). Способы транспортировки
пострадавшего на руках. Взаимопомощь в туристской группе при
транспортировке пострадавшего.
Практические занятия
Изготовление транспортных средств из курток, штормовок.
Транспортировка условно пострадавшего на слабо пересеченном рельефе на
руках, простейших транспортных средствах.
РАЗДЕЛ VI. Основы краеведения
6.1.Родной край, его природные особенности, история, известные
земляки Климат, растительность и животный мир родного края, его
рельеф, реки, озера,
полезные ископаемые.
Экономика и культура края, перспектива его развития. Сведения о
прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклад
в его развитие. История своего населенного пункта.
Практические занятия
Знакомство с картой своего края. «Путешествия» по карте. Проведение
краеведческих викторин.
6.2. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных
объектов,
музеи
Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий.
Памятники истории и культуры, музеи края. Краеведческие и мемориальные
музеи, школьные музеи.
Экскурсии на предприятия, в учреждения и организации. Сбор сведений об
истории края в архивах, военкоматах, общественных организациях.
Практические занятия Прогулки и экскурсии по ближайшим
окрестностям, посещение музеев,
экскурсионных объектов.
РАЗДЕЛ VII.
Азбука спортивно-оздоровительного туризма
7.1. Пешеходный туризм
Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления
простейших естественных препятствий (без специального туристского
снаряжения). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы).
Практические занятия
Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших
естественных препятствия (без снаряжения).

Отработка практических умений и навыков преодоления естественных
и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по кочкам.
Переправа по бревну.
7.2. Полоса препятствий пешеходного туризма.
Естественные и искусственные препятствия. Дистанция соревнований,
этап дистанции. Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Способы
преодоления препятствий. Правила безопасного преодоления препятствий.
Личное и командное прохождение дистанции полосы препятствий.
Взаимодействие и взаимопомощь членов спортивной туристской команды.
Права и обязанности юного спортсмена-туриста в команде на соревнованиях.
Практические занятия
Соревнования по преодолению полосы препятствий.
РАЗДЕЛ VIII.
Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
8.1. Общая физическая подготовка и оздоровление организма
Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение
работоспособности. Комплекс утренней физической зарядки. Гигиена при
занятиях физическими упражнениями.
Практические занятия
Освоение основ техники бега. Бег в колонне по одному по
пересеченной местности, бег по лестнице, бег с препятствиями.
Прыжки в длину и высоту.
Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы,
выносливости, гибкости и координационных способностей.
Спортивные игры.
8.2.Психолого-педагогическая и врачебномедицинская диагностика функционального и физического развития и
тестирование обучающихся
Входное тестирование и диагностика (проводится осенью)
Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья».
Рисование детей на тему «Моя семья».
Режим дня, физическое развитие и подготовленность, самоконтроль
учащихся. Проведение тестов с целью выявления темперамента,
воображения, типа памяти и
пр.
Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью
определения (выявления) общего физического и функционального уровня
развития воспитанников.
Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной)
Организация самоконтроля за соблюдением режима дня, ведение
(совместно с родителями воспитанников) дневника наблюдений за
параметрами физического развития организма обучающихся.
Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с
целью констатации динамики общего физического и функционального
развития воспитанников за год.

8.3.Учебно-тренировочные походы
Практические занятия Проведение походов с целью приобретения и
закрепления практических умений и навыков по технике, тактике
пешеходного туризма, организации походной жизни, приготовления еды на
костре, сплочения коллектива.
2 год обучения
Базовый уровень(144 часа)
№

Наименование тем и
разделов

Теоретическая
подготовка
1
2

3

4

5

6

Скалолазание.
Правила поведения и
техники безопасности на
занятиях,
техника
страховки.
Правила соревнований,
их
организация
и
проведение.
Основы
методики
обучения и тренировки
скалолазов.
Самоконтроль
спортсмена
Единая
всероссийская
спортивная
классификация. Разряды
и звания в скалолазании.

Количество часов

Теория

Практика

16

0

Всего
часов

Форма
контроля

2

Беседа

2
2

2

2

2

2

7

Восстановительные
средства.

2

8

Тактические действия в
скалолазании.

2

Общая физическая

10

2

тестирование

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

50

Зачет

подготовка
9

Выносливость.

2

10 Выносливость.

2

11 Выносливость.

2

12 Выносливость.

2

13 Выносливость.

2

14 Выносливость.

2

15 Сила

2

16 Сила

2

17 Сила

2

18 Сила

2

19 Сила

2

20 Сила

2

21 Быстрота

2

22 Быстрота

2

23 Быстрота

2

24 Быстрота

2

25 Быстрота

2

26 Быстрота

2

27 Ловкость

2

28 Ловкость

2

29 Ловкость

2

30 Ловкость

2

31 Ловкость

2

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

зачет

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

зачет

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

зачет

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

32 Ловкость
33 Гибкость

2
2

34 Гибкость

2

35 Гибкость

2

36 Гибкость

2

37 Гибкость

2

38 Гибкость

2

Техническая
подготовка
39 Техника страховки

8

зачет

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение
2

зачет

60

2

40 Техника страховки

2

41 Техника страховки

2

42 Техника страховки

2

43 Техника страховки

2

44 Техника страховки

2

45 Техника лазания на

2

2

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

зачет

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

скорость
46 Техника лазания на

2

47 Техника лазания на

2

48 Техника лазания на

2

49 Техника лазания на

2

50 Техника лазания на

2

скорость
скорость
скорость
скорость
скорость

51 Техника лазания на

2

52 Техника лазания на

2

53 Техника лазания на

2

54 Техника лазания на

2

55 Техника лазания на

2

56 Техника лазания на

2

57 Техника лазания на

2

58 Техника лазания на

2

скорость
скорость
скорость
скорость
скорость
скорость
скорость
скорость

59 Техника лазания на

трудность

2

60 Техника лазания на

2

61 Техника лазания на

2

62 Техника лазания на

2

63 Техника лазания на

2

64 Техника лазания на

2

65 Техника лазания на

2

66 Техника лазания на

2

67 Техника лазания на

2

трудность
трудность
трудность
трудность
трудность
трудность
трудность

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

зачет

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

2

наблюдение

трудность
68 Техника лазания на

2

69 Техника лазания на

2

70 Техника лазания на

2

трудность
трудность
трудность

2

наблюдение

2

наблюдение

2

зачет

2

тестирование

71 Сдача итоговых

1

1

72 Сдача итоговых

1

1

2

34

110

Всего
114

нормативов
нормативов

Итого за период обучения

зачет

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-й год обучения
Скалолазание в мире.
Развитие скалолазания в мире. Выдающиеся мировые скалолазы.
2. Виды и правила соревнований в скалолазании.
Значение соревнований, виды и характер соревнований. Порядок проведения
соревнований. Правила соревнований в дисциплине трудность и скорость.
Определение результатов.
3. Правила поведения и техника безопасности в скалолазании.
Обеспечение безопасности во время занятия на скалодроме. Обеспечение
безопасности при занятиях на скалах.
4. Скалолазное снаряжение.
Ознакомление со специальным снаряжением скалолаза. Страховочные веревки. Их виды и применение. Виды страховочных карабинов и устройств
для страховки и спуска. Особенности применения страховочных оттяжек.
Уход за снаряжением, хранение.
5. Гигиена, закаливание.
Правила гигиены. Виды и способы закаливания.
6. Режим дня спортсмена.
Правильный режим дня юного спортсмена. Режим дня во время
соревнований.
7. Сведения о строении и функциях организма человека.
Строение человека и функции его организма. Мышцы и суставы, их значение
и функции.
8. Самоконтроль спортсмена.



Объективные данные самоконтроля: вес, частота пульса, восстановление
пульса, результаты контрольных испытаний.
2. Общая физическая подготовка (ОФП):
В спортивно оздоровительной группе второго года обучения
воспитание физических качеств осуществляется с помощью изученных на
первом году обучения упражнений (средств) и применения новых форм и
методов воспитания гибкости, силы и ловкости. На этом этапе обучения
изучается методика воспитания выносливости, ее виды и основные
показатели.
Для
воспитания
физических
качеств
учащихся
используются тренажеры и специальные технические средства.
Средства общефизической подготовки:
Общеподготовительные упражнения:
•·
Воспитание силы осуществляется с помощью упражнений для
различных групп мышц:
- мышц рук (примеры упражнений):
1) Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, рейки или карманах;
2) Сгибание и разгибание рук в упоре лѐжа (отжимание);
3) Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине в широком хвате в
сторону правой или левой руки
4) И др.
- мышц ног (примеры упражнений):
1) Приседание;
2) Приседание на одну ногу;
3) Выходы на ногу на высокую опору с руками и без рук;
4) И др.
- мышц брюшного пресса (примеры упражнений):
1) Подъем ног в висе на перекладине до угла 90 градусов («уголок»);
2) Подъем ног в висе на перекладине до касания ее кончиками пальцев ног
(ноги
прямые);
3) И.п. лѐжа на спине поднятие ног на высоту 45 градусов;
4) И.п. лѐжа на спине поднимание туловища;
5) И др.
- мышц спины (примеры упражнений):
1) И.П. лѐжа на животе одновременное поднимание рук и ног;
2) Подъем верхней части туловища из положения лѐжа;
3) И др.
- мышц предплечья и кисти (примеры упражнений на тренажерах):
1) Сгибание разгибание рук в висе на фингерборде.
2) Висы на выносливость на кампусборде и фингерборде.
3) Лазание боулдоринговых проблем
Особое внимание уделяется скоростной силе, которая воспитывается в
упражнениях (примеры упражнений):
1. Лазание вверх на скорость по лѐгким трассам;

2. Лазание боулдоринговых проблем направленных на динамичные
перехваты.
В теоретическом блоке, изучаются - Средства развития силы.
•·
Быстрота воспитывается с помощью упражнений:
- бег на короткие дистанции,
- прыжках в высоту и в длину
- многоскоки на двух ногах,
- прыжки со скакалкой,
- специальных упражнений на шведской стенке (прыжки с перекладины на
перекладину).
В теоретическом блоке, изучаются темы: Основы развития скоростных
способностей. Методы воспитания скоростных способностей.
•·
Общая выносливость воспитывается упражнениями:
- бег на длинные дистанции,
- ходьба,
- бег на лыжах.
В воспитании выносливости, как показателя работоспособности спортсмена,
выделяют ее производную силовую выносливость, которая воспитывается с
помощью спортивных упражнений:
1) В длинных боулдерингов «по кусочкам» до 15 перехватов;
2) В лазании трасс длиной на 15 перехватов и более;
3) В лазании на выносливость на время (5-10 минут).
Более
сложная
производная
выносливости скоростно-силовая
выносливость воспитывается
с
помощью
упражнений
лазания боулдоринговых проблем, направленных на динамические и
статические перехваты.
В теоретическом блоке, изучаются темы: Методы воспитания
выносливости.
Гибкость воспитывается с помощью простых упражнений на растягивания,
выполняя сгибания-разгибания, наклоны, повороты, махи, вращения, с
помощью партнера и приспособлений (утяжелителями, верѐвками,
скакалкой, резиной и др).
Примерные упражнения:
1) Руки скрещены, ладони вместе. Поднять их над головой. Тянуться вверх
не отрывая пяток от пола.
2) Руки в замок за спиной, выпрямить локти, прогнуться вперед и поднять
руки.
3) Левая рука вверху, согнута в локте, положить ладонь на спину. Правой
рукой давить на локоть левой вниз.
4) Руки над головой, взяться левой рукой за правое запястье, медленно
наклониться в сторону. Стараться не сгибать локти и не отклоняться от
фронтальной плоскости.
5) Ноги вместе, присесть, не отрывая пяток от пола, ладони на пол.
Выпрямить ноги не отрывая ладоней от пола.

6) Шпагат вдоль стены. Лежа на спине в нескольких сантиметрах от стены,
поднимание ноги вверх. Пятки касаются стены. Затем медленно развести в
стороны, до ощущения растяжки в паху.
7) И.п. лежа на спине, колени согнуты и разведены в стороны. Развести
колени.
8) Сгибание колен к груди. Это упражнение прекрасно расслабляет мышцы
низа спины. Лежа на спине поочередно притягивать то одно, то
другое колено к груди, вторая нога прямая.
9) Положить правую голень на пол и вытянуть левую ногу назад. Левое
колено и подъем стопы прижаты к полу. Левой рукой надавить на правую
лодыжку, правую руку положить на поясницу за спиной. Прогнуться и
скрутиться вправо.
10) Лечь на пол на живот, ладони поставить на пол на уровне плеч. Поднять
корпус и прогнуться.
В теоретическом блоке, изучаются темы: Методика воспитания
гибкости.
•·
Ловкость
или
координация воспитывается
с
помощью
упражнений на равновесие в ходьбе, в беге по уменьшенным опорам, со
сменой направления, лазании на шведской стенке, веревочным лестницам
перекрестными и приставными движениями рук и ног, ходьба по тросу,
лазании боулдоринговых проблем и др.
В теоретическом блоке, изучаются темы: Средства развития
координационных способностей.
3. Техническая подготовка:
Техника лазания
Основными задачами являются развитие и совершенствование технических
приѐмов лазания.
•·
Совершенствование приемов техники рукам:
1) Скрестные движения рук;
2) Смена рук;
3) Хваты руками: закрытый хват (замок), открытый хват, подхват, откидка.
•·
Совершенствование приѐмов техники ног:
1) «Разножка»;
2) «Лягушка»;
3) «Распор»;
4) Изучение приѐма «Накат на ногу».
Последний технический прием используется в лазание в ситуации,
когда следующая зацепка для ноги расположена выше середины бедра
прямой, опорной ноги и далеко в стороне.
•· Технический прием «перехваты». Перехваты разделяются на
статические и динамические
Статические перехваты - это медленное силовое движение в сторону
нужной зацепы одной рукой, другая рука находится в блоке (согнутая в
предплечье).

Упражнения для развития статических перехватов (основные
упражнения):
1) вис на перекладине на двух согнутых руках (висеть как можно дольше)
2) вис на перекладине на одной согнутой руке (в блоке)
Динамические перехваты (примерные упражнения):
1) Упражнение «Свеча» - выпрыгивая пытаться вытолкнуть своѐ тело выше
насколько возможно, не отпуская рук до тех пор, пока не потеряете зацепу
под ними. Хватающая рука должна начинать двигаться как можно позднее.
2) Хлопанье по стене или зацепке.
Чтобы почувствовать прогресс нужно хлопать по стене, выпрыгивая как
можно выше. Через некоторое время рука окажется в опасной близости к
зацепе. Далее можно поупражняться в хватательных движениях
3) Мобилизация на всем протяжении перехвата.
Если зацеп не достается своими силами, можно пробовать с посторонней
помощью или пользуясь веревкой. С посторонней помощью можно также
попробовать сделать обратное движение.
4) Отталкивание ногами.
Как можно сильнее нагружать зацепы для ног в той точке, с которой
происходит выпрыгивание.
5) Раскачивание вверх-вниз.
Чтобы поймать момент рывка, раскачаться, вверх-вниз или из стороны в
сторону.
6) Максимальное использование нижней руки.
7) Прыжок "внутрь".
Нужно прыгать как можно более параллельно, той плоскости, на которой
находитесь, отталкиваясь не назад, но параллельно-вперѐд-и-вверх.
8) Прыжок по выпуклой или по вогнутой кривой.
Делая динамический перехват по диагонали важно выбрать, по какой
кривой двигаться - по выпуклой или по вогнутой.
9) Гипервентиляция.
Делайте 4-5 быстрых глубоких вдохов и прыгайте.
•·
Техника передвижения по скальному рельефу в упражнениях:
1) На тренажере:
- свободное лазание;
- лазание с верхней страховкой (обучение);
- лазание с нижней страховкой в том числе:
- лазание траверсом;
- спуск лазанием;
- срывы.
2) Лазание на скалах:
- свободное лазание;
- лазание траверсом;
- лазание с верхней страховкой (обучение).
В теоретическом блоке, изучаются темы: Техника лазанья в дисциплине
скорость.

Техника страховки
Основными
задачами
являются
обучения
и
совершенствования техники страховки и самостраховки.
- совершенствование страховки с верхней веревкой;
- совершенствование самостраховки (правильное падение);
- обучение узла восьмѐрка одним концом;
- обучение страховки с нижней веревкой;
- обучение вщѐлкивания оттяжек при лазании с нижней страховкой.
В теоретическом блоке, изучаются темы: Организация страховки с нижней
веревкой. Различные виды оттяжек. Техника безопасности при лазании с
нижней веревкой.
4. Соревновательная деятельность
Основной задачей этого раздела является участие учащихся в соревнованиях
как внутри учебной группы, так и в соревнованиях школьного и
муниципального уровня.
.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».