Веселые ложкари

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки
ДООП
1.2. Направленность
1.3. Актуальность
1.4. Цель программы
1.5. Задачи программы
1.6. Ожидаемые результаты
1.7. Педагогическая целесообразность
1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы
1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы)
1.10. Вид программы
1.11. Адресат программы
1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП
1.13. Формы обучения
1.14. Режим занятий
1.15. Особенности организации образовательного процесса
1.16. Учебный план
1.17. Содержание программы
Раздел 2.
2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий
формы аттестации
2.1. Календарный учебный график программы
2.2. Условия реализации программы
2.3. Оценка достижений результатов
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
 «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Постановление главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении
СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию о организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей
и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной
инфекции (COVID-19)»
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
 Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский
район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015.
 Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от
26.05.2023г
Дополнительная общеобразовательная программа по курсу ансамбль
народных инструментов «Веселые ложкари» является модифицированной
программой художественной направленности.

Актуальность: Данная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития
дополнительного образования и согласно Концепции развития
дополнительного образования способствует:


формирование и развитие творческих способностей
учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение
духовно-нравственного,
гражданского,
патриотического, трудового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья учащихся.
Актуальность программы заключается в том, что на современном
этапе развития общества она отвечает запросам учащихся и родителей
(законных представителей), оказывая комплексное обучающее, развивающее,
воспитательное и здоровьесберегающее воздействие.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением
образовательного процесса на развитие природных способностей учащихся,
на практическое применение навыков игры на инструментах. Игра на ложках
доступна детям, так как способы и приѐмы игры на них просты. Доступность
ложек, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносят детям
радость, помогает самораскрыться и саморазвиться через активную
созидательную деятельность.
Игра на ложках активно влияет на развитие координации движений,
на тонкую моторику, а также быстроту реакций. Осознанные действия при
музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и
ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому
освоению других музыкальных инструментов.
Цель программы - обогащение духовной культуры детей через приобщение к
игре на русских народных инструментах.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и обогащать знания детей о народной культуре (о быте,
костюме, ремесле, музыкальных инструментах, художественных промыслах,
традициях, праздниках).
- Формировать основы техники игры на ложках и других народных
инструментах.

- Формировать умение детей согласованно действовать в коллективе,
добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных
партий;
- Познакомить с музыкальными терминами, средствами музыкальной
выразительности.
Развивающие:
- Развивать ритмический и интонационный слух, музыкальную память.
- Развивать способность к элементарной импровизации, представление об
ускорении и замедлении темпа.
- Развивать внимательность, усидчивость, старательность при достижении
результата в игре.
Воспитательные:
- Воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не
только на занятиях, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;
- Воспитывать доброжелательное отношение к участникам ансамбля,
ответственность за исполнение;
- Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям своей страны, края,
прививать им интерес к прошлому старшего поколения.
Ожидаемые результаты
Предметные
Стартовый
Базовый уровень
Продвинутый уровень
уровень
Историю -Историю
ложки
в - Понятия: аккомпанемент,
ложек,
в прошлом и настоящем. мелодия, музыкальность,
прошлом
иКонструктивные композиция,
настоящем.
особенности
и синхронность,
Приѐмы музыкальнокоординация,
Знать игры на 2,3 исполнительские
танцевальное оформление,
ложках.
возможности ложек.
художественный
образ
Загадки, Разновидности
произведения
пословицы,
ансамблей ложкарей
Конструктивные
считалки про Свойства
звука, особенности
и
ложки.
его
тембровые
и музыкально-

Стартовый
уровень
Основы
музыкальной
грамоты.

Уметь

Базовый уровень

Продвинутый уровень

динамические
исполнительские
возможности.
возможности ложек.
Приобретут знания Разновидности
об
особенностях ансамблей ложкарей
применения ложек
Свойства звука, его
тембровые
и
динамические
возможности.
Приобретут знания
об
особенностях
применения ложек

- Играть соло и
в ансамбле.
- Играть соло и в
Играть соло и в
-Соблюдать
ансамбле.
ансамбле.
ритм,
Соблюдать ритм,
Соблюдать
ритм,
динамику,
динамику, темп.
динамику, темп.
темп.
-

Владеть приѐмами
игры на двух, трѐх ложках.
Используя
полученные навыки и
знания,
создавать
творческие музыкальноинструментальные
Владеть приѐмами игры
композиции.
на двух, трѐх ложках.
Владеть
Применять навыки
Используя
приѐмами
игры
на
ложках
в
полученные навыки и
Владеть игры на двух,
просветительных
целях,
знания,
создавать
трѐх ложках.
организовывать
с
творческие музыкальнопомощью
педагога
инструментальные
музыкальные гостиные, а
композиции.
так же для участия в
школьных
тематических концертах, в
праздничных
мероприятиях, семейных
концертах.
Личностные.
- Формирование культуры общения;

- воспитание гражданских, нравственно-этические качеств личности: любви
к Родине, уважения, терпения, доброты, сострадания;
-формирование семейных
взаимопонимания;

ценностей:

дружбы,

взаимопомощи

и

-воспитание общественной активности;
-воспитание коммуникативных навыков: взаимодействие со сверстниками;
-воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия;
-формирование потребности в здоровом образе жизни.
Метапредметные.
 Развитие внимания, музыкального слуха, мышления, воображения.
 Развитие творческого потенциала.
 Развитие эстетического вкуса.
 Расширение общекультурного кругозора.
Педагогическая целесообразность.
Игра на ложках доступна детям, так как способы и приемы игры на них
просты. Детский ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию
русской культуры, возрождении культурных ценностей, развитию
творческих способностей.
Фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе
огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт
прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют
полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат
детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать
слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.
Отличительные особенности данной программы
Возраст 5-10 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети
активны во всех видах музыкально – художественной деятельности. В этот
период у них качественно меняются психофизиологические возможности:
голос становится звонким, движения еще более координированными,
увеличивается объем внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей
возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к
музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества
позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития
детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и
психическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и
организации музыкальных образовательных ситуаций.
Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать
полноценным зрителем – слушателем доступных его возрасту концертов,
музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная

организация работы не только с детьми, но и
обеспечивающими полноценное музыкальное развитие.
Обучение
(разделы):

включает

в

себя

следующие

с

основные

родителями,

предметы

- Знакомствос
инструментом –
историей создания,
конструктивными особенностями;
- Постановка исполнительского аппарата;
- Освоение основных приѐмов звукоизвлечения;
- Развитие исполнительского мастерства – работа над художественновыразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически
совершенным исполнением музыкального произведения.
Вид программы: модифицированная программа
Адресат программы: Данная программа разработана для детей от 5 до
10 лет, желающих обучаться исполнительскому искусству, без ограничений,
независимо от уровня
способностей, в том числе детей с неяркими
музыкальными данными.
Срок и объем освоения программы:
3 года, 576 педагогических часов, из них:
 «Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часов;
 «Базовый уровень» -1 год , 216 педагогических часов;
 «Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
Форма обучения: очная
Режим занятий:
Предмет

Стартовый
уровень

Веселые
ложкари

4 часа в неделю;
144 часов в год.

Базовый
Продвинутый
уровень
уровень
6
часов
в
6 часов в неделю;
неделю;
216 часов в год.
216 часов в год.

Особенности организации образовательной деятельности: группы
разновозрастные, индивидуальное обучение

№ п/п
1
1.1.
1.2.

2
2.1.
2.2.
3
3.1

3.2

4
4.1
4.2.
5

Учебный план
Стартовый уровень (1 год обучения)
Количество часов
Название
Формы контроля
раздела,
всего теория практика
темы
Вводное занятие
2
1
1
Входная
2
1
1
Наблюдение
диагностика
Прослушивание
6
2
4
Знакомство с
инструментами,
история
бытования
ложек.
14
6
8
Опрос
Музыкальна
Наблюдение
я грамота
Изучение
4
2
2
терминологии
Изучение нотной
16
12
4
грамоты. Звукоряд.
26
6
20
Прослушивание
Освоение
Наблюдение
инструмент
а
6
2
4
Беседа об
исполнительском
аппарате, отработка
упражнений
навыков
двигательног
о
самоконтрол
я
10
4
6
Изучение
свойства звука.
Тембровые
характеристики,
динамически
е
возможности
.
8
2
6
Развитие
Прослушивани
технически
е Наблюдение
х навыков
Способы и приѐмы
6
1
5
звукоизвлечения
Координация
4
1
3
движений
3
1
2
Прослушивание
Творческие
Наблюдение
способност

и
5.1

5.2

6
6.1
6.2.
7

2
Знакомство
с понятием
«импровизация
», беседа об
импровизации
на ложках
Исполнение партии
8
ложек в
составе
ансамбля.
14
Работа с
репертуаро
м
Подробный разбор
6
произведения.
Подготовка к
6
выступлению
1
Контрольно
е занятие
Итого
144

1

1

2

6

4

10

2

4

1
51

Прослушивание
Наблюдение

5
Концерт

1
93

Содержание программы
1.Беседа о музыке.
Тема 1.1. Знакомство с инструментами, история бытования ложек.
Теория: Знакомство с историей инструмента. Педагог в игровой
форме рассказывает об инструментах. Демонстрирует тембры, динамику.
Практика: Игра "Отгадай тембр".
Тема 1.2. Музыкально-исполнительские возможности ложек.
Теория: Знакомство с историей инструмента. Разновидности ложек в
различных областях России, эстетика художественного оформления.
Представление инструмента в игровой форме.
Практика: Демонстрация педагогом возможностей инструмента. Под
музыкальное сопровождение дети импровизируют на ложках.
2.Музыкальная грамота.
Тема.2.1.Изучение терминологии.
Теория: беседа об исполнительских терминах (лад, мажор, минор,
динамика, гамма тоника).
Практика: применение и отработка терминологии в работе над
репертуаром.
Тема 2.2. Изучение нотной грамоты. Звукоряд.
Теория: Базовые знания по теории музыки. Длительности, паузы. Понятия
«размер»,
«такт», 2\4, 3\4, 4\4, (пиано, пианиссимо, форте, фортиссимо), кульминация,

реприза.
Практика: Запись простейших ритмических рисунков. Исполнение
ритмических рисунков, заданных педагогом. Игра «Ритмическое эхо»,
«Динамическое эхо», «Угадай мелодию по ритму», «Карточки с
ложками».
3.Освоение инструмента.
Тема 3.1. Беседа об исполнительском аппарате, отработка упражнений,
навыков.
Теория: Беседа о мышечной культуре. Об исполнительском аппарате.
Процесс обучения игре на ложках следует начинать со специальной
пропедевтической разминки рук без инструмента. Это позволит
подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и
отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить
координацию рук.
Главная роль принадлежит кисти рук. Мышцы кисти руки не должны
быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости
движений, а также быстрой утомляемости при игре на инструменте.
Практика: Отработка правильного положения инструмента.
Упражнения для развития навыков двигательного самоконтроля:
«ДЕРЕВЦЕ», - «листочки завяли, листочки упали, упали веточки,
совсем упало деревце. Затем необходимо восстановить тонус мышц,
действуя в обратном порядке» полили деревце, оно выпрямилось».
«Цыганочка» - на свободу плеч. Выполняется под аккомпанемент.
«Рукопожатие» - позволяет почувствовать, как рука постепенно
переходит из зажатого состояния в свободное.
Тема 3.2. Изучение свойства звука. Тембровые характеристики,
динамические возможности.
Теория: Беседа о строении ложки, материале, из которого она изготовлена, о
тембре.
Практика: Изучение строения инструмента. Черенок (ручка
инструмента) и черпачок (своеобразный резонатор). Ложки производят
звуки, обладающие разной высотой — он образуется за счѐт открытия и
закрытия резонатора (черпачка) инструмента, изменение его силы и
определение точки соприкосновения с инструментом, по которой будет
производиться удар, обусловлены музыкально - художественными
задачами.
Дети изучают звукоизобразительные эффекты, звукоимитации.
Возможно показывать голоса животных, птиц или передавать с
помощью звучания ложек их характеры. Звукоимитацию можно
подкрепить загадками, поговорками. В этом случае ложки будут
выступать уже в роли аккомпанирующего инструмента.
4.

Развитие технических навыков.

Тема 4.1. Способы и приѐмы звукоизвлечения.
Теория: Беседа о способах и приѐмах звукоизвлечения, о штрихах.
Практика: Отработка способов игры - «лошадка», «часики»,
«солнышко», «лягушка». Приѐмов — скользящие удары, «молоточек».
На спаренных ложках «ладошка», «колено»,
«дробь, тремоло, потолочек, солнце, большое коленце, перебор, ключ,
Варианты ударов для придания разнообразия и красочности:
по плечам;
по предплечью;
по локтю (сверху
и снизу); по колену
соседа;
по плечу соседа;
по щиколотке
(справа, слева); с
поворотами, сидя на
стульях.
Игра на трѐх ложках — перебор, тремоло.
Упражнение 1. «Кто быстрее?». Установить у себя в
руках ложки. Упражнение 2. «Кто лучше сыграет?
(эксперты сами дети).
Тема 4.2. Координация движений
Теория: Беседа о координации, подбор поговорок, потешек.
Практика: Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя
динамику (пиано, пианиссимо, форте, фортиссимо), что активизирует
слуховое восприятие, делает звучание ложек более интересным.
5.Творческие способности.
Тема 5.1. Знакомство с понятием" импровизация"
Теория: Беседа об импровизации на ложках. Подбор малых стихотворных
форм, загадок, поговорок.
Практика: Игра «Придумай, повтори», «Сочини ответ», «Придумай
наигрыш», Потешки и попевки с подыгрыванием на ложках. Упражнение
на импровизацию -. Музицирование в кругу - спонтанный эмоциональный
отклик на прослушанную музыку. «Комариные потешки» - кто
придумает лучшую импровизацию на трѐх ложках, где две ложки левой
ладони «лягушка», а одна правой руки - « комарик». Подбор приѐмов
игры к сопровождению заданной мелодии.
Тема 5.2. Исполнение партии ложек в ансамбле
Теория: Беседа о музыкальной фактуре, главный музыкальный материал,
второстепенный. Ритмический аккомпанемент, сольная партия.
Практика: Отработка партий. Закрепление сольных или аккомпанирующих
партий.

6.Работа над репертуаром
Тема 6.1. Подробный разбор произведения.
Теория: Беседа о компонентах музыкального языка, о характере пьесы, о
культуре звука, о технике работы над трудными местами.
Практика: Отработка
технически сложных мест, работа над
интонированием, динамикой.
Подробный разбор произведения
Разбор произведения включает в себя несколько
взаимосвязанных этапов: Ознакомительный
1.
Прослушивание музыкального произведения. Педагог может
сыграть произведение на музыкальном инструменте, включая в нужных
местах демонстрационный показ партии ложек. Дети вслушиваются,
делают первичный анализ произведения, обсуждают, определяют его
характер, динамику, темп, наличие и количество куплетов и припевов
(если это песня), делятся своими эмоциональными впечатлениями.
2.
Анализ педагогом композиционной структуры произведения,
выразительный и подробный показ основных приѐмов игры на ложках,
движений, действий детей, которые будут применяться при исполнении.
Закрепление сольных или аккомпанирующих партий — в соответствии с
уровнем общей музыкальной подготовленности и степенью освоения
навыков игры на ложках конкретными детьми.
Тема 6.2. Подготовка к концертному выступлению.
Теория: беседа о выборе концертного репертуара, беседа об эстрадном
волнении и исполнительской воле.
Практика: Составление плана домашней работы, отбор концертного
репертуара (критерии).
Репетиция на сцене.
Все разделы и темы учебного плана изучаются каждый год. Отличие
заключается только в уровне овладения материалом, в степени сложности
усвоения
музыкального
репертуара,
в
совершенствовании
художественного исполнения.

№ п/п
1
1.1
.
1.2
.

Базовый уровень (2-ой год обучения)
Количество часов
Формы контроля
Название
раздела,
всего теория практика
темы
2
1
1
Вводное занятие
Наблюдение
Прослушивание
Техника
2
1
1
безопасности.
12
4
8
Музыкально
исполнительски
е возможности
ложек.

2
2.1
.
2.2
.
3
3.1

3.2

4
4.1
4.2
.
5
5.1

5.2

6
6.1
6.2
7

Музыкальная
грамота
Изучение
терминологии
Изучение нотной
грамоты. Звукоряд.
Освоение
инструмента
Беседа об
исполнительском
аппарате, отработка
упражнений навыков
двигательного
самоконтроля
Изучение
свойства звука.
Тембровые
характеристики,
динамические
возможности.
Развитие
технических
навыков
Способы и приѐмы
звукоизвлечения
Координация
движений
Творческие
способности
Знакомство с
понятием
«импровизацией»
, беседа об
импровизации на
ложках
Исполнение
партии ложек в
составе
ансамбля.
Работа с
репертуаром
Подробный разбор
произведения.
Подготовка к
выступлению
Контрольное занятие
Итого

20

8

12

10

4

6

24

20

4

30

8

22

10

4

6

12

4

14
8

6

10

1
1

7

2

Прослушивание
Наблюдение

4
2

4

12

4

8

20

6

14

4

8
2
216

Прослушивание
Наблюдение

7

6

10

Прослушивание
Наблюдение

8

4

8

Опрос
Наблюдение

Прослушивание
Наблюдение

6
2

80

6
Концерт

2
136

Содержание программы
1.Беседа о музыке.
Тема.1.1.Знакомство с инструментами, история бытования ложек.
Разновидности ложек в различных областях России, эстетика
художественного оформления.
Теория: Педагог в игровой форме рассказывает об инструментах.
Практика: Педагог
демонстрирует тембровые возможности
инструментов.
Упражнение «Угадай тембр»
Тема 1.2.Музыкально-исполнительские возможности ложек.
Теория: Знакомство с историей инструмента. Беседа по пройденному
материалу за предыдущий год.
Практика: Демонстрация педагогом возможностей инструмента. Под
музыкальное сопровождение дети импровизируют на ложках.
2. Музыкальная грамота.
Тема.2.1.Изучениетерминологии.
Теория: legato, staccato, pianissimo, piano, mezzo piano, mezzo forte,
forte, fortissimo, crescendo, diminuendo, кульминация, реприза, вольты.
Практика: Упражнение – подбери термин, определи термин.
Тема 2.2.Изучение нотной грамоты. Звукоряд. Базовые знания по теории
музыки.
Длительности, паузы, размер, темп, «такт», 2\4, 3\4,4\4..
Практика: Запись простейших ритмических рисунков. Исполнение
ритмических, динамических рисунков, заданных педагогом. Игра
«Ритмическое эхо», « динамическое эхо». «Угадай мелодию по ритму».
3.Освоение инструмента.
Тема 3.1.Беседа об исполнительском аппарате, отработка упражнений,
навыков.
Теория: Беседа о мышечной культуре, об исполнительском аппарате.
Процесс обучения игре на ложках следует начинать со специальной
пропедевтической разминки рук, без инструмента. Это позволит
подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и
отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить
координацию рук.
Главная роль принадлежит кисти рук. Мышцы кисти руки не должны
быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости
движений, а также быстрой утомляемости при игре на инструменте.
Практика: Отработка правильного положения инструмента.
Упражнения для развития навыков двигательного самоконтроля:
«ДРЕВЦЕ», - «листочки завяли, листочки упали, упали веточки,
совсем упало деревце. Затем необходимо восстановить тонус мышц,
действуя в обратном порядке:» полили деревце, оно выпрямилось».
«Цыганочка» - на свободу плеч. Выполняется под аккомпанемент.
«Рукопожатие» - позволяет почувствовать, как рука постепенно

переходит из зажатого состояния в свободное.
Тема 3.2.Изучение свойства звука. Тембровые характеристики,
динамические возможности.
Теория: Беседа о строении ложки, материале, из которого она изготовлена, о
тембре.
Практика: Изучение строения инструмента. Черенок (ручка
инструмента) и черпачок (своеобразный резонатор). Ложки производят
звуки, обладающие разной высотой — он образуется за счѐт открытия и
закрытия резонатора (черпачка) инструмента изменение его силы и
определение точки соприкосновения с инструментом, по которой будет
производиться удар, обусловлены музыкально - художественными
задачами.
Звук на ложках обладает тембровыми и динамическими свойствами:
Дети изучают звукоизобразительные эффекты, звукоимитации.
Возможность показывать голоса животных, птиц или передавать с
помощью звучания ложек их характеры. Звукоимитацию можно
подкрепить загадками, поговорками. В этом случае ложки будут
выступать уже в роли аккомпанирующего инструмента.
4.Развитие технических навыков.
Тема 4.1.Способы и приѐмы звукоизвлечения.
Теория: Беседа о способах и приѐмах звукоизвлечения,о штрихах.
Практика: Отработка способов игры - «лошадка», «часики», «солнышко»,
«лягушка». Приѐмов — скользящие удары, «молоточек». На спаренных
ложках «ладошка», «колено»,
«дробь, тремоло, потолочек, солнце , большое коленце,
перебор, ключ, Варианты ударов для придания разнообразия
и красочности:
по плечам;
по предплечью;
по локтю (сверху
и снизу); по колену
соседа;
по плечу соседа;
по щиколотке
(справа, слева); с
поворотами, сидя на
стульях.
Игра на трѐх ложках — перебор, тремоло.
Упражнение 1. «Кто быстрее?». Установить у себя в
руках ложки. Упражнение 2. «Кто лучше сыграет?
(эксперты сами дети).
Тема 4.2.Координация движений Теория: Беседа о координации.
Практика:

Словесное подкрепление исполняемого на ложках ритма, позволяет
координационно и комплексно влиять как на речевое, так и на моторное
развитие.
С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые
умения и навыки — например, эффектно исполнять партию
ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и
закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма
можно прибавлять темп или делать постепенное ускорение.
Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику (пиано,
пианиссимо, форте, фортиссимо), что активизирует слуховое восприятие,
делает звучание ложек более интересным.
5.Творческие способности.
Тема 5.1. Знакомство с понятием "импровизация"
Теория: Беседа об импровизации на ложках. Подбор малых стихотворных
форм, загадок, поговорок.
Практика: Игра «Придумай, повтори», «Сочини ответ», «Придумай
наигрыш», Потешки и попевки с подыгрыванием на ложках.
Упражнение на импровизацию - Музицирование в кругу - спонтанный
эмоциональный отклик на прослушанную музыку. «Комариные
потешки» - кто придумает лучшую импровизацию на трѐх ложках, где
две ложки левой ладони «лягушка», а одна правой руки
- « комарик».
Подбор приѐмов игры к сопровождению заданной мелодии.
Тема 5.2. Исполнение партии ложек в ансамбле
Теория: Беседа о музыкальной фактуре, главный музыкальный материал,
второстепенный. Ритмический аккомпанемент, сольная партия.
Практика:
Отработка
партий.
Закрепление
сольных
или
аккомпанирующих партий — в соответствии с уровнем общей
музыкальной подготовленности и степенью освоения навыков игры на
ложках конкретными детьми.
6.Работа над репертуаром
Тема 6.1. Подробный разбор произведения
Теория: Беседа о компонентах музыкального языка, о характере пьесы, о
культуре звука, о технике работы над трудными местами.
Практика: Отработка технически сложных мест, работа над
интонированием, динамикой. Подробный разбор произведения Разбор
произведения включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:
Ознакомительный
1.
Прослушивание музыкального произведения. Педагог может
сыграть произведение на музыкальном инструменте, включая в нужных
местах демонстрационный показ партии ложек. Дети вслушиваются,
делают первичный анализ произведения, обсуждают, определяют его

характер, динамику, темп, наличие и количество куплетов и припевов
(если это песня) делятся своими эмоциональными впечатлениями.
2.
Анализ и объяснение педагогом композиционной структуры
произведения, выразительный и подробный показ основных приѐмов
игры на ложках, движений, действий детей, которые будут применяться
при исполнении.
Закрепление сольных или аккомпанирующих партий.
Тема 6.2. Подготовка к концертному выступлению.
Теория: беседа о выборе концертного
репертуара, беседа об
эстрадном волнении и исполнительской воле.
Практика: Составление плана домашней
работы, Отбор концертного репертуара
(критерии).
3-й год обучения
Количество часов
№ п/п
Название
Формы
раздела,
всего
теори практик контроля
я
а
темы
2
1
1
Вводное занятие
Наблюдени
1
е
Прослушив
ание
1.
Техника
2
1
1
1.
безопасности.
1.
Музыкально —
12
4
8
2.
исполнительские
возможности
ложек.
Опрос
20
8
12
2
Музыкальна
Наблюдени
я грамота
е
10
4
6
2.
Изучение
терминологии
1.
2.
Изучение нотной
24
20
4
грамоты. Звукоряд.
2.
30
8
22
Прослушив
3
Освоение
ание
инструмента
Наблюде
ние
3.
10
4
6
Беседа об
1
исполнительском
аппарате, отработка
упражнений навыков
двигательного
самоконтроля

Изучение
свойства звука.
Тембровые
характеристики,
динамически
е
возможности.
Развитие
технических
навыков

12

4.
1
4.
2.
5

Способы и приѐмы
звукоизвлечения
Координация
движений
Творческие
способности

8

5.
1

Знакомство с
понятием
«импровизацией
», беседа об
импровизации на
ложках
Исполнение
партии ложек в
составе
ансамбля.
Работа с
репертуаром

6

2

4

12

4

8

20

6

14

3.
2

4

5.
2

6

6.1
6.2.
7

Подробный разбор
произведения.
Подготовка к
выступлению
Контрольное
занятие
Итого

4

14

4

10

216

Прослуш
ивание
Наблюд
ение

7
1

7

2

Прослушив
ание
Наблюде
ние

4

4

8
2

10

1

8
6

8

Прослушив
ание
Наблюде
ние

6
2

80

6
Концер
т

2
136

Содержание программы
1.Беседа о музыке.
Тема.1.1.Знакомство с инструментами, история бытования ложек.
Разновидности ложек в различных областях России, эстетика
художественного оформления.
Теория: Педагог в игровой форме рассказывает об инструментах.

Практика: Педагог

демонстрирует тембровые возможности
инструментов.

Упражнение «Угадай тембр»
Тема 1.2.Музыкально-исполнительские возможности ложек.
Теория: Знакомство с историей инструмента. Беседа по пройденному
материалу за предыдущий год.
Практика: Демонстрация педагогом возможностей инструмента. Под
музыкальное сопровождение дети импровизируют на ложках.
Музыкальная грамота.
Тема.2.1.Изучение
терминологии.
Теория: legato, staccato, pianissimo, piano, mezzo piano, mezzo forte, forte,
fortissimo, crescendo, diminuendo, мотив, фраза, предложение, кульминация,
реприза, вольты.
Практика: Упражнение – подбери термин, определи термин.
Тема 2.2.Изучение нотной грамоты. Звукоряд. Базовые знания по
теории музыки.
Длительности, паузы, размер, темп, «такт», 2\4, 3\4,4\4..
Практика: Запись простейших ритмических рисунков. Исполнение
ритмических, динамических рисунков, заданных педагогом. Игра
«Ритмическое эхо», « динамическое эхо». «Угадай мелодию по ритму».
3.Освоение инструмента.
Тема 3.1.Беседа об исполнительском аппарате, отработка упражнений,
навыков.
Теория: Беседа о мышечной культуре, об исполнительском аппарате.
Процесс обучения игре на ложках следует начинать со специальной
пропедевтической разминки рук, без инструмента. Это позволит
подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и
отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения,
развить координацию рук.
Главная роль принадлежит кисти рук. Мышцы кисти руки не должны
быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости
движений, а также быстрой утомляемости при игре на инструменте.
Практика:
Отработка
правильного
положения
инструмента.
Упражнения для развития навыков двигательного самоконтроля:
«ДРЕВЦЕ», - «листочки завяли, листочки упали, упали веточки, совсем
упало деревце. Затем необходимо восстановить тонус мышц, действуя в
обратном порядке:» полили деревце, оно выпрямилось».
«Цыганочка» - на свободу плеч. Выполняется под аккомпанемент.
«Рукопожатие» - позволяет почувствовать, как рука постепенно
переходит из зажатого состояния в свободное.
Тема 3.2.Изучение свойства звука. Тембровые характеристики,
динамические возможности.
Теория: Беседа о строении ложки, материале, из которого она изготовлена, о

тембре.
Практика: Ложки производят звуки, обладающие разной высотой — он
образуется за счѐт открытия и закрытия резонатора (черпачка)
инструмента изменение его силы и определение точки соприкосновения
с инструментом, по которой будет производиться удар, обусловлены
музыкально - художественными задачами.
Звук на ложках обладает тембровыми и динамическими свойствами:
Дети изучают звукоизобразительные эффекты, звукоимитации.
Возможность показывать голоса животных, птиц или передавать с
помощью звучания ложек их характеры. Звукоимитацию можно
подкрепить загадками, поговорками. В этом случае ложки будут
выступать уже в роли аккомпанирующего инструмента.
4.Развитие технических навыков.
Тема 4.1.Способы и приѐмы звукоизвлечения.
Теория: Беседа о способах и приѐмах звукоизвлечения, о приѐмах
игры на ложках для аккомпанемента к песням, основных понятий,
применяемых в технике исполнения;
Практика: Изучение приѐмов игры на ложках для аккомпанемента к
песням, основных понятий, применяемых в технике исполнения;
Отработка техники исполнения приѐмов игры на ложках: «удары»,
«маятник»,
«тремоло», «форшлаг с ударами», «соседка».
Отработка способов игры - «лошадка», «часики», «солнышко», «лягушка».
Приѐмов — скользящие удары, «молоточек». На спаренных ложках
«ладошка», «колено»,
«дробь, тремоло, потолочек, солнце , большое коленце,
перебор, ключ, Варианты ударов для придания
разнообразия и красочности:
по плечам;
по предплечью;
по локтю (сверху
и снизу); по
колену соседа;
по плечу соседа;
по щиколотке
(справа, слева); с
поворотами, сидя на
стульях.
Игра на трѐх ложках — перебор, тремоло.
Упражнение 1. «Кто быстрее?». Установить у себя
в руках ложки. Упражнение 2. «Кто лучше

сыграет? (эксперты сами дети).
Тема 4.2.Координация
движений Теория:
Беседа о координации.
Практика: Словесное подкрепление исполняемого на ложках ритма,
позволяет координационно и комплексно влиять как на речевое, так и на
моторное развитие.
С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые
умения и навыки — например, эффектно исполнять партию
ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и
закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма
можно прибавлять темп или делать постепенное ускорение.
Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику (пиано,
пианиссимо, форте, фортиссимо), что активизирует слуховое
восприятие, делает звучание ложек более интересным.
5.Творческие способности.
Тема 5.1. Знакомство с понятием "импровизация" Изучение приѐмов
игры на ложках для аккомпанемента к песням, основных понятий,
применяемых в технике исполнения;
Теория: Беседа об импровизации на ложках. Подбор малых стихотворных
форм, загадок, поговорок.
Практика: Игра «Придумай, повтори», «Сочини ответ», «Придумай
наигрыш», Потешки и попевки с подыгрыванием на ложках.
Упражнение на импровизацию - Музицирование в кругу спонтанный эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Подбор
приѐмов игры к сопровождению заданной мелодии. Обучающийся
будет уметь применять полученные знания на практике, используя игру
на деревянных ложках, уметь аккомпанировать на ложках песню (или
части песни: припев, проигрыш)
Тема 5.2. Исполнение партии ложек в ансамбле
Теория: Беседа о музыкальной фактуре, главный музыкальный
материал, второстепенный. Ритмический аккомпанемент, сольная
партия.
Практика:
Отработка
партий.
Закрепление
сольных
или
аккомпанирующих партий — в соответствии с уровнем общей
музыкальной подготовленности и степенью освоения навыков игры на
ложках конкретными детьми.
6.Работа над репертуаром
Тема 6.1. Подробный разбор произведения
Теория: Беседа о компонентах музыкального языка, о характере пьесы, о
культуре звука, о технике работы над трудными местами.

Практика: Отработка технически сложных мест, работа над
интонированием, динамикой. Подробный разбор произведения Разбор
произведения включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:
Ознакомительный
1.
Прослушивание музыкального произведения. Педагог может
сыграть произведение на музыкальном инструменте, включая в
нужных местах демонстрационный показ партии
ложек. Дети вслушиваются, делают первичный анализ произведения,
обсуждают, определяют его характер, динамику, темп, наличие и
количество куплетов и припевов (если это песня) делятся своими
эмоциональными впечатлениями.
2.
Анализ и объяснение педагогом композиционной структуры
произведения, выразительный и подробный показ основных приѐмов
игры на ложках, движений, действий детей, которые будут применяться
при исполнении.
Закрепление сольных или аккомпанирующих партий.
Тема 6.2. Подготовка к концертному выступлению.
Теория: беседа о выборе концертного репертуара, беседа об эстрадном
волнении и исполнительской воле.
Практика: Составление плана домашней работы, Отбор концертного
репертуара (критерии).

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
(по УП)
Продолжительность каникул
с 25.05.2024 г. по 31.08.2024 г.
Даты начала и окончания учебного
с 04.09.2023 по 24.05.2024 г.
года
Сроки промежуточной аттестации Декабрь 2023г.
Сроки итоговой аттестации (при
Май 2024г.
наличии)
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Характеристика (заполнить)
Аспекты
Стол;
Стулья;
Шкафы;
Материально-техническое Компьютер;
обеспечение
Фортепиано;
Музыкальные инструменты:
Ударные – ложки, бубны, трещетки;
Сценические костюмы для детей.
Методические пособия- Михайлова В.М.
«Обучение
игре
Русских
ложках».
Самара.2013г.;
-Афанасьев С. «Работа с самодеятельным
ансамблем ложкарей»-М.1990 г.;
-Пилипенко Л. «Азбука ритмов» М. 2000г.
Презентации;
Сборники:
-Тимофеева О.Е. - Сказки о музыкальных
Информационное
инструментах. - Спб. Композитор,2010г.
обеспечение
-Финкельштейн Э. -Маленький словарь
маленького музыканта— Спб.
Композитор,1998

Сборники
праздников-

сценариев

народных

Праздничный круговорот. Сборник сценариев
народных праздников, автор- Р. Шнайдер ;
Музыкальная фонохрестоматия;
Аудио, видеозаписи выступлений народных

Аспекты

Кадровое обеспечение

Характеристика (заполнить)
певцов, фольклорных коллективов.
Педагог
дополнительного
образования,
соответствующий
квалификационным
требованиям в данной направленности –
Кандалова Татьяна Анатольевна

2.3. Оценка достижений результатов
Формами аттестации являются:




Зачет
Творческая работа
Конкурс
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Уровень развития творческого Методика «Креативность личности» Д.
потенциала учащихся
Джонсона
Уровень развития социального Тест «Уровень социализации личности»
опыта учащихся
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация
и
оценка
Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей
деятельности
здоровья учащихся
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Уровень
теоретической Приложение 1
подготовки учащихся
Уровень
удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей
родителей
предоставляемыми работой образовательного учреждения
образовательными услугами
(методика Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы (указать Прослушивание; музыкальная викторина;
конкретно
по
предметам
в конкурсное выступление;
соответствии
с
формами тестирование. Приложение 2
аттестации)
2.5. Методические материалы
Методы обучения:































Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Игровой
Дискуссионный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Встреча с интересными людьми
Игра
Концерт
Спектакль
Мини-фестиваль
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:




Раздаточные материалы
Инструкции

2.6. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.

И.Каплунова - Ансамбль ложкарей- Спб.Изд.-во «Невская нота», 2015.
Петров В.П.., Гришина Н.Г. Осенние праздники, игры и
забавы
для детей.,М.ТЦ» Сфера», 1999;
Д.А.Рытов - У нашего двора нет веселья конца- Спб.Изд -во
Музыкальная палитра, 2006г.;
Д. А. Рытов - Русская ложка — Умп — Спб. Композитор, 2011г.;
Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения К. Орфа .М., 2000;

Нормативные источники:
1.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
2.Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Интернет ресурсы:
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru Всероссийский
Интернет-педсовет. http://www.pedsovet
В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio
Домра. Народные инструменты http://folkinst.narod.ru Домра, балалайка,
мандолина http://domrist.ru
Воспитание
детей
дошкольного
возраста.
http://doshvozrast.ru/
http://www.artterem.ru/rubricator

Приложение 1
Тесты промежуточной диагностики.
Тест-анкета
проверки знаний умений и навыков детей обучающихся
в ансамбле ложкарей «Веселые ложкари»
(1-й год обучения)
1. Твоѐ имя, фамилия, отчество ——————————————————
———————————————
2. Каких результатов ты добилась(ся) за прошедший год?————————
—————————————————————————————————
3. Довольна(ен) ли ты своими достижениями?————————
Выдели правильные ответы.
1. Какие разновидности русских народных инструментов ты знаешь?
баян
скрипка
ложки
аккордеон
рояль
труба
бубен
трещотка
2. Какие способы игры на ложках знаешь?
игра на 4х ложках
на 5и ложках
игра на 6и ложках
на 3х ложках
на 2х ложках
3. В каких оркестрах используются такие инструменты, как домра,
балалайка, баян, ложки, бубен и т.д.
духовой
эстрадный
народный
военный

Итоговая аттестация
Тест-анкета
проверки знаний детей обучающихся
в ансамбле ложкарей «Веселые ложкари»
(2-й год обучения)
1. Твоѐ имя, фамилия, отчество ——————————————————
2. Каких результатов ты добилась(ся) за прошедший год?————————
—————————————————————————————————
3. Довольна(ен) ли ты своими достижениями?————————
Выдели правильные ответы.
1. Какие разновидности русских народных инструментов ты знаешь?
коробочка
гитара
ложки
аккордеон
виолончель
труба
береста
трещотка

2. Какие знаки музыкальной выразительности ты знаешь?
ритм
пиано
форте
легато
крещендо
темп
такт
стаккато
3. Какие способы игры на ложках знаешь?
игра на 4х ложках
на 5и ложках
игра на 6и ложках
на 3х ложках
на 2х ложках
4. Какие приемы игры на ложках ты знаешь?
большое тремоло
большая дробь
легато
малое тремоло
скольжение
переменный удар
малая дробь
пиано
5. В каких оркестрах используются такие инструменты, как домра,
балалайка, баян, ложки, бубен и т.д.
духовой
эстрадный
народный
военный
6. Какие жанры русской народной музыки ты знаешь?
наигрыш
рок
танго
полька
частушка
опера
народная песня
симфония
Тест-анкета
проверки знаний детей обучающихся
в ансамбле ложкарей «Веселые ложкари»
(3-й год обучения)
1. Твоѐ имя, фамилия, отчество ——————————————————
———————————————
2. Каких результатов ты добилась(ся) за прошедший год?————————
—————————————————————————————————
3. Довольна(ен) ли ты своими достижениями?————————
Выдели правильные ответы.
1. Какие разновидности русских народных инструментов ты знаешь?
бубенцы
маракас
трещотка
домра
рояль
тромбон
балалайка
альт
2. Какие знаки музыкальной выразительности ты знаешь?
ритм
пиано
форте
легато
крещендо
темп
такт
стаккато

3. Какие способы игры на бубне знаешь?
скольжение
тремоло
переменный удар
фрикционный способ
малое тремоло
удар
4. Какие приемы игры на ложках ты знаешь?
большое тремоло
большая дробь
крещендо
малое тремоло
скольжение
удар
малая дробь
пиано
5. Какие жанры русской народной музыки ты знаешь?
наигрыш
квартет
лезгинка
полька
частушка
опера
народная песня
соната

Диагностика. Чувство ритма
Цель: выявление уровня развития чувства ритма
Задания:
Последовательное выполнение ритмо-блоков, ритмических рисунков
Критерии оценки:
1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд
половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.
2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение
использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с
точкой, т. е. элементы пунктирного ритма.
3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование
пунктирного, синкопированного ритма и пауз. Соответствие эмоциональной
окраски движений характеру музыки. Соответствие ритма движений ритму
музыки
Мониторинг музыкальных способностей воспитанников ТО «Веселые
ложкари»
(с указанием учебного года)
№
Нач
альная
1.
2.

Фамилия,
имя ребенка
Промежут
очная

диагности
ка

Приме
чание

Итоговая

Заключение
Диагностирование, помогает определить наличие творческой
составляющей у учащихся, что является базой для развития музыкальных
способностей.
С помощью диагностики можно наметить путь, по которому будет
следовать педагог в музыкальном развитии ребенка.
Диагностика музыкальных способностей, на начальном этапе
обучения, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном
своеобразии развития каждого ребенка, определяет его пригодность к
определенной музыкальной деятельности, то есть направленность
одаренности учащихся и соответственно корректировать содержание уроков.
И наконец, диагностика дает возможность выявить основные компоненты
профессиональной одаренности, которые включают в себя:
а) слуховые данные;
б) музыкально-ритмическое чувство;
в) музыкальную память;
г) воображение и эмоциональную отзывчивость на музыку;
Именно практика обучения, позволяет провести процесс диагностики
полноценно. То, насколько ученик способен решать поставленные задачи, и
является материалом для диагностирования.

Приложение 2
Игра-викторина "По страницам русского народного фольклора"
Цели:
Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;

Развивать образную память, творческое мышление;

Развивать способности владения точным выразительным языком;

Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому
фольклору.


Оформление: плакаты: "Добро пожаловать к нам на праздник", "Устная
народная поэзия - это бессмертная поэзия", "Русский фольклор",
"Колыбельная", "Игры", "Дразнилки", "Считалки", "пестушки-потешки".
Плакаты с изображением праздничных русских нарядов.
При входе в зал дети выбирают заранее подготовленные жетоны (цветок,
солнышко). Таким образом дети делятся на 2 команды.
Ход занятия
Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть,
Вместе с вами хором песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть.
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем знакомство с русским
народным творчеством или с русским фольклором. Давайте вспомним, что
такое русский фольклор? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры,
пестушки, дразнилки, считалки т.д.).
Сегодня мы с вами проведем игру-викторину "По страницам русского
народного фольклора".
Конкурс 1 "Нет, без загадки не прожить".
-Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить.Это поэтическое
описание предмета, главных его черт.)
1. С утра на ногах,а куда идут, сами не знают.(башмачки)
2. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)
3. В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю. (гора)
4. Сколь ни езди , ни ходи, тебе конца тут не найти.(земля)
5. Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с
горы.(санки)
6. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.(сом)

7. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)
8. Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
9. На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)
10. Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)
11. Серое сукно тянется в окно. (сумерки)
12. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)
Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр фольклора,
краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение.
Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)
Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей
речи. От этого речь становится яркой и образной.
Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.
Конкурс 2. "Усек с полуслова".
Продолжить следующие пословицы и поговорки.
Баба с возу: кобыле легче;
На Бога надейся: сам не плошай;
Каков поп: такой приход;
Один в поле:не воин;
Дома и стены:помогают;
Дом вести:не рукавом трясти;
По одѐжке встречают:по уму провожают;
С миру по нитке: голому рубашка;
Не красна изба углами:красна пирогами;
Поздно встанешь:мало сделаешь;
Книгу читать: как на крыльях летать;
Мир освещается солнцем:а человек знанием.
Конкурс 3. "Знаешь ли ты пословицы?".
Подбери пословицу к тексту.
Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того, чтобы признать
себя побежденным, стал горячиться, доказывать, что он по ошибке сделал
неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил
ему Борис? (После драки кулаками не машут).

В школе перегорел предохранитель и свет погас. Один ученик возился минут
10, ничего у него не вышло. Тогда подошел член кружка юных техников и
через полминуты свет загорелся. Какая пословица подходит к этому случаю?
(дело мастера боится)
Света села делать уроки, но увидела в окно подруг и попросила у своей мамы
разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил
дело-гуляй смело. Делу время- потехе час.)
Долго не заходили к Алеше в больницу его новые приятели. Зато друг, с
которым Алеша был знаком с самого детства, пришел навестить его в первый
же день. Какую пословицу вспомнил Алеша? (Старый друг лучше новых
двух).
Конкурс 4 "Бой скороговорок".
Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто - то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот очко своей команде непременно принесет.
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит.
Тот, кто меньше ошибется, то в бою и победит!







Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон;
Сшила Саша Сашке шляпу;
Пекарь Петр пек пироги;
Хвала халве;
Варвара варила, варила, да не выварила;
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Выходит бабушка - рассказушка:
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: "Приходи!"
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
Дети слушают аудиозапись русской народной сказки. (Вариант: под русскую
народную мелодию дети слушают сказку бабушки - рассказушки)
Конкурс 5 "Ох, уж эти сказки".
Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим. Назовите сказки,
отрывки из которых вы услышите.
"Журавль стук - стук носом по тарелке. Стучалстучал - ничего не помогает"
(Лиса и журавль)
"Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?" (Теремок)
"Не садись на пенек, не ешь пирожок" (Маша и медведь)
"А лиса сидит и приговаривает :"Битый небитого везет"" (Волк и лиса)

"Зашел Иван Царевич в топкое болото. Смотрит, сидит лягушка:" (Царевна лягушка)
"Мышка пробежала, хвостиком махнула:"
"Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел:" (Волк и
семеро козлят)
"Мужик, я тебя заломаю. Не ломай меня, медведушка:" (Мужик и медведь)
Конкурс 6 "Сочини сказку".
Детям предлагается самим сочинить сказку(любую). Можно это сделать это в
качестве домашнего задания. Далее одному из команды предлагается
побывать в роли бабушки - рассказушки и рассказать сочиненную сказку. (на
этот конкурс отводится 6 минут. Оценивается и сама сказка и качество
рассказывания)
Мы продолжаем нашу игру. К нам пришли гости и я хотела бы попросить их
встать в круг и сыграть песню из весеннего обряда.(Гости в русских
народных костюмах)
Весна - красна, на чем пришла?
На сохе, бороне, на кобыле - вороне.
Ой вы, жаворонки жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье
Первое - коровье, второе - овечье,
Третье - человечье!
Обратите внимание на костюмы наших певцов. В русской одежде
преобладают два цвета красный и белый, как символы солнца и света. А
когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и
украшений к ним. А как вы думаете, дети участвовали в праздниках и
обрядах взрослых? Да, и подтверждением тому была исполненная сейчас
песня. Это было детям весело и нетрудно. У детей сложился свой особенный
вид народного творчества, под названием детский фольклор.
Как вы думаете, что входит в этот раздел?(считалки, дразнилки, загадки,
игры, гляделки, жалелки и т. д.)
Конкурс 7 "Сосчитай - ка".
Какая команда вспомнит больше считалок.
Вот и подошла к концу наша игра - викторина.
Сейчас мы подведем итоги, а пока я хочу, чтобы вы ответили на вопросы:
- Узнали ли вы что- то новое?
- Эпиграф к нашему занятию "Устная поэзия народа - это бессмертная
поэзия". Согласны ли вы с этим? Почему?
Итоги, награждение.

Викторина «Русский фольклор» для детей
1.

2.
1)
2)
3)

Кто автор русских народных песен?
Русский народ. Сохранены русские народные песни, игры благодаря
живым «носителям», т.к. передавались из уст в уста.
Что такое хоровод?
Песня;
Танец;
Драматизация
Хоровод – жанр русского народного песенного творчества
синтетического характера, сочетает в себе и поэзию, и музыку,
и драматизацию, и хореографию.

3.
Как называются небольшие песенки (или кричалки) для
зазывания птиц весной?
1)
Колядки;
2)
Заклички;
3)
Частушки
Заклички - обращения к силам природы, которые выкрикивались с
интонацией призыва, или имели протяжный, печальный напев.
4.
Традиционное обращение к мальчикам – добры молодцы, а
к девочкам – красны девицы. Почему девицы красные?
1)
В красных сарафанах;
2)
Румяные;
3)
Красивые, прекрасные
В старину «красным» называли всѐ редкое, дорогое, красивое.
5.
1)
2)
3)

Найдите среди перечисленных песен русскую народную:
«Во поле берѐза стояла»;
«В траве сидел кузнечик»;
«В лесу родилась ѐлочка».

6.
1)
2)
3)

Какой из перечисленных праздников является русским народным?
Новый год;
Масленица;
День рождения

7.
1)
2)

Традиционное русское приветствие:
Рукопожатие;
Воздушный поцелуй;

3)

Поклон

8.
Назовите литературную фольклорную форму, традиционно
начинающуюся словами «жили-были…»:
1)
Притча;
2)
Сказка;
3)
Миф

1)
2)
3)
10.

9.
Откуда наши прабабушки и прадедушки узнавали русские
народные песни, игры?
Читали в книгах;
Видели по телевизору;
Учились друг от друга
Учились друг от друга – из уст в уста.
Какие столовые приборы стали всемирно известным русскими
народными инструментами?
Деревянные ложки.

11.
Короткая
смешная
русская народная сольная
песенка - это
1)
чАстушка – от слова «часто» (частить , тараторить);
2)
чЕстушка – от слова «честно» (открывать правду);
3)
чИстушка – от слова «чисто» (петь правильно, ладно)
Частушка – припевка, исполняемая в быстром темпе.
Назовите традиционную выпечку для весеннего праздника птиц
Сорорки:
1)
Блины;
2)
Постные булочки, печенье;
3)
Пироги
На Сороки пекут Жаворонков – постные булочки, печенье.

12.

13.
Какая
из
перечисленных
групп
музыкальных
инструментов относится к русским народным?
1)
Гитара – фортепиано – барабан;
2)
Скрипка – баян – маракасы;
3)
Балалайка – гармонь – трещотка
Группа инструментов № 3 является русскими народными.

14.

Какая из двух загадок правильна?

Треугольная доска,
А на ней три волоска. Три
струны, а звук какой! С
переливами, живой.
Узнаю в один момент
Самый русский инструмент.

Круглой формы доска,
А на ней три волоска. Три
струны, а звук какой! С
переливами, живой.
Узнаю в один момент
Самый русский инструмент.

Обе верны (треугольная доска – балалайка, круглой формы - домра).

1)
2)
3)
4)

16.

15.
Найдите традиционный персонаж для
русского кукольного театра:
Буратино;
Иванушка;
Незнайка;
Петрушка
Петрушка – главный герой одноименного театра.
Какой музыкальный инструмент на Руси называли
«сопилкой»?
Сопилка – это свирель (деревянная дудочка).

17.

18.

Что означает музыкальный термин «оркестр»?
Оркестр – коллектив музыкантов, играющих на инструментах.
Соедините вместе две части пословиц:
1) Окончил дело –
А) всегда пригодится
2) Будет день –
Б) гуляй смело
3) Грамоте учиться В) будет и пища
Окончил дело – гуляй смело.
Будет день – будет и пища.
Грамоте учиться – всегда пригодится.

19.





Как назвать музыкантов, играющих
инструментах?
На домре играет кто? (домрист)
На гармони? (гармонист)
Кто играет на гуслях? (гусляр)
А на свирели? (свирельщик)
20.

на

нижеперечисленных

Что общего между Крокодилом Геной, Антошкой и

Бабками Ёжками (из мультфильма «Летучий корабль»)?
Все эти герои мультфильмов играли на гармошке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».