Оглавление Раздел 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП 1.2.Направленность 1.3. Актуальность 1.4. Цель программы 1.5. Задачи программы 1.6. Ожидаемые результаты 1.7. Педагогическая целесообразность 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1.10. Вид программы 1.11. Адресат программы 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП 1.13. Формы обучения 1.14. Режим занятий 1.15. Особенности организации образовательного процесса 1.16. Учебный план 1.17. Содержание программы Раздел 2. 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный графикпрограммы 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка 1.1Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от 26.05.2023г Направленность программы: художественная, работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни. Актуальность: Вокальное исполнение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного вида искусства является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всѐм богатстве еѐ форм и жанров. Стоит отметить, что программа предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений, но ещѐ и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актѐрскими навыками. Цель: формирование музыкальной культуры обучающихся, как части их общей культуры и воспитание гармонично развитой личности посредством обучения фундаментальным основам певческого мастерства. Задачи программы: Обучающие: - развить у воспитанников музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память, музыкальное мышление; - научить воспитанников основным принципам и исполнительским приѐмам правильного звукообразования, эмоциональному и осмысленному исполнению выученного произведения; – изучение нотной грамоты, интервалов, гамм, ладов, длительностей, гармонии; – чистое и беглое интонирование, развитие музыкальной памяти, слуха; – развитие у обучающихся эстетического восприятия музыкального материала; – раскрытие их творческого потенциала; – подбор костюмов в соответствии с исполняемым произведением; – эмоциональное поведение в соответствии с исполняемым произведением; – движение тела возможные при исполнении определенного произведения в соответствии к исполняемому произведению и возрасту; – раскрытие их творческого потенциала, эмоциональное исполнение. Развивающие: - сформировать художественный вкус, чувство стиля; - выявить наиболее одарѐнных детей для их профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в профессиональные средние учебные заведения; - приобщить к работе в коллективе; - научить работать с микрофоном. Воспитательные: - воспитать у обучающихся такие качества, как творческая воля, активность, самостоятельность, потребность в реализации знаний и умений; привить навыки сценического поведения; - воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность; - воспитать позитивное отношение к музыкальному искусству; - обогатить духовный мир ребенка, заложить фундамент патриотического чувства. Ожидаемые результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: получают возможность проявить свои творческие способности при работе с различными вокальными материалами; умение сотрудничать в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: овладение умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты: Стартовый уровень: -знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра; - иметь представление о средствах создания сценического имиджа; - уметь пользоваться ТСО; - овладеть следующими вокальными навыками: - петь в диапазоне: СИ (м) – РЕ (малой октавы) - соблюдать певческую установку; - петь только с мягкой атакой, чистым, лѐгким звуком; - формировать правильно гласные и чѐтко произносить согласные звуки; - не форсировать звучание при исполнении песен героического склада; - петь выразительно, осмысленно простые песни; - петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения; - уметь исполнять сольно; - знать правила охраны детского голоса. Базовый уровень: - чисто интонировать в сходящемся и расходящемся двухголосии; - чисто интонировать в простом унисоне; - владеть основными упражнениями для расширения диапазона голоса; - находить единую манеру звукоизвлечения; - сохранять правильное звуковедение при небольших танцевальных нагрузках; - сохранять чистоту интонирования при исполнении «а капелла»; - иметь понятие о сценической культуре; - свободно владеть микрофоном. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным. Вокальное искусство наряду с выполнением воспитательноэстетических функций, обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую роль в здоровьесбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной певческой деятельности улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как физиологический процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет!». Отличительные особенности данной программы: В отличие от существующих программ, данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учѐт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приѐмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. Обучение включает в себя следующие основные предметы: 1. Вокально-хоровая работа. 2. Музыкально-теоретическая подготовка. Сценическая культура 3. Теоретико-аналитическая работа. 4. Концертно-исполнительская деятельность. Вид программы: Модифицированная программа, составлена на основе примерной Программы для общеобразовательных школ под общей редакцией В. И. Лейбсона. Программа изменена с учѐтом возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Адресат программы: программа предназначена для проведения занятий с обучающимися 5-18 лет. Это достаточно большой отрезок времени, за который обучающиеся проходят путь от младшего возраста до старшего. Педагог в своей деятельности должен обязательно учитывать возрастные психолого-педагогические особенности обучающихся. Выбор форм и методов обучения должен опираться на ведущую деятельность данной возрастной группы, еѐ особенности. Зачисление в детское образовательное объединение происходит по желанию ребѐнка и письменного заявления родителей. Из них формируется учебная группа до 20 человек. Срок и объем освоения программы: Срок реализации Программы - 2 года «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 72 педагогических часа; «Базовый уровень» - 2 год обучения, 72 педагогических часа. Так как программа имеет 2 года обучения, она включает в себя два уровня. С первого года обучения дети получают стартовые, начальные знания, элементарную теорию музыки, первые навыки певческого дыхания, упражнения на дыхание. Первые навыки звуковедения и постановки голоса. Далее более базовые и продвинутые знания и практическую отработку, профессиональную терминологию, музыкальную грамоту, сложный репертуар. Форма обучения: очная Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Базовый уровень 2 часа, 1 раза в неделю; 2 часа, 1 раза в неделю; Вокал 72 часа в год. 72 часа в год. Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастные группы СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Астудио» Учебный план 1 год обучения (стартовый уровень 72 часа) Общее кол-во часов Формы Название тем аттестации Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 2 Певческая установка. 2 1 1 Практическая работа 3 Певческое дыхание. 7 4 3 Практическая работа 4 Музыкальный звук. Высота звука. 6 1 5 Практическая работа 5 Работа над дикцией и артикуляцией. 7 2 5 Практическая работа 6 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 15 4 11 Практическая работа 7 «Цепное» дыхание. 6 2 4 Практическая работа 8 Работа над чистотой интонирования. 5 1 4 Практическая работа 9 Работа над дикцией и артикуляцией. 5 1 4 Практическая работа 10 Умение согласовывать пение с ритмическими движениями. 6 2 4 Практическая работа 11 Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. 8 2 6 Практическая работа 12. Итоговое занятие 4 2 2 Выступления 72 23 49 Итого: Прослушивание Содержание программы 1 год обучения стартовый уровень 1. Вводное занятие Теория: Знакомство с обучающимися. Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Задачи и содержание работы. Внутренний распорядок в кабинете, общие правила безопасности труда и личной гигиены. Правила безопасности на занятиях. Прослушивание. 2. Певческая установка Теория: Посадка певца, положение корпуса, головы. Практика: Навыки пения сидя и стоя. 3. Певческое дыхание Теория: Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные типы дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Практика: Смена дыхания в процессе пения. 4. Музыкальный звук. Высота звука Теория: Звуковедение и чистота интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). 5. Работа над дикцией и артикуляцией Теория: Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Практика: Работа над дикцией и артикуляцией: умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту. 6. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой Теория: Обучение ребѐнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Практика: Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. 7. «Цепное» дыхание Теория: Понятия «Цепное дыхание», «Цезура». Практика: Смена дыхания в процессе пения, различные приѐмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). 8. Работа над звуковедением и чистотой интонирования Теория: Понятия регистр, легато и нон легато. Практика: Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всѐм диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. 9. Работа над дикцией и артикуляцией Теория: Понятие артикуляция. Практика: Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чѐткое выговаривание согласных Формирование чувства ансамбля. 10. Умение согласовывать пение с ритмическими движениями Теория: Понятие ритм (ровный, пунктирный, синкопированный). Практика: Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. 11.Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа Теория: Понятие фонограмма (минусовая, плюсовая). Практика: Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. 11. Повторение репертуара 12. Итоговое занятие Теория: Анализ выступлений. Подведение итогов первого учебного года. Практика: Выступления, отчетный концерт, концерт для родителей. № п/п Название тем 2 год обучения Базовый уровень(72 часа) Общее кол-во часов Всего Теория Практика Формы аттестации 1. Вводное занятие 2 2 2. Певческая установка и навыки певческого дыхания. 4 2 2 Практическая работа 3. Упражнения на выявление тембровой окраски голоса. 6 2 4 Практическая работа 4. Постановка вокального дыхания. 8 1 7 Практическая работа 5. Дыхательная гимнастика. 8 2 6 Практическая работа 6. Пение учебнотренировочного материала. 8 2 6 Практическая работа 7. Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. 4 2 2 Практическая работа 8. Совершенствуем несложные элементы двухголосия. 6 2 4 Практическая работа 9. Дикция и правильное голосообразование. Скороговорки. Артикуляционная гимнастика. 6 2 4 Практическая работа 10. Репертуарная практика. 8 2 6 Практическая работа Тренинг на эмоции и 11. сценическую речь. Сценическая практика. 8 2 6 Практическая работа 12. Итоговое занятие. 4 2 2 Выступления 144 23 49 Итого: Прослушивание 12 Содержание программы 2 год обучения 1.Вводное занятие Теория: Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, сменная обувь и т.д.) 2.Постановка голоса Теория: Певческая установка и навыки певческого дыхания. «Зевок» - методический приѐм произвольного опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Практика: Укрепление и развитие певческого диапазона. «Слушать и слышать себя!» 3.Упражнения на выявление тембровой окраски голоса Теория: Упражнения на выявление тембровой окраски голоса: акапелла, двухголосие (параллельное движение 3, 6), на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Практика: Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен, пение упражнений а’капелла; упражнений на освоение двухголосия (параллельное движение 3, 6) – для ансамбля. Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Развитие ощущения правильного резонирования и активности работы артикуляционного аппарата. Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха. 4.Постановка вокального дыхания Теория: Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Собачка» и др. Практика: Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные фразы - разумный, экономичный выдох. Вдох между фразами в быстром произведении. Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Собачка» и др. 5. Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой) Теория: Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой). Практика: Упражнения для развития и укрепления вокального дыхания. Отработка правильного диафрагматического дыхания. Знакомство с навыками «цепного дыхания» (для ансамбля). Работа над произнесением одной мысли на одном дыхании. 6. Пение учебно-тренировочного материала Теория: Разъяснение теоретических основ применения упражнений. Практика: Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии -попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определѐнные гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей). 7. Распевание как эмоциональная настройка вокалиста Теория: Распределение внимания и слуховой контроль. Практика: Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. Проработка упражнений с усложнением и ускорением. Мышечный автоматизм и слуховой «контроль» поющего. Упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к трезвучиям. 8. Совершенствуем несложные элементы двухголосия Теория: Понятие полифония и гомофония в музыке. Практика: Совершенствуем несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера» (для ансамбля). Упражнения на создание ритмического ансамбля (для ансамбля). Пение с микрофоном упражнений и отрывков из песен и запись в компьютер с последующим прослушиванием и просмотром записи. 9. Дикция и правильное голосообразование. Скороговорки. Артикуляционная гимнастика Теория: Понятие резонаторы и их расположение. Практика: Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки. Гласные – «носители» вокального звука. Упражнения на подачу звука. Упражнения на развитие и укрепление ощущения резонаторов. Анализ внутренних ощущений. Упражнения на развитие грудного резонатора. Упражнения на снятие зажатий. 10. Репертуарная практика Теория: Разнообразие репертуара: включение произведений различных по форме, жанру, содержанию. Выбор произведений, способствующих развитию и укреплению голоса, составление репертуарного плана. Практика: Усложнение репертуара: двухголосие (для ансамбля); тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»). Технические моменты репертуара. Разучивание произведения по партиям, работаем над унисоном, текст отрабатываем в виде мелодической «речитации». Учимся распределять дыхание во время сценического движения. Художественный этап в отработке репертуара - пение осмысленное и выразительное. 11. Тренинг на эмоции и сценическую речь Теория: Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпоритм. Практика: Нарабатываем «специальное состояние», которое позволяет комфортней чувствовать себя в жизни, на сцене, отрабатываем навыки актѐрского мастерства. Работа над эстрадным номером: развиваем умение раскрыть индивидуальность песни, выстроить драматургию номера. Этюды для тренировки актѐрской природы в разнообразных сценических ситуациях. Учимся не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Уметь сочетать пение с простейшими танцевальными движениями. Вырабатываем осознанное ощущение пространства для грамотного и уверенного расположения ансамбля на сцене. 12. Итоговое занятие Теория: Анализ выступлений. Подведение итогов второго учебного года. Практика: Выступления, отчетный концерт, концерт для родителей. Календарно-тематическое планирование ПДО: Бурлакова Светлана Александровна Творческое объединение: «Астудио» Место проведения: МАУ ДО «Каменский дом детского творчества», кабинет вокала, сцена Форма занятия: практические, комбинированные Месяц: сентябрь-май 1 год обучения № 1 2 Колво час. 1 1 3 Название темы Форма контроля Прослушивание Прослушивание 1 Вводное занятие Установка корпуса головы и речевого аппарата в пении Навыки пения сидя и стоя 4 1 Певческое дыхание перед началом пения Прослушивание 5 1 Работа с дыханием Прослушивание 6 1 Одновременный вдох и начало пения Прослушивание 7 1 Типы дыхания Прослушивание 8 1 Типы дыхания Прослушивание 9 1 Смена дыхания в процессе пения Прослушивание 10 1 Смена дыхания в процессе пения Прослушивание 11 1 Звуковедение и чистота интонации Прослушивание 12 1 Звуковедение и чистота интонации Прослушивание 13 1 Свободный звук без крика и напряжения Прослушивание 14 1 Виды атак звука Прослушивание 15 1 Упражнения на высоту голоса Прослушивание 16 1 Виды регистров Прослушивание 17 1 Прослушивание 18 1 Подготовка речевого аппарата, артикуляционная гимнастика Роль артикуляции и дикции в вокале 19 1 Упражнения для четкости дикции Прослушивание 20 1 Скороговорка как средство обучения пению Прослушивание 21 1 Устранение зажимов Прослушивание 22 1 Работа над произношением речевого текста Прослушивание 23 1 Координация речи с движением Прослушивание 24 1 Культура поведения на сцене Прослушивание Прослушивание Прослушивание Исполнение средств выразительности для передачи настроения и замысла композитора Знакомство с произведениями различных жанров Знакомство с произведениями различных жанров Знакомство с произведениями различных жанров Прослушивание 1 Сценическое движение Прослушивание 30 1 Сценическое движение Прослушивание 31 1 Актерское мастерство Прослушивание 32 1 Актерское мастерство Прослушивание 33 1 Выбор репертуара Прослушивание 34 1 Знакомство с репертуаром Прослушивание 35 1 Исполнение репертуара Прослушивание 36 1 Исполнение репертуара Прослушивание 37 1 Работа с микрофоном Прослушивание 38 1 Работа с микрофоном Прослушивание 39 1 Цепное дыхание Прослушивание 40 1 Дыхание в процессе пения Прослушивание 41 1 Прослушивание 42 1 43 1 44 1 45 1 Приемы дыхания в коротких и быстрых произведениях Цезура как грань между частями музыкального произведения Пение выдержанного звука в конце произведения Исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании Понятие регистр 46 1 Понятие легато и стаккато Прослушивание 47 1 Ровное звучание во всем диапазоне голоса Прослушивание 48 1 Прослушивание 49 1 Использование головного и грудного регистра в песни Звуковедение и чистота интонации 50 1 Прослушивание 51 1 52 1 Особенности произношения при пении гласных звуков Особенности произношения при пении гласных звуков Частота звучания неударных гласных 53 1 Особенности произношения при пении согласных звуков Прослушивание 25 1 26 1 27 1 28 1 29 Прослушивание Прослушивание Музыкальная викторина Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Особенности произношения при пении согласных звуков Ритмический рисунок в музыке Прослушивание Выработка ритмического рисунка в умеренных темпах. Ритмический рисунок в быстром темпе Прослушивание Интонирование произведений в различных видах мажора и минора Пение несложных двухголосных песен под фонограмму Прослушивание Пение несложных двухголосных песен под фонограмму Теоретический анализ и знакомство с произведением Развитие артистических способностей Прослушивание Прослушивание 1 Работа над чувственно-эмоциональной окрашенностью звука Сценическое воплощение художественного образа Сценическое воплощение художественного образа Преодоление сценического волнения 67 1 Пение под фонограмму Прослушивание 68 1 Пение под фонограмму Прослушивание 69 1 Тематический 70 1 Исполнение песен с ритмическими движениями Рубежный контроль 71 1 Концертная деятельность Занятие-концерт 72 1 Итоговое занятие Прослушивание 54 1 55 1 56 1 57 1 58 1 59 1 60 1 61 1 62 1 63 1 64 1 65 1 66 Прослушивание Прослушивание Открытое занятие Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Тестирование 2 год обучения 1 Вводное занятие Прослушивание 2 1 Постановка голоса Прослушивание 3 1 Прослушивание 4 1 Певческая установка и навыки певческого дыхания Входной контроль 5 1 Прослушивание 6 1 7 1 8 1 9 1 10 1 11 1 Упражнения на выявление тембровой окраски голоса: а капелла Упражнения на выявление тембровой окраски голоса: двухголосие Упражнения на выявление тембровой окраски голоса на разные виды голосоведения Упражнения на выявление тембровой окраски голоса на отработку ровного дыхания Упражнения на выявление тембровой окраски голоса на выравнивание гласных Певческое дыхание и развитие всего организма Типы дыхания 12 1 Прослушивание 13 1 14 1 Упражнения на грамотное распределение дыхания Дыхательные упражнения на разные виды техники Смена дыхания в процессе пения 15 1 Одновременный вдох и начало пения Прослушивание 16 1 Певческое дыхание Прослушивание 17 1 Прослушивание 18 1 19 1 20 1 21 1 22 1 Дыхательная гимнастика по Стрельниковой Дыхательная гимнастика по Стрельниковой Знакомство с навыками «цепного дыхания» Работа над произнесение одной мысли а одном дыхании Отработка правильного диафрагматического дыхания Правила дыхания в процессе пения 23 1 Правила дыхания в процессе пения Прослушивание Тестирование Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Тестирование Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Певческое дыхание как залог успешного исполнения песни Мелодии-попевки на разные виды техники: пение с закрытым ртом Мелодии-попевки на разные виды техники: определенные гласные, слоги Мелодии-попевки на разные виды техники:на сглаживание разницы в произношении гласных звуков Мелодии-попевки на разные виды техники: на переходные звуки Мелодии-попевки на разные виды техники: на улучшение звукообразования Мелодии-попевки на разные виды техники: на расширение диапазона Мелодии-попевки на разные виды техники: на обработку мелодических и ритмических рисунков Охрана голоса Прослушивание Упражнения на переходы к многоголосию от унисона через квинты с трезвучиям Распределение внимания и слуховой контроль Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания Проработка упражнений распевки с усложнением и ускорением Мышечный автоматизм и слуховой «контроль» поющего Понятие полифония и гомофония в музыке Элементы двухголосия Прослушивание Прослушивание 1 Упражнения на создание ритмического ансамбля Пение с микрофоном 42 1 Пение с микрофоном Прослушивание 43 1 Запись песен Прослушивание 44 1 Понятие резонаторы и их расположение Прослушивание 45 1 Гласные и согласные звуки Прослушивание 46 1 Упражнение на подачу звука Прослушивание 24 1 25 1 26 1 27 1 28 1 29 1 30 1 31 1 32 1 33 1 34 1 35 1 36 1 37 1 38 1 39 1 40 1 41 Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Тестирование Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание 47 1 Укрепление резонаторов Прослушивание 48 1 Прослушивание 49 1 50 1 51 1 Упражнение на развитие грудного резонатора и снятие зажатий Дикция и правильное голосообразование Классическая музыка: особенности жанра Народная музыка: особенности жанра 52 1 Духовная музыка: особенности жанра Прослушивание 53 1 Блюз: особенности жанра Прослушивание 54 1 Джаз: особенности жанра Прослушивание 55 1 RnB: особенности жанра Прослушивание 56 1 Фолк-музыка: особенности жанра Прослушивание 57 1 Шансон, романс: особенности жанра Прослушивание 58 1 Прослушивание 59 1 60 1 61 1 Электронная музыка: особенности жанра Художественный этап в отработке репертуара Понятие идеи, темы песни, предлагаемые обстоятельства Понятие темпоритма 62 1 Драматургия номера Прослушивание 63 1 Драматургия номера Прослушивание 64 1 Прослушивание 65 1 66 1 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Постановка танцевальных движений. 67 1 Постановка танцевальных движений. Прослушивание 68 1 Тренинг на эмоции и сценическую речь Прослушивание 69 1 Прослушивание 70 1 Исполнение песен с ритмическими движениями Концертная деятельность 71 1 Итоговый контроль тематический 72 1 Итоговое занятие Беседа Прослушивание Прослушивание Прослушивание Викторина Прослушивание Прослушивание Прослушивание Прослушивание Занятиеконцерт 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Количество учебных недель Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года 36 недель 1 год обучения (от 144 час. -72 дня) 2 год обучения (от 144 час. - 72 дня) С 1 сентября для обучающихся второго и последующих лет обучения С 04.09.2023 для обучающихся 1 года обуч. 31.05.2024 г. (приказ № от ) (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Сроки промежуточной аттестации Рубежная- май в конце 1 года обучения ДОП на 2 года Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 2 года обучения (май) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Характеристика Площадь кабинета (зала)27 кв.м просторное, светлое помещение с хорошей акустикой. - Фортепиано (синтезатор). -Зеркала - Метроном - Акустическая система - Микрофоны; Материально- - Станки для хора; техническое - ноутбук с акустической системой обеспечение - интерактивная панель, - колонки, - подключение к сети Интернет, - литературные источники, - раздаточный материал. Также может использоваться фото-видео и аппаратура для разработки презентации выступлений Песни https://babysongs.ru https://deti-online.com/pesni/ Информацион https://mp3bob.ru ное https://muzofond.fm/collections/top/минусовки обеспечение https://netminusa.ru Ссылки: ВИДЕО https://classicalmusic.by/classicalmusic_top20/ https://youtu.be/KB0l2Y97VCw?si=IC7sopAAvBM1_xQ4 Аспекты Характеристика https://www.culture.ru/materials/195206/istoki-russkoi-muzyki https://www.last.fm/ru/tag/russian+folk+rock/artists http://www.prostosound.com.ua/r_b/stati/ top_5_samyh_populyarnyh_rnb_ispolniteley Фото http://www.tabik.ru/?cat=1516 https://www.sinayaptica.tomsk.ru/files/img/pedagogy/Komarova/metod/metod_Stroenie_golosov ogo_apparata.pdf http://colombina-online.ru/vseznayka/stroenie-golosovogoapparata.php?clear_cache=Y Кадровое обеспечение Бурлакова Светлана Александровна, педагог дополнительного образования; 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются: конкурсы, опросы, тестирование, анкетирование и т.д. По окончании каждого года обучения проводится итоговая аттестация в форме презентации выученных произведений, творческого отчета. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала обучающихся Уровень развития высших психических функций ребѐнка Уровень развития социального опыта обучающихся Уровень развития творческого потенциала обучающихся Уровень развития социального опыта обучающихся Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающейдеятельности здоровья обучающихся образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Ссылка: Уровень теоретической https://nsportal.ru/node/6199864 подготовки обучающихся Уровень удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей работой родителей предоставляемыми образовательного учреждения (методика образовательными услугами Е.Н.Степановой) Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в https://nsportal.ru/node/6199862 соответствии с формами аттестации) 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Игровой Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Открытое занятие Бенефис Беседа Встреча с интересными людьми Игра Концерт Презентация Мастер-класс Мини-фестиваль Тренинг Педагогические технологии с указанием автора: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Дидактические материалы: https://nsportal.ru/node/6199873 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аникеева З.И., Аникеев Ф.М.. Как развить певческий голос. Кишинев, “ШТИИНЦА”, 1981. 2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. “Музыка”, 1968. 3. Хромушин О. Джазовое сольфеджио. 3-7 классы муз. школы. Изд-во «Композитор». СПб, 2003. 4. Чугунов Ю.Н.Книга: Джазовые мелодии для гармонизации изд. «Лань»2015. 5. «Сольфеджио» Н.Д. Баева, Т.А. Зебряк . 6. «Старинный русский романс» Э. Березовская 7. «Начальное сольфеджио» Вл. Соколов 8. «Хрестоматия вокализов» С.В. Крупа-Шумарина 9. «Второе рождение музыки» Г. Левашева 10.«Сольфеджио» Е. Давыфдова 11.«Сольфеджио» А.Островский , С. Соловьев, В. Шокин 12.«Музыкальная энциклопедия» Ю.В. Келдыш 13.«Потешки» О.И. Горшкова 14.Всѐ в порядке. Шуточные детские песни. М., 1987 15.Голиков В.М., Песни для детей разного возраста, Владос 2001 16.Калинников В.М. Детские песни Советский композитор 1978 17.Лядов А. М., Детские песни, Музыка 1978 18.«Милый садик!» С-П, Союз художников 2001 19.«Мир нужен всем!», Советский композитор 1988 20.Струве М. В. «Не грусти, улыбнись и пой» 2, М., 2001 21.Современная музыка Хит 2001.Лучшие песни года. Ч.1,2,2002 «Улыбка» Вып.1М, Советский композитор 1989 22.Чайковский П. Детские песни, М., Музыка 23.http://www.rockgo.ru/interesnyye-fakty-i-tsitaty-o-rock-muzyke.html 24.http://jazz-jazz.ru/854 25.https://www.youtube.com/watch?v=Ud5Bi2_HSck Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 3 от 12.01.2022г