Учебный план 1 год обучения (стартовый уровень 144 часа) Общее кол-во часов Формы Название тем аттестации Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 2 2 2 Певческая установка. 4 2 2 Практическая работа 3 Певческое дыхание. 14 8 6 Практическая работа 4 Музыкальный звук. Высота звука. 12 2 10 Практическая работа 5 Работа над дикцией и артикуляцией. 14 4 10 Практическая работа 6 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 30 8 22 Практическая работа 7 «Цепное» дыхание. 12 2 10 Практическая работа 8 Работа над чистотой интонирования. 10 3 7 Практическая работа 9 Работа над дикцией и артикуляцией. 10 4 6 Практическая работа 10 Умение согласовывать пение с ритмическими движениями. 12 3 9 Практическая работа 11 Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. 18 2 16 Практическая работа 12. Итоговое занятие 6 2 4 Выступления 144 46 98 Итого: Прослушивание Содержание программы 1 год обучения стартовый уровень (144 часа) 1. Вводное занятие (2 часа) Теория: Знакомство с обучающимися. Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Задачи и содержание работы. Внутренний распорядок в кабинете, общие правила безопасности труда и личной гигиены. Правила безопасности на занятиях. Прослушивание. 2. Певческая установка (4 часа) Теория: Посадка певца, положение корпуса, головы. Практика: Навыки пения сидя и стоя. 3. Певческое дыхание (14 часов) Теория: Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные типы дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Практика: Смена дыхания в процессе пения. 4. Музыкальный звук. Высота звука (12 часов) Теория: Звуковедение и чистота интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). 5. Работа над дикцией и артикуляцией (14 часов) Теория: Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Практика: Работа над дикцией и артикуляцией: умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту. 6. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (30 часов) Теория: Обучение ребѐнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Практика: Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. 7. «Цепное» дыхание (12 часов) Теория: Понятия «Цепное дыхание», «Цезура». Практика: Смена дыхания в процессе пения, различные приѐмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). 8. Работа над звуковедением и чистотой интонирования (10 часов) Теория: Понятия регистр, легато и нон легато. Практика: Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всѐм диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. 9. Работа над дикцией и артикуляцией (10 часов) Теория: Понятие артикуляция. Практика: Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чѐткое выговаривание согласных Формирование чувства ансамбля. 10. Умение согласовывать пение с ритмическими движениями (12 часов) Теория: Понятие ритм (ровный, пунктирный, синкопированный). Практика: Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. 11. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа (18 часов) Теория: Понятие фонограмма (минусовая, плюсовая). Практика: Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. 11. Повторение репертуара (7 часов) 12. Итоговое занятие (5 часов) Теория: Анализ выступлений. Подведение итогов первого учебного года. Практика: Выступления, отчетный концерт, концерт для родителей. № п/п Название тем 2 год обучения Базовый уровень(144 часа) Общее кол-во часов Всего Теория Практика Формы аттестации 1. Вводное занятие 2 2 2. Певческая установка и навыки певческого дыхания. 4 2 2 Практическая работа 3. Упражнения на выявление тембровой окраски голоса. 12 6 6 Практическая работа 4. Постановка вокального дыхания. 14 4 10 Практическая работа 5. Дыхательная гимнастика. 18 6 12 Практическая работа 6. Пение учебнотренировочного материала. 14 4 10 Практическая работа 7. Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. 12 2 10 Практическая работа 8. Совершенствуем несложные элементы двухголосия. 12 4 8 Практическая работа 9. Дикция и правильное голосообразование. Скороговорки. Артикуляционная гимнастика. 12 4 8 Практическая работа 10. Репертуарная практика. 20 3 17 Практическая работа Тренинг на эмоции и 11. сценическую речь. Сценическая практика. 18 2 16 Практическая работа 12. Итоговое занятие. 6 2 4 Выступления 144 46 98 Итого: Прослушивание Содержание программы 2 год обучения (144 часа) 1.Вводное занятие (2 часа) Теория: Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, сменная обувь и т.д.) 2.Постановка голоса (4 часа) Теория: Певческая установка и навыки певческого дыхания. «Зевок» методический приѐм произвольного опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Практика: Укрепление и развитие певческого диапазона. «Слушать и слышать себя!» 3.Упражнения на выявление тембровой окраски голоса(12 часов) Теория: Упражнения на выявление тембровой окраски голоса: акапелла, двухголосие (параллельное движение 3, 6), на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Практика: Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен, пение упражнений а’капелла; упражнений на освоение двухголосия (параллельное движение 3, 6) – для ансамбля. Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Развитие ощущения правильного резонирования и активности работы артикуляционного аппарата. Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха. 4.Постановка вокального дыхания (14 часов) Теория: Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Собачка» и др. Практика: Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные фразы - разумный, экономичный выдох. Вдох между фразами в быстром произведении. Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Собачка» и др. 5. Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой) (18 часов) Теория: Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой). Практика: Упражнения для развития и укрепления вокального дыхания. Отработка правильного диафрагматического дыхания. Знакомство с навыками «цепного дыхания» (для ансамбля). Работа над произнесением одной мысли на одном дыхании. 6. Пение учебно-тренировочного материала (14 часов) Теория: Разъяснение теоретических основ применения упражнений. Практика: Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии -попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определѐнные гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей). 7. Распевание как эмоциональная настройка вокалиста (12 часов) Теория: Распределение внимания и слуховой контроль. Практика: Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. Проработка упражнений с усложнением и ускорением. Мышечный автоматизм и слуховой «контроль» поющего. Упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к трезвучиям. 8. Совершенствуем несложные элементы двухголосия (12 часов) Теория: Понятие полифония и гомофония в музыке. Практика: Совершенствуем несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера» (для ансамбля). Упражнения на создание ритмического ансамбля (для ансамбля). Пение с микрофоном упражнений и отрывков из песен и запись в компьютер с последующим прослушиванием и просмотром записи. 9. Дикция и правильное голосообразование. Скороговорки. Артикуляционная гимнастика (12 часов) Теория: Понятие резонаторы и их расположение. Практика: Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки. Гласные – «носители» вокального звука. Упражнения на подачу звука. Упражнения на развитие и укрепление ощущения резонаторов. Анализ внутренних ощущений. Упражнения на развитие грудного резонатора. Упражнения на снятие зажатий. 10. Репертуарная практика (20 часов) Теория: Разнообразие репертуара: включение произведений различных по форме, жанру, содержанию. Выбор произведений, способствующих развитию и укреплению голоса, составление репертуарного плана. Практика: Усложнение репертуара: двухголосие (для ансамбля); тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»). Технические моменты репертуара. Разучивание произведения по партиям, работаем над унисоном, текст отрабатываем в виде мелодической «речитации». Учимся распределять дыхание во время сценического движения. Художественный этап в отработке репертуара - пение осмысленное и выразительное. 11. Тренинг на эмоции и сценическую речь (18 часов) Теория: Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпоритм. Практика: Нарабатываем «специальное состояние», которое позволяет комфортней чувствовать себя в жизни, на сцене, отрабатываем навыки актѐрского мастерства. Работа над эстрадным номером: развиваем умение раскрыть индивидуальность песни, выстроить драматургию номера. Этюды для тренировки актѐрской природы в разнообразных сценических ситуациях. Учимся не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Уметь сочетать пение с простейшими танцевальными движениями. Вырабатываем осознанное ощущение пространства для грамотного и уверенного расположения ансамбля на сцене. 12. Итоговое занятие (6 часов) Теория: Анализ выступлений. Подведение итогов второго учебного года. Практика: Выступления, отчетный концерт, концерт для родителей.