шахмат

Оглавление
Раздел 1
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки
ДООП
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.16.
1.17.

Направленность
Актуальность
Цель программы
Задачи программы
Ожидаемые результаты
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности данной дополнительной программы
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы)
Вид программы
Адресат программы
Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП
Формы обучения
Режим занятий
Особенности организации образовательного процесса
Учебный план
Содержание программы

Раздел 2.
2.
аттестации
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы
Календарный учебный график программы
Условия реализации программы
Оценка достижений результатов
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации
 «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
от 29 мая 2015 г. № 996-р.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г №
28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
 Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона
вирусной инфекции (COVID-19)»
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г №
2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
 Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район»,
Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015.
 Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от 26.05.2023г

Направленность - физкультурно-спортивная.
Актуальность программы в том, что используются в практике многие идеи
отечественных теоретиков и практиков по шахматам. Стержневым моментом занятий
становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом
предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в
занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы, сочетающие в
себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать у обучающихся сильнейшую
мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера – целеустремленность,
самообладание, бережное отношение ко времени, формирование этих качеств нуждается,
безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки
способны создать у ребѐнка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных
свойств характера – собственной активности, целеполагания, личной ответственности.
Цель и задачи программы:
Цель – создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной
личности через занятия шахматами.
В процессе занятий обучающиеся получают целый комплекс полезных умений и
навыков, необходимых практической деятельности, а также развивает мышление, память,
внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность
рассуждений. Используется принцип доступности, последовательности и системности
изложения материала.
Задачи:
Образовательные– познакомиться с историей шахмат, обучить основным
приемами правилам игры в шахматы, дать воспитанникам теоретические и практические
знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения на соревнованиях и
турнирного поведения, научить детей навыкам самостоятельной работы с учебной
шахматной литературой и периодической печатью, письменному анализу своих партий,
умению делать выводы и ставить задачи на будущее, помочь решать комбинации на
разные темы и овладеть приѐмами тактики и стратегии шахматной игры;
Личностные– прививать навыки самодисциплины, воспитать целеустремленность,
самообладание, бережное отношение ко времени, воспитывать уважение к партнѐру,
самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели, заложить идеи развития у
обучающихся собственной активности, целеполагания, личной ответственности.
Метапредметные–
развивать
навыки
групповой
работы,
развивать
интеллектуальные процессы, творческое мышление, развивать абстрактно-логическое
мышление, память, внимание, творческое воображение, умения производить логические
операции, развивать качества настоящего спортсмена (волю к победе, уверенность и т.д.)
Планируемые результаты
После прохождения стартового уровня обучающиеся овладевают основами игры в
шахматы.
Предметные результаты
- Сформировавшийся стойкий интерес к занятиям по шахматам;
- Первичное становление волевых качеств, психологическая подготовка,
определяющих успехи в шахматах.

- овладение дебютной теорией начал,овладение тактических приѐмов,
эндшпильных окончаний, в соответствии с квалификационными экзаменационными
требованиями;
- Владеют теоретическими знаниями и навыками по организациии проведению
занятий и соревнований.
- Предметные:
- 1 год обучения
- Должны знать; Основным правилам игры; Называть и знать силу
шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
- Шах. мат. пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и еѐ
правила.
- Определять шахматные термины: белое и чѐрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр.
- Правильно определять и называть белые, чѐрные шахматные фигуры;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и
различие.
- Ориентироваться на шахматной доске.
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Располагать фигуры на шахматной доске;Играть друг с другом, используя
приобретенные знания;
- 2 год обучения
- Должны знать: - все ходы фигур; - шахматную нотацию; - сравнительную
ценность фигур; - что такое шах, мат, пат; - общие принципы игры в начале
партии; - правила поведения во время игры; - тактические удары (связка,
двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах); - правила
поведения в помещении и на улице; - правила техники безопасности; правила поведения во время игры; Должны уметь: - ставить мат тяжѐлыми
фигурами; - решать комбинации на различные темы (двойной удар, связка,
вскрытый шах и др.); - играть шахматную партию с записью и часами.
Личностными результатами являются: - правильно вести себя во время
игры; - уважительно относиться к сопернику по игре;  правильно вести
себя в помещении и на улице.
- 3 год: обучения
- Должны знать: - все ходы фигур; - шахматную нотацию; - сравнительную
ценность фигур; - что такое шах, мат, пат; - общие принципы игры в начале
партии; - правила поведения во время игры; - тактические удары (связка, двойной
удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах); - общие принципы игры
– в эндшпиле, в миттельшпиле; - правила поведения в помещении и на улице; правила техники безопасности; - правила поведения во время игры; - как
проводить атаку на короля; Должны уметь: - ставить мат тяжѐлыми фигурами; решать комбинации на различные темы (коневые, пешечные, тяжело- фигурные,
комбинации с сочетанием идей и др.); - играть шахматную партию с записью и
часами. Личностными результатами являются: - правильно вести себя во время
игры; - уважительно относиться к сопернику по игре; - правильно вести себя в
помещении и на улиц
- 4 год обучения
-

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.
- Анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи.
- Называть предметы по описанию.
- Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
- уметь проводить элементарные комбинации;
- Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих.
Личностные результаты.
– Ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно помещать шахматную доску между партнерами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать;
– объявлять шах;
– ставить мат;
– решать элементарные задачи на мат в один ход;
– принципы игры в дебюте.
Метапредметные результаты
– Понятие инициативы в дебюте;
– Атака в шахматной партии;
– Легкофигурные окончания;
– Стратегические идеи современных дебютов;
– Атаку на короля;
– Многопешечные и простые ладейные окончания.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она составлена на
основе личностно-ориентированного подхода к воспитаннику. При подборе комплекса
учебный материал дифференцируется с учѐтом особенностей каждого обучающегося.
Шахматы являются интеллектуальным видом спорта, интересны для детей разных
возрастных групп для младших школьников от 6 до 9 лет и подростков от 10 до 17лет (с
учѐтом возрастных и психологических особенностей детей). Обучение содержанию
программного материала построено на основе общих методических положений;
1. От простого к сложному,
2. От частного к общему,
3. использование технологий личностно-ориентированного подхода в обучении.
Обучение включает в себя следующие разделы:
Вводное занятия.
Дебют.
Миттельшпиль.
Эндшпиль
Спарринг игры

Соревнования
Воспитательный потенциал программы.
Воспитательная работа в рамках программы направлена на развитие
содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных
формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервноэмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре
современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребѐнка,
формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств.
Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в городских и районных
соревнованиях, мастер-классах различного уровня, направленных на формирования общей
культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет
достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса
к соревновательной деятельности и уровня личностных достижений обучающихся,
привлечение родителей к активному участию в работе объединения.
Вид программы: модифицированная программа.
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Адресат программы – от младшего школьного возраста –это возраст, когда
ребѐнок проходит первый этап школьного образования, он охватывает период с 7 до 9 лет.
Развивающее влияние шахмат особенно органично проявляется у детей в возрасте 7-9 лет.
В этот период складывается специфическая интеллектуальная способность общего
характера – умение действовать в уме. Как нельзя лучше этот процесс мышления
представлен в шахматной игре, поэтому она признана оптимальным материалом или
моделью для развития способностей действовать в уме. Развитие мышления в шахматах
складывается, как искусственно-естественный процесс, в котором «искусственная»
составляющая определяется усилиями обучающего. Развитое мышление шахматиста
характеризуется такими показателями, как самостоятельность, практичность,
дисциплинированность, изобретательность, самообладание. Эти пять показателей
являются основополагающими при формировании мышления шахматиста.
Овладение игровым мастерством на уровне, предусматриваемом данной
программой, предполагает не только дальнейший рост шахматного мастерства, но и
значительное расширение содержательного досуга учащихся, как за счет собственно игры
в шахматы, так и за счет изучения учебно-методической литературы.
Объем и срок освоения программы – 36 недель за курс обучения, 144 часов в год,
4 часа в неделю.




«Стартовый уровень» - _1 год, 144 педагогических часа;
«Базовый уровень» - __2-3год, по 144_педагогических часа;
«Продвинутый уровень» - _4 год, 144 педагогических часа ;

Уровень программы –стартовый
Форма обучения: очная, В процессе реализации программы используются

разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным
показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматные турниры
внутри группы. В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько
разменяться. Это способствует удержанию внимания обучающихся и позволяет избежать
их переутомления.
К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться
родители (при условии предварительного консультирования с педагогом). При
определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 2 раз в неделю
по 2 академическому часу.
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные,
индивидуальное обучение Организация образовательного процесса происходит в
сформированных разновозрастных группах; состав группы – постоянный; занятия
групповые; виды занятий по программе определяются содержанием программы и
предусматривает лекции, практические занятия, мастер-классы, выездные занятия,
выполнение самостоятельной работы и соревнования
Использование здоровьесберегающих технологий Проведение комплекса упражнений
по исправлению дефектов осанки.
Выполнение несложных физических упражнений, направленных на профилактику
нарушения зрения; предварительный инструктаж по технике безопасности.
Режим занятий:
Предмет Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень
__4_часа в неделю; __4_часа в неделю; _4__часов в неделю;
___36 часа в год.
__72 часа в год.
_36__часа в год.

Особенности организации образовательного процесса
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа,
рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс
одновременной игры, шахматные турниры внутри группы. В пределах одного занятия
виды деятельности могут несколько разменяться. Это способствует удержанию внимания
обучающихся и позволяет избежать их переутомления.
К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться
родители (при условии предварительного консультирования с педагогом). При
определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по 1 академическому часу.
Занятия проводятся в очной форме, 2 раза в неделю по 2 академическому часу.
Программа не предъявляет особых требований к уровню подготовленности обучающихся.
С учетом времени освоения программы и объема материала в группе
могут заниматься обучающиеся как одинакового возраста, так и разных возрастных групп.

Содержание учебного плана
Содержание программы

Шахматы
Учебный план
Аудиторные часы
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.

10.
11.

Наименование раздела,
темы
Вводное занятие.
Физическая культура и
спорт в России
Шахматный кодекс и
первоначальные понятия.
Исторический обзор
развития
шахмат
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
Квалификационные
турниры.
Анализ партий и типовых
позиций
Сеансы одновременной
игры
Конкурсы решений
задач,
этюдов и нахождения
комбинаций
Промежуточная
аттестация.
Итоговое занятие.
ИТОГО:

Вид контроля/
аттестации

теория

практика

Всего
часов

2

-

2

Опрос,
анкетирование

12

12

24

Тестирование

2

-

2

Педагогическое
наблюдение

8
14
10

18
22
16

26
36
26

Тестирование
Тестирование
Тестирование

-

18

18

Педагогическое
наблюдение

-

4

4

Педагогическое
наблюдение

-

2

2

Педагогическое
наблюдение

-

4

4

Контрольное
тестирование

48

96

144

Содержание учебного плана
Вводное занятие (2ч.)
Проведение инструктажей по технике безопасности в образовательном
учреждении, во время проведения занятий в кабинете и организацией рабочего места,
знакомство с оборудованием кабинета. Правила поведения на рабочем месте. Набор в
группу. Общение с воспитанниками .Организационные моменты. Ознакомление с
правилами поведения в кружке «Шахматы», правилами техники безопасности. Меры
обеспечения безопасности, правила поведения в кабинете. Входная диагностика. История
возникновения шахмат. Терминология.
«Физическая культура и спорт в России».

Теория. Понятие о физической культуре .Шахматы–как вид спорта.
«Шахматный кодекс и первоначальные понятия»(24ч.)
Теория. Правила шахматной игры. Шахматная доска Шахматные фигуры – ладья,
слон ,ферзь, конь, пешка, король. Шахматная нотация. Понятие о центре и флангах.
Понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Ценность фигур. Тяжѐлые и лѐгкие фигуры.
Запись в шахматной партий. Правило превращения пешки, взятие на проходе. Рокировка.
Мат. Ничья. Пат. Вечный шах. Шах защита от шаха. Выигрыш
в шахматной партий.
Турнирные правила. Королевская и фигурная связка.
Поставить мат в 1ход и получить его .Возможно ли выгодное взятие.
Практика. Расположение шахматной доски между партнерами. Обозначение
полей на доске. Требование записи турнирной партии. Мат различными фигурами в
простых позициях с минимальным количеством фигур. Правила выполнения рокировки.
Турнир внутри группы. Решение задач на мат в 1 ход. Конкурс задач. Игра всеми
фигурами. Правила поведения во время игры. Правила «взялся–ходи», будьте
взаимовежливы.
Дидактические игры и задания:
1) «Горизонталь». Двое
играющих
по
очереди
заполняют
одну
из горизонтальных линий шахматной доски пешками;
2) «Вертикаль». Двое играющих по очереди заполняют одну из вертикальных линий
шахматной доски пешками;
3) «Диагональ». Двое играющих по очереди заполняют одну из диагоналей
шахматной доски пешками;
4) «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
5) «Рокировка». Обучающиеся должны определить можно ли рокировать в тех
или иных случаях.
6) «Защита от шаха». Король должен защититься от шаха.
7) «Шах или мат».
8) «Шах или пат».
9) «Мат в один ход».
«Исторический обзор развития шахмат» (2 ч.)
Теория. Происхождение шахмат.
«Дебют»(26ч.)
Теория. Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине
игры. Как начинать партию. Основные принципы развития дебюта. Мобилизация фигур.
Борьба за центр. Безопасность короля. Демонстрация коротких партий. Ошибка в начале
партии. Ловушки в дебюте. Детский мат. Защита от детского мата. Итальянская партия.
Защита двух коней.
Практика. Игра всеми фигурами. Тренировочные партии. Анализ сыгранных
партий.
Сеанс одновременной игры. Дидактические игры и задания: «Защитись от мата».
«Миттельшпиль» (36ч.)
Теория. Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Темы комбинаций.
Использование геометрических мотивов. Основные тактические приемы: связка, двойной
удар, вилка, открытое нападение, открытый шах, двойной шах. Комбинации, основанные

на диагональном действии слонов. Жертва слона наh7 (h2). Коневые комбинации.
Пешечные комбинации. Тяжело-фигурные комбинации. Типичные комбинации,
основанные на взаимодействии фигур. Комбинации на завлечение. Комбинации
на блокировку. Комбинации на отвлечение. Комбинации на освобождение поля.
Комбинации на перекрытие. Комбинации на уничтожение защиты. Комбинации на захват
пункта. Комбинации на разрушение. Простейшие
партии: целесообразное развитие
фигур.
Практика. Конкурс решения, комбинации. Турниры. Демонстрация коротких
партий. Анализ сыгранных партий. Разыгрывание позиций после обдумывания (время
ограничено) с часами против учителя.
Дидактические игры и задания:
1) «Двойной удар» ,фигурой надо напасть одновременно
на две фигуры
соперника;
2) «Выиграй фигуру», необходимо сделать такой ход, чтобы при любом ответе
соперника они проиграли одну из своих фигур.
3) «Объяви мат в два хода».
4) «Сделай ничью».
«Эндшпиль» (26ч.)
Теория. Определение эндшпиля. Матование одинокого короля. Мат тяжелыми
фигурами. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против
короля. Ладья и король против короля. Оппозиция. Цугцванг .Борьба пешек. Роль короля
в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ключевые поля. Борьба
ферзя, ладьи против пешки.
Практика. Техника матования одинокого короля. Решение пешечных и ладейных
окончаний, активность короля. Игровая практика. Дидактические игры и задания: «В
угол».
«Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций» (18 ч.).
Теория. Анализ партий и позиций.
Практика. Участие в турнирах внутри группы, городских квалификационных
турнирах, выступление в муниципальных, региональных, соревнованиях. Анализ
сыгранных партий и типовых ошибок.
«Сеансы одновременной игры»(4ч.)
Практика. Сеансы одновременной
с последующим анализом типичных ошибок.

игры

(в

том

числе

тематические)

«Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» (2ч.)
Итоговое
аттестация (4ч.)

занятие.

Контрольно-оценочные

нормативы

и переводная

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата

№
№
план факт урока
п/п

Тема занятия
1-й год обучения

Дата

№
№
план факт урока
п/п

Тема занятия

Раздел №1. Вводное занятие (2ч.)
1

Проведение инструктажей по технике безопасности.
Ознакомление с правилами поведения в кружке «Шахматы».

2

Понятие о физической культуре. Шахматы – как вид спорта.
Раздел №2. «Шахматный кодекс и первоначальные понятия» (11ч.)

3

Правила шахматной игры.

4

Шахматная доска Шахматные фигуры – ладья, слон.

5

Шахматные фигуры – ладья, слон, ферзь, конь.

6

Шахматные фигуры – ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

7

Шахматная нотация.

8

Понятие о центре и флангах.

9

Понятие о дебюте.

10

Понятие о миттельшпиле.

11

Понятие о эндшпиле.

12

Ценность фигур.

13

Тяжѐлые и лѐгкие фигуры.

14

Раздел №3. Исторический обзор развития шахмат (1ч.)
Происхождение шахмат.
Раздел №4. Дебют (7ч.)

15

Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе
в середине игры.

16

Как начинать партию.

17

Основные принципы развития дебюта.

18

Мобилизация фигур.

19

Борьба за центр.

20

Безопасность короля.

21

Демонстрация коротких партий.

Дата

№
№
план факт урока
п/п

Тема занятия

Раздел №5. «Миттельшпиль» (9ч.)
22

Понятие о тактике.

23

Понятие о комбинации.

24

Темы комбинаций.

25

Использование геометрических мотивов.

26
27

Основные тактические приемы: связка.
Основные тактические приемы: двойной удар.

28

Основные тактические приемы: вилка.

29

Основные тактические приемы: открытое нападение.

30

Основные тактические приемы: открытый шах, двойной шах.
Раздел №6. Эндшпиль (5ч.)

31

Определение эндшпиля.

32

Матование одинокого короля.

33

Мат тяжелыми фигурами.

34

Две ладьи против короля.

35

Ферзь и ладья против короля.
Раздел №10. Промежуточная аттестация (1ч.)

36

Итоговое занятие. Открытое занятие для родителей.
2-й год обучения
Раздел №2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия (13ч.)

37

Запись в шахматной партий.

38

Правило превращения пешки.

39

Правило взятие на проходе.

40

Рокировка.

41

Мат.

42

Ничья.

43

Пат.

44

Вечный шах.

Дата

№
№
план факт урока
п/п

Тема занятия

45

Шах защита от шаха.

46

Выигрыш в шахматной партий.

47

Турнирные правила.

48

Королевская и фигурная связка.

49

Поставить мат в 1ход и получить его.
Раздел №3. «Исторический обзор развития шахмат» (1 ч.)

50

Происхождение шахмат.
Раздел №4. «Дебют» (6ч.)

51

Ошибка в начале партии.

52

Ловушки в дебюте.

53

Детский мат.

54

Защита от детского мата.

55

Итальянская партия.

56

Защита двух коней.
Раздел №5. «Миттельшпиль» (9ч.)

57

Комбинации, основанные на диагональном действии слонов.

58

Жертва слона на h7 (h2).

59

Коневые комбинации.

60

Пешечные комбинации.

61

Тяжело-фигурные комбинации.

62

Типичные комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

63

Комбинации на завлечение.

64

Комбинации на блокировку.

65

Комбинации на отвлечение.
Раздел №6. «Эндшпиль» (6ч.)

Дата

№
№
план факт урока
п/п

Тема занятия

66

Ферзь и король против короля.

67

Ладья и король против короля.

68

Оппозиция.

69

Цугцванг.

70

Борьба пешек.

71

Роль короля в эндшпиле.
Раздел №10. Промежуточная аттестация (1ч.)

72

Итоговое занятие. Открытое занятие для родителей.
3-й год обучения
Раздел №4. Дебют (7ч.) Практика.

73

Игра всеми фигурами.

74

Тренировочные партии.

75

Анализ сыгранных партий.

76

Сеанс одновременной игры.

77

Дидактические игры и задания: «Защитись от мата».

78

Игра всеми фигурами.

79

Игра всеми фигурами.
Раздел №5. «Миттельшпиль» (10ч.) Практика.

80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

Комбинации на освобождение поля.
Комбинации на перекрытие.
Комбинации на уничтожение защиты.
Комбинации на захват пункта.
Комбинации на разрушение.
Простейшие принципы разыгрывания
целесообразное развитие фигур.
Конкурс решения, комбинации.
Турнир.
Демонстрация коротких партий.
Анализ сыгранных партий.
Раздел №6. Эндшпиль (8ч.) Практика.
Король и пешка против короля.
Правило квадрата.
Ключевые поля.

середины

партии:

Дата

№
Тема занятия
№
план факт урока
п/п
Борьба ферзя, ладьи против пешки.
93
Техника матования одинокого короля.
94
Решение пешечных и ладейных окончаний, активность короля.
95
Игровая практика.
96
Дидактические игры и задания: «В угол».
97
Раздел №7. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций (9ч.)
Теория. Анализ партий и позиций.
98
Участие в турнире внутри группы.
99
Участие в турнире внутри группы.
100
101

Участие в турнире внутри группы.

102

Участие в турнире внутри группы.

103

Участие в турнире внутри группы.

104

Участие в турнире внутри группы.

105

Участие в турнире внутри группы.

106

Анализ сыгранных партий и типовых ошибок.

Раздел №9. «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» (1ч.)
107
108

109
110
111
112
113
114

Решений задач, этюдов и нахождения комбинаций
Раздел №10. Промежуточная аттестация (1ч.)
Итоговое занятие. Открытое занятие для родителей.
4-й год обучения
Раздел №4. Дебют (6ч.) Практика.
Игра всеми фигурами.
Тренировочные партии.
Анализ сыгранных партий.
Сеанс одновременной игры.
Дидактические игры и задания: «Защитись от мата».
Игра всеми фигурами.
Раздел №5. «Миттельшпиль» (8ч.) Дидактические игры.

115
116
117
118

Турнир.
Разыгрывание позиций после обдумывания (время ограничено)
с часами против педагога.
«Двойной удар», фигурой надо напасть одновременно на две
фигуры соперника;
«Выиграй фигуру», необходимо сделать такой ход, чтобы при
любом ответе соперника они проиграли одну из своих фигур.

Дата

№
№
план факт урока
п/п

Тема занятия

119

«Объяви мат в два хода».

120

«Сделай ничью».

Демонстрация коротких партий.
Анализ сыгранных партий.
Раздел №6. «Эндшпиль» (7ч.) Практика.
Король и пешка против короля.
123
Правило квадрата.
124
Ключевые поля.
125
Борьба ферзя, ладьи против пешки.
126
Техника матования одинокого короля.
127
Решение пешечных и ладейных окончаний, активность короля.
128
Игровая практика.
129
Раздел №7. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций (9ч.)
Теория. Анализ партий и позиций.
130
Участие в турнире внутри группы.
131
Участие в турнире внутри группы.
132
121
122

133

Участие в турнире внутри группы.

134

Участие в турнире внутри группы.

135

Участие в турнире внутри группы.

136

Участие в турнире внутри группы.

137

Участие в турнире внутри группы.

138

Анализ сыгранных партий и типовых ошибок.
Раздел №8. «Сеансы одновременной игры» (4ч.)

140

Тематический сеанс одновременной игры с последующим
анализом типичных ошибок.
Тематический сеанс одновременной игры с последующим
анализом типичных ошибок.

141

Тематический сеанс одновременной игры с последующим
анализом типичных ошибок.

142

Тематический сеанс одновременной игры с последующим
анализом типичных ошибок.

139

Раздел №9. «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» (1ч.)

Дата

№
№
план факт урока
п/п
143

Тема занятия

Решений задач, этюдов и нахождения комбинаций
Раздел №10. Промежуточная аттестация (1ч.)

144

Итоговое занятие. Открытое занятие для родителей.

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней

72

Продолжительность каникул

С 25.05.2024. по 31.08.2024 г.

Даты начала и окончания учебного года

с 01.09.2023г по 24.05.2024г.

Сроки промежуточной аттестации

декабрь

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

май

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение

Характеристика (заполнить)
Кабинет
Столы-12
Стулья-24
Магнитная доска с набором шахмат и шашек-1
ПК-1 с выходом в интернет
Карточки задания по всем темам
Наборы шахмат- 10
Интернет-источники:
1. http://webchess.ru/
2. Информационный познавательный сайт по
шахматам СhessPro, просмотр анализ партий,
теоретических
новинок,
комбинаций:–
https://chesspro.ru/
3. Информационный сайт Chessbase события в
шахматах, статьи, комментарий сыгранных партий с
дальнейшим
детальным
анализом.
https://en.chessbase.com/
4. Российская шахматная федерация http://ruchess.ru/
Словари:
1. Карпов А.Е. Шахматы: Энциклопедический словарь –
М.: Советская энциклопедия Физкультура и
спорт, 1990.–672 с.
разработка и реализация дополнительной
общеобразовательной
программы
осуществляется
педагогом
дополнительного
образования,
что
закрепляется профессиональным стандартом «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Педагог дополнительного образования, реализующий
данную
программу,
должен
иметь
высшее
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное
образование
в
области,

Аспекты

Характеристика (заполнить)
соответствующей профилю кружка, без предъявления
требований
к
стажу
работы,
либо
высшее
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.

Оценка достижений результатов
Формами аттестации являются:
Подведение итогов реализации данной программы осуществляется через итоговые
открытые занятия, контрольно-переводные нормативы, тестирование, показательные
выступления и соревнования. С обучающимися, которые начинают обучение по
программе, проводится входная диагностика (тестирование) для выявления уровня
умений и навыков.
Также проводится промежуточная аттестация по итогам изучения разделов и тем
программы. Итоговая аттестация осуществляется в конце учебного года по результатам,
которой учащиеся переводятся на следующий год обучения, уровень обучения или выпуск
приложения в программе №2, №3, №4.
Для учащихся младшего школьного возраста: игра, беседа, викторина, конкурс,
кроссворд, путешествие, сказка, соревнование.
Результаты аттестации заносятся в диагностическую карту и должны отражать
уровень планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов –
аналитический материал, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал
анкетирования и тестирования, протокол соревнований, отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов –
контрольная работа открытое занятие, отчет итоговый, праздник, соревнование.
Формы контроля.
Входной контроль – проводится при наборе или на начальном этапе формирования
коллектива, изучаются отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности
и достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом занятии;
определяет степень усвоения учащимися учебного материала, готовность к восприятию
нового материала, выявляет учащихся, отстающих или опережающих обучение; позволяет
педагогу подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, модуля,
в конце полугодия, года, изучается динамика освоения предметного содержания
ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с целью
определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его
творческих способностей, определения результатов обучения, ориентирования на
дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся

Методики
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Приложение 1

Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей Изучение удовлетворенности родителей работой
предоставляемыми образовательными
образовательного учреждения (методика
услугами
Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в соответствии Приложение 2
с формами аттестации)
Контрольные нормативы даны в приложении к программе №2, № 3, №4.
Медицинский контроль здоровья обучающихся осуществляется медицинским
работником 1раз в год.
Программа предполагает: индивидуальное консультирование в течение учебного
года и предсоревновательную подготовку учащихся.
Контрольно-переводные нормативы в виде тестирования
ПРОГРАММА тестирования
Первый год обучения: учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной
игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания,
разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций
на отдельных фрагментах доски, основная задача этого года приобретение основ игры
в шахматы, соблюдение системы обучения, привыкание к режиму тренировок.
Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат.
Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской,
фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения
с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах
доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. На занятиях
используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки
песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий
является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на
доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности,
делают свои первые шаги на шахматной доске.
В течении обучения: освоение стратегических идей в начале партий, основ
теоретических знаний в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, элементарные решения
комбинаций.
Помимо вышеизложенного в шахматах необходимо соблюдать следующие
требования:

- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности
с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать
их в практической игре;
- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Дискуссионный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Акция
 Аукцион
 Встреча с интересными людьми
 Диспут
 Игра
 Презентация
 Мастер-класс
 Мини-чемпионат
 Турнир
 Тренинг
Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология модульного обучения
 Технология дифференцированного обучения
 Технология проблемного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:




Раздаточные материалы
Инструкции
м\м презентации



Приложение №1
Входное тестирование.

1. Напишите Ваше имя и фамилию__________________________________________
3. Каких результатов
хотели бы добиться?_____________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
__________________
3. Насколько хорошо Вы уже умеете играть в шахматы? ______________________
_____________________________________________________________________________
4. Напишите цифры от 1 до 9 по порядку, а затем в обратном порядке___________
__________________________________________________________________________
5.Кто еще из Ваших родственников и знакомых умеет играть в шахматы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Хотели бы Вы дополнительно изучать шахматы дома? ____________________
7.Подчеркните нужное: Если ФУТБОЛ–НОГА, то ШАХМАТЫ–ДОСКА, ФИГУРА,
РУКА, УМ.

8. Как вы думаете, какие фигуры сильнее–белые или черные? Почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Приложение №2
Промежуточное тестирование
1год обучения
1. Какая страна –родина шахмат?
А) Россия;
Б) Индия;
В) Китай;
Г) Тува.
2. Сколько полей на шахматной доске?
А) 48;
Б) 50;
В) 64;
Г) 16.
3. Что такое диаграмма?
А) Начальная позиция;
Б) Материальное преимущество;
В) Запись шахматной игры;
Г) Печатное изображение шахматной игры.
4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:
А) Конь;
Б) Ладья;
В) Слон;
Г) Пешка.
5. Назови среди фигур легкую фигуру:
А) Ферзь;
Б) Слон;
В) Пешка;
Г) Ладья.
6. Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед:
А) Король;
Б) Пешка;
В) Конь;
Г) Ферзь.
7. Назовисредифигурединственнуюфигуру,котораяможетперепрыгиватьчерезсвои и
чужие фигуры:
А) Слон;
Б) Пешка;
В) Конь;
Г) Ферзь.
8. Назови
среди
фигур фигуру, которая отличается исключительной
маневренностью:
А) Король;
В) Конь;
Б) Ферзь;
Г) Слон.
9. Нападение на короля называется:
А) Мат;
В) Пат;

Б) Ничья
Г) Шах.
10. Укажи три способа защиты от шаха:
А) Уничтожить фигуру, объявившую мат;
В) Уйти от шаха;
Б) Объявить перемирие;
Г) Закрыться от шаха другой фигурой.
11. Как называется шах, от которого нет защиты:
А) Ничья;
В) Пат;
Б) Рокировка;
Г) Мат.
12. Какая шахматная фигура может резко возрасти в своем звании?
А) Ладья;
Б) Слон;
В) Пешка;
Г) Конь;
13. Конечная цель шахматной партии:
А) Рокировка;
Б) Шах;
В) Мат;
Г) Рукопожатие.
14.Чтовозникает в шахматной партии в следствие повторения одной и той же
позиции более трѐх раз:
А) Пат;
Б) «Вечный шах»;
В) Мат;
Г) Ничья;
15. Какой фигурой, кроме пешки, можно сделать первый ход в начале партии:
А) Слоном;
Б) Конѐм;
В) Ферзѐм;
Г) Ладьѐй;
Критерии оценок:
14-15 баллов – «отлично»
11-13 баллов – «хорошо»
8-10 баллов – «удовлетворительно»
7 и меньше – «неудовлетворительно»

Приложение №3
Промежуточная аттестация обучающихся в кружке «Шахматы»,
Стартовый уровень
Игровая Практика. Проведение шахматного турнира

№
1

2

3

Ф.И.О.

Количество
Наименование
набранных
соревнований
очков
Шахматный
турнир внутри
группы
Шахматный
турнир внутри
группы
Шахматный
турнир внутри
группы

4

Шахматный
турнир внутри
группы

5

Шахматный
турнир внутри
группы

6

Шахматный
турнир внутри
группы

7

Шахматный
турнир внутри
группы

8

Шахматный
турнир внутри
группы

9

Шахматный
турнир внутри
группы

10

Шахматный
турнир внутри
группы

11

Шахматный

Результат (уровень)
Высокий
Низкий
Средний
4 очка и
1 очко и
2-3 очка
выше
менее

турнир внутри
группы
12

Шахматный
турнир внутри
группы

13

Шахматный
турнир внутри
группы

14

Шахматный
турнир внутри
группы

15

Шахматный
турнир внутри
группы

Тест на знание шахмат (решение диаграмм из дидактического материала)
Методика подсчёта результата

Уровень
Высокий
Средний
Низкий

Баллы
3
2
1

Критерий оценки
1-2место
3место
Ниже 4места

Приложение №4
Итоговая аттестация обучающихся в кружке «Шахматы»,
стартовый уровень проведение тестирования по пройденному курсу

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Ф.И.О.

Тип задания Количество
набранных
очков

Уровень
Высокий

Средний

20 очков и
выше

8-19
очков

Низкий
меньше
8 очков

Список литературы
Учебники для детей и родителей:
1. Березин В.Г. Азы шахмат.–М.:«RUSSIANCHESSHOUSE»,2010.–128с.
2. Дворецкий М.–Учебник эндшпиля.–М.:«АндрейЕльков»,2016–536с.
3. Капабланка Х.С. – Учебник шахматной игры. – М.:«Русский шахматный дом»,2017–
304 с.
4. Костенюк А.К. –Как научить шахматам–серия «Школьный шахматный учебник»–
2008 – 144с.
5. Костров В.В.Эта книга научит играть в Шахматы детей и родителей. –СПб.:
ИздательскийДом«Литера»,2013. –128 с.
6. Петрушина Н.М Шахматный учебник для детей Изд.8-е.–Ростов-на-Дону:Феникс,
2007. –221с.
7. Петрушина Н.М. Десять уроков для самых маленьких/серия «Шахматы». –Ростов-наДону:«Феникс»,2003 –224 с.
8. Программы
физкультурно-спортивной направленности секции шахмат
«Шахматная культура и дети»2016 г. (автор Иванов Владимир Александрович,
г.Саров, https://docplayer.ru/45532748-Dopolnitelnaya obshcheobrazovatelnayaobshcherazvivayushchaya-programma-fizkulturno-sportivnoy-napravlennosti-shahmatnayakultura-i-deti.html).
Учебные пособия:
1. Голенищев В.Е.–Книга юного шахматиста–Учебное пособие для II разряда–
М:«Русскийшахматный дом»2016.– 304 с.
2. Голенищев В.Е.–Книга юного шахматиста–Учебное пособие для IV и III разрядов–
М:«Русскийшахматныйдом»2015.– 64 с.
3. Голенищев В.Е. – Книга юного шахматиста – Учебное пособие для второго разряда–
М:«Советская Россия»1979.– 112 с.
4. Голенищев В.Е. – Книга юного шахматиста – Учебное пособие для первого разряда–
М:«СоветскаяРоссия»1980. – 112 с.
5. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы—М.: Просвещение, 1991.—158с.
6. Гришина В.Г. Шахматная азбука М.: ФиС,1972.–60 с.
7. Зак В.Г. Я играю в шахматы.– Л.: Детская литература,1980.– 224с.
8. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций.–2-еизд., –К. :Радшк,1988 –224с.
9. Конотоп В.А. Тесты по тактике для начинающих шахматистов. Краснодар: изд-во
«Кубанькино», 2005.–152 с.
10. Конотоп В.А. Тесты по тактике для шахматистов I разрядаПодольск,2008.–232 с.
11. Конотоп В.А.Тесты по тактике для шахматистов II разряда. Краснодар: изд-во
«Кубанькино», 2005. –182с.
12. Конотоп В.А. Тесты по тактике для шахматистов III разряда. Краснодар:издво«Кубанькино»,2005.– 163с.
13. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране–М: Поматур, 2000.– 320с.
Интернет-источники:
5. http://webchess.ru/
6. Информационный познавательный сайт по шахматам СhessPro, просмотр анализ
партий, теоретических новинок, комбинаций:–https://chesspro.ru/
7. Информационный сайт Chessbase события в шахматах, статьи, комментарий
сыгранных партий с дальнейшим детальным анализом. https://en.chessbase.com/

8. Российскаяшахматнаяфедерацияhttp://ruchess.ru/
Словари:
1. Карпов А.Е. Шахматы: Энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия
Физкультура и спорт, 1990.–672 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».