Оглавление Раздел 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП 1.2. Направленность 1.3. Актуальность 1.4. Цель программы 1.5. Задачи программы 1.6. Ожидаемые результаты 1.7. Педагогическая целесообразность 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1.10. Вид программы 1.11. Адресат программы 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП 1.13. Формы обучения 1.14. Режим занятий 1.15. Особенности организации образовательного процесса 1.16. Учебный план 1.17. Содержание программы Раздел 2. 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный график программы 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: художественная Нормативные правовые основы разработки ДООП: Дополнительная общеразвивающая программа «Декупаж» (далее Программа) реализуется в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от 26.05.2023г Актуальность: Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Большим успехом пользуются вещи «ручной работы» - каждое такое изделие хранит тепло человеческих рук. Программа «Декупаж» способствует формированию творческого мышления и развитию трудовых навыков ребенка, воспитанию художественного вкуса, что востребовано в повседневной жизни. Технология работы «декупаж» воспитывает усидчивость, аккуратность, развивает пространственное мышление и воображение. Обучающиеся учатся анализировать и оценивать свою работу. Реализация творческих амбиций формирует в ребенке качества, помогающие достигать успешности не только в творчестве, но и в обычной жизни. Именно поэтому программы вызывает интерес обучающихся и родителей Цель: Развитие креативных способностей, обучающихся посредством декорирования предметов быта в технике декупаж Задачи: Познакомить учащихся с техникой декупаж с его видами, с возможностями декорирования предметов, форм. Формировать у обучающихся практические умения и навыки выполнения декупажа. Развивать художественную инициативу и вкус. Создание условий для самореализации и самовыражения творческих способностей обучающихся Ожидаемые результаты: Личностные: - развитие художественного вкуса, интереса к творческой деятельности; -развитие потребности в творческом труде стремлении преодолевать трудности добиваться успешного достижения поставленных целей. Предметные: -знание основных техник декупажа; -знание названий и назначения материалов и инструментов, предназначенных для работы в технике декупаж; – умение вести полный цикл выполнения работы в технике декупаж. Метапредметные: гибкость мышления, позволяющая умело действовать в ситуации неопределенности, способность выйти за рамки установленного придуманного ранее; способность к созданию и презентации нового продукта Педагогическая целесообразность Формирование личности может быть эффективным только в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал ребѐнка в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе такой вид прикладного творчества, как декупаж. Отличительная особенности данной дополнительной программы Отличие данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы): Дизайнерские возможности декупажа. Базовый декупаж. Декупаж на дереве. Декупаж на стекле. Декупаж на пластмассе. Декупаж под утюг. Декупаж на металле. Подарки и сувениры в технике декупаж. Изготовление подарков, сувениров в технике декупаж. Вид программы: модифицированная Адресат программы: Программа предназначена для о б учающихся 6-18 лет. Состав группы: постоянный, конкурсный отбор не предусмотрен. Форма: детское объединение Срок и объем освоения программы: Программа рассчитана на 1 год, 144 часа, 36 недель, в том числе 22 часов воспитательной работы, проводимой вне рамок учебного плана. Форма обучения: Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Форма проведения занятий: групповая Режим занятий: Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 45 минут, между спаренными занятиями предусматривается 10-минутный перерыв. При проведении занятий с использованием компьютерной техники продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Особенности организации образовательной деятельности: одновозрастные, разновозрастные, индивидуальное обучение Содержание программы Учебный план группы № п./п Название раздела, темы Количество часов Формы Всего Теория Практика Контроль аттестации/ контроля Раздел Вводное занятие 4 1 1.1 Вводное 2 занятие. Беседа о технике безопасности. 3 - 1 1 - 1 «Что может декупаж». Дизайнерские возможности декупажа. Раздел Базовый 2 декупаж 2.1 Декупаж на дереве 2.2 Декупаж на стекле 2.3 Декупаж на пластмассе 2.4 Декупаж под утюг 2.5 Декупаж на металле Раздел Подарки и 3 сувениры в технике декупаж. 2 2 - наблюдение 38 5 33 беседа 8 1 7 беседа 8 1 7 беседа 8 1 7 беседа 6 1 5 беседа 8 1 7 беседа 26 - 24 20 - 20 2 - - 1.2 3.1 3.2 Изготовление подарков, сувениров в технике декупаж. Промежуточная аттестация Новогодний сувенир 2 Творческое задание (входной контроль) анкетирование анкетирование 2 Творческая работа тесты Совместный 2 мастер класс детей с родителями «Новогодние подвески в технике декупаж» 3.4 Выставка работ 2 «Зимние фантазии» Раздел Художественный 20 4 декупаж». - 2 Творческая работа - 2 наблюдение 1 19 беседа Художественный 20 декупаж. Работа с распечатками Раздел Стили в 36 5 декупаже 5.1 Шебби-шик 12 1 19 беседа 3 33 тесты 1 11 беседа 3.3 4.1 5.2 Прованс 12 1 11 беседа 5.3 Винтаж 12 1 11 беседа 20 4 14 Раздел Творческий 6 проект «Моя идея» 6.1 Понятие проекта 14 2 12 6.2 Промежуточная итоговая аттестация. Защита проекта Выставка «Калейдоскоп работ в технике декупаж» Итоговое занятие Итого 2 - - 2 2 2 - 2 144 16 123 6.3 6.4 2 наблюдение тесты 2 Творческий проект наблюдение тесты 5 Содержание Раздел 1. Вводное занятие (4 ч) 1.1 Вводное Теория. Вводное занятие. Беседа о занятие. технике безопасности. Основные материалы и инструменты, используемые в работе. Контроль. Входной контроль, творческое задание. 1.2 Что может декупаж? - Теория. Что может декупаж. Виды и техники декупажа. Дизайнерские возможности декупажа. Знакомство с разными поверхностями (пластик, картон, стекло, дерево) Раздел 2. Базовый декупаж (38 ч) 2.1 Декупаж на Теория. Прямой декупаж. Знакомство с техникой дереве прямого декупажа. Практика. «Ставим руки». Прямой декупаж декоративной подвески с отработкой навыка наклеивания салфетки на белый фон. Создание декоративной разделочной доски в технике прямого декупажа. Практика. Подготовка деревянной поверхности (шкурение, грунтовка), выбор салфеток. Вырезание/декопач (вырывание) салфетки с выбранным мотивом. Учимся клеить салфетку классическим способом. Прямой декупаж разделочной доски с отработкой навыка наклеивания салфетки на белый и цветной фон с подрисовкой. Практическая работа. «Салфетка на дереве» 2.2 Декупаж на стекле Теория. Прямой декупаж на стекле. Правильная подготовка стеклянной поверхности. Практическая работа. Декупаж вазы. Практическая работа. Декупаж стеклянной тарелки. 2.3 Декупаж на Теория. Правильная подготовка пластмассовой поверхности. Практика. Приклеивание салфетки методом файла Практическая работа. Декупаж на пластинке. Практическая работа. Декупаж пластмассового кашпо Теория. Правильная подготовка поверхности для наклеивания салфетки под утюг. пластмассе 2.4 Декупаж под утюг 2.5 Декупаж на металле Практика. Подготовка поверхности, выбор салфеток. Учимся клеить салфетку под утюг Теория. Правильная подготовка металлической поверхности. Практическая работа. Декор металлической баночки Раздел 3: «Подарки и сувениры в технике декупаж» (26 ч) 3.1. Изготовление Практика. Декупаж подарков, сувениров: творческая подарков, работа по закреплению полученных навыков. сувениров в технике декупаж 3.2. Промежуточная аттестация. Творческая работа «Новогодний сувенир» 3.3. Практика. Совместный мастер класс детей с родителями «Новогодние подвески в технике декупаж» Раздел 4. Художественный декупаж (20 ч) 4.1. Теория. Знакомство с техникой художественного Художественный декупажа. Композиция в декупаже, составление декупаж. Работа с единого рисунка из нескольких фрагментов разных распечатками салфеток. Работа с распечатками и особенности их использования. Практика. Художественный декупаж. Работа с распечатками. Учимся работать с распечаткой - клеим картинку Раздел 5. Стили в декупаже (30 ч) 5.1. Стиль шебби Теория. Введение в основы стиля, принципы, детали. шик Освоение техники потертостей. Практика. Подвеска в стиле Шебби шик. Коробка для хранения фотографий 5.2. Стиль Прованс Теория. Введение в основы стиля, принципы, детали. Практика. Ключница в стиле Прованс 5.3 Стиль винтаж Теория. Введение в основы стиля, принципы, детали. Практическая работа. Шкатулка в стиле Винтаж Раздел 6. Творческий проект «Моя идея» (28 ч) 6.1 Понятие проект Теория. Что такое проект. Содержание проекта, этапы работы над проектом, поиск информации, творческих решений. Промежуточные обсуждения полученной информации. Корректировка деятельности. 6.2 Промежуточная аттестация 6.3 Выставка 6.4 Итоговое занятие Практика. Самостоятельная работа по своим индивидуальным творческим заданиям; Защита проектов «Моя идея». Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы Контроль. Защита творческого проекта. Практика. «Калейдоскоп работ в технике декупаж» Практика. Подведение итогов учебного года. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) 36 72 с 21.05.2024 г. по 31.08.2024 г. с 01.09.2023 по 20.05.2023 г. Декабрь 2023 Май 2024 2.2. Условия реализации программы Условия реализации программы Кабинет для проведения занятия соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебная мебель соответствует возрасту учащихся. Технические средства обучения: ноутбук с выходом в интернет информационное обеспечение видео, интернет источники. Материалы и инструменты для реализации программы: Краски акриловые; прозрачнее акриловые лаки на водной основе; акриловый грунт; клей ПВА; салфетки; чѐрно-белые и цветные распечатки; инструменты – кисти, губки, салфетки, карандаши простые, бумага наждачная, ножницы и др.; рамки деревянные, доски разделочные разного размера, стеклянные вазы, тарелки, банки, виниловые пластинки и пр.; клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения клея, емкости для воды. 2.3. Оценка достижений результатов Вводный (первичный) контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Осуществляется в форме творческого задания. Промежуточная аттестация осуществляется в форме творческой работы. Итогом реализации программы является творческий проект. Формами аттестации являются: Зачет Творческая работа Конкурс Выставка Фестиваль 2.4. Оценочные материалы Контрольно-измерительные материалы Входной контроль. Творческое задание «Три краски» Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Лучше всего использовать для младших школьников, но подходит и для подростков. Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку. По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии. Критериальная таблица к творческому заданию Критерии оценки Степень обученности учащегося Общекультурный прикладной Композиционное Неуравновешенна Выдержано решение и я композиция цветовое решение Образное С трудом «Шаблонный» мышление придумал выбор названий названия картинки картинкам Фантазия Воспроизведение рассказа по картинке затруднено Промежуточная аттестация. Воспроизведение обобщенного рассказа по картинке, без подробной детализации Творческий Нестандартное композиционное решение Придумал несколько интересных названий картинке, обосновал выбор одного названия Воспроизведение увлекательного рассказа с деталями по картинке Оценочные материалы по творческой работе Критерии оценки Композиционное решение и цветовое решение Степень освоения программы Общекультурный прикладной Неуравновешенна Выдержано я композиция Соответствие тематике Соответствует заявленной тематике, стандартизирова нное решение В полной мере соответствует заявленной тематике Технология выполнения работы Имеются замечания по технологии выполнения работы Технология выполнения работы выдержана с учетом требований Качество работы Имеются Имеются замечания по незначительные качеству замечания по выполненной качеству работы, что выполненной сказывается на работы внешнем виде изделия Уровень освоения до 60% 61-80% программы Промежуточная аттестация (итоговый контроль). Оценочные материалы по творческому проекту Критерии оценки Степень освоения программы Общекультурный прикладной Творческий Нестандартное композиционное решение с учетом существующих норм Соответствует заявленной тематике, с элементами собственного видения Технология выполнения работы выдержана с учетом требований и дополнена новыми элементами с использованием дополнительной техники Работа выполнена качественно более 80% Творческий Композиционное решение и цветовое решение Неуравновешенна Выдержано я композиция Соответствие тематике Соответствует заявленной тематике, стандартизирова нное решение Имеются замечания по технологии выполнения работы Технология выполнения работы Качество работы Имеются замечания по качеству выполненной работы, что сказывается на внешнем виде изделия Презентация Не достаточно логично творческого выстроена проекта защита работы. Защита работы с порой на конспект. Не может четко ответить на вопросы Уровень освоения до 60% программы Диагностические материалы Нестандартное композиционное решение с учетом существующих норм Соответствует заявленной тематике, с элементами собственного видения В полной мере соответствует заявленной тематике Технология выполнения работы выдержана с учетом требований Имеются незначительные замечания по качеству выполненной работы Технология выполнения работы выдержана с учетом требований и дополнена новыми элементами с использованием дополнительной техники Работа выполнена качественно Защита работы структурирован а отвечает по сути темы на большинство вопросов Защита работы структурирована, логична. Дает четкие грамотные ответы на большинство вопросов 61-80% более 80% Диагностика уровня развития дивергентного (креативного) мышления Проводится в группе, ограничена по времени: 20 минут для старших групп 25 минут для младших классов (1 -3). В младших группах дети могут устно называть подписи к рисункам, а педагог может записывать их. Инструкция. Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к тесту дивергентного мышления. Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл. Тестовая тетрадь Тест творческого мышления (ТВМ-1) Ф. И. О. Дата Возраст Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления Беглость. Общее количество выполненных рисунков. Возможно максимально 12 баллов (1 балл за каждый рисунок). Гибкость. Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно максимально 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории). Оригинальность. Где выполняется рисунок: вне стимульной фигуры — 1 балл; внутри стимульной фигуры — 2 балла; внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла. Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок. Возможно максимально 36 баллов. Разработанность. Где дополняющие детали создают асимметрию изображения: симметрично повсюду — 0 баллов; асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл; асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла; асимметрично внутри и снаружи ~ 3 балла. Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок. Возможно максимально 36 баллов. Название. Словарный запас и образное, творческое использование языка: название не дано — 0 баллов; название из одного слова — 1 балл; название из нескольких слов — 2 балла; образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, — 3 балла. Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок. Возможно максимально 36 баллов. Таблица сводных результатов ФИО Б Е г л о с т ь. Максимальное количество баллов Критериальная таблица Степень развития дивергентного мышления Общекультурный прикладной До 43 баллов От 44 до 86 баллов 12 Г и б к о с т ь . 11 О Р р аз и р г а и б н о а т л а ь н н н о о с с т т ь ь 36 36 Итого (бал л) Н А З В А н и е . 36 Творческий От 87 до 131 балла 131 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Игровой Дискуссионный Проектный Формы организации образовательной деятельности: Технология сотрудничества (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия, обучающихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. Технология проектирования предполагает объяснение нового материала, индивидуальную работу, решение творческих задач, самостоятельное выполнение, взаимоконтроль. Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов) включает социально – полезную направленность деятельности обучающихся: организация выставок творческого мастерства. Информационно - коммуникационные технологии. Электронное обучение с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно, дополняя лекционный материал наглядными примерами: картинками, схемами, видео материала. Позволяет организовать промежуточный контроль знаний учащихся в рамках конкретного занятия с использованием интерактивных заданий. Технология личностно – ориентированного образования. Дополнительное образование создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, м е т о д ы и приемы технологии личностноориентированного обучения направлены на максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. При проведении занятий используются следующие формы: беседы, теоретические занятия, практические занятия, конкурсы, мастер-классы и т.д. В процессе обучения по данной программе используются различные формы организации занятий: фронтальная (все о б учающиеся одновременно выполняют одинаковую работу под руководством педагога); групповая (для выполнения работы, учащиеся объединяются в группы в зависимости от уровня сформированных умений и навыков, взаимодействуя друг с другом); Коллективная (учащиеся выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь); индивидуальная (самостоятельная работа учащегося при выполнении индивидуального задания) Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Технология дистанционного обучения Технология исследовательской деятельности Проектная технология Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты Образцы изделий 2.6. Список литературы 1 Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». 2 Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 41 от 4 июля 2014 г. 4 Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014– 2015учебном году» (в редакции от 07.08.2015 № 1308, от 08.09.2015 № 2074,от 30.08.2016 № 1035, от 31.01.2017 № 30, от 21.12.2018 № 482). 1 Бойко Е.А. Декупаж.100 лучших идей. – Москва: АСТ: Астрель, 2014 2 Вешкина О.Б. Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом. – Москва: АСТ:Астрель, 2010 3 Воронова О.В. Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники. – Москва:Эксмо, 2010 4 Все о декупаже: техника и изделия. // Под ред. М. Лупато. – Москва:Ниола-Пресс, 2009 5 Егорова Лилия. Волшебный декупаж. – Санкт-Петербург: ЗАО Торгово-издательский дом «Амфора», 2014 6 Зайцева А.А. Декупаж для начинающих: салфеточная техника. Москва:Эксмо, 2014 Электронные ресурсы: 1 Декупаж своими руками: 79 фото идей обновления домашнего уюта и комфорта: [Электронный ресурс] // Сделай сам. Практичные советы.URL: http://sdelajrukami.ru/dekupazh-svoimi-rukami/ (Дата обращения:20.05.2020). 2 Мастер-классы по теме Декупаж: [Электронный ресурс] // ЯрмаркаМастеров. URL: https://www.livemaster.ru/masterclasses/dekupazh (Дата обращения: 20.05.2020). 3 Декупаж с нуля. Мастер-класс: [Электронный ресурс] // YouTube. URL:https://www.youtube.com/watch?v=J-53ZPoiR1k20.05.2020). 4 Декупаж из салфеток для начинающих пошагово с фото: [Электронный ресурс] // TAIRTD.RU. URL:https://tairtd.ru/information/articles/dekupazh-dlya-nachinayushchikhposhagovo-s-foto-iz-salfetok.html (Дата обращения: 20.05.2020). 5 Декупаж для начинающих. Декор из салфеток в технике декупаж своими руками:[Электронный https://samokraska.ru/articles/hobby-sport/198decupaj (Дата обращения:20.05.2020).