Учебный план
(1-й год обучения)
№
Название раздела, темы
Количество часов
п/п
Всего Теория Практика
I.
Пение как вид
музыкальной деятельности.
8
6
2
Формы
аттестации/
контроля
1
Понятие о сольном и
ансамблевом пении.
1
-
Беседа
2
Диагностика.
Прослушивание детских
голосов.
1
-
Наблюдение
3
Строение голосового
аппарата.
1
-
Беседа
4
Правила охраны детского
голоса.
1
-
Круглый стол
5
Вокально-певческая
установка.
1
2
Занятиепостановка
6
Упражнения на дыхание
по методике А.Н.
Стрельниковой.
1
-
Зачѐт
II.
Формирование детского
голоса.
8
2
1
Звукообразование.
2
-
Наблюдение
2
Певческое дыхание.
1
-
Беседа
3
Дикция и артикуляция.
2
2
Устный опрос
2
-
Занятиепостановка
1
-
Открытое
занятие
6
5
4
5
III.
10
Речевые игры и
упражнения.
Вокальные упражнения.
Слушание музыкальных
произведений, разучивание и
11
исполнение песен.
1
Народная песня.
1
1
Мастер-класс
2
Произведениями русских
композиторов- классиков.
2
1
Круглый стол
4
Произведения
современных отечественных
композиторов.
2
1
Беседа
1
2
Зачѐт
Занятиепостановка
5
Сольное пение.
IV.
Игровая деятельность,
театрализация.
1
-
1
VI.
Расширение
музыкального кругозора и
формирование музыкальной
культуры.
2
2
-
-
1
Путь к успеху.
1
2
Посещение театров,
концертов, музеев и
выставочных залов.
1
-
VII.
Концертноисполнительская деятельность.
-
4
4
Анкетировани
е
Творческая
встреча
1
Репетиции.
-
3
Зачѐт
2
Выступления, концерты.
-
1
Тематический
концерт
24
12
Итого:
36
Содержание программы
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид
музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах,
вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете),
хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным
ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об
ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории
(общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в
одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное
ознакомление
с
голосовыми
и
музыкальными
данными
учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику
перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки,
артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и
согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа
артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое
строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и
возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса.
Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития
голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса:
форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный
вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приѐмов,
недоступных по физиологическим возможностям детям определѐнного
возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки
разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5.
Вокально-певческая
установка. Понятие
о
певческой
установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в
положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в
процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и
постоянного контроля за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука
(твѐрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха;
образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non
1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за
звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный,
брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация
дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха,
удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание
чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и
diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое
дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции.
Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение
положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата.
Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой
форманты. Соотношение дикционной чѐткости с качеством звучания.
Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических
оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при
исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой,
жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление
радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого
голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения.
Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования
звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному
образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и
без сопровождения музыкального инструмента.
формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение
1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения
артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения
дыхания.Упражнения первого уровня
Тема III. Слушание
исполнение песен.
музыкальных
произведений,
разучивание
и
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, еѐ
особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности,
ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение
своеобразия
народного
поэтического
языка.
Освоение
средств
исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых
песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение
обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента.
Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков.
Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств
исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных
типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных
композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа
над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской
игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития
голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного
эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и
звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов
для создания образа песни
Тема V. Расширение
музыкальной культуры.
музыкального
кругозора
и
формирование
5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. индивидуальное собственное
исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания
аудио- и видеозаписей.Формирование вокального слуха учащихся, их
способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса;
анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и
своей группы (а также
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных
залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с
фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы
(дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а
также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.