Оглавление Раздел 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП 1.2.Направленность 1.3. Актуальность 1.4. Цель программы 1.5. Задачи программы 1.6. Ожидаемые результаты 1.7. Педагогическая целесообразность 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1.10. Вид программы 1.11. Адресат программы 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП 1.13. Формы обучения 1.14. Режим занятий 1.15. Особенности организации образовательного процесса 1.16. Учебный план 1.17. Содержание программы Раздел 2. 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный график программы 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка 1.1Нормативные правовые основы разработки ДООП: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». - Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации - «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». - Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. - Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от 26.05.2023г Направленность программы - физкультурно-спортивная. Программа направлена на укрепление здоровья и развитие интеллекта, а также формирование навыков здорового образа жизни, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. Актуальность программы обусловлена проблемой сохранения и укрепления спортивного и интеллектуального потенциала молодого поколения нашей Республики, здоровья детей. Немаловажное значение в развитии ребенка как личности имеет интеллектуальная составляющая, основанная на традициях, творчестве, культуре, единство физического и духовного развития, ведение здорового образа жизни, предупреждение асоциального поведения. Эти факторы выполняют функцию специально направленного процесса духовнонравственного развития личности. Цель программы: формирование интеллектуального, духовного, физического и психического, а также социального здоровья детей; воспитание всесторонне развитой интеллектуальной личности; приобретение и овладение основными техниками развития интеллекта и «мозгового штурма» на базе игры в шашки. Задачи программы Обучающие: - изучить историю возникновения и развития шашек и шашечной игры; - обучить технике расчета вариантов; - приобрести знания по дебюту, миттельшпилю и эндшпилю; - обучить методам подготовки к игре и соревнованиям; - обучить основам игры в шашки с помощью компьютерных программ; - приобрести навыки самостоятельной работы с помощью учебных и игровых программ; развивающие: - развивать комбинаторное зрение; - развивать все виды памяти, образное и логическое мышление, внимание; - поддерживать стремление к самостоятельности; - совершенствовать практические умения и навыки игры, - сформировать способность анализировать свои действия и делать выводы, находить и принимать решения в условиях ограниченного времени; - развивать умения производить расчеты на несколько шагов вперед; - способствовать развитию интереса к игре, к соревнованиям; - способствовать развитию аналитического и творческого мышления, умению планировать и соотносить свои действия с планируемым результатом; -развивать спортивный, интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся; воспитательные: - воспитывать уверенность, целеустремленность, настойчивость; - воспитывать самообладание и стремление к самосовершенствованию; - содействовать нравственному и эстетическому воспитанию обучающихся; - воспитывать коллективный характер достижений, критичность и креативность мышления; - содействовать умению доводить начатое дело до конца, формированию умений практического характера. Ожидаемые результаты По окончании изучения программы обучающиеся будут знать: - историю шашек и творчество сильнейших современных шашистов мира; - правила игры и методы подготовки к соревнованиям; - дебютный репертуар; - позиционные основы миттельшпиля и эндшпиля; - простейшие и основные технические приемы; - правила игры в шашки; - комбинации шашечной игры; - основы шашечного кодекса; - различные ловушки в дебюте; - понятие центра и связки; - шашечную нотацию; - тактику угрозы и окружения; - общие принципы разыгрывания позиций; - элементы комбинационной техники; - способы выигрыша шашек. По окончании изучения программы обучающиеся будут уметь: - решать различные комбинации; - ловить дамку противника, используя «Треугольник Петрова», «квадрат», «прямоугольник» и др.; - производить расчеты на несколько ходов вперед; - умело использовать правило оппозиции; - использовать отсталые и изолированные шашки; - работать самостоятельно; - проводить спарринг-тренировки и турниры, тренировочные турниры, товарищеские встречи и соревнования; - работать с литературой; - реализовывать лишнюю шашку в окончании; - взаимодействовать в коллективе; - адекватно воспринимать победы и поражения; - играть партии с компьютером, используя шашечные программы. По окончании 1 года обучения обучающиеся должны знать: - историю шашек и творчество сильнейших современных шашистов мира; - правила игры; - тактические приемы и комбинации; - элементы техники расчета; - простейшие и основные технические приемы; - основы дебюта; уметь: - использовать ловушку для новичка; - просчитывать ходы в партии; - использовать жертву для прорыва на фланге; - ловить дамку противника, используя «Треугольник Петрова». По окончании 2-го года обучения обучающиеся должны знать: - производить расчеты на несколько ходов вперед; - умело использовать правило оппозиции; - использовать отсталые и изолированные шашки; - работать самостоятельно; - комбинации шашечной игры; - основы шашечного кодекса; - различные ловушки в дебюте; - понятие центра и связки; уметь: - решать различные комбинации; - производить расчеты на несколько ходов вперед; - умело использовать правило оппозиции; - использовать отсталые и изолированные шашки; - работать самостоятельно; - проводить спарринг-тренировки и турниры, тренировочные турниры, товарищеские встречи и соревнования; - работать с литературой; - взаимодействовать в коллективе; - адекватно воспринимать победы и поражения; - играть партии с компьютером, используя шашечные программы. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы методически грамотно выстроить алгоритм преподавания шашек в общеобразовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования, а также обеспечить педагогов четко определенными критериями, этапами и направлениями преподавания интеллектуального вида спорта, к которому относятся шашки. Программа и средства ее реализации рассчитаны на детей 7-16 лет и могут применяться для обучающихся в школах, гимназиях, лицеях и учреждениях дополнительного образования детей. Отличительные особенности программы Программа предназначена для детей, проявляющих интерес к игре в шашки. От программ спортивных школ настоящая программа отличается тем, что ее содержание включает общие положения обучения игре в шашки, практические навыки, участие в соревнованиях. Содержание программы направлено на общее развитие детей, их интеллектуальных, творческих и других способностей, на решение проблемы внеурочной занятости детей, а не на подготовку только лишь спортсменов. Обучение включает в себя следующие основные предметы: Вид программы: модифицированная, разработана на основе программы «Чудесные шашки» Кирилловой Е.В. Адресат программы Для обучения по программе принимаются все дети от 6 до 18 лет, желающие играть в шашки, в том числе дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей. Группы формируются, исходя из возраста и уровня подготовленности обучающихся. Уровень программы, объем и срок реализации программы Программа рассчитана на 2 года обучения. 1год обучения (стартовый) – 144 часа; 2 год обучения (базовый) – 144 часа; Форма обучения: очная Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Базовый уровень 4 часа, 2 раза в неделю; 4 часа, 2 раза в неделю; Вокал 144 часа в год. 144 часа в год. Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные Шашки» Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Шахматная доска и фигуры (4ч) История возникновения шашек Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение Ходы и взятие фигур (22 ч) Ходы шашкой 4 4-6 Упражнени я на выполнени е ходов шашками Таблица № 1 7-8 Нотация запись ходов 9 Обучения алгоритму хода 10- Открытые ходы 11 4 12- Упражнени 13 я на выполнени е ходов шашками Таблица № 1 Цель и результат шашечной 1 2 3 2 2 2 1 1 1 1 Таблица 1.3.1 Формы аттестации/контроля тест конкурс тест 20 2 4 4 4 2 2 4 2 4 4 20 партии 14- Обучение 16 алгоритму хода 6 6 17- Открытые и 19 двойные ходы. 20- Выигрыш, 21 ничья виды ничьей Общие принципы разыгрывани я партии 22 Понятия о шашечном турнире 23 Правила поведения при игре в шашечном турнире 24- Анализ учебных 27 партий 6 6 4 4 28 2 2 2 2 8 8 Деловая игра 28 Правила 2 поведения при в соревнованиях 29- Борьба за поле 4 30 C5, F4 2 4 31- Игровая практика 10 35 Особенности 10 10 хо да «дамки» 36 Понятие «Дамка» 2 2 37- Упражнение на 40 выполнение ходов дамкой Тактические приемы и особенности их применения 41- слабость 44 крайней горизонтали 45- Двойной удар, 48 8 4 4 49- Открытое 52 нападение 4 4 53- Завлечение.отвле 4 58 чение 4 Ролевая игра тест соревнования 8 28 4 59- Понятие о 62 комбинации 4 63- Решение 69 тестовых позиций 70- Шашечный 71 турнир 8 72 Подведение итогов 2 4 144 2 2 2 2 8 2 2 2 20 124 Содержание учебного плана Содержание программы внеурочной деятельности «Шашки». 1года обучения 1. Шахматная доска и фигуры Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек. Нотация, запись ходов. 2. Ходы и взятие фигур Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Борьба за поле С5,F4,игра на прорыв 3. Цель и результат шашечной партии Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. 4. Общие принципы разыгрывание партии Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика. Особенности хода «дамки» Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 5. 6. Тактические приемы и особенности их применения Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неѐ. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы. 7. Шашечный турнир 8. Игра «уголки» 9. Игра «поддавки» 10. Подведение итогов года Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей обучающихся Стартовый уровень (2 год обучения) Учебный план № Название п/п раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Шахматная доска и фигуры 4 История развития шашек в нашей стране 2 Элементы стратегии в шашечной игре Ходы и взятие фигур 3 Тактика и техника шашечной игры 4 Элементы стратегии шашечной игры 5 Маршруты движения фигур. 6-7 Как выиграть шашку 8-9 Сила флангов 2 10- Как пройти в 11 дамки 4 4 2 2 2 2 14 Ловушка,с троить ловушку Короткие партии Оппозиция 2 2 15 Связка, 2 1 12 13 Таблица 1.3.1 Формы аттестации/контроля 2 2 конкурс игра 2 54 4 2 2 4 2 2 2 2 2 4 2 2 1 2 1 16 зажим, 2 1 1 17 жертва, 2 1 1 18 угроза 2 1 1 19 окружение 2 1 1 20 угроза 2 1 1 21 Роздых 2 1 1 22 Самообложени 2 е 2 запирание 1 1 1 1 1 1 1 1 26 Кол ,обратный 2 кол Мостик 2 Каулена 2 Рикошет 1 1 27 Турецкий удар 2 23 24 25 Цель и результат шашечной партии (16ч) 28 Важнейшие данные об игре в начале партии 29 Важнейшие данные об игре в Середине партии эндшпиль 30 Важнейшие данные об игре в конце партии эндшпиль 31- Решение 35 упражнений на выигрыш в различное количество ходов. 2 16 2 2 2 2 2 2 10 10 тест тест Общие принципы разыгрывани я партий 36 Центр и его значение 37- Тычок, 38 рожон, Связка, упор самообло жение 39- Учебная игра 43 24 Самозаж им, окружен ие, прорыв, угроза 45- Анализ 46 учебных партий, игровая практика. 47- Розд 48 ых, цугцв анг Особенност и ходов дамкой 49 Комбинации для прохождения в дамки 50- Три дамки 55 против одной 2 44 2 2 4 4 10 10 2 2 4 2 2 2 22 2 2 10 10 игра 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 2 Совместная борьба дамок и простых Атака и защита 2 2 Борьба дамок в этюдах Треугольник Петрова Треугольник петельных окончаний Тактические приемы и особенности их применения Тактика жертвы Городская партия перекресток 2 2 2 2 2 2 Тактика окружения Принципы окружения Тактика организации опорных пунктов Использо вание отсутстви еи изолиров анных шашек Одноходов ые и двухходов ые концовки Шашечный 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 конкурс турнир (4ч) 69 70 71 72 Шашечный тур нир (игра в парах) Спарринг Шашечный тур нир (командная игра) Спарринг игры Блиц турнир (4ч Правила игры 2 2 2 2 2 2 2 Подведение итогов года (2ч) 2 Подведение ито гов года 144 2 2 32 112 тест Содержание программы тематическое планирование 2 год обучения 1. Шахматная доска и фигуры История развития шашек в нашей стране. Персоналии 2. Ходы и взятие фигур Элементы стратегии в шашечной игре, Тактика и техника шашечной игры, маршруты движения фигур, как выиграть шашку, Сила флангов, как пройти в дамки, ловушка, строить ловушку, короткие партии, Ходы и взятие фигур. Оппозиция, Связка, зажим, жертва, угроза, окружение, роздых, самообложение, запирание 3. Цель и результат шашечной игры Важнейшие данные об игре в начале партии, середине, конце партии 4. Общие принципы разыгрывание партий Центр и его значение, различные приѐмы, анализ учебных партий, игровая практика 5. Особенности ходов дамкой Комбинации для прохождения в дамки, три дамки против одной, совместная борьба дамок и простых, атака и защита, борьба дамок в этюдах, 6. Тактические приѐмы и особенности их применения Тактика жертвы, тактика окружения, тактика организации опорных пунктов, Использования отсталых и изолированных шашек, одно ходовые и двухходовые оконцовки 7. Шашечный турнир, блиц. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 72 Продолжительность каникул С 25.05.2024. по 31.08.2024 г. Даты начала и окончания учебного года с 01.09.2023г по 24.05.2024г. Сроки промежуточной аттестации декабрь Сроки итоговой аттестации (при наличии) май 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Аспекты Материально-техническое обеспечение Характеристика (заполнить) ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки; - карточки задания -м/м презентации Уроки на эл. носителях 1. - Информационное обеспечение Кадровое обеспечение http://festival.1september.ru/articles/64492 3/ http://shashkinn.ru/programmy-poshashkam/ http://www.shashkivsem.ru/programmy http://www.onlinehomebusiness.ru/site_125 04.html Курсы: Уральский институт повышения квалификации и переподготовки, 2019г 108ч «Методика обучения детей школьного возраста шашкам» 2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются: - Зачет Соревнования Конкурс - Выставка Слѐт 2.4. Оценочные материалы Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала обучающихся Уровень развития социального опыта обучающихся Методики Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей деятельности здоровья обучающихся образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Уровень теоретической Разрабатываются ПДО самостоятельно подготовки обучающихся Уровень удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей родителей предоставляемыми работой образовательного учреждения образовательными услугами (методика Е.Н.Степановой) Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) 2.5. Методические материалы Методы обучения: - Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Игровой Дискуссионный Проектный Формы организации образовательной деятельности: - Индивидуальная - Индивидуально-групповая - Групповая - Практическое занятие - Открытое занятие - Беседа - Встреча с интересными людьми Диспут Игра Презентация Мини-конференция Мастер-класс Турнир Тренинг Педагогические технологии: - Технология индивидуального обучения - Технология группового обучения - Технология коллективного взаимодействия - Технология проблемного обучения - Технология дистанционного обучения - Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: - Раздаточные материалы - Инструкции - Технологические карты 1. Литература: Список используемой литературы для детей: 1. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996 2. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3 3. Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. №4 Список используемой литературы для учителя 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996 2. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3 3. Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. №4 2. Программные ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/64492 3/ http://shashkinn.ru/programmy-poshashkam/ http://www.shashkivsem.ru/programmy http://www.onlinehomebusiness.ru/site_125 04.html 3. Интернет-ресурсы: http://sport.chlib.ru/shashki.html http://www.shashkivsem.ru/shashki-v-internet ПРИЛОЖЕНИЕ Диагностический блок: Возможные способы оценки личностных качеств обучающихся: беседы с родителями и детьми, наблюдение в период учебы, при подготовке и участии в соревнованиях, при обсуждении успехов и анализе ошибок, выявление характера взаимоотношений обучающихся в коллективе. Уровень подготовки обучающихся в основном определяется результатами и занятыми местами в квалификационных турнирах, первенствах . При выполнении требований Единой спортивной классификации учащимся присваивается соответствующий разряд. Тест для определения уровня уже имеющихся знаний по шашкам 1. Первый ход делают: - белые; - черные; - по жребию; - тот, кто выиграл предыдущую партию. 2. Доска должна стоять так, чтобы: - «большая диагональ» шла от левого нижнего угла к правому верхнему ( / ); - «большая диагональ» шла от левого верхнего угла к правому нижнему (\); - все равно как. 3. Если игрок не заметил, что ему надо бить и сделал простой ход, то надо: взять у него шашку «за фука»; - продолжать игру; - вернуть ход обратно и сделать бой. 4. При бое шашки снимаются: - постепенно по одной во время боя; - сразу все и только после окончания боя. 5. При бое можно ли прыгать несколько раз через одну и ту же шашку противника? - да; - нет. 6. При бое можно ли проходить несколько раз одни и те же пустые поля доски? - да; - нет. 7. При бое простая шашка попала на дамочное поле. Эта шашка: - прекращает бой; - продолжает бить как простая шашка; - продолжает бить как дамка. 8.Сколько возможностей боя у белых в данной позиции? Оценочный материал для промежуточной аттестации, проводимой в конце первого полугодия 1. По каким линиям выполняются ходы? а) по горизонтальным б) по диагональным в) разницы нет 2. На каких полях ведется игра в шашки? а) на белых полях б) на черных полях в) большой разницы нет 3. Ломаный путь "называемый тройником" - это а) путь ограниченный полями c1, h8, f4, a8 б) путь ограниченный полями c1, h6, f8, a3 в) путь ограниченный полями g1, h2, b8, a7 4. какие поля обозначаются буквами латинского алфавита? а) горизонтальные 19 б) вертикальные 5. передвижение шашки с одного поля на другое - это а) дамка б) пешка в) ход 6. Когда можно снимать побитые шашки с доски? а) нет никакой разницы б) после того как выполнены все ударные ходы до конца в) после каждого ударного хода 7. Ломаный путь "называемый двойником" - это а) путь ограниченный полями c1, h8, f4, a8 б) путь ограниченный полями c1, h6, f8, a3 в) путь ограниченный полями g1,h2,b8, a7 8. Игровой путь называемый "большой дорогой" - это а)c1 h6 б)a1 h8 в)f8 a3 9) Сколько соперников в шашечной партии? а) 4 б) 2 в) 1 10) Правильно ли выполнена запись3с-4d? а) нет б) да - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием; средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или - ученик не выполнил задание даже после подсказки педагога. Оценочный материал для промежуточной аттестации, проводимой в конце второго полугодия Выберите правильные ответы: 1. Дайте определение термину «рожон»: А) шашка, достигшая 6-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности еѐ атаковать. А) шашка, достигшая 7-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности еѐ атаковать. А) шашка, достигшая 8-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности еѐ атаковать. 2. Дайте характеристику термину «ЛЮБКИ»: А)шашка соперника заходит в середину, когда одна из шашек гибнет, то есть она как бы говорит «отдай любую» б)шашка соперника заходит на поле b4 в)шашка соперника изолируется от остальных 3. Окончание в партии - … А) завершающая стадия партии в которой действует ограниченное количество шашек и где значение каждого хода огромно. Б)начальная стадия игры В) стадия в середине партии в которой действует неограниченное количество шашек. 4. Комбинация – это? А)серия последовательных взаимосвязанных между собой ходов, объединѐнных единым замыслом и форсировано путѐм жертв шашек, осуществляющих его. Б) ловушка В) проигрыш партии 5. Изолированные шашки - ? 21 А)шашки, удалѐнные от своих сил Б)шашки близко расположенные к своим В)пустые поля. 6. Бортовые шашки в игре являются: а) активными б) сильными в) слабыми и пассивными г) все варианты верны 7. Безупорные позиции это такие позиции когда… А) шашки, в которых отсутствуют упоры и всякая возможность произвести размен Б) шашки, в которых присутствуют упоры и всякая возможность произвести размен В) шашки, в которых нет никакой возможности побить дамкой. 8. К безупорным позициям можно отнести: А) скученные, отсталые и «нормальные позиции», но упоры в них отсутствуют. Б) скученные , отсталые и «нормальные позиции», но упоры в них присутствуют. В) сильные и активные поля 9.Центр можно окружить в следующих случаях: А) когда он переразвит; Б) когда он безупорен (в позиции нет полезных разменов) В) при наличии отсталых шашек a1, a3, h2 Г) когда соперник играет неумело Д) все вышеперечисленные варианты верны 10. Роздых – это? А) наличие свободного темпа у обоих соперников Б)наличие свободного темпа у одного из соперников В) отсутствие темпа 22 Критерии оценки: высокий уровень – 9-10 правильных ответов; среднийуровень – 6-8 правильных ответов; низкий уровень – 1-5 правильныхответов.