Учебный план 1 год обучения. Первая ступень – «Шаг к успеху» № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1 Введение 1час. 1 2 История развития парикмахерского дела. 3 час. 1 2 Творческая работа, опрос. 3 Мода и задачи моделирования. 2 час. 1 1 Опрос, тест. 4 Задачи парикмахерских услуг. 2 час. 1 1 Опрос, реферат, презентация. 5 Санитария и гигиена. 2 час. 1 1 Опрос, реферат, презентация. 6 Помещение, оборудование, инструменты парикмахера. 2 час. 1 1 Опрос, тест. 7 Материаловедение. 4 час. 2 2 Опрос, реферат, презентация. 8 Массаж головы, мытье сушка. 2 час. 1 1 Опрос, тест 9 Стрижка волос (коррекция) 16 час. 6 10 Опрос, тест 10 Прически. 62 час. 20 42 11 Химическая завивка. ------------ ------ ----- 12 Окраска волос. 16 час. 8 8 Опрос, реферат, презентация, творческая работа. 13 Укладка волос. 16 час. 6 10 Творческая работа 14 Постижерное дело. 16 час. 6 10 Творческая работа Содержание программы. тест 1 год обучения. Первая ступень – «Шаг к успеху», это получение элемантарной грамотности, которая характеризуется общими представлениями учащегося о предстоящей деятельности. Создается группа первого года обучения из числа школьников 10-17 лет. Никаких особых требований к обучающимся при наборе не предъявляется. Основное требование – выполнение правил и порядков, установленных в ДДТ в целом и в творческом объединении. Педагогом создаются условия «выравнивания» стартовых возможностей личности. Уровень освоения предполагает расширение кругозора и информированности в данной образовательной области, приобретения навыков общения и умений совместной деятельности, адаптация в коллективе через различные формы досуговой работы. На занятиях широко используется возможность игровой деятельности. Большую часть времени отводится на творческую и лабораторную работу, Чтобы ребенок ощущал себя не пассивным слушателем, а активным экспериментатором, пробующим свои силы. На данном этапе обучения практикуется индивидуальный подход, предполагающий каждому ребенку особый вариант задания, доступный его уровлю и возрасту. Содержание тем: Тема №1. Введение. Знакомство вновь прибывших учащихся с коллективом, ознакомление с программой занятия на год, с режимом работы. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Тема №2. История развития парикмахерского дела. Развитие парикмахерского дела, появление первых цирюлен в Европе, России. Появление первых журналов парикмахерского дела во Франции. Русские национальные прически и связанные с ними обряды. Тема №3. Мода и задачи моделирования. Методы и приемы моделирования, «Я и моя внешность» изучение своего лица, использование методов моделирования для создания прически для себя и своих друзей. Тема №4. Задачи парикмахерских услуг. Задачи парикмахерских услуг, значение развития парикмахерского искусства на примере своих знакомых, родственников. Тема №5. Санитария и гигиена. Классификация волос, его строение, структура. На практике учащиеся должны научиться определять тип волос, его структуру. Тема№6. Помещение, оборудование, инструменты парикмахера. Инструменты мастера парикмахера необходимое для работы проводимых на первом году обучения. На практике учащиеся должны научиться умело, обращаться с инструментом, правильно его хранить и ухаживать за ним. Тема №7. Материаловедение. Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства, моющие и мылящие. Препараты по уходу за волосом. На практике учащиеся учатся приготавливать растворы, маски, фиксирующие средства для работы с волосом. Тема№8. Массаж головы, мытье, сушка. Правила и приемы правильного мытья волос, сушки, профилактический массаж головы. Тема №9. Стрижка волос. (коррекция) Роль коррекции лица, формы головы в выборе стрижки. Методы и приемы моделирования согласно индивидуального типа волос, структуры, черепа. Изучение приемов стрижки волос. На практике учащиеся закрепляют пройденные темы выполняя простейшие виды стрижек («Каре», «Дебют», «Универсальная»). Тема №10. Прически. Виды, формы причесок. Построение рисунка прически согласно закону моделирования. Изучение и выполнение элементов прически (волна, букля, локон и т.д.) На практике учащиеся выполняют прически на определенные темы с применением различных элементов прически, а так же разновидности плетения волос. Тема №11. Химическая завивка. На первом году обучения данная тема не дается учащимся. Тема №12. Окраска волос. Тонирующие красители и декоративные красители это – шампуни, тоники, тушь для волос, красящие лаки. На практике учащиеся применяют данные красители для создания прически или конкретного образа. Тема №13. Укладка волос. Методы и приемы укладки волос феном, щипцами гофре, плойкой. Выполнение простейших укладок. Бытовые и торжественные прически. Тема №14. Постижерное дело. Постижерное дело его особенности, история развития. На практике учащиеся осваивают методы и приемы изготовления прядей – заготовок на трессе для изготовления шиньонов, накладок, ресничек. 2 год обучения Вторая ступень – «На встречу мастерству», № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика 1 Введение 1 час. 1 2 История развития парикмахерского дела. 2 час. 1 Формы аттестации/контроля тест 2 Творческая работа, опрос. 3 Мода и задачи моделирования. 3 час. 1 2 Опрос, тест. 4 Задачи парикмахерских услуг. 3 час. 1 2 Опрос, реферат, презентация. 5 Санитария и гигиена. 6 час. 2 4 Опрос, реферат, презентация. 6 Помещение, оборудование, инструменты парикмахера. 6 час. 2 4 Опрос, тест. 7 Материаловедение. 6 час. 3 3 Опрос, реферат, презентация. 8 Массаж головы, мытье сушка. 6 час. 3 3 Опрос, тест 9 Стрижка волос (коррекция) 12час. 4 8 Опрос, тест 10 Прически. 63 час. 20 43 11 Химическая завивка. ------------- ------ ----- 12 Окраска волос. 12 час. 6 6 Опрос, реферат, презентация, творческая работа. 13 Укладка волос. 24 час 6 18 Творческая работа 14 Постижерное дело. ---------------- Творческая работа Вторая ступень – «На встречу мастерству», предусматривает не только получение знаний, способностей выполнять и решать более сложные задания, сколько предполагает путь, по которому творческая личность может следовать в познании окружающего мира с помощью парикмахерского искусства. Основная цель: овладение мастерством, Развитие компетентности в данной образовательной области, формирования навыков на уровне практического применения, передача своего опыта младшим членам коллектива. Учащиеся второй ступени обучения это стабильный, слаженный коллектив, который объединен общим делом. Педагог способствует выбору индивидуального образовательного маршрута, оказывает практическую помощь, обеспечивает «ситуацию успеха». На данной ступени обучения вводится новые темы в разделы «Прическа» и «Стрижка волос» - «Моделирование» и «Компьютерные технологии». Содержание тем: Тема№1. Введение. Знакомство с программой занятий на год, режимом работы. Правило безопасности труда и личной гигиены. Тема №2. История развития парикмахерского дела. Эпохи, стили и их влияние на моду, развитие культуры, экономики, промышленности и развитие парикмахерского искусства в эпоху «Возрождения» и далее. Тема№3. Мода и задачи моделирования. Основные задачи моделирования, правила и методы используемые в создании образа. Тема№4. Задачи парикмахерских услуг. Основные задачи парикмахерских услуг, методы и способы их решения. Тема№5. Санитария и гигиена. Заболевание волос, их лечение и профилактика. На практике учащиеся должны научиться правильному квалифицированному лечению волос и уходу за поврежденным волосом. Тема№6. Помещение, оборудование, инструменты парикмахера. Инструменты и электроприборы парикмахерских необходимых для работ на втором году обучения. На практике учащиеся должны научиться умело обращаться с инструментом, правильно хранить и ухаживать за ним. Тема№7 Материаловедение. Продукты переработки нефти, смолы, спирты, эмульгаторы. Душистые вещества Тема№8. Массаж головы. Правило и приемы косметического массажа головы и лица, а так же выполнение лечебного мытья волос. Тема№9. Стрижка волос (Коррекция) Новые методы стрижки волос, построение стрижки, на основе моделирования применяя компьютерную графику. На практике учащиеся закрепляют пройденные темы, выполняя более сложные виды стрижек и их модификации. Тема№10. Прически. «Компьютерные технологии» в создании прически. Построение рисунка прически согласно закону моделирования. Подбор и выполнение более сложных вариантов прически. На практике учащиеся выполняют прически на определенные темы с применением различных элементов, а так же применяют компьютерную графику в создании причесок. Тема№11. Химическая завивка. На втором году обучения данная тема не дается учащимся. Тема№12 Окраска волос. Красители, проникающие внутрь волоса и красители, обволакивающие волос. Методы окрашивания волос, метод окрашивания седых волос. На практике учащиеся применяют данные красители для создания прически или просто придания волосам определенного оттенка. Тема №13. Укладка волос. Методы и приемы укладки волос феном, холодной укладки, эффектом мокрых волос. По данной теме учащиеся на практике выполняют более сложные виды укладок, фантазируют и создают самостоятельно модели причесок. Тема№14. Постижерное дело. На втором году тема «постижерное дело» не дается, но на практике учащимся применяют знания и навыки изготовления изделий, украшений для применения их в прическах. 3 год обучения. Третья ступень – мастерство. № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1 Введение 1 час. 1 2 История развития парикмахерского дела. 2 час. 1 2 Творческая работа, опрос. 3 Мода и задачи моделирования. 3 час. 1 1 Опрос, тест. 4 Задачи парикмахерских услуг. 3 час. 1 1 Опрос, реферат, презентация. 5 Санитария и гигиена. 6 час. 2 4 Опрос, реферат, презентация. 6 Помещение, оборудование, инструменты парикмахера. 6 час. 2 4 Опрос, тест. 7 Материаловедение. 6 час. 2 4 Опрос, реферат, презентация. 8 Массаж головы, мытье сушка. 3 3 Опрос, тест 6 час. тест 9 Стрижка волос (коррекция) 24 час. 4 8 Опрос, тест 10 Прически. 31час. 3 29 Творческая работа 11 Химическая завивка. 12 час. 6 6 Творческая работа, тест 12 Окраска волос. 8 час. 2 6 Опрос, реферат, презентация, творческая работа. 13 Укладка волос. 24 час. 6 18 Творческая работа, тест. 14 Постижерное дело. ---------- Допрофессиональная и профессиональная (ориентированная) ступень. Рассчитана на один год и предусматривает подготовку учащихся в качестве мастеров, так же ориентирует на подготовку к поступлению в средние специальные, высшие учебные заведения с парикмахерской направленностью (модельеры, стилисты, визажисты, косметологи, гримеры) Учащиеся данного этапа обучения должны уметь видеть проблемы, формулировать задачи, искать и находить средства для ихрешения. Педагог в процессе обучения на данном этапе способствует реализации учащихся своих планов, творческих способностей. Свобода самовыражения при решении общей проблемы стимулирует самостоятельность в поиске способов и методов, необходимых для воплощения замыслов. Наполняемость групп на данном этапе10-12 человек, продолжительность занятий 2- часа по два раза в неделю. Содержание тем: Тема №1. Введение. Знакомство с программой занятий на год, режимом работы. Правило безопасности труда и личной гигиены. Тема №2. История парикмахерского дела. Новые веяния моды, традиции славянских народов. Тема №3. Мода и задачи моделирования. Влияние моды на развитие парикмахерского дала в России. Тема№4 Задачи парикмахерских услуг. Задачи парикмахерских услуг и их роль в развитии парикмахерского искусства в России. Тема №5 санитария и гигиена. Профессиональные заболевания, их профилактика и лечение. Тема№6. Помещение, оборудование, инструменты парикмахера. Инструменты и помещения. Оборудование салонов парикмахерских. На практике учащиеся должны научиться умело, обращаться с новыми, сложными инструментами и приспособлениями. Правильно хранить и содержать инструменты. Производить дезинфекцию и обработку парикмахерского белья и предметов. Тема№7. Материаловедение. Различные виды цветной косметики, исходное сырье для парфюмерно-косметической промышленности. На практике учащиеся учатся приготавливать растворы, применяемые для фиксации причесок из волос, для лечения волос и их профилактики. Тема №8. Массаж головы, мытье, сушка. Правила и приемы лечебного (точечного) массажа головы и лица, Лечебное (сухое) мытье волос. Тема№9. Стрижка волос. (коррекция) Унифицированные стрижки, пластические стрижки и их особенности. На практике учащиеся закрепляют пройденные темы выполняют сложные модели стрижек ( «Бизнес леди», «Москвичка» и т.д.) Мужские стрижки «Сэм», «Ника», Детские стрижки. Тема №10. Прически. Конструирование и выполнение причесок разных стилей и форм, бытовые, вечерние, изучение и выполнение плетения волос «Афростиль». На практике учащиеся выполняют прически на свободные темы с применением различных элементов прически, а так же разновидности плетения волос. Тема№11 Химическая завивка. История завивки волос, методы и процесс выполнения завитка. Разновидности завивки и ее особенности. Тема№12. Окраска волос. Методы окрашивания волос в модные цвета, изучение красителей четырех групп. На практике учащиеся применяют данные красители для создания прически или конкретного образа. Тема №13. Укладка волос. Новые методы укладки волос, щипцы «Марселя», выполнение укладки волос методом «Бомбаж», комбинированные укладки. На практике учащиеся самостоятельно создают новые модели причесок, разрабатывают коллекции причесок. Тема №14. Постижерное дело. На третьем году тема «постижерное дело» не дается, но на практике учащимся применяют знания и навыки изготовления изделий, украшений для применения их в прическах.