Оглавление Раздел 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП 1.2. Направленность 1.3. Актуальность 1.4. Цель программы 1.5. Задачи программы 1.6. Ожидаемые результаты 1.7. Педагогическая целесообразность 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1.10. Вид программы 1.11. Адресат программы 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП 1.13. Формы обучения 1.14. Режим занятий 1.15. Особенности организации образовательного процесса 1.16. Учебный план 1.17. Содержание программы Раздел 2. 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный график программы 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от 26.05.2023г Направленность программы: художественно-эстетическая Актуальность: Программа – актуальна, т.к. она разработана с учетом требований ФГОС к рабочим программам, отражает условия деятельностного и компетентностно-ориентированногого подхода к обучению; является первой ступенью предпрофильной подготовки учеников к парикмахерской деятельности. Цель программы: Содействие развитию духовно – нравственных основ личности подростка, его творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к парикмахерскому искусству; Построение образовательной среды, направленной на развитие творческой личности воспитанника в ключе общечеловеческих ценностей и способствующей осознанному выбору подростком деятельности, которая в дальнейшем может стать его профессией и судьбой; Создание неразрывной связи между образовательным процессом, воспитательной системой и всеми сферами жизнедеятельности на основе региональной традиции. Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные Задачи программы: Обучающие: Дать знания по основам парикмахерского дела, научить приемам выполнения прически в разных стилях; Научить самостоятельно работать над созданием образа; Сформировать профессиональные навыки в области парикмахерского искусства. Воспитывающие: Формировать гуманистические ценности и идеалы, выработку человеческого достоинства, ответственности за свои поступки; Сформировать умение работать коллективно (дети - педагогродители), проживать жизнью коллектива Дома детского творчества; Воспитывать основы профессиональной этики. Развивающие: Приобщить к культурному пласту духовно – нравственных и культурных ценностей России; Дать эмоционально – чувственную базу культуре взаимодействия с миром природы, миром людей, с духовным опытом человечества; Приобщить воспитанников к основам творческого самовыражения средствами парикмахерского дела, формируя творческую мотивацию и устремленность к созиданию, и способствовать передать в своем творчестве красоту человека; Создать условия для раскрытия таланта каждого учащегося и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, через многообразные виды творческой деятельности; Формировать эстетический вкус, чувство гармонии; Развивать физическую профессиональной деятельности. выносливость необходимую Ожидаемые результаты: Предметные: стартовый Знать Уметь базовый Теорию и Правила и приемы работы практику мастера с клиентом, основы парикмахерского компьютерной грамотности дела; продвинутый Применять знания и умения по уходу за волосом; Обращаться и работать с инструментами и аппаратами парикмахера, любых модификаций; Правила и приемы работы мастера с клиентом, основы компьютерной грамотности Работать и создавать Применять Умение творчески подходить прически полученные к окружающему миру и давать посредством знания и умения ему собственную оценку, творческого в практической через создание образов. самовыражения; деятельности. Отвечать за свои поступки, решения. Правилами и приемами работы мастера с клиентом, основы компьютерной Владеть навыками Владеть методами грамотности. Выполнять Владеть и способами ухода различные способы, укладки, профессионального мастерства; за волосом волос. Владеть операциями по выполнению прически. Метапредметные: в умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; • формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; • осознаниевозможностей самореализации средствами иностранного языка; • стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; • развитие таких качеств, как воля, целеустремлѐнность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; Педагогическая целесообразность: Педагогическая целесообразность программы состоит в формирования устойчивого интереса учащихся студии парикмахерского искусства “ Златовласка” не только к парикмахерскому ремеслу, но и к личностному самосовершенствованию, художественно-творческой и коммуникативной деятельности. Отличительные особенности данной дополнительной программы прослеживаются по нескольким направлениям: разработана на каждый год обучения, а именно, начальную ступень Подготовительный – 1 ступень «Шаг к успеху»; Основной (углубленный) – 2 ступень «Навстречу мастерству» Допрофессиональный (ориентированный) – 3 ступень «Мастерство». Парикмахерское искусство, являясь одним из видов художественноприкладного творчества, более других связано с человеком, даже неотделимо от него. Прическа – один из элементов мировой и национальной культуры. В ней, как в капле воды, отражен огромный мир: политические и исторические события, опыт народов, темперамент и образ жизни, культурные особенности, художественные направления и стили, взаимоотношения мужчины и женщины, изменения моды и т.д. Обучение включает в себя следующие основные разделы: Программа включает в себя несколько информационных и тренинговых блоков: история парикмахерского искусства; материаловедение, санитария, гигиена, техника безопасности; теория и технология “точных ” стрижек; теория и технология “креативных” стрижек; теория и технология массажа головы; теория и технология химической завивки волос; теория и технология окрашивания волос; коррекция лица прической; моделирование образа; практика социального общения. Вид программы: Модифицированная программа Адресат программы: Данная программа рассчитана для обучающихся 6-18 лет. Срок и объем освоения программы: 3 года, 432 педагогических часа, из них: «Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа; «Базовый уровень» - 2 год, 144 педагогических часа; «Продвинутый уровень» - 3 год , 144 педагогических часов; Форма обучения: группы одновозрастные, разновозрастные, индивидуальное обучение Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень 4 часа в неделю; 4 часа в неделю; 4 часа в неделю; 144 часа в год. 144 часов в год. 144 часов в год. Особенности организации образовательного процесса. Программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения дополнительного образования. Процесс обучения рассчитан на 3-и учебных года. Каждая группа обучающихся состоит из 12-15 человек для более полной реализации программы и возможности самореализации детей. На 1-ый, 2-ой и 3 год обучения предусмотрено на одну группу 4 –е часа занятий в неделю. Занятия проводятся из расчета 1 академический час – 45 минут. При проведении 2х часовых занятий обязательны перемены, продолжительностью не менее 5 минут. Обязательны физкультминутки, динамические паузы. Зачисление в группы производится с обязательным условием - подписание договора с родителями (законными представителями), подписание согласия на обработку персональных данных. Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям. При проведении занятий строго соблюдаются санитарногигиенические нормы, время выполнения заданий на компьютере, проводятся физкультминутки и динамические паузы, обязательна перемена между занятиями. Кроме того для индивидуальных занятий при необходимости на каждый год обучения может даваться дополнительно 2 часа учебного времени. При фактическом отсутствии учащегося на занятиях по состоянию здоровья или иным причинам, применяются дистанционные образовательные технологии с письменного заявления родителя (законного представителя) Учебный план 1 год обучения. Первая ступень – «Шаг к успеху» № п/ п Название раздела, темы Количество часов Всего Формы аттестации/контрол Теори Практик я я а 1 Введение 1час. 1 тест 2 История развития парикмахерского дела. 3 час. 1 2 Творческая работа, опрос. 3 Мода и задачи моделирования. 2 час. 1 1 Опрос, тест. 4 Задачи парикмахерских услуг. 2 час. 1 1 Опрос, реферат, презентация. 5 Санитария и гигиена. 2 час. 1 1 Опрос, реферат, презентация. 6 Помещение, оборудование, инструменты парикмахера. 2 час. 1 1 Опрос, тест. 7 Материаловедение 4 час. . 2 2 Опрос, реферат, презентация. 8 Массаж головы, мытье сушка. 2 час. 1 1 Опрос, тест 9 Стрижка волос (коррекция) 16 час. 6 10 Опрос, тест 10 Прически. 62 час. 20 42 11 Химическая завивка. ----------- ------ ----- 12 Окраска волос. 16 час. 8 8 Опрос, реферат, презентация, творческая работа. 13 Укладка волос. 16 час. 6 10 Творческая работа 14 Постижерное дело. 16 час. 6 10 Творческая работа Содержание программы. 1 год обучения. Первая ступень – «Шаг к успеху», это получение элемантарной грамотности, которая характеризуется общими представлениями учащегося о предстоящей деятельности. Создается группа первого года обучения из числа школьников 10-17 лет. Никаких особых требований к обучающимся при наборе не предъявляется. Основное требование – выполнение правил и порядков, установленных в ДДТ в целом и в творческом объединении. Педагогом создаются условия «выравнивания» стартовых возможностей личности. Уровень освоения предполагает расширение кругозора и информированности в данной образовательной области, приобретения навыков общения и умений совместной деятельности, адаптация в коллективе через различные формы досуговой работы. На занятиях широко используется возможность игровой деятельности. Большую часть времени отводится на творческую и лабораторную работу, Чтобы ребенок ощущал себя не пассивным слушателем, а активным экспериментатором, пробующим свои силы. На данном этапе обучения практикуется индивидуальный подход, предполагающий каждому ребенку особый вариант задания, доступный его уровлю и возрасту. Содержание тем: Тема №1. Введение. Знакомство вновь прибывших учащихся с коллективом, ознакомление с программой занятия на год, с режимом работы. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Тема №2. История развития парикмахерского дела. Развитие парикмахерского дела, появление первых цирюлен в Европе, России. Появление первых журналов парикмахерского дела во Франции. Русские национальные прически и связанные с ними обряды. Тема №3. Мода и задачи моделирования. Методы и приемы моделирования, «Я и моя внешность» изучение своего лица, использование методов моделирования для создания прически для себя и своих друзей. Тема №4. Задачи парикмахерских услуг. Задачи парикмахерских услуг, значение развития парикмахерского искусства на примере своих знакомых, родственников. Тема №5. Санитария и гигиена. Классификация волос, его строение, структура. На практике учащиеся должны научиться определять тип волос, его структуру. Тема№6. Помещение, оборудование, инструменты парикмахера. Инструменты мастера парикмахера необходимое для работы проводимых на первом году обучения. На практике учащиеся должны научиться умело, обращаться с инструментом, правильно его хранить и ухаживать за ним. Тема №7. Материаловедение. Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства, моющие и мылящие. Препараты по уходу за волосом. На практике учащиеся учатся приготавливать растворы, маски, фиксирующие средства для работы с волосом. Тема№8. Массаж головы, мытье, сушка. Правила и приемы правильного мытья волос, сушки, профилактический массаж головы. Тема №9. Стрижка волос. (коррекция) Роль коррекции лица, формы головы в выборе стрижки. Методы и приемы моделирования согласно индивидуального типа волос, структуры, черепа. Изучение приемов стрижки волос. На практике учащиеся закрепляют пройденные темы выполняя простейшие виды стрижек («Каре», «Дебют», «Универсальная»). Тема №10. Прически. Виды, формы причесок. Построение рисунка прически согласно закону моделирования. Изучение и выполнение элементов прически (волна, букля, локон и т.д.) На практике учащиеся выполняют прически на определенные темы с применением различных элементов прически, а так же разновидности плетения волос. Тема №11. Химическая завивка. На первом году обучения данная тема не дается учащимся. Тема №12. Окраска волос. Тонирующие красители и декоративные красители это – шампуни, тоники, тушь для волос, красящие лаки. На практике учащиеся применяют данные красители для создания прически или конкретного образа. Тема №13. Укладка волос. Методы и приемы укладки волос феном, щипцами гофре, плойкой. Выполнение простейших укладок. Бытовые и торжественные прически. Тема №14. Постижерное дело. Постижерное дело его особенности, история развития. На практике учащиеся осваивают методы и приемы изготовления прядей – заготовок на трессе для изготовления шиньонов, накладок, ресничек. 2 год обучения Вторая ступень – «На встречу мастерству», № п/ п Название раздела, темы Количество часов Всего Формы аттестации/контрол Теори Практик я я а 1 Введение 1 час. 1 тест 2 История развития 2 час. парикмахерского дела. 1 2 Творческая работа, опрос. 3 Мода и задачи моделирования. 3 час. 1 2 Опрос, тест. 4 Задачи парикмахерских услуг. 3 час. 1 2 Опрос, реферат, презентация. 5 Санитария и гигиена. 6 час. 2 4 Опрос, реферат, презентация. 6 Помещение, оборудование, инструменты парикмахера. 6 час. 2 4 Опрос, тест. 7 Материаловедени 6 час. е. 3 3 Опрос, реферат, презентация. 8 Массаж головы, мытье сушка. 6 час. 3 3 Опрос, тест 9 Стрижка волос (коррекция) 12час. 4 8 Опрос, тест 10 Прически. 63 час. 20 43 11 Химическая завивка. ------------- ------ ----- 12 Окраска волос. 12 час. 6 6 Опрос, реферат, презентация, творческая работа. 13 Укладка волос. 24 час 6 18 Творческая работа 14 Постижерное дело. --------------- Творческая работа Вторая ступень – «На встречу мастерству», предусматривает не только получение знаний, способностей выполнять и решать более сложные задания, сколько предполагает путь, по которому творческая личность может следовать в познании окружающего мира с помощью парикмахерского искусства. Основная цель: овладение мастерством, Развитие компетентности в данной образовательной области, формирования навыков на уровне практического применения, передача своего опыта младшим членам коллектива. Учащиеся второй ступени обучения это стабильный, слаженный коллектив, который объединен общим делом. Педагог способствует выбору индивидуального образовательного маршрута, оказывает практическую помощь, обеспечивает «ситуацию успеха». На данной ступени обучения вводится новые темы в разделы «Прическа» и «Стрижка волос» - «Моделирование» и «Компьютерные технологии». Содержание тем: Тема№1. Введение. Знакомство с программой занятий на год, режимом работы. Правило безопасности труда и личной гигиены. Тема №2. История развития парикмахерского дела. Эпохи, стили и их влияние на моду, развитие культуры, экономики, промышленности и развитие парикмахерского искусства в эпоху «Возрождения» и далее. Тема№3. Мода и задачи моделирования. Основные задачи моделирования, правила и методы используемые в создании образа. Тема№4. Задачи парикмахерских услуг. Основные задачи парикмахерских услуг, методы и способы их решения. Тема№5. Санитария и гигиена. Заболевание волос, их лечение и профилактика. На практике учащиеся должны научиться правильному квалифицированному лечению волос и уходу за поврежденным волосом. Тема№6. Помещение, оборудование, инструменты парикмахера. Инструменты и электроприборы парикмахерских необходимых для работ на втором году обучения. На практике учащиеся должны научиться умело обращаться с инструментом, правильно хранить и ухаживать за ним. Тема№7 Материаловедение. Продукты переработки нефти, смолы, спирты, эмульгаторы. Душистые вещества Тема№8. Массаж головы. Правило и приемы косметического массажа головы и лица, а так же выполнение лечебного мытья волос. Тема№9. Стрижка волос (Коррекция) Новые методы стрижки волос, построение стрижки, на основе моделирования применяя компьютерную графику. На практике учащиеся закрепляют пройденные темы, выполняя более сложные виды стрижек и их модификации. Тема№10. Прически. «Компьютерные технологии» в создании прически. Построение рисунка прически согласно закону моделирования. Подбор и выполнение более сложных вариантов прически. На практике учащиеся выполняют прически на определенные темы с применением различных элементов, а так же применяют компьютерную графику в создании причесок. Тема№11. Химическая завивка. На втором году обучения данная тема не дается учащимся. Тема№12 Окраска волос. Красители, проникающие внутрь волоса и красители, обволакивающие волос. Методы окрашивания волос, метод окрашивания седых волос. На практике учащиеся применяют данные красители для создания прически или просто придания волосам определенного оттенка. Тема №13. Укладка волос. Методы и приемы укладки волос феном, холодной укладки, эффектом мокрых волос. По данной теме учащиеся на практике выполняют более сложные виды укладок, фантазируют и создают самостоятельно модели причесок. Тема№14. Постижерное дело. На втором году тема «постижерное дело» не дается, но на практике учащимся применяют знания и навыки изготовления изделий, украшений для применения их в прическах. 3 год обучения. Третья ступень – мастерство. № Название раздела, Количество часов Формы п/п темы аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 Введение 1 час. 1 тест 2 История развития парикмахерского дела. 2 час. 1 2 Творческая работа, опрос. 3 Мода и задачи моделирования. 3 час. 1 1 Опрос, тест. 4 Задачи парикмахерских услуг. 3 час. 1 1 Опрос, реферат, презентация. 5 Санитария и гигиена. 6 час. 2 4 Опрос, реферат, презентация. 6 Помещение, оборудование, инструменты парикмахера. 6 час. 2 4 Опрос, тест. 7 Материаловедение. 6 час. 2 4 Опрос, реферат, презентация. 8 Массаж головы, мытье сушка. 6 час. 3 3 Опрос, тест 9 Стрижка волос (коррекция) 24 час. 4 8 Опрос, тест 10 Прически. 31час. 3 29 Творческая работа 11 Химическая завивка. 12 час. 6 6 Творческая работа, тест 12 Окраска волос. 8 час. 2 6 Опрос, реферат, презентация, творческая работа. 13 Укладка волос. 24 час. 6 18 Творческая работа, тест. 14 Постижерное дело. ---------- Допрофессиональная и профессиональная (ориентированная) ступень. Рассчитана на один год и предусматривает подготовку учащихся в качестве мастеров, так же ориентирует на подготовку к поступлению в средние специальные, высшие учебные заведения с парикмахерской направленностью (модельеры, стилисты, визажисты, косметологи, гримеры) Учащиеся данного этапа обучения должны уметь видеть проблемы, формулировать задачи, искать и находить средства для ихрешения. Педагог в процессе обучения на данном этапе способствует реализации учащихся своих планов, творческих способностей. Свобода самовыражения при решении общей проблемы стимулирует самостоятельность в поиске способов и методов, необходимых для воплощения замыслов. Наполняемость групп на данном этапе10-12 человек, продолжительность занятий 2- часа по два раза в неделю. Содержание тем: Тема №1. Введение. Знакомство с программой занятий на год, режимом работы. Правило безопасности труда и личной гигиены. Тема №2. История парикмахерского дела. Новые веяния моды, традиции славянских народов. Тема №3. Мода и задачи моделирования. Влияние моды на развитие парикмахерского дала в России. Тема№4 Задачи парикмахерских услуг. Задачи парикмахерских услуг и их роль в развитии парикмахерского искусства в России. Тема №5 санитария и гигиена. Профессиональные заболевания, их профилактика и лечение. Тема№6. Помещение, оборудование, инструменты парикмахера. Инструменты и помещения. Оборудование салонов парикмахерских. На практике учащиеся должны научиться умело, обращаться с новыми, сложными инструментами и приспособлениями. Правильно хранить и содержать инструменты. Производить дезинфекцию и обработку парикмахерского белья и предметов. Тема№7. Материаловедение. Различные виды цветной косметики, исходное сырье для парфюмерно-косметической промышленности. На практике учащиеся учатся приготавливать растворы, применяемые для фиксации причесок из волос, для лечения волос и их профилактики. Тема №8. Массаж головы, мытье, сушка. Правила и приемы лечебного (точечного) массажа головы и лица, Лечебное (сухое) мытье волос. Тема№9. Стрижка волос. (коррекция) Унифицированные стрижки, пластические стрижки и их особенности. На практике учащиеся закрепляют пройденные темы выполняют сложные модели стрижек ( «Бизнес леди», «Москвичка» и т.д.) Мужские стрижки «Сэм», «Ника», Детские стрижки. Тема №10. Прически. Конструирование и выполнение причесок разных стилей и форм, бытовые, вечерние, изучение и выполнение плетения волос «Афростиль». На практике учащиеся выполняют прически на свободные темы с применением различных элементов прически, а так же разновидности плетения волос. Тема№11 Химическая завивка. История завивки волос, методы и процесс выполнения завитка. Разновидности завивки и ее особенности. Тема№12. Окраска волос. Методы окрашивания волос в модные цвета, изучение красителей четырех групп. На практике учащиеся применяют данные красители для создания прически или конкретного образа. Тема №13. Укладка волос. Новые методы укладки волос, щипцы «Марселя», выполнение укладки волос методом «Бомбаж», комбинированные укладки. На практике учащиеся самостоятельно создают новые модели причесок, разрабатывают коллекции причесок. Тема №14. Постижерное дело. На третьем году тема «постижерное дело» не дается, но на практике учащимся применяют знания и навыки изготовления изделий, украшений для применения их в прическах. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 72 Продолжительность каникул С 25.05.2024. по 31.08.2024 г. Даты начала и окончания учебного с 01.09.2023г по 24.05.2024г. года Сроки промежуточной аттестации декабрь Сроки итоговой аттестации (при май наличии) 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Аспекты Материально-техническое обеспечение Характеристика Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение для парикмахерской студии, отвечающее требованиям СНиП, СЭС и пожарной инспекции. Студия должна быть оборудована специализированным оборудованием. Это парикмахерские кресла и рабочие столы с зеркалами, ученические столы и стулья для теоретических занятий, шкафчики для хранения чистого парикмахерского белья и пеньюаров, контейнеры для хранения и перевозки срезанных волос, раковина для мытья головы, шкафы для хранения красок и составов химической завивки, а также ученическая доска. Необходимые инструменты для работы: профессиональные фены, машинки для стрижки волос, бритвы, филировочные и простые парикмахерские ножницы, расчески и щетки для укладки волос. Необходимы для обучения приспособления и вспомогательные материалы: брызгалки, зажимы для волос, бигуди и коклюшки разной формы и диаметра, неметаллическая посуда, кисточки для краски, одноразовые полиэтиленовые перчатки, утепляющие колпаки для химической завивки волос, шапочки для мелирования, фольга, полиэтиленовые пакеты для мусора, лаки, Аспекты Информационное обеспечение Характеристика краски, муссы, бальзамы, гели, шампуни и т.п; парики различной формы и длины, аксессуары для причесок (шпильки, заколки, банты и т.п.), средства для дезинфекции ножниц и расчесок. Необходимо иметь парикмахерскую одежду и белье: полотенца, пеньюары для клиентов, халаты для мастеров, контейнер с плотно закрывающейся крышкой для срезанных волос, стандартную медицинскую аптечку, компьютер, музыкальный центр. 1) Схемы механизмов реакций химической завивки волос, окраски волос, расчетов концентрации перекиси водорода, таблицы зависимости концентрации перекиси водорода от структуры и типа волос, таблица соотношений количеств хны и басмы при приготовлении окрашивающей смеси нужного цвета. 2) Методики окрашивания волос с использованием новейших достижений науки и техники из материалов профессиональных журналов “Долорес”, “Hair”, видеокассет. 3) Видеокассеты, диски с технологиями стрижек, конкурсов, дефиле. 4) Профессиональная литература с описанием современных стрижек: журналы “Долорес”, “Лиза”, “HAIR”, “Детские стрижки”, “Авангардные стрижки”, “Модель, стиль, образ” (автор Л.В. Смирнова), “Все краски мира: грим и прическа” (автор А.И. Чернова), “Уроки домашнего парикмахера” (авторы О. Чулкова, Г.В. Александрова) и т.д. 5) Компьютерная учебная программа “Виртуозный стилист”; 6) Инструкция по технике безопасности; 7) Журналы учета работы объединения в системе дополнительного образования детей для каждой группы воспитанников (с данными о детях, родителях, классных руководителях, учетом массовых мероприятий, творческих Аспекты Кадровое обеспечение Характеристика достижений учеников и т.д.). педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории 2.3 Оценка достижений результатов: Зачет, тест Творческая работа Конкурс Выставка Фестиваль 2.4. Оценочные материалы Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Методики Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Уровень теоретической подготовки учащихся Карта сформированности знаний, Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами умений и навыков обучающихся Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в Тест. соответствии с формами аттестации) 2.5. Методические материалы: Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Игровой Дискуссионный Проектный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Открытое занятие Беседа Защита проекта Игра Презентация Мастер-класс Олимпиада Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Технология дистанционного обучения Технология исследовательской деятельности Проектная технология Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Схемы стрижек, плетения и тд. 2.6 Список литературы: 1. Бутромеев В. “Великие и знаменитые”, Москва, 1996. 2. Белова В.В., Чумакова М.П. “Ключ к успеху”, Москва, 2003. 3. Гиляровский В.А. “Москва и москвичи”, Москва, 1980. 4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. “Дополнительное образование детей”, Москва, 2002. 5. Константинов А.В. “Как стать парикмахером”. Учебное пособие для студентов профессиональных колледжей, Москва, 2002 г. 6. Лебедев О.Е., Катунова М.В., Трубицын Н.Ф., Конасова Н.Ю. “Дополнительное образование детей”, Москва, 2000. 7. Материалы журналов “Долорес”, “Лиза”, “Hair”, Москва, 2000–2006. 8. Материалы лекций международных курсов по обучению парикмахерскому искусству. 9. Миллер А., Шелли С. “Характер, личность, успех”, Москва, 2005. 10. Мудрик А.В. “Общение в процессе воспитаний”, Москва, 2001. 11. Некрасов Б.В. “Основы общей химии”, Москва, 2000. 12. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03, введенные 20.06.2003 Постановлением Главного Санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27 Д; 13. Торлецкая Т.А. “Парикмахерское искусство”, Санкт-Петербург, 2000 г. Приложение №1 Тесты по предмету « Парикмахерское дело» 1. Что такое контрастная стрижка? А) Отличается плавным переходом. Б) Характеризуется резким переходом. В) Равномерное 2. Что такое пробор? А) Прямая линия, разделяющая волосяной покров головы. Б) Наивысшая линия волны. В) Плавный изгиб, ограниченный с двух сторон. 3. Что такое простая стрижка? А) Равномерное укорачивание волос Б) Выполняется с учетом индивидуальных особенностей В) Характеризуется резкими переходами 4. Холодная укладка выполняется с помощью: А) Бигуди. Б) Щипцов В) Расчески и пальцев 5. Горячая укладка выполняется: А) На влажных волосах Б) На сухих и чистых волосах В) С использованием укладочных средств. 6. При накрутки на бигуди прядь оттягивают: А) 90 Б) 0 В) 180 7. Что такое начес? А) Это плотное взбивание пряди Б) Взбивание волос лишь на половину пряди В) Вид расчесывания 8. Что такое фасон? А) Это конечная цель. Б) Это совокупность приемов обработки волос. В) Это равномерное укорачивание волос 9. Сегетальный пробор проходит? А) От центра лба до середины шеи. Б) От одного до другого уха. В) От лобного выступа до нижней затылочной зоны. 10. Что такое силуэт стрижки? А) Это наружный контур прически Б) Это трехмерный объѐм В) Это длина распределения волос в различных зонах 11. Первая стадия любых операций: А) Мытье Б) Сушка В) Расчесывание. 12. По санитарным нормам площадь одного рабочего места должна быть: А) 2.5 Б) 3 В) 4.5 13. При холодной укладки применяется: А) Лак. Б) Мусс. В) Гель. 14. Заключительные работы при мытье головы: А) Бальзам Б) Мыло В) Кислые ополаскиватели. 15. Как держат ножницы в нерабочем положении? А) На втором и четвертом пальцах Б) На четвертом пальце В) На первом пальце. 16. Ножницы дезинфицируют: А) В мыльном растворе Б) В спирте В) В дезинфекторе. 17. Наиболее благоприятная температура воды для мытья головы: А) 20-25 Б) 25-30 В) 34-39 18. Для выполнения тушевки используют: А) Филировочные ножницы Б) Прямые ножницы. В) Машинка. 19. Каким методом выполняется простая равномерная стрижка? А) Прядь за прядью Б) Прядь на прядь В) Методом ступенчатой стрижки. 20. Назовите элемент прически: А) Крон Б) Бигуди. В) Коклюшки № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 вопроса ба а вба а а ба в в в а б в в б а а ответ