УП маленькие звездочки

Учебный план
(1-й год обучения)
№

Название раздела, темы

Количество часов

п/п
Всего Теория Практика
I.

Пение как вид
музыкальной деятельности.

8

6

2

Формы
аттестации/
контроля

1

Понятие о сольном и
ансамблевом пении.

1

-

Беседа

2

Диагностика.
Прослушивание детских
голосов.

1

-

Наблюдение

3

Строение голосового
аппарата.

1

-

Беседа

4

Правила охраны детского
голоса.

1

-

Круглый стол

5

Вокально-певческая
установка.

1

2

Занятиепостановка

6

Упражнения на дыхание
по методике А.Н.
Стрельниковой.

1

-

Зачѐт

II.

Формирование детского
голоса.

8

2

1

Звукообразование.

2

-

Наблюдение

2

Певческое дыхание.

1

-

Беседа

3

Дикция и артикуляция.

2

2

Устный опрос

2

-

Занятиепостановка

1

-

Открытое
занятие

6

5

4
5
III.

10

Речевые игры и
упражнения.
Вокальные упражнения.
Слушание музыкальных
произведений, разучивание и

11

исполнение песен.
1

Народная песня.

1

1

Мастер-класс

2

Произведениями русских
композиторов- классиков.

2

1

Круглый стол

4

Произведения
современных отечественных
композиторов.

2

1

Беседа

1

2

Зачѐт
Занятиепостановка

5

Сольное пение.

IV.

Игровая деятельность,
театрализация.

1

-

1

VI.

Расширение
музыкального кругозора и
формирование музыкальной
культуры.

2

2

-

-

1

Путь к успеху.

1

2

Посещение театров,
концертов, музеев и
выставочных залов.

1

-

VII.

Концертноисполнительская деятельность.

-

4

4

Анкетировани
е
Творческая
встреча

1

Репетиции.

-

3

Зачѐт

2

Выступления, концерты.

-

1

Тематический
концерт

24

12

Итого:

36

Содержание программы
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид
музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах,
вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете),
хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным
ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об
ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории

(общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в
одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное
ознакомление
с
голосовыми
и
музыкальными
данными
учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику
перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки,
артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и
согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа
артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое
строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и
возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса.
Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития
голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса:
форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный
вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приѐмов,
недоступных по физиологическим возможностям детям определѐнного
возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки
разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5.
Вокально-певческая
установка. Понятие
о
певческой
установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в
положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в
процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и
постоянного контроля за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука
(твѐрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха;
образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non
1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за
звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный,
брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация
дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха,
удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание
чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и
diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое
дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции.
Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение
положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата.
Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой
форманты. Соотношение дикционной чѐткости с качеством звучания.
Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических
оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при
исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой,
жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление
радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого
голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения.
Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования
звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному
образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и
без сопровождения музыкального инструмента.
формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение
1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения
артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения
дыхания.Упражнения первого уровня
Тема III. Слушание
исполнение песен.

музыкальных

произведений,

разучивание

и

3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, еѐ
особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности,

ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение
своеобразия
народного
поэтического
языка.
Освоение
средств
исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых
песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение
обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента.
Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков.
Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств
исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных
типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных
композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа
над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской
игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития
голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного
эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и
звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов
для создания образа песни
Тема V. Расширение
музыкальной культуры.

музыкального

кругозора

и

формирование

5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. индивидуальное собственное
исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания
аудио- и видеозаписей.Формирование вокального слуха учащихся, их
способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса;
анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и
своей группы (а также
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных
залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с
фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы
(дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а
также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».