Оглавление Раздел 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП 1.2.Направленность 1.3. Актуальность 1.4. Цель программы 1.5. Задачи программы 1.6. Ожидаемые результаты 1.7. Педагогическая целесообразность 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1.10. Вид программы 1.11. Адресат программы 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП 1.13. Формы обучения 1.14. Режим занятий 1.15. Особенности организации образовательного процесса 1.16. Учебный план 1.17. Содержание программы Раздел 2. 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный графикпрограммы 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка 1.1Нормативные правовые основы разработки ДООП: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». - Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации - «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». - Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от 26.05.2023г Дополнительная образовательная программа «Арт Дэнс» отнесена к программам художественной направленности. Ее цель и задачи направлены насвободное развитие личности ребёнка, поддержание его физического и психического здоровья, формирование его учебнопредметной, социальной, информационно-коммуникативной, креативной компетентностей, на формирование и развитие желания к продолжению образования и профессиональному самоопределению Актуальность: Хореография как сценическое искусство, имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения, она очень актуальна в современном мире в силу того, что потребность в движении генетически заложена в человеческом организме и обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Врачи-физиологи утверждают, что без движения человек не может быть абсолютно здоровым. Регулярные занятия способствуют улучшению циркуляции крови и снабжению тканей организма кислородом, повышению мышечного тонуса. С точки зрения медицины танцы –это лекарство от стрессов и депрессий, а также профилактика таких заболеваний, как гипертония и ишемическая болезнь сердца. Цель: Развитие личности ребенка и его способности к творческому самовыражению средствами хореографии Образовательные задачи: Обучающие (предметные): формирование знаний об основных хореографических понятиях; формирование знаний по исполнению экзерсиса у станка и на середине; обучение навыкам постановочной и концертной деятельности. Воспитательные (личностные) – воспитание эстетического восприятия; воспитание всестороннеразвитой личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию; создание условий для общения и адаптации к современной жизнина основе культурных ценностей; формирование и развитие желания к продолжению образования и профессиональному самоопределению (готовности к трудовой деятельности Развивающие (метапредметные) – формирование и развитие специальных навыков и умений по хореографии; формирование и развитие познавательного интереса к хореографическому искусству и общей культуры личности; формирование и развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе; развитие коммуникативных способностей обучающихся через учебнопрактическую деятельность; развитие способности творческого выполнения практической деятельности; развитие способности использовать приобретённые предметные знания и опыт практической деятельности для решения задач реальной жизни. Ожидаемые результаты: Личностные: -развитие специальных эстетических качеств: музыкальности, выразительности и артистизма; - воспитать культуру общения и поведения в коллективе, чувство ответственности, уважения к сверстникам, себе; - воспитать устойчивый интерес к занятиям танцами и спортом (здоровому образу жизни); - развитие основных психических процессов и качеств: наблюдательности, внимания, фантазии, воображения; - развитие пластической выразительности движений, чувства ритма, смелости публичного самовыражения; - укрепление мышечного аппарата у обучающихся, исправление нарушения осанки. Метапредметные: - развитие чувства ритма, музыкального слуха, пластики движений; - развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной деятельности; - воспитание чувства ответственности; - воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим и культуру поведения; - воспитание способности к самосовершенствованию, саморазвитию, самопознанию; -социализация обучающихся в коллективе и способствование возникновению уважительных отношений между обучающимися; - приобщение обучающихся к здоровому образу жизни и гармонии тела. Предметные Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Знать названия новые классических направления, виды движений; названия народнохореографии и музыки; сценических движений; первичные классические сведения об искусстве значение слов термины; хореографии; «легато», «стаккато», жанры позиции рук и ритм, акцент, темп; музыкальных ног; произведений; Уметь воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения; соединять отдельные движения в хореографической композиции; исполнять движения классического характера. грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок; определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии; самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр. выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции; контролировать и координировать своё тело; сопереживать и чувствовать музыку. Отличительная особенность программы заключается в том, что она основывается на постепенном развитии природных способностей детей, строгой последовательности в овладении лексикой танцевального искусства, техническими приемами, систематичностью и регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса. Она рассчитана на обучение детей основам хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение допрофессиональных навыков. Занятия по данной программе приобщают детей к пониманию искусства танца и знакомят с богатейшей художественной культурой прошлого и настоящего России. Обучение включает в себя следующие основные предметы: Народный танец Классический танец Современный танец Ритмика и партерная гимнастика Вид программы: Модифицированная программа Адресат программы: Программа адресована детям 5-18 лет. При реализации программы учитываются психические и физиологические особенности детей как младшего школьного возраста, так и подросткового возраста. За это время формируется способность к целенаправленному систематическому труду. Память и мышление имеют образный характер. Особое внимание в этом возрасте уделяется развитию двигательного аппарата. Формируются свойства личности: ответственного отношения к учебе, готовности учиться, чувства дружбы, товарищества, любви к Родине. Нравственные качества становятся более устойчивыми Срок и объем освоения программы: Срок реализации Программы - 3 года «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 144 педагогических часа; «Базовый уровень» - 2 год обучения, 144 педагогических часа; «Продвинутый уровень» - 3 год обучения, 216 педагогических часов. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: В группу первого года обучения принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний по заявлению на добровольной основе. На вакантные места в группу второго года обучения принимаются дети соответствующего уровня подготовки. Группа может формироваться как одновозрастной, так и разновозрастной. Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Хореография 4 часа в неделю; 144часа в год. 4 часа в неделю; 144 часа в год. 6 часов в неделю; 216 часов в год. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Арт Дэнс» Учебный план Стартовый уровень (1 года обучения) № п/п 1 Название раздела Вводное занятие Всего часов Теория Практика 2 2 - 52 6 46 Формы аттестации Устное тестирование 2 Азбука движения 3 Играя, танцуем 20 2 18 4 Основы классического танца 16 4 12 4.1 Экзерсис у станка 8 2 6 4.2 Экзерсис на середине зала 8 2 6 5 Партерная гимнастика 10 2 8 Технический зачёт 6 Работа над репертуаром 42 2 40 Участие в конкурсах 7 Итоговое занятие 2 - 2 Отчетный концерт 144 18 126 Итого: музыкального Количество часов Открытое занятие Творческие этюды Тестирование Контрольный просмотр Технический зачёт Технический зачёт Содержание учебного плана 1-го года обучения 1. Вводное занятие Теория: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ. Диагностика физического развития каждого учащегося, работа над выявлением уровня развития творческих способностей учащихся. 2. Азбука музыкального движения Теория: Музыкальное вступление, драматургия хореографического произведения. Музыкальная фраза. Понятие о графическом рисунке данного танца. Средства выразительности: темп, динамика движения, характер. Жанры: марш, вальс, полька, полонез, галоп, детские, народные, колыбельные песни. Хореографическое творчество. Блиц-опрос всех учащихся по итогам раздела. Практика: Основные положения головы, рук, корпуса и ног. Шаги, прыжки, подскоки в ритме различных жанров. Отражение в движении ритмической пульсации. Танцевальные переходы и рисунки. Дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические упражнения. Пластика тела, согласно динамическим оттенкам музыки. Пространственные музыкальные упражнения. Музыкально-подвижные игры на определение динамики музыкального произведения. Работа с тестами. 3. Играя, танцуем Теория: - сложность и особенность совмещения слов с логической постройкой действия; - наложение творческого образа на танцевальные движения. Практика: - ходьба и бег в разных характерах и образах; - прыжковые движения с продвижением и на месте, прямой галоп, подскок; - образно-танцевальные комбинации и этюды; - игровой самомассаж и массаж в паре; - работа с воображаемым предметом; - игротанцы: хореографические упражнения с атрибутами; - игры потешки – общеразвивающие упражнения для пальчиков; - «Стихи с движениями». 4. Основы классического танца Теория: Классический танец — это определенный вид хореографический пластики, это основа любого танца и балет можно назвать фундаментом любого сценического танца. Классический танец развивает осанку, вырабатывает ответственность, уважение к искусству, развивает гибкость и легкость. Учит выражать свои чувства с помощью танца, чувствовать себя уверенным и развязным, способствует развитию интеллекта и культуры. Практика: Постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе освоения основных движений классического экзерсиса у станка, развитие навыков координации движений. 4.1. Экзерсис у станка Теория: Комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений. Практика: Последовательность упражнений: 1. Plie. 2. Battementtendu. 3. Battement tendujete. 4. Rond de jambe par terre. 5. Battement foundus. 6. Battement soutenus. 7. Battement frappes. 8. Rond de jambeenl'air. 9. Petit battements. 10. Battement developpes. 11. Grand battement jete. 4.2.Экзерсис на середине зала. Теория: Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине зала он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи палки. Правильное распределение центра тяжести подтянутого корпуса на двух и на одной ноге, ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги, основные условия для овладения устойчивостью. Практика: 1. Положение корпуса épaulementcroiséeeteffacée. 2. Demi–plié по I – II позициям в положении enface, по V позиции в положении épaulement. 3. Battementtendu: из I позиции в сторону, вперед, назад; с passéparterre, c demi–plié 4. Battementtendujeté из I позиции во всех направлениях. 5. Demi rond de jambe par terreendehors et en dedans. 6. Relevé на полупальцы по I, II, V позициям с вытянутых ног. 7. Повороты в V позиции на 1/4 круга (по точкам класса). 5.Партерная гимнастика Теория: Партерная гимнастика представляет собой особую систему упражнений, которые призваны укрепить мышцы и развить силу, улучшить или восстановить подвижность суставов, придать тканям, связкам и мышцам эластичность. Под «партерной» гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений, в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. Практика: 1. упражнение на подвижность голеностопного сустава; 2. упражнение на развитие шага; 3. упражнение на развитие гибкости; 4. упражнение на укрепление позвоночника; 5. упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса; 6. упражнение на развитие выворотности ног; 7. упражнение на развитие мышц паха; 8. растяжка ног (вперед, в сторону); 9. наклоны корпуса к ногам; 10.упражнение на полу (шпагат). 6.Работа над репертуаром Теория: Ведется объяснение постановочного материала танца. Практика: Работа над постановками хореографических композиций. Отработка данных постановок. 7. Итоговое занятие Итоговое занятие проводится по форме открытого занятия, где учащиеся демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные за учебный год. Календарный учебный график 1 года обучения № Дата 1 Кол-во часов 2 04.09.24 2 07.09.24 2 Название темы Форма контроля Устный зачет Правила поведения на занятиях хореографией и инструктаж по технике безопасности. Диагностика физического развития и уровня развития творческих способностей. Средства выразительности: темп, Опрос 3 4 5 6 9 2 14.09.24 2 18.09.24 2 21.09.24 2 25.09.24 2 28.09.24 2 02.10.24 2 05.10.24 2 09.10.24 2 Шаговая дорожка в ритме вальса 12.10.24 2 16.10.24 2 19.10.24 2 Марш – музыкальный жанр; синхронность исполнения движений Ритмическая пульсация – акцент на Устная оценка сильную, слабую доли музыкального произведения Наблюдения Изучение прыжков с обеих ног с 10 11 12 13 14 Устная оценка Предварительный просмотр Устная оценка Устная оценка Наблюдение Предварительный просмотр Творческий этюд Предварительный просмотр Наблюдения одновременным их сгибанием 23.10.24 2 Изучение прыжков со средней амплитудой взлета Тестирование 26.10.24 2 Знакомство с понятиями: такт и затакт. Логика поворотов вправо и влево Наблюдения 30.10.24 2 Разучивание шагов и прыжков с поворотом тела Устная оценка 02.11.24 2 Разучивание комбинаций, прыжках Творческий этюд 06.11.24 2 Стилевая окраска произведений 15 16 17 18 19 Устная оценка 11.09.24 7 8 динамика движения, характер Основы музыкальной грамоты: вступление Основы музыкальной грамоты: музыкальная фраза Драматургия хореографического произведения. Основные положения головы, рук, корпуса и ног Особенности построения и перестроения графических рисунков Перестроения графических рисунков в усложненной форме Основные элементы польки и полонеза Галоп – скачкообразный стремительный танец, как подготовительная ступенька к прыжкам танцевальных основанных на народных Устная оценка 13.11.24 2 16.11.24 2 Изучение составляющих элементов комбинации: шаги и подскоки 20.11.24 2 Развитие координации тела – исполнение роли регулировщика Устная оценка 23.11.24 2 Выполнение способствующих равновесия тела Предварительный просмотр 27.11.24 2 Разучивание комбинаций параллельными позициями 30.11.24 2 04.12.24 2 07.12.24 11.12.24 2 2 14.12.24 2 18.12.24 2 21.12.24 2 25.12.24 2 09.01.25 2 13.01.25 2 16.01.25 2 20.01.25 2 Эмоции и движение, как средства передачи характера музыкального произведения Тренинг на пространственное восприятие, работа в коллективе и на собственное эмоциональное раскрепощение в танце Блиц-опрос и работа с тестами Игрогимнастика – мотивация к творчеству Отражение образа в манере исполнения элементов танца: ходьба и бег Выполнение прыжковых комбинаций в различных образах: прямой галоп, подскок Выполнение хореографических комбинаций, согласно заданному характеру и образу Разучивание танцевальных композиций с атрибутами: мяч, обруч Разучивание образнотанцевального этюда Работа над образами и характерами образно-танцевального этюда Отработка трюковых элементов образно-танцевального этюда Работа над синхронностью 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Наблюдение 2 20 21 Выполнение упражнений для развития гибкости плечевого пояса Разучивание комбинаций, развивающих пластику тела 09.11.24 упражнений, развитию с Танцевальный батл Устная оценка Хореографический турнир Устная оценка Наблюдения Устная оценка Опрос Наблюдение Устная оценка Творческий этюд Предварительный просмотр Творческий этюд Предварительный просмотр Устная оценка Наблюдение 38 39 40 23.01.25 2 27.01.25 2 30.01.25 03.02.25 2 2 06.02.25 2 42 10.02.25 2 13.02.25 2 17.02.25 2 20.02.25 2 24.02.25 27.02.25 2 2 03.03.25 2 06.03.25 2 48 49 50 Устный зачет Устная оценка 3. Battement tendujete 4. Rond de jambe par terre 5. Battement foundus 6. Battement soutenus 7. Battement frappes 8. Rond de jambeenl'air 1.Положение корпуса épau lement croisée et effacée Наблюдение Наблюдение Устная оценка 3.Battement tendu: из I позиции в сторону, вперед, назад; с passé parterre, c demi–plié 4.Battement tendu jeté из I позиции во всех направлениях Наблюдение 5.Demi rond de jambe par terreendehors et en dedans 45 47 Опрос 2.Demi–plié по I – II позициям в положении en face, по V позиции в положении épau lement 44 46 Наблюдение 2.Battement tendu 41 43 исполнения образно-танцевального этюда Творческий образ: характер, манера, эмоции История хореографического искусства Азбука классического танца 1.Plie 6.Relevé на полупальцы по I, II, V позициям с вытянутых ног 7.Повороты в V позиции на 1/4 круга (по точкам класса) Понятия партерной гимнастики Упражнение для подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц, голени и стопы Упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса Упражнения для тазобедренных Предварительный просмотр Зачет Устная оценка Предварительный просмотр Наблюдение 10.03.25 2 13.03.25 2 17.03.25 2 20.03.25 2 24.03.25 27.03.25 31.03.25 2 2 2 03.04.25 2 07.04.25 2 10.04.25 2 14.04.25 2 17.04.25 2 21.04.25 2 24.04.25 2 Работа над синхронностью движений 28.04.25 2 05.05.25 2 08.05.25 2 12.05.25 2 15.05.25 2 19.05.25 2 Работа над отдельными комбинациями Разучивание танцевального этюда эстрадного характера Отработка отдельных танцевальных движений этюда Работа над синхронностью движений Работа над образами и эмоциями эстрадного этюда Работа над танцевальными постановками изученного 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 суставов, эластичности мышц, бедра Упражнения: велосипед, лодочка, бабочка, лягушка, мостик, свеча, гора, корзиночка, качели, книжечка Объяснение постановочного материала танца Разучивание классической танцевальной композиции Работа над образами и эмоциями классической танцевальной композиции Работа над рисунком танца Работа над комбинациями Работа над пластикой движений классической композиции Разучивание композиции в народно-стилизованном стиле Работа над образами и эмоциями народно стилизованной композиции Строение и перестроения рисунков танца Работа над народными комбинациями с дробными выстукиваниями Разучивание танцевальной композиции «Хоровод» Строения и перестроения рисунков танца Наблюдение Опрос Устная оценка Предварительный просмотр Наблюдение Устная оценка Предварительный просмотр Устная оценка Предварительный просмотр Устная оценка Предварительный просмотр Наблюдение Предварительный просмотр Устная оценка Устная оценка Наблюдение Предварительный просмотр Наблюдение Творческий этюд Творческий этюд 22.05.25 2 25.05.25 2 71 72 материала Работа над танцевальными постановками изученного материала Отчетный концерт Творческий этюд Устная оценка Учебный план Базовый урове6нь (2 год обучения) № п/п 1 Теория Практика Вводное занятие Всего часов 2 2 - 2 Эстрадный танец 40 2 38 Творческие этюды 3 Народно-сценический танец 32 2 30 Открытое занятие 4 Основы классического танца 20 4 16 4.1 Экзерсис у станка 8 2 8 4.2 Экзерсис на середине зала 8 2 8 5 Работа над репертуаром 48 2 46 Технический зачет Технический зачет Технический зачет Концерт Итоговое занятие 2 - 2 6 Тема занятий Итого: 144 12 Форма аттестации Зачет Академический концерт 132 Содержание учебного плана 2-го года обучения. 1.Вводное занятие Теория: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ. 2.Эстрадный танец Теория: - история появления и значение эстрадного танца; - понятие о графическом рисунке данного танца; - особенности средств выразительности: темп, динамика движения, характер; - блиц-опрос учащихся по итогам раздела. Практика: - положение головы, рук, корпуса и ног, характерно эстрадному танцу; - развитие изоляции частей тела в ходе выполнения комбинаций; - развитие координации тела в ходе выполнения комбинаций; дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкальноритмические упражнения; - снятие мышечных зажимов; - стилевые упражнения на развитие темпоритмических рисунков; - типы импульса, сила импульса, скорость импульса; - образно-стилевые хореографические этюды; - понятие «внутренняя жизнь». 3.Народно-сценический танец Теория: - значимость народно-сценического танца; - особенности эмоциональной окраски при исполнении танцев различных национальностей; - блиц-опрос о народно-сценическом танце. Практика: - комбинации и основные элементы татарского танца, эмоциональная окраска данного танца; - переходы и рисунки; - народно-сценический танец – массовый танец; - развитие пластики тела: наклоны, прогибы, выпады; - ритмические рисунки ногами на смену музыки; - этюд, основанный на комбинациях татарского танца. 4.Основы классического танца Теория: Классический танец является одним из средств интернационального и патриотического воспитания будущего поколения. Он поможет обучающимся раскрепостить внутренние силы, даст выход спонтанному чувству танцевального движения. Структура обучения представлена практическим разделом, который знакомит обучающихся с танцевальной и музыкальной культурой. Развитие техники и выразительности исполнения. Практика: Задачами второго года обучения являются: развитие силы ног путем увеличения количества упражнений, развитие устойчивости, освоение техники в более быстром темпе. Наряду с этим более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе у станка и на середине. 4.1. Экзерсис у станка Теория: 1. развитие силы ног путем частичного введения полупальцев в экзерсисе у станка; 2. развитие устойчивости; 3. развитие техники исполнения упражнений в более быстром темпе. Наряду с этим вводится более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе на середине, усложнения учебных комбинаций. Практика: Demi-plie в 1, 2, 5 позициях. Battement tendu – всенаправления: Battement tendujete - всенаправления: Rond de jambe par terreendehors et en dedans. Battement frappe носкомвпол. Releve на полупальцы в 1, 2, 5 позициях. Grandplie в 1, 2, 5 позициях. Battementrelevelent на 450 и на 900 – все направления. 4.2. Экзерсис на середине зала Теория: Упражнения исполняются enface на всей стопе, с постепенным введением маленьких и больших поз. Практика: Основное положение корпуса epaulementcroisee. Позы (носком в пол) - croisee. Demi-plie в 1, 2, 5 позициях. Battement tendu – все направления: Battement relevelent на 450 и 900 – все направления. Releve на полупальцы в 1, 2, 5 позициях с вытянутых ног. Pas de bourreesimpl с переменой ног endehors et en dedans en face. 1.Работа над репертуаром Теория: Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков. Практика: Разучиваются танцевальные композиции, построенные на изученных танцевальных движениях и выстраивается в законченную форму-танец. 3.Итоговое занятие Итоговое занятие проводится по форме отчетного концерта, где учащиеся демонстрируют умения и навыки по итогам учебного года. Календарный учебный график 2-го года обучения № Дата 1 02.09.25 Колво часов 2 05.09.25 2 09.09.25 2 12.09.25 16.09.25 2 2 19.09.25 23.09.25 2 2 26.09.25 2 30.09.25 2 03.10.25 2 07.10.25 2 10.10.25 2 3 4 5 6 7 8 11 Тестирование Истории появления и особенности исполнения эстрадного танца Основы эстрадного танца: положения головы, рук, корпуса и ног Разучивание элементов эстрадного танца Выполнение упражнений, развивающих координацию отдельных частей тела Разучивание переходов и рисунков Разучивание переходов и рисунков в усложнённых вариантах Разучивание танцевальных комбинаций в стиле хип-хоп Разучивание комбинаций с переменой темпа, ритма, динамики музыкального сопровождения Упражнения со сменой уровня движения Манера исполнения разно-стилевых ролей танцевального произведения Устная оценка 2 Импульс к движению, воображаемый центр в груди. Дыхательные практики Устная оценка 14.10.25 2 Изучение танцевальных комбинаций, основанных на кроссовых элементах Наблюдение 17.10.25 2 Изучение основных движений Adajio 21.10.25 2 24.10.25 2 Разучивание комбинаций, основанных на элементах Adajio Разучивание комбинаций, направленных на развитие гибкости и выразительности 12 13 14 15 16 Форма контроля Знакомство с программой, правила поведения на занятиях хореографией и инструктаж по технике безопасности 9 10 Название темы Предварительный просмотр Наблюдение Устная оценка Наблюдение Предварительный просмотр Наблюдение Наблюдение Устная оценка Наблюдение. Предварительный просмотр Творческий этюд Устная оценка 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 28.10.25 2 31.10.25 2 07.11.25 11.11.25 2 2 14.11.25 18.11.25 21.11.25 2 2 2 25.11.25 2 28.11.25 2 02.12.25 05.12.25 2 2 09.12.25 2 12.12.25 2 16.12.25 2 19.12.25 2 23.12.25 2 26.12.25 2 09.01.26 2 13.01.26 16.01.26 20.01.26 2 2 2 23.01.26 2 27.01.26 30.01.26 2 2 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Работа над жестом, манерой, характером танцевальных композиций Стилистическая разница исполнения одного и того же элемента Разучивание эстрадного этюда Работа над отдельными комбинациями Работа над прыжками эстрадного этюда Работа над эмоциональным аспектом Работа над синхронностью исполнения эстрадного этюда Повторение и закрепление ранее изученного материала. Повторение и закрепление ранее изученного материала Значимость народно-сценического танца Эмоциональная окраска народносценических хореографических композиций Разучивание основных элементов украинского танца Разучивание переходов и рисунков украинского танца Разучивание основного шага украинского танца Выполнение упражнений, направленных на развитие эластичности мышц и связок Разучивание основных элементов украинского танца: голубец, бегунец, веревочка Разучивание танцевальных элементов – припадание, подскок с переступаниями Разучивание элемента украинского танца «Выхилясник» Разучивание рисунка танца Разучивание элемента «Ковырялочка» Разучивание элемента «Ковырялочка» в усложненной форме Комбинирование элементов украинского танца в общую танцевальную постановку Разучивание украинского этюда Работа над характером украинского этюда Творческий этюд Устная оценка Наблюдение Предварительный просмотр Наблюдение Творческий этюд Устная оценка Творческий этюд Творческий этюд Устный зачет Устная оценка Наблюдение Предварительный просмотр Устная оценка Наблюдение Предварительный просмотр Наблюдение Устная оценка Наблюдение Устная оценка Наблюдение Творческий этюд Устная оценка Наблюдение 41 42 43 03.02.26 2 06.02.26 10.02.26 13.02.26 2 2 2 Работа над украинским этюдом поставленным ранее Азбука классического танца История классического танца Demi-plie в 1, 2, 5 позициях. Творческий этюд 2 Battement tendu – все направления Battement tendu jete - всенаправления. Устная оценка 2 Rond de jambe par terreendehors et en dedans Battement frappe носком в пол. Наблюдение 2 Releve на полупальцы в 1, 2, 5 позициям Grandplie в 1, 2, 5 позициях. Устная оценка Устный зачет Опрос Наблюдение 44 17.02.26 45 20.02.26 46 24.02.26 47 27.02.26 2 48 03.03.26 2 Battement relevelent на 450 и на 900 – все направления Основное положение корпуса epaulement croisee Позы (носком в пол) croisee Demi-plie в 1, 2, 5 позициях. Наблюдение Устная оценка 49 06.03.26 2 Battement tendu – все направления Battement relevelent на 450 и 900 - все направления Наблюдение 50 51 10.03.26 2 52 13.03.26 53 17.03.26 20.03.26 2 2 24.03.26 27.03.26 2 2 31.03.26 03.04.26 2 2 07.04.26 2 54 55 56 57 58 59 Releve на полупальцы в 1, 2, 5 позициях с вытянутых но Pas de bourre esimpl с переменой ног endehors et en dedans en face Объяснение постановочного материала танца, прослушивание музыкального материала Разучивание танцевальной композиции Работа над образами и эмоциями танцевальной композиции Работа над комбинациями Отработка движений на увеличения темпа музыки Работа над рисунком танца Работа над синхронностью движений Разучивание композиции Медленный Наблюдение Опрос Устная оценка Творческий этюд Устная оценка Наблюдение Устная оценка Танцевальный батл Наблюдение вальс 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 10.04.26 2 14.04.26 2 17.04.26 21.04.26 2 2 24.04.26 28.04.26 2 2 05.05.26 2 08.05.26 2 12.05.26 2 15.05.26 19.05.26 22.05.26 2 2 2 29.05.26 2 Работа над образами и эмоциями танцевальной композиции Работа над основным танцевальным шагом Разучивания отдельных движений Соединения всех движений в единую постановку Работа над рисунком танца Разучивание танцевальной композиции Рок-н-ролл Работа над образами и эмоциями танцевальной композиции Работа над движениями и четкостью исполнения Формирования комбинаций для постановки композиции Отработка комбинаций по парам Работа над рисунком танца Разучивание спортивно танцевального этюда Отчетный концерт. Подведение итогов за год Устная оценка Наблюдение Наблюдение Устная оценка Наблюдение Наблюдение Устная оценка Тестирование Устная оценка Устная оценка Наблюдение Устная оценка Наблюдение Учебный план Продвинутый уровень (3 год обучения) № п/п 1 Тема занятий Вводное занятие Всего часов Теория Практика 2 2 - 38 4 34 30 2 28 34 2 32 26 4 22 18 2 16 18 2 16 3 Эстрадный танец и элементы фитнеса Основы джаз-модерн танца 4 Народно-сценический танец 5 Основы классического танца 5.1 Экзерсис у станка 5.2 Экзерсис на середине зала 6 Работа над репертуаром 64 2 62 7 Итоговое занятие 2 - 2 216 16 200 2 ИТОГО: Форма аттестации Зачет Творческие этюды Открытое занятие Технический зачет Технический зачет Технический зачет Технический зачет Концерт Содержание учебного плана 3-го года обучения. 1.Вводное занятие Теория: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ. 2.Эстрадный танец и элементы фитнеса Теория: - особенности подачи и исполнения элементов эстрадного танца; - понятие о графическом рисунке данного танца; - характер музыкального сопровождения эстрадного танца; - блиц-опрос учащихся о синтезе эстрадного танца и фитнеса. Практика: - силовые упражнения на все группы мышц; - эпизоды кардиотренировок; - комбинации с использованием изоляции, координации и полицентрии; - синхронность при групповом исполнении постановок в современном стиле; -дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические упражнения; - художественное восприятие музыки, ее оценка. 3.Основы джаз-модерн танца Теория: - история появления и значение данного направления хореографии; - понятие о графическом рисунке данного танца; - особенности и отличительные черты джаз-модерн танца от других направлений хореографии; - блиц-опрос по итогам изучения данного раздела. Практика: - комбинации и основные элементы джаз-модерн танца; - переходы и рисунки в усложнённых вариантах; - свинговые комбинации для укрепления позвоночного столба; - кросс, развитие скорости движений; - сочетание изоляционных центров; - стилевая окраска танцевальных элементов. 4.Народно-сценический танец Теория: Выполнения движений и рисунков русского народного танца. Практика: -комбинации и основные элементы русского народного танца, эмоциональная окраска данного танца; - переходы и рисунки; - трансформация хореографии русского народного танца – стилизация; - элементарные трюковые комбинации в стиле русского народного танца; - блиц-опрос. 5.Основы классического танца Теория: На третьем году обучения закрепляется азбука классического танца. Основными задачами являются закрепления пройденного материала. Практика: Выработка навыков правильности и чистоты исполнения, закрепления устойчивости, развитие координации, выразительности поз, дальнейшее воспитание силы и выносливости. 5.1.Экзерсис у станка Теория: Повторения классическихупражнений. Практика: Demi-plie, grand plie в I, II, IV, V позициях. Battements tendu Battements tendu jetes 5.2.Экзерсис на середине зала. Теория: Повторения классических упражнений. Практика: Rond de jambe par terre Аdagio насерединезала. II и IV arabesques носком в пол. (На середине зала) 6.Работа над репертуаром Теория: Объяснение постановочного материала танца. Практика: Работа над постановками хореографических композиций. 7.Итоговое занятие Итоговое занятие проводится по форме отчетного концерта, где учащиеся демонстрируют умения и навыки, приобретенные за учебный год. Календарный учебный график 3-го года обучения № Дата 1 02.09.26 Колво часов 3 .04.09.26 3 09.09.26 3 11.09.26 3 16.09.26 3 18.09.26 3 23.09.26 25.09.26 2 3 4 5 6 7 8 Название темы Форма контроля Знакомство с программой Инструктаж по ТБ Беседа об отличительных особенностях эстрадного танца от других направлений Характер и особенности музыкального сопровождения эстрадного танца Выполнение упражнений кардио тренировок для развития выносливости Выполнение упражнений силовых тренировок Разучивание связок, включающих элементы кардио и силовых тренировок Опрос 3 Синтез дыхания, тренинг Тестирование 3 Разучивание усложненных элементов на устойчивость и включение их в комбинацию Наблюдение Устный зачет Опрос Устная оценка Наблюдение Устная оценка 9 30.09.26 3 Изучения элементов акробатики Устная оценка 02.10.26 3 Наблюдение 07.10.26 3 09.10.26 3 Разучивание комбинаций, основанных на подскоках с координированными движениями рук Развитие умения двигаться синхронно с соблюдением дистанции Выполнение коллективно-порядковых упражнений, перестроений 14.10.26 3 Изучение особенностей перестроения, согласно стилям эстрадного танца 16.10.26 3 Изучения комбинаций под разный стиль музыки Тестирование 21.10.26 3 Отработка образно-игровых навыков Наблюдение 23.10.26 3 Наблюдение 28.10.26 3 30.10.26 3 03.11.26 3 Разучивание комбинаций с использованием изоляции частей тела Разучивание и отработка музыкальнопластического этюда Выполнение усложненных упражнений на координацию движений рук, головы, корпуса и ног Выполнение упражнений глубокого стретчинга 06.11.26 3 Беседа об истории появления и отличительных особенностях джазмодерн танца от других направлений 11.11.26 3 13.11.26 3 18.11.26 3 20.11.26 3 25.11.26 3 27.11.26 3 02.12.26 3 04.12.26 3 Изучение и отработка поворотов и вращений в стиле джаз-модерн Разучивание комбинаций с поворотами и вращениями в стиле джаз-модерн Постановка этюда, основанного на поворотах и вращениях Разучивание комбинаций с использованием параллельных позиций Выполнение переходов и перестроений в усложненных вариантах Работа над элементами от простого к сложному Самостоятельное составление элементарных комбинаций в стиле джазмодерн Разучивание кроссовых комбинаций с использованием гранд батмана 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Тестирование Устная оценка Наблюдение Предварительный просмотр Наблюдение Устная оценка Опрос Устная оценка Наблюдение Предварительный просмотр Наблюдение Устная оценка Наблюдение Предварительный просмотр Наблюдение Разучивание кроссовых комбинаций с использованием поворотов Разучивание элементарных трюковых составляющих джаз-модерн танца Разучивание усложненных свинговых элементов и включение их в комбинацию Разучивание комбинаций с элементами бега и прыжков Предварительный просмотр Устная оценка 09.12.26 3 11.12.26 3 16.12.26 3 18.12.26 3 23.12.26 3 Разучивание комбинаций в партере. 25.12.26 3 Разучивание и отработка этюда в стиле джаз-модерн 3 Рисунок русского народного танца Опрос 15.01.27 3 Наблюдение 20.01.27 3 22.01.27 3 27.01.27 3 29.01.27 3 03.02.27 3 42 05.02.27 3 Разучивание основных элементов русского народного танца Разучивание комбинаций с учетом характера исполнения русского народного танца Выполнение переходов, перестроений рисунков, свойственных русскому народному танцу Разбор и выполнение элементов трюковых комбинаций русского народного танца Выполнение комбинаций в стиле русского танца и стилизация этих комбинаций Работа над комбинациями в народно стилизованном характере Закрепления азбуки классического танца 43 10.02.27 3 Повторения классических упражнений Тестирование 12.02.27 3 Наблюдение 45 17.02.27 3 Demi plie, grand plie в I, II, IV, V позициях Battements tendu 46 19.02.27 3 Battements tendu jetes Наблюдение 47 24.02.27 3 Rond de jambe par terre Наблюдение 48 26.02.27 3 Аdagio на середине зала Устная оценка 03.03.27 3 II и IV arabesques носком в пол. (На середине зала) Наблюдение 29 30 31 32 33 34 35 36 13.01.27 37 38 39 40 41 44 49 Наблюдение Устная оценка Предварительный просмотр Наблюдение Устная оценка Наблюдение Устная оценка Наблюдение Предварительный просмотр Устный зачет Устная оценка 50 05.03.27 3 Объяснение постановочного материала Опрос 51 10.03.27 3 Индивидуальная постановка танца Устная оценка 52 12.03.27 3 Работа над образом и эмоциями танцевальной композиции Наблюдение 53 17.03.27 3 Работа над отдельными элементами Наблюдение 54 19.03.27 3 Формирование движений в комбинации Наблюдение 55 24.03.27 3 Разучивание рисунка танца Устная оценка 56 26.03.27 3 Работа над синхронностью движений 57 31.03.27 3 Разучивание танцевальной композиции Предварительный просмотр Наблюдение 58 02.04.27 3 Строение, перестроения рисунков танца Устная оценка 59 07.04.27 3 Работа над танцевальными комбинациями Наблюдение 60 09.04.27 3 61 14.04.27 3 Сводные процессы в танцевальную композицию 62 16.04.27 3 Разучивания этюда Предварительный просмотр Наблюдение 63 21.04.27 3 Работа над отдельными движениями Устная оценка 64 23.04.27 3 Творческий этюд 65 28.04.27 3 66 30.04.27 3 67 11.05.27 3 Работа над пластикой и характером этюда Формирования всех элементов в единую постановку Отработка ранее изученных танцевальных композиции Отработка ранее изученных композиции 68 16.05.27 3 Отработка ранее изученных композиции 69 18.05.27 3 70 23.05.27 3 71 25.05.27 3 Отработка ранее изученных танцевальных композиций Отработка ранее изученной танцевальных композиции Отчетный концерт. Предварительный просмотр Устная оценка 72 27.05.27 3 Итоговое занятие Работа над координаций движений Предварительный просмотр Устная оценка Предварительный просмотр Наблюдение Устная оценка Концерт. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПДО: Гребнев Евгений Александрович Творческое объединение: «Артдэнс» Место проведения: МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» Хореографический зал, сцена Форма занятия: индивидуальные, групповые Месяц: сентябрь, май 2024-2025, 2025-2026, 2026-2027 Количество учебных недель 36 недель Количество учебных дней 1 год обучения (от 144 час. -72 дня) 2 год обучения (от 144 час. - 72 дней) 3 год обучения (от 216 час. - 108 дней) Даты начала и окончания учебного года С 1 сентября для обучающихся второго и последующих лет обучения С ____09.2024 для обучающихся 1 года обуч. 31.05.2025 г. (приказ № от ) Сроки промежуточной аттестации (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1,2 года обучения ДОП на 3 года Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 3 года обучения (май) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Таблица 2.2.1. Аспекты Характеристика (заполнить) Материальнотехническое обеспечение Площадь кабинета (зала)27 кв.м просторное, светлое помещение с зеркалами. -станок хореографический -ноутбук с акустической системой - музыкальный центр -фортепиано -акустическая система -интерактивная панель -видеокамера -коврики гимнастические Информационное https://rur.hitmotop.com обеспечение https://web.ligaudio.ru/mp3/качественный%20звук?ysclid=lnbmdmi73i180127254 Ссылки: https://www.drivemusic.club/best_music.html?ysclid=lnbmesdm9c412118219 Аспекты Характеристика (заполнить) https://savevideohd.ru/search/Урок-народного-танца https://videomin.net/?q=видеоурок+танца+в+стиле+jazz+modern https://video-dance.ru/sovremennie/contempo Кадровое обеспечение Гребнев Евгений Александрович, педагог дополнительного образования 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются:тестирование, устный опрос, анализ выступления, открытое занятие 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Методики Уровень развития творческого потенциала учащихся Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Уровень развития высших психических функций ребёнка Уровень развития социального опыта учащихся Уровень развития творческого потенциала учащихся Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Уровень развития социального опыта учащихся Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Уровень теоретической подготовки учащихся https://nsportal.ru/node/6199978 Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) https://nsportal.ru/node/6199980 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Игровой Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Открытое занятие Акция Бенефис Защита проекта Игра Концерт Презентация Мастер-класс Спектакль Мини-фестиваль Тренинг Педагогические технологии с указанием автора: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения Дидактические материалы: https://nsportal.ru/node/6199975 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бакланова Т.И. Музыка для детей: музыкальные путешествия и встречи. В гостях у народов России. – М.: АСТ-Астрель, 2009. 2. Блок В.М., Португалов К.П. Русская и советская музыка. – М.: Просвещение, 1977. 3. Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. – М: Искусство, 1987. 4. БочарниковаЭ, Иноземцева Г. Тем, кто любит балет. - М.:Русский язык, 1987. 5. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Лань». 2001 6. Дени Г., Дассевиль Л. Все танцы. – Киев: Музыка,1983. 7. Детская энциклопедия «Балет», М.: АстрельАст 2001. 8. Детям – о традициях народного мастерства. Учебно-метод.пособие: В 2 ч./ Под ред.Т.Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 9. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989. 10.Зайцева Е. Библия красоты. – М.: Эксмо, 2002. 11.Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современ.литератор, 1999. 12.Кристерсон X. X. Танец в спектакле драматического театра. – Л.: Искусство, 1952. 13.Макдональд Ф. Одежда и украшения. – М.: ООО Издательство Астрель, 2002. 14.Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. 15.Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. // Я вхожу в мир искусств, N 4, 1998. 16.Пасютинская В. Волшебный мир театра. - М.: Просвещение, 1985. 17.Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов-на– Дону: Феникс, 2004. 18.Энциклопедия обрядов и обычаев. Спб.: «РЕСПЕКС», 1996. 19.Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004. Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 3 от 12.01.2022г