Оглавление Раздел 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП 1.2.Направленность 1.3. Актуальность 1.4. Цель программы 1.5. Задачи программы 1.6. Ожидаемые результаты 1.7. Педагогическая целесообразность 1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы 1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы) 1.10. Вид программы 1.11. Адресат программы 1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП 1.13. Формы обучения 1.14. Режим занятий 1.15. Особенности организации образовательного процесса 1.16. Учебный план 1.17. Содержание программы Раздел 2. 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный графикпрограммы 2.2. Условия реализации программы 2.3. Оценка достижений результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка 1.1Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от 26.05.2023г Направленность программы: художественная, работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни. Актуальность: Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей. Цель: Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей. Задачи программы: Обучающие: Формирование устойчивого интереса к пению. Обучение выразительному пению. Обучение певческим навыкам. Развитие слуха и голоса детей. Формирование голосового аппарата. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма. Развивающие: - сформировать художественный вкус, чувство стиля; - выявить наиболее одарѐнных детей для их профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в профессиональные средние учебные заведения; - приобщить к работе в коллективе; - научить работать с микрофоном. Воспитательные: - воспитать у обучающихся такие качества, как творческая воля, активность, самостоятельность, потребность в реализации знаний и умений; привить навыки сценического поведения; - воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность; - воспитать позитивное отношение к музыкальному искусству; - обогатить духовный мир ребенка, заложить фундамент патриотического чувства. Ожидаемые результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: получают возможность проявить свои творческие способности при работе с различными вокальными материалами; умение сотрудничать в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: овладение умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты: Стартовый уровень: - развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ; - развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления; - развитие навыка пения по нотам; - умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания; - навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella; - формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении; - способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей. В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать: - специфику певческого искусства; - основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки; - многообразие музыкальных образов и способов их развития. Уметь: - эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения; - исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись; - устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственноэстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. Отличительные особенности данной программы: В отличие от существующих программ, данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учѐт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приѐмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. Обучение включает в себя следующие основные предметы: 1. Вокально-хоровая работа. 2. Музыкально-теоретическая подготовка. Сценическая культура 3. Теоретико-аналитическая работа. 4. Концертно-исполнительская деятельность. Вид программы: Модифицированная программа, составлена на основе примерной Программы для общеобразовательных школ под общей редакцией В. И. Лейбсона. Программа изменена с учѐтом возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Адресат программы: В творческое объединение «Маленькие звезды» принимаются дети от 6 до 10 лет на свободной основе, (в данном возрастном диапазоне) при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением. При зачислении ребѐнок исполняет песню, которую хорошо знает. Полезно прослушать еѐ в разных тональностях, что позволит выявить у поющего характер и качество голоса, диапазон, точность интонации. Срок и объем освоения программы: Срок реализации Программы - 1 год «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 36 педагогических часа; Так как программа имеет 1 год обучения, она включает в себя 1 уровень. С первого года обучения дети получают стартовые, начальные знания, элементарную теорию музыки, первые навыки певческого дыхания, упражнения на дыхание. Первые навыки звуковедения и постановки голоса. Форма обучения: очная Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Предмет Стартовый уровень Вокал 1 часа, 1 раза в неделю; 36 часа в год. Особенности организации разновозрастные группы образовательной деятельности: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план (1-й год обучения) № Название раздела, темы Количество часов п/п Всего Теория Практика I. Пение как вид музыкальной деятельности. 8 6 2 Формы аттестации/ контроля 1 Понятие о сольном и ансамблевом пении. 1 - Беседа 2 Диагностика. Прослушивание детских голосов. 1 - Наблюдение 3 Строение голосового аппарата. 1 - Беседа 4 Правила охраны детского голоса. 1 - Круглый стол 5 Вокально-певческая установка. 1 2 Занятиепостановка 6 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 1 - Зачѐт II. Формирование детского голоса. 8 2 1 Звукообразование. 2 - Наблюдение 2 Певческое дыхание. 1 - Беседа 3 Дикция и артикуляция. 2 2 Устный опрос 2 - Занятиепостановка 1 - Открытое занятие 6 5 4 5 III. 10 Речевые игры и упражнения. Вокальные упражнения. Слушание музыкальных произведений, разучивание и 11 исполнение песен. 1 Народная песня. 1 1 Мастер-класс 2 Произведениями русских композиторов- классиков. 2 1 Круглый стол 4 Произведения современных отечественных композиторов. 2 1 Беседа 1 2 Зачѐт Занятиепостановка 5 Сольное пение. IV. Игровая деятельность, театрализация. 1 - 1 VI. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 2 2 - - 1 Путь к успеху. 1 2 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. 1 - VII. Концертноисполнительская деятельность. - 4 4 Анкетировани е Творческая встреча 1 Репетиции. - 3 Зачѐт 2 Выступления, концерты. - 1 Тематический концерт 24 12 Итого: 36 Содержание программы Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности. 1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении. 1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. 1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. 1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приѐмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определѐнного возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. 1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. 1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Тема II. Формирование детского голоса. 2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твѐрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. 2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. 2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чѐткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. 2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. 2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.Упражнения первого уровня Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. 3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, еѐ особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. 3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. 3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. 3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни. Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также 5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт). В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Календарно-тематическое планирование ПДО: Бурлакова Светлана Александровна Творческое объединение: «Астудио» Место проведения: МАУ ДО «Каменский дом детского творчества», кабинет вокала, сцена Форма занятия: практические, комбинированные Месяц: сентябрь-май № п/п Кол-во часов Название раздела, темы Формы аттестации/ контроля Введение 1. 1 2 3 4 5 6 1 Понятие о сольном и ансамблевом пении. 1 Диагностика. Прослушивание детских голосов. 1 Строение голосового аппарата. 1 Правила охраны детского голоса. 2 Вокально-певческая установка. 2 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 1 2 Звукообразование. 2 1 Певческое дыхание. 3 2 Дикция и артикуляция. 4 2 Речевые игры и упражнения. 5 1 Вокальные упражнения. 4 Беседа Круглый стол Занятие-постановка Зачѐт Наблюдение Беседа Устный опрос Занятие-постановка Открытое занятие Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. III. 2 Наблюдение Формирование детского голоса. II. 1 Беседа 2 Народная песня. 3 Произведениями русских композиторов- классиков. 3 Произведения современных отечественных композиторов. 5 3 Сольное пение. IV. 1 Игровая деятельность, Мастер-класс Круглый стол Беседа Зачѐт Занятие-постановка театрализация. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. VI. 1 1 Путь к успеху. 2 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. VII. Концертноисполнительская деятельность. 1 1 3 Репетиции. 2 1 Выступления, концерты. Итого:36 Анкетирование Творческая встреча Зачѐт Тематический концерт 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Количество учебных недель 36 недель Количество учебных дней 1 год обучения (от 144 час. -72 дня) 2 год обучения (от 144 час. - 72 дня) Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации С 1 сентября для обучающихся второго и последующих лет обучения С 04.09.2023 для обучающихся 1 года обуч. 31.05.2024 г. (приказ № от ) (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения ДОП на 2 года Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 2 года обучения (май) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Характеристика Площадь кабинета (зала)27 кв.м просторное, светлое помещение с хорошей акустикой. - Фортепиано (синтезатор). -Зеркала - Метроном - Акустическая система - Микрофоны; Материально- - Станки для хора; техническое - ноутбук с акустической системой обеспечение - интерактивная панель, - колонки, - подключение к сети Интернет, - литературные источники, - раздаточный материал. Также может использоваться фото-видео и аппаратура для разработки презентации выступлений Песни Информацион https://babysongs.ru ное https://deti-online.com/pesni/ обеспечение https://mp3bob.ru Ссылки: https://muzofond.fm/collections/top/минусовки Аспекты Характеристика https://netminusa.ru ВИДЕО https://classicalmusic.by/classicalmusic_top20/ https://youtu.be/KB0l2Y97VCw?si=IC7sopAAvBM1_xQ4 https://www.culture.ru/materials/195206/istoki-russkoi-muzyki https://www.last.fm/ru/tag/russian+folk+rock/artists http://www.prostosound.com.ua/r_b/stati/ top_5_samyh_populyarnyh_rnb_ispolniteley Фото http://www.tabik.ru/?cat=1516 https://www.sinayaptica.tomsk.ru/files/img/pedagogy/Komarova/metod/metod_Stroenie_golosov ogo_apparata.pdf http://colombina-online.ru/vseznayka/stroenie-golosovogoapparata.php?clear_cache=Y Кадровое обеспечение Бурлакова Светлана Александровна, педагог дополнительного образования; 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются: конкурсы, опросы, тестирование, анкетирование и т.д. По окончании каждого года обучения проводится итоговая аттестация в форме презентации выученных произведений, творческого отчета. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показатели качества реализации Методики ДООП Уровень развития творческого потенциала обучающихся Уровень развития высших психических функций ребѐнка Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Уровень развития социального опыта обучающихся Уровень развития творческого потенциала обучающихся Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Уровень развития социального опыта обучающихся Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающейдеятельности здоровья обучающихся образовательных учреждений» под ред. М.М. Показатели качества реализации Методики ДООП Безруких Ссылка: Уровень теоретической подготовки обучающихся https://nsportal.ru/node/6199864 Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) https://nsportal.ru/node/6199862 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Игровой Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Открытое занятие Бенефис Беседа Встреча с интересными людьми Игра Концерт Презентация Мастер-класс Мини-фестиваль Тренинг Педагогические технологии с указанием автора: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Дидактические материалы: https://nsportal.ru/node/6199873 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аникеева З.И., Аникеев Ф.М.. Как развить певческий голос. Кишинев, “ШТИИНЦА”, 1981. 2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. “Музыка”, 1968. 3. Хромушин О. Джазовое сольфеджио. 3-7 классы муз. школы. Изд-во «Композитор». СПб, 2003. 4. Чугунов Ю.Н.Книга: Джазовые мелодии для гармонизации изд. «Лань»2015. 5. «Сольфеджио» Н.Д. Баева, Т.А. Зебряк . 6. «Старинный русский романс» Э. Березовская 7. «Начальное сольфеджио» Вл. Соколов 8. «Хрестоматия вокализов» С.В. Крупа-Шумарина 9. «Второе рождение музыки» Г. Левашева 10.«Сольфеджио» Е. Давыфдова 11.«Сольфеджио» А.Островский , С. Соловьев, В. Шокин 12.«Музыкальная энциклопедия» Ю.В. Келдыш 13.«Потешки» О.И. Горшкова 14.Всѐ в порядке. Шуточные детские песни. М., 1987 15.Голиков В.М., Песни для детей разного возраста, Владос 2001 16.Калинников В.М. Детские песни Советский композитор 1978 17.Лядов А. М., Детские песни, Музыка 1978 18.«Милый садик!» С-П, Союз художников 2001 19.«Мир нужен всем!», Советский композитор 1988 20.Струве М. В. «Не грусти, улыбнись и пой» 2, М., 2001 21.Современная музыка Хит 2001.Лучшие песни года. Ч.1,2,2002 «Улыбка» Вып.1М, Советский композитор 1989 22.Чайковский П. Детские песни, М., Музыка 23.http://www.rockgo.ru/interesnyye-fakty-i-tsitaty-o-rock-muzyke.html 24.http://jazz-jazz.ru/854 25.https://www.youtube.com/watch?v=Ud5Bi2_HSck Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 3 от 12.01.2022г