Мир в ладошках

Оглавление
Раздел 1
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП
1.2. Направленность
1.3. Актуальность
1.4. Цель программы
1.5. Задачи программы
1.6. Ожидаемые результаты
1.7. Педагогическая целесообразность
1.8. Отличительные особенности данной дополнительной программы
1.9. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы)
1.10. Вид программы
1.11. Адресат программы
1.12. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП
1.13. Формы обучения
1.14. Режим занятий
1.15. Особенности организации образовательного процесса
1.16. Учебный план
1.17. Содержание программы
Раздел 2.
2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный графикпрограммы
2.2. Условия реализации программы
2.3. Оценка достижений результатов
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
1.1Нормативные правовые основы разработки ДООП:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации
 «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от
29 мая 2015 г. № 996-р.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г №
28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г №
2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
 Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район»,
Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015.
 Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 22б от 26.05.2023г
1.2 Направленность программы: художественная
1.3 Актуальность:
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребѐнку лепка? Лепка является
одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных
материалов создаются объѐмные (иногда рельефные) образы и целые композиции.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в
мастерской тестопластики даѐт уникальную возможность моделировать мир и своѐ
представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребѐнка
появляется возможность создать свой удивительный мир.
Существует большое количество образовательных программ по лепки из глины и
других материалов, но не из теста. Современный книжный рынок наводнен популярной
литературой по лепке из соленого теста, что дает возможность потребителю ознакомиться
с данной техникой, но не с организацией образовательного процесса по этому профилю
деятельности. В то же время в сети Интернет встречаются упоминания о работе с соленым
тестом, но это лишь разработки отдельных уроков, тем, рассчитанных в основном на
дошкольный уровень обучения. Логическая же последовательность, системность, дающая
возможность организации курса обучения и воспитания в области дополнительного

образования детей начального и среднего звена общеобразовательных учреждений
отсутствуют. Хотя в последние годы и появились программы, включающие в себя
отдельные блоки по работе с соленым тестом. В связи с этим разработанная
образовательная программа “Мир в ладошках” является педагогически целесообразной и
обладает новизной. Ее актуальность не вызывает сомнения
1.4 Цель программы:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение
эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и
представлений, образного мышления и воображения через изготовление изделий из
соленого теста.
1.5 Задачи программы:
Образовательные (обучающие)

Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее
возможностями.

Научить детей владеть различными материалами и приспособлениями,
необходимыми для изготовления изделий из соленого теста.

Обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста.

Начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике
рисунка акварелью и гуашью.

Учить соблюдать правила техники безопасности;
Развивающие

Развивать художественный вкус, научить видеть и понимать прекрасное в
окружающей нас жизни по средствам декоративно-прикладного искусства;

Развивать воображение и творческие возможности детей через включение
дошкольников в практическую деятельность, связанную с созданием предметов
декоративно-прикладного искусства.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать речь. Расширять словарный запас.
Воспитательные

Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом;

Воспитывать устойчивый интерес к народной культуре;

Воспитывать уважение к истории русского народного творчества, традициям,
обычаям русского народа.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, волевые качества, стремление
доводить начатое дело до конца.
1.6 Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
- Формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре
других народов через декоративно – прикладное искусство;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:

 познавательные
- Наблюдать образы объектов природы и окружающего мира, результатов работы
мастеров;
- Сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции
предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы по их
общему признаку;
- С помощью педагога искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа
освоенных;
 регулятивные
- Определять с помощью педагога цель деятельности на занятии;
- Научиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с педагогом;
- Научиться предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления
изделия;
- Работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные
карты, рисунки;
- Определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания.
 коммуникативные
- Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных
общим делом;
-Помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со
сверстниками, педагогами, родителями;
- Научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее
познание и творчество в жизни.
Предметные результаты:
К концу первого года ученики должны знать:
- основы техники в области декоративной лепки;
- основные понятия и термины;
- свойства изученных материалов;
- основные принципы использования лакокрасочных материалов, инструментов и
приспособлений;
- понятия цветового круга, основных цветов и их сочетаний;
- основы проектной деятельности;
- о творческом подходе к работе и об использовании полученных знаний в практической
деятельности;
- основные способы и приемы лепки из соленого теста, использование дополнительных
приспособлений, способы сушки изделий из теста;
- о работе в коллективе, взаимовыручке и поддержке, о способах самоорганизации в
работе.
К концу первого года ученики должны уметь:
- применять полученные знания в работе с солѐным тестом;
- сочетать технику лепки с тканью и природными материалами;
- применять полученные знания на практике, сочетать изученные виды декоративной
лепки с иными материалами;
- использовать лакокрасочные материалы, инструменты и приспособления;
- творчески мыслить;
- в работе с соленым тестом, применять знания о способах и приемах лепки, использовать
дополнительные приспособления, применять различные эффекты;
К концу второго года ученики должны знать:
- основы проектной деятельности в области лепки из солѐного теста;
- азы композиции;

- основные понятия и термины;
- основные приемы создания гармоничной композиции;
- о творческом подходе к работе и об использовании полученных знаний в практической
деятельности;
- о работе в коллективе, взаимовыручке и поддержке, о способах самоорганизации в
работе.
К концу второго года ученики должны уметь:
- самостоятельно применять полученные знания в работе с солѐным тестом;
- самостоятельно выбирать и строить композицию;
- сочетать различные техники выполнения работ;
- применять полученные знания на практике;
- работать с палитрой; применять на практике проектную деятельность, применять
стилизации в работе с соленым тестом;
- самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие изделия,
избегать шаблонности мышления, применять полученные сведения при изготовлении
работ, не заложенных в программу обучения;
- работать с книгой и литературой в индивидуальной творческо-поисковой деятельности,
оценивать свою работу и корректировать деятельность с целью исправления недочетов.
- анализировать свою работу, выявлять ошибки и недочѐты.
К концу третьего года ученики должны знать:
- ПТБ при работе с различными материалами;
- технологии изготовления различных композиций;
- способы изготовления объемных композиций и поделок;
- последовательность написания проекта;
- технологию изготовления выбранной работы
К концу третьего года ученики должны уметь:
- применять ПТБ на практике;
- самостоятельно изготавливать настенные и объемные композиции;
- изготовить композицию,
- написать проект,
- защитить проект.
1.7 Педагогическая целесообразность:
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит
то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным
инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения
собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует
развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных
умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот
или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой,
развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в
душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение
приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души.
Активизируется работа пальцев рук, мозга и идѐт полное расслабление тела и
души.
Тестопластика - достаточно новый вид прикладного искусства:

способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления, чтобы получить желаемый результат;
повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию
формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
синхронизирует работу обеих рук;
стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен
запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них
совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит
развитие глазомера;
способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их
художественный кругозор, способствует формированию художественноэстетического вкуса.
Экологическая чистота и безвредность материала (солѐное тесто) позволяет
широко использовать его в работе с детьми.
-

1.8 Отличительные особенности данной дополнительной программы
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные
сюжеты и темы, которые смогли бы заинтересовать ребѐнка и помочь ему раскрыться. К
каждому занятию подобраны соответствующие игры (подвижные, малоподвижные,
пальчиковая гимнастика, разминка для рук). Многие занятия целиком проходит в форме
игры. Использование игр в обучении детей тестопластики помогает активизировать
деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, память,
внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает образное мышление
и творческое воображение.
1.9 Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):





Ознакомление с основами работы с соленым тестом;
Изучение различных техник, декорирования;
Упражнения по развитию мелкой моторики рук
Изготовление изделий из соленого теста.

1.10 Вид программы: модифицированная программа
1.11 Адресат программы:
Программа предназначена для обучающихся 6-18 лет, имеющих различные
интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие какимилибо минимальными знаниями в области художественно-эстетической направленности.
1.12 Срок и объем освоения программы:
3 года,576 педагогических часов, из них:
 «Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа;
 «Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;

«Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
1.13 Форма обучения: очная
1.14Режим занятий:

Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Тестопластика

4 часа в неделю;
144 часа в год.

6 часов в неделю;
216 часов в год.

6 часов в неделю;
216часов в год.

1.15 Особенности организации образовательного процесс: группы одновозрастные,
разновозрастные
1.16Учебный план
Учебный план
№
п/п

Тема

1 год обучения. Стартовый уровень
Количество Изнихт
часов
еоретич
еских
(всего)

1

Вводное занятие.

1.1.

Вводное занятие «Путешествие в
страну Тестопландию»
Основы техники безопасности на
занятиях
Ознакомление с основами
технологии и техники
изготовления изделий из
солёного теста. Инструменты
и материалы, используемые для
обработки теста.
Ознакомление с основами
технологии и техники
изготовления изделий из солѐного
теста.
Материалы и инструменты

1.2
2

2.1

2.2.
2.3.
2.4.
3
3.1

Основные этапы изготовления
изделий
Лепка мелких деталей
Сушка и обжиг изделий из
солёного теста.
Варианты сушки готовых изделий

3.3

Условия, необходимые для
обжига изделий, температурный
режим, меры предосторожности.
Украшение в виде колец и подков

3.4

Веселая азбука (лепка букв)

3.2

2

Изнихп
рактиче
ских

Формыкон
троля

опрос

2

1
1
10

2

8

тест

2

6

Опрос

2

2
4
2
8
2
2

2
2

4

Основы цветоведения

4.1

Цветовой круг, основные и
ахроматические цвета, оттенки,
насыщенность
цвета
и
контрастность.
Понятие «Цветовое решение».

4.2

10

4.5.

Украшения на елку

2

4.6

Рождественские украшения

2

5

Лакирование изделий

10

5.1

Виды лаков и растворителей.

1

5.2

5.4.

Последовательность лакирования
изделий, материалы и
инструменты, используемые при
работе с лаком.
Правила техники безопасности
при работе с лаком. Средства
индивидуальной защиты
Игра «Магазин»

5.5

Изготовление карандашниц.

6

Технология
цветного теста

6.1

6.4

Виды красителей, используемых
для окрашивания соленого теста
Технология окрашивания
соленого теста.
Поделка «Сердечко» ко Дню
Святого Валентина
Изготовление медальонов

6.5

«Яйцо пасхальное»

2

6.6

Подставка под яйцо

2

6.7

Пасхальные сувениры

6

7

Освоение
технологии
изготовления
простых
полуобъемных изделий
Термины: объем, полуобъем,
рельеф, барельеф.

6.2
6.3

7.1

изготовления

Викторина

2

8

Контрольна
я работа

4

16

Самопрезен
тация

4

16

Тест

1

4.4

5.3

8

1

Условия раскрашивания изделия и
его сушка после окрашивания.
Изготовление подсвечников

4.3

2

2
2

1

1

4
3
20
1
1
4
4

20

2

7.3

Технология изготовления
полуобъемных изделий.
Плетѐные косы и венки

7.4

«Мир цветов»

8

Понятие
«фактура»
и
«теснение».
Способы
изготовления
и
варианты
использования
Варианты фактур и оттисков,
предметы и материалы,
используемые для их создания.
Развитие творческой фантазии.

7.2

8.1

8.2

4
4
10
14

8.5

Лепка кондитерских изделий

4

8.6

В мире животных

4

8.7

Подарки родным

2

9

Объемные композиции

26

9.1

9.3

Технология и тематика
выполнения объемных
миниатюрных фигурок, нюансы и
виды этих изделий.
Анатомические особенности
человека и животных
В гостях у сказки

10

9.4

В гостях у Морского царя

8

10
10.1

Творческая аттестационная
работа
Объемная композиция

11

Заключительное занятие

11.1

12.1

Выставка работ. Творческая
самопрезентация
Воспитательные и
профилактические
мероприятия
Мероприятие «Вот я какой!»

12.2

Коллективная игра «Скульпторы»

12

Блицтурнир

4

22

Диктант
терминов

2

10

Выставка

2

4

Выставка

2

4

2

8.4

9.2

12

2

Фактура и оттиски, использование
их при создании работы
Фоторамки

8.3

2

2
4

4

4

12
12
6
6
6

2
2

Презентаци
я

12.3

Квест-игра «Узнай меня»
ИТОГО

144

30

114

1.17Содержание программы 1 года обучения
I. Вводное занятие – 2 часа. (2 ч.- теории).
● История лепки из солѐного теста, виды ДПИ.
● Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими
инструментами, с лаком, клеем.
Практическое занятие:
1. Знакомство с группой, программой обучения на текущий год и расписанием.
II. Ознакомление с основами технологии и техники изготовления изделий из
соленого теста. Инструменты и материалы, используемые для обработки теста – 10 часов
(2 ч. – теория, 8 ч. – практика)
● Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения. Полезные советы.
● Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом (виды кистей,
стеки, резаки).
Практическое занятие:
1. Приготовление рабочего материала, знакомство с основными приемами
лепки из соленого теста и с понятиями: пласт, жгут, деталь.
2. Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) по образцу.
III. Сушка и обжиг изделий из соленого теста – 8 часа (2 ч. – теория, 6 ч. практика).
● Варианты сушки готовых изделий (сроки, условия, материалы, используемые при
сушке).
● Условия, необходимые для обжига изделий, температурный режим, меры
предосторожности. Виды сушки изделий (основная, после окрашивания, высыхание лака).
Практическое занятие:
1. Изготовление изделий, используя основные приемы работы с солѐным тестом. (4ч.)
IV. Основы цветоведения – 10 часов (2 ч. – теория, 8 ч. – практика).
● Цветовой круг, основные и ахроматические цвета, оттенки, насыщенность цвета и
контрастность.
● Понятие «Цветовое решение».
● Условия раскрашивания изделия и его сушка после окрашивания.
Варианты используемых кистей. Виды красок, используемых для раскрашивания
высохших изделий, последовательность окрашивания работы. Способ травления
перманганатом калия (эффект керамики), меры предосторожности при работе с
марганцовкой.
Практическое занятие:
1. Раскрашивание высохших изделий, подбор цветового решения.
2.Изготовление изделий по пройденной теме, обработка основных приемов.
V. Лакирование изделий – 10 часов (2 ч. – теория, 8 ч. – практика).
● Виды лаков и растворителей.
● Последовательность лакирования изделий, материалы и инструменты, используемые
при работе с лаком. Средства индивидуальной защиты (респиратор, перчатки).
● Правила техники безопасности при работе с лаком.
Практическое занятие:
1. Лакировка готовых изделий.
VI. Технология изготовления цветного теста – 20 часов (4 ч. – теория, 16 ч. – практика).
● Виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста.

● Технология окрашивания соленого теста.
Практическое занятие:
1. Изготовление цветного теста
2. Выполнение простых изделий из солѐного цветного теста
VII. Освоение технологии изготовления простых полуобъемных изделий- 20 часов
(4 ч. – теория, 16 ч. – практика).
● Термины: объем, полуобъем, рельеф, барельеф.
● Технология изготовления полуобъемных изделий.
Практическое занятие:
1. Изготовление полуобъемных изделий по образцу (корзина с цветами и фруктами,
планшетки, подковы, барельеф, оттиски, декор.панно с налепными узорами и т.д.).
2. Изготовление работы на выставку
VIII. Понятие «фактура» и «теснение». Способы изготовления и варианты
использования – 14 часов (2ч. – теория,12 ч. – практика).
● Варианты фактур и оттисков, предметы и материалы, используемые для их создания.
● Развитие творческой фантазии.
● Фактура и оттиски, использование их при создании работы.
Практическое занятие:
1. Изготовление работы по изученным темам с использованием одного, двух
видов фактур.
IХ. Объемные композиции – 26 часов (4 ч. – теория, 22 ч. – практика).
● Технология и тематика выполнения объемных миниатюрных фигурок, нюансы и виды
этих изделий.
● Анатомических особенности человека и животных.
Практическое занятие:
1. Изготовление объемных изделий (подсвечник, шкатулки, черепаха, а также
объемных изделий по шаблону или выкройке.
2. Изготовление изделий на выставку.
Х. Творческая аттестационная работа – 12 часов (2 ч. – теория, 10 ч. – практика).
● Отслеживание ЗУН обучающихся полученных за год.
Практическое занятие:
1. Выполнить объѐмную композицию из двух фигур, герои сказок выполняющие какоелибо действие.
XΙ. Заключительное занятие – 6 часа (2 ч. – теория, 4 ч. – практика).
● Подведение итогов деятельности обучающихся за 1-й год обучения.
Практическое занятие:
1. Отбор работ для выставки.
2. Задание на летний период.
XII. Воспитательные и профилактические мероприятия (6 ч. )
Воспитательные мероприятия, развивающие стремление действовать согласованно, игры
на сплочение, на развитие творческих способностей

№ п.п

1.

2 год обучения. Базовый уровень
Колич Изних Изни
Название разделов и тем
ество теорет хпра
часов ическ ктиче
программы
их
ских
(всего)
Введение

в

образовательную 4

Формы
контрол
я

опрос

программу
1.1

Требования по ТБ труда на занятиях. 4
Правила поведения и личной гигиены на
занятиях
декоративно-прикладным
творчеством. Из истории тестопластики.

2.

«Азбука» соленого теста

2.1.

Как лепить из соленого теста. Рецепты 6
соленого теста.

2

4

2.2.

Техника безопасности при работе с 10
соленым тестом, инструментами и
приспособлениями.

2

8

2.3.

Обработка изделий из соленого теста в 10
домашних условиях.

2

8

2.4.

Способы окрашивания теста.

12

2

10

3.

Лепка плоских изделий по шаблонам

60

3.1.

Что такое шаблон.

10

2

8

3.2.

Изготовление рамочки для фотографий.

14

4

10

3.3.

Изготовление плоской композиции в 18
круге.

4

16

3.4.

Изготовление плоской композиции в 18
ромбе.

4

14

4.

Фантазии на кухне

56

4.1.

Изготовление фигурок овощей.

12

2

10

4.2.

Изготовление фигурок фруктов и ягод.

12

2

10

4.3.

Плоская корзинка.

16

4

12

4.4.

Объемная корзинка-конфетница.

16

4

12

5.

Изготовление цветов из соленого теста

58

5.1.

Изготовление объемного цветка розы (2 12
способа)

2

10

5.2.

Изготовление ромашек.

2

8

2

2

тест

38

10

Контроль
ная
работа

Викторин
а
Выставка

Самопрез
ентация

5.3.

Изготовление гвоздики (2 способа)

12

2

10

5.4.

Изготовление тюльпанов.

10

2

8

5.5.

Композиция с цветами.

14

2

10

итого

216

46

170

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (216 часов)
1. Введение в образовательную программу (4ч.)
1.1. Требования по ТБ труда на занятиях. Правила поведения и личной
гигиены на занятиях декоративно-прикладным творчеством.(2 ч) Из истории
тестопластики. (4 час)
Теоретическое занятие.
Требования по ТБ труда на занятиях. Правила поведения и личной гигиены на
занятиях декоративно-прикладным творчеством. Инструкция по ТБ.
Практическое занятие.
Ознакомление с инструментами, материалами для работы; правила размещения их
на рабочем месте. Дидактическая игра: «Каждой вещи - свое место», «Жмурки».
2. «Азбука» соленого теста (38 часа)
2.1. Как лепить из соленого теста. Рецепты соленого теста. (6 ч.)
Теоретическое занятие.
Компоненты соленого теста, этапы приготовления теста для работы. Приемы и
техника выполнения поделок.
Практические занятия.
Изготовление элементарных медальонов с оттисками и отпечатками. Выполнение
творческой работы «Моя ладошка». Физкультминутка «Конь».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой, рассказывание,
беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
2.2. Техника безопасности при работе с соленым тестом, инструментами и
приспособлениями. (10 ч.)
Теоретическое занятие.
Правила поведения на занятиях, ТБ при работе с инструментами и материалами.
Знакомство с инструментами и приспособлениями необходимыми при лепке изделий из
соленого теста. Инструкция по лепке изделий из соленого теста.
Практическое занятие.
Совместная работа по выполнению плоской фигурки сердца, использование в
работе стека, шаблонов, зубочистки, кисточки. Физкультминутка «Птички».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой. Сюрпризный
момент, чтение литературы, рассказывание, беседа.
Форма проведения: занятие-фантазия,беседа в сочетании с игровой деятельностью
и практической работой, занятие-практикум.
Форма подведения итогов: рефлексия, беседа, мини-выставка.

Материал: стек, шаблон сердечка, зубочистки, кисточки, баночка с водой,
салфетка.
2.3 Обработка изделий из соленого теста в домашних условиях. (10ч.)
Теоретическое занятие.
Правила сушки изделий из соленого теста на открытом воздухе, в духовом шкафу,
на радиаторах отопления в зимний период. Эффекты подрумянивания, глазурования.
Способы окрашивания изделий из соленого теста, виды красок для работы. Способы
закрепления верхнего покрытия готовых изделий из соленого теста.
Практическое занятие.
Выполнение творческой работы «Яблонька». Физкультминутка «Деревца
качаются…».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой
Форма подведения итогов: рефлексия, мини-выставка.
Материал: стек, шаблон листочка, зубочистки, кисточки, баночка с водой,
салфетка.
2.4 Способы окрашивания теста. (12ч.)
Теоретическое занятие.
Окрашивание теста пищевыми красителями, окрашивание теста гуашевыми
красками.
Практическое занятие.
Выполнение изделий из окрашенного теста. Совместная работа по изготовлению
двухцветного жгута, трехцветной косички. Изготовление рамочки для фотографии из
готовых элементов. Физкультминутка «С неба падают снежинки»
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия, мини-выставка.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
3 . Лепка плоских изделий по шаблонам (60ч.)
3.1. Что такое шаблон (10 час)
Теоретическое занятие.
Знакомство с видами шаблонов и трафаретов для изготовления плоских фигурок из
соленого теста, способы вырезания теста стеком и продавливания шаблоном-выемкой.
Практическое занятие .
Совместная работа по освоению приемов вырезания стеком по шаблону и
продавливанию теста шаблоном-выемкой. Однофигурная композиция «Мухомор».
Физкультминутка «По грибы».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой, эвристический.
Форма проведения: рассказ, беседа в сочетании с игровой деятельностью и
практической работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
3.2. Изготовление рамочки для фотографий. (14 ч.)
Теоретическое занятие.

Применение зубочистки для прочерчивания прожилок на листочках. Способ
склеивания элементов изделия водой.
Практическое занятие.
Выполнение творческой работы «Рамочка для фото с листочками». Вырезание
стеком по шаблону рамочки для фотографий и листочков для украшения рамочки.
Физкультминутка «Дом».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой, рассказывание,
беседа с детьми и др.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
3.3. Изготовление плоской композиции в круге. (18ч.)
Теоретическое занятие.
Понятие о разметке. Правила пользования шаблоном, трафаретом. Знакомство со
способом деления полоски теста на равные части. Выполнение приема «шарик».
Экономичное использование материала.
Практическое занятие.
Выполнение творческой работы «Рябина». Изготовление композиции в круге с
помощью шаблонов и изделия-образца, процарапывание зубочисткой прожилок
листочков, выемок ягод, выпекание изделия на фольге, окрашивание готового изделия,
покрытие окрашенного изделия лаком. Физкультминутка «Кузнец».
Методы и приемы: игровые моменты, творческие задания, самостоятельная
работа, наглядный, практический, словесный.рассказывание, беседа.
Форма проведения : беседа, занятие-практикум.
Форма подведения итогов: мини-выставка, мини-опрос.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
3.4. Изготовление плоской композиции в ромбе. (18 ч.)
Теоретическое занятие.
Как собрать заготовки деталей в единую композицию. Способ имитации зѐрнышек
земляники.
Практическое занятие.
Выполнение композиции «Цветы и ягоды земляники», Изготовление композиции в
ромбе с помощью шаблонов и изделия-образца, процарапывание зубочисткой прожилок
листочков, выемок ягод . Физкультминутка «Конь».
Методы и приемы: игровые моменты, творческие задания, самостоятельная
работа, наглядный, практический, словесный, частично-поисковый, рассказывание,
беседа.
Форма проведения : беседа, занятие-фантазия, занятие-практикум.
Форма подведения итогов: мини-выставка, мини-опрос.
Материал:стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
4 . Фантазии на кухне ( 56 часов)
4.1 Изготовление фигурок овощей. (12 ч.)
Теоретическое занятие.
Изготовление листочков способом прокатывания
вырезания стеком. Катание шариков, овалов.
Практическое занятие.

скалкой,

произвольного

Совместная работа по образцу с элементами самостоятельной работы, выполнение
ботвы разных видов, выпекание готовых изделий, окрашивание. Творческая работа
«Морковь и свѐкла», «Баклажан», «Перцы», «Помидор». Физкультминутка «Хозяйка с
базара пришла».
Методы и приемы: игровые моменты, творческие задания, самостоятельная
работа, наглядный, практический, словесный, частично-поисковый, рассказывание,
беседа.
Форма проведения : беседа, занятие-фантазия, занятие-практикум.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
4.2. Изготовление фигурок фруктов и ягод. (12 часов)
Теоретическое занятие.
Изготовление листочков способом прокатывания скалкой, произвольного
вырезания стеком. Катание шариков, овалов.
Практическое занятие.
Совместная работа по образцу с элементами самостоятельной работы, выполнение
листочков разных видов, выпекание готовых изделий, окрашивание. Творческая работа
«Яблоки и груши», «Виноград», «Рябинка». Физкультминутка «Будем мы варить компот».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой, эвристический,
рассказывание, беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия, мини-опрос.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
4.3. Плоская корзинка (16ч.)
Теоретическое занятие.
Способ изготовления плоских корзинок различных форм. Украшение корзинок
элементами жгутов, полосок. Продавливание обратной стороной стержня (имитация
гвоздей).
Практическое занятие.
Творческая работа «Корзинка с фруктами». Совместная работа по образцу с
элементами самостоятельной работы, выпекание готового изделия, окрашивание,
лакирование. Физкультминутка «Теремок».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия, мини-выставка.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
4.4. Объѐмная корзинка-конфетчица (16 ч.)
Теоретическое занятие.
Использование металлической миски для основы изделия. Способ переплетения
полосок теста для придания им текстуры лозы, ротанга.
Практическое занятие.
Творческая работа «Корзинка-конфетница». Совместная работа по образцу с
элементами самостоятельной работы, выпекание готового изделия, окрашивание,
лакирование. Физкультминутка «Дом».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой, эвристический,
рассказывание.

Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
5 . Изготовление цветов из соленого теста (38 часов)
5.1. Изготовление объемного цветка розы (2 способа) (8 ч.)
Теоретическое занятие.
Знакомство со способом скручивания полоски теста при выполнении цветка розы.
Знакомство со способом собирания отдельных лепестков из сплющенных элементов.
Практическое занятие.
Творческая работа «Магнит на холодильник - Роза», «Брошь-миниатюра – Букет
роз». Физкультминутка «Ветер».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия, мини-выставка.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
5.2. Изготовление ромашек (6 час)
Теоретическое занятие.
Сформировать представление о последовательности изготовления лепестков и
листиков по шаблону стеком.
Практическое занятие.
Знакомство с разными видами цветов, отображение их формы разными способами
Выпекание, окрашивание и лакирование изделий. Творческая работа «Панно в квадрате
«Ромашки». Физкультминутка «Маме подарю».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия, мини-выставка.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
5.3. Изготовление гвоздики (2 способа) (8 ч.)
Теоретическое занятие.
Знакомство со способом собирания цветка гвоздики из отдельных лепестков,
вырезанных по шаблону. Знакомство со способом прорезывания лепестков в целом
кусочке теста маникюрными ножничками.
Практическое занятие.
Творческая работа « С Днем Победы!». Изготовление цветка гвоздики способом
прорезывания лепестков и способом собирания цветка гвоздики из отдельных лепестков.
Физкультминутка « Птички».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия, мини-выставка.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка,
маникюрные ножницы.
5.4. Изготовление тюльпанов. (6 час)
Теоретическое занятие.

Расширять представления том, что одинаковые изделия можно украшать поразному, познакомить с цветосочетаниями, процарапывание прожилок для придания
природных форм листочкам и лепесткам.
Практическое занятие.
Творческая работа «Букет тюльпанов». Физкультминутка «Буратино».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия, мини-выставка.
Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
5.5. Композиция с цветами (10 ч.)
Теоретическое занятие.
Познакомить с понятием «букет». Закреплять умения задумывать и составлять
композицию. Учить подбирать оттенки красок.
Практическое занятие.
Творческая работа «Панно «Кувшин с цветами». Вырезание плоского кувшина по
шаблону. Выполнение цветов разного вида. Собирание цветов в «букет».
Физкультминутка «Рисовали».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия, мини-выставка.
Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.

№ п.

3 год обучения. Продвинутый уровень
Количе Изни Изних Формы
Название разделов и тем
ство
хтеор практ контроля
часов етиче ически
программы
ских
х
(всего)
Опрос,
тест

1.

Вводное занятие

1.1.

Требования по ТБ труда на занятиях.
Правила поведения и личной гигиены
на занятиях декоративно-прикладным
творчеством.

2.

Дары осени

54

2.1.

Узор корзиночного плетения.

18

4

14

2.2.

Использование
в
работе
стека, 16
шаблонов, зубочистки, кисточки.

2

14

2.3.

Изготовление плоской композиции в 20
круге.

4

16

4
2

2

Викторина
Выставка

Контрольн
ая работа

3.

Весѐлый зоопарк

50

3.1.

Создание объѐмной фигуры «Ёжик»

8

1

5

3.2.

Создание барельефной фигуры «Сова 8
на ветке ели»

1

5

3.3.

Изготовление
«Дельфин»

плоской

композиции 8

1

5

3.4.

Изготовление плоской
«Жираф большой…»

композиции 8

1

5

3.5.

Изготовление плоской композиции «На 10
лугу пасѐтся ко…»

2

3.6.

Изготовление плоской композиции 8
«Медвежонок с сердечком»

1

4.

Картинки для выставки

68

4.1.

Изготовление композиции «Космос»

12

2

10

4.2.

Изготовление композиции «Домик в 12
деревне»

2

10

4.3.

Изготовление композиции «Аквариум»

10

2

8

4.4.

Изготовление
дерево»

«Чудо- 10

2

8

4.5.

Изготовление композиции «Пасхальное 12
чудо»

2

10

4.6.

Изготовление композиции «С днем 12
Победы!»

2

10

4.7

Комбинированные изделия. «Интерьер 40
дома»

6

34

Итого

35

181

композиции

216

5
Защита
проекта

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (216 ч.)
1. Вводное занятие(4 час)
1.1. Требования по ТБ труда на занятиях. Правила поведения и личной
гигиены на занятиях декоративно-прикладным творчеством. (4 час)
Теоретическое занятие.
Знакомство. Значение труда в жизни человека. Рассказы воспитанников о
профессиях своих родителей. Правила организации рабочего места. Общие правила
безопасности и культуры труда.

Практическое занятие.
Ознакомление с инструментами, материалами для работы; правила размещения их
на рабочем месте. Дидактическая игра: «Каждой вещи - свое место», «Жмурки».
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный;
Форма проведения: беседа, практическая работа;
Форма подведения итогов: рефлексия;
Оборудование: Наглядный материал (готовые изделия, картинки, иллюстрации);
инструменты (ножницы, стеки, кисточки).
2. Дары осени (54часов)
2.1. Узор корзиночного плетения.(18 ч.)
Теоретическое занятие.
Познакомить с узором корзиночного плетения. Развивать координацию движений
глаз и рук.
Практические занятия.
Творческая работа «Корзинка». Совместная работа. Замешивание соленого теста.
Выполнение поделки. Сушка и последующее окрашивание изделия. Физкультминутка
«Конь».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой, рассказывание,
беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
2.2. Использование в работе стека, шаблонов, зубочистки, кисточки. (16 ч)
Теоретическое занятие.
Учить определять габаритные размеры изготавливаемых элементов. Воспитывать
интерес к лепке из теста.
Практическое занятие.
Творческая работа «Сквозь землю прошел(грибы)». Физкультминутка «Птички».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой. Сюрпризный
момент, чтение литературы, рассказывание, беседа.
Форма проведения: занятие-фантазия,беседа в сочетании с игровой деятельностью
и практической работой, занятие-практикум.
Форма подведения итогов: рефлексия, беседа, мини-выставка.
Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
2.3. Изготовление плоской композиции в круге. (20 ч.)
Теоретическое занятие.
Выполнение шариков одинакового размера способом деления полоски теста на
равные части. Выполнение листочков способом сплющивания, обрезания по шаблону из
высушенного листа винограда, создание прожилок при надавливании листа на тесто.
Практическое занятие.
Творческая работа «Гроздь винограда». Вырезание стеком по шаблону тарелки
круга. Выполнение поделки. Сушка и последующее окрашивание изделия.
Физкультминутка «Буратино».

Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой
Форма подведения итогов: рефлексия, мини-выставка.
Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
3 . Весѐлый зоопарк (50 часов)
3.1. Создание объѐмной фигуры «Ёжик» (8 ч.)
Теоретическое занятие.
Создание объѐмной фигуры.использование шарика фольги для создания объемной
фигуры. Надрезание теста ножницами для создания имитации иголок.
Практическое занятие .
Однофигурная композиция «Ёжик». Изготовление фигурки ежа. Выполнение
иголок с помощью маникюрных ножниц. Сушка и последующее окрашивание изделия.
Физкультминутка «Теремок».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой, эвристический.
Форма проведения: рассказ, беседа в сочетании с игровой деятельностью и
практической работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой,
маникюрные ножницы, салфетка.
3.2. Создание барельефной фигуры «Сова на ветке ели» (8 ч.)
Теоретическое занятие.
Создание объѐмной фигуры использование шарика фольги для создания объемной
фигуры. Надрезание теста ножницами для создания имитации иголок.
Практическое занятие.
Творческая работа «Сова на ветке ели». Изготовление фигурки совы. Выполнение
иголок с помощью маникюрных ножниц. Сушка и последующее окрашивание
изделия.Физкультминутка «Дом».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой, рассказывание,
беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой,
маникюрные ножницы, салфетка.
3.3. Изготовление плоской композиции «Дельфин» (8 ч.)
Теоретическое занятие.
Понятие о разметке. Сбор заготовок деталей в композицию. Экономичное
использование материала. Техника безопасности при резании ножницами.
Практическое занятие.
Творческая работа «Дельфин». Изготовление плоской композиции: вырезание
стеком основания, выполнение конуса для создания фигуры дельфина, надрезание теста
ножницами для создания имитации волны, сбор заготовок деталей в композицию.
Физкультминутка «Кузнец».
Методы и приемы: игровые моменты, творческие задания, самостоятельная
работа, наглядный, практический, словесный.рассказывание, беседа.
Форма проведения : беседа, занятие-практикум.

Форма подведения итогов: мини-выставка, мини-опрос.
Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой,
маникюрные ножницы, салфетка.
3.4. Изготовление плоской композиции «Жираф большой…» (8 ч.)
Теоретическое занятие.
Понятие о разметке. Сбор заготовок деталей в композицию. Экономичное
использование материала.
Практическое занятие.
Творческая работа «Жираф большой…». Изготовление плоской композиции:
вырезание стеком основания, выполнение конуса для создания фигуры жирафа, способ
вытягивания теста для создания шеи, сбор заготовок деталей в композицию.
Физкультминутка «Конь».
Методы и приемы: игровые моменты, творческие задания, самостоятельная
работа, наглядный, практический, словесный, частично-поисковый, рассказывание,
беседа.
Форма проведения : беседа, занятие-фантазия, занятие-практикум.
Форма подведения итогов: мини-выставка, мини-опрос.
Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка.
3.5. Изготовление плоской композиции «На лугу пасѐтся ко…»(10 ч.)
Теоретическое занятие.
Рассматривание изображений коровы. Понятие «барельеф».
Практическое занятие.
Творческая работа «На лугу пасѐтся ко…». Изготовление плоской композиции:
вырезание стеком основания, выполнение «барельефной» фигуры коровы, сбор заготовок
деталей в композицию. Физкультминутка « Птички».
Методы и приемы: метод обследования, наглядности, сотворчество педагога и
детей.
Форма проведения: рассказ, беседа в сочетании с игровой деятельностью и
практической работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка
3.6. Изготовление плоской композиции «Медвежонок с сердечком» (8 ч.)
Теоретическое занятие.
Подарки к праздникам. Об истории возникновения праздника «День святого
Валентина». Выбор эскиза композиции.
Практическое занятие.
Творческая работа «Медвежонок с сердечком». Изготовление плоской композиции:
вырезание стеком основания, выполнение плоской фигуры медвежонка, выполнение
сердечка по шаблону, сбор заготовок деталей в композицию. Физкультминутка
«Буратино».
Методы и приемы: игровые моменты, творческие задания, самостоятельная
работа, наглядный, практический, словесный, частично-поисковый, рассказывание,
беседа.
Форма проведения : беседа, занятие-практикум.
Форма подведения итогов: мини-выставка

Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, салфетка
4. Картинки для выставки ( 68 часов)
4.1. Изготовление композиции «Космос» (12 ч.)
Теоретическое занятие.
Просмотр иллюстраций с изображением космоса. Создание эскиза. Выбор способов
изготовления композиции.
Практическое занятие.
Изготовление композиции «Космос». Использование дополнительных элементов
декора для оформления композиции.
Методы и приемы: игровые моменты, творческие задания, самостоятельная
работа, наглядный, практический, словесный, частично-поисковый, рассказывание,
беседа.
Форма проведения : беседа, занятие-фантазия, занятие-практикум.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой, цветные
фоны с изображением космоса, салфетка.
4.2. Изготовление композиции «Домик в деревне» (12 ч.)
Теоретическое занятие.
Создание эскиза композиции. Выбор объектов и сочетания цветов.
Практическое занятие.
Изготовление деталей композиции, выпекание, окрашивание и лакировка готовых
деталей. Сбор деталей в композицию. Физкультминутка «Курица с цыплятами».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой, эвристический,
рассказывание, беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия, мини-опрос.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой,
маникюрные ножницы, салфетка.
4.3. Изготовление композиции «Аквариум» (10 ч.)
Теоретическое занятие.
Знакомство с последовательностью этапов выполнения предметной композиции
«Аквариум». Что такое аквариумные растения? Разные виды аквариумных рыб.
Практическое занятие.
Изготовление деталей композиции, выпекание, окрашивание и лакировка готовых
деталей. Сбор деталей в композицию. Физкультминутка «Как в аквариуме нашем…».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия, мини-выставка.
Материал : стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой,
маникюрные ножницы, салфетка.
4.4. Изготовление композиции «Чудо-дерево» (10 ч.)
Теоретическое занятие.

Знакомство со стихотворением «Чудо-дерево» К. И. Чуковского. Выбор эскиза
композиции.
Практическое занятие.
Выполнение сюжетной композиции по стихотворению К. И. Чуковского «Чудодерево». Изготовление деталей композиции, выпекание, окрашивание и лакировка
готовых деталей. Сбор деталей в композицию. Физкультминутка «Деревья в лесу».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой, эвристический,
рассказывание, беседа .
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой,
маникюрные ножницы, салфетка.
4.5. Изготовление композиции «Пасхальное чудо» (12 ч.)
Теоретическое занятие.
Рассказ об истории возникновения праздника Пасхи. Традиции и обычаи,
связанные с этим праздником на Руси.
Практическое занятие.
Выполнение сюжетной композиции «Пасхальное чудо». Изготовление деталей,
выпекание и окрашивание готового изделия. Лакирование. Физкультминутка «С
праздником поздравим».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой, эвристический,
рассказывание, беседа .
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой,
маникюрные ножницы, салфетка.
4.6. Изготовление композиции «С днѐм Победы!» (12 ч.)
Теоретическое занятие.
Рассказ об истории возникновения праздника Победы. Показ фотографий и
иллюстраций книг. Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.
Практическое занятие.
Выполнение сюжетной композиции «С днем Победы!». Изготовление деталей,
выпекание и окрашивание готового изделия. Лакирование. Физкультминутка «Хотим
военными мы стать».
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный, игровой, эвристический,
рассказывание, беседа .
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью и практической
работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: стек, краски, фольга, зубочистки, кисточки, баночка с водой,
маникюрные ножницы, салфетка.
4.7. Комбинированные изделия. «Интерьер дома»( 40 ч.)

Теоретическое занятие.
Познакомить с базовой формой и многообразием украшений для предметов
кухонного интерьера. Учить декорировать предметы кухонного интерьера. Обучать
умению подбирать основу для будущей декорации изделия, используя технику «тесто на
тесто», «тесто на ткань», или «тесто на дерево». Техника изготовления витых форм.
Практическое занятие.
Учить вырезать сердечки из раскатанных кусков теста, используя формочки или
ножичек. Учить скреплять простые детали . Учить «укутывать» слоем слоѐного теста
форму изготовление полезных изделий , превращая еѐ во что угодно – бочонок, или
горшочек мѐда, конфетницу. Лепить фигурку, котораяудет держать эту коробку.
Закреплять умение скреплять детали. Учить использовать дополнительные материалы.
Знакомство с технологией изготовления ваз и кашпо. Познакомить с многообразием ваз и
кашпо, просмотр иллюстраций и готовых изделий. Учить лепить вазу ссекретом,
маскируя и сглаживая стыки, оформляя еѐ лепными картинками, или узорами.
Выполнение эскиза кашпо на бумаге карандашом,акварелью. Изготовление кашпо и
орнамента рисунка из ракушек и морских камешков, а так же стекляруса. Украшение
кашпо природным материалом.
Учить сочетать между собой различные заготовки и природный материал.

Раздел 2
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)

36
(по УП)
С 25.05.2023. по 31.08.2024 г.
с 01.09.2023г по 24.05.2024г.
декабрь
май

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Информационное обеспечение

Характеристика (заполнить)
Учебная комната для занятий по программе.
- перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы:
Стол ученический одноместный – 15 шт., Стул
ученический поворотный – 15 шт.,
Выставочные шкафы -2 шт.,
Пластик, пластилин дл творчества (15 наборов) – 45
шт.,
Краски художественные акриловые – 45 шт.,
Гуашь – 15 шт.,
Глина - 2 шт.,
Кисти – 60 шт.,
Палитра – 15 шт.,
Доска, коврик для творчества – 15 шт.
Поделки из соленого теста, изделия из соленого теста,
лепка из соленого теста [Электронный ресурс]
/ http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91278/5
Сысоева, О.С. Приобщение к русской национальной
культуре через ознакомление детей с тестопластикой
[Текст]/ О.С. Сысоева [Электронный ресурс]
/ http://www.puzikov.com/rgratis/?i=2944
Сайт Компании УМНИЦА - Как слепить мир... АДРЕС:
info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.
СайтСтранаМастеровАДРЕС:
stranamasterov.ru/taxonomy/term.
WunderKind-blog.ru
lepim.risuem-sami.ru
KakProsto.ru

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования Рябова Виктория
Михайловна

2.3. Оценка достижений результатов
Формами аттестации являются:








Зачет
Творческая работа
Соревнования
Конкурс
Выставка
Фестиваль
Слѐт

Формыаттеста Содержание
ции
Входнаядиагно
стика

Текущийконтр
оль

Итоговый
контроль

Мотивация поступления и
причины выбора
направленности
Определение исходного
уровня знаний обучающихся
перед началом учебного
процесса
Оценка качества усвоения
тем программы

Соответствие результатов
освоения
дополнительнойобщеразвива
ющей программы
заявленным целям и
планируемымрезультатам
обучения
Готовность к
самостоятельному
творческому труду
Творческаяактивность







Формы
отслеживания
Собеседование

Формыфи
ксации
Наличиемо
тивации

Сроки
Моментпос
тупления

Просмотрсамос Наличиера
тоятельныхраб бот
от
Просмотр
работ уч-ся,
опрос по
основным
понятиям и
терминам
Опрос по
основным
понятиям и
терминам

Уровни
В.С,Н,
протокол

В
серединеуче
бногоцикла

Уровни
В,С,Н,
протокол

В
концеобучен
ия

Готовыйпродук
т
(защитапроекта
)
Участие в
мероприятиях

Уровни
В,С,Н,
наличие
работы
Мониторин
г

Высокий: знает, владеет материалом, предусмотренным программой.
Средний: обладает знаниями ½.
Низкий: знает менее ½ .

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала обучающихся
Уровень развития социального опыта
обучающихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья обучающихся
Уровень теоретической подготовки
обучающихся
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами
Оценочные материалы

Методики
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Приложение 1
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
Приложение 2

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Дискуссионный
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Акция
 Беседа
 Выставка
 Защита проекта
 Игра
 Презентация
 Мини-конференция
 Мастер-класс
 Спектакль

Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология дифференцированного обучения
 Технология проблемного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Технология исследовательской деятельности
 Проектная технология
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:





Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий

2.7.

Список литературы

Нормативные акты:
1. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.).
2. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Методическая литература:
1. Брыкина Е.К. – М.: Педагогическое общество России, 2014 г., Творчество детей в
работе с различными материалами.
2. Зимина Н. В ООО ТД «Издательство Мир книги» 2010 г., «Шедевры из соленого
теста».
3. Комарова Т.С. – М., 1995 г., «Дети в мире творчества».
4. Леонова Н.Н. – Волгоград: Учитель, 2014 г., Художественно-эстетическое развитие
детей 5-7 лет: программа, планирование, интегрированные занятия
5. Лыкова И.А., Шипунова В.А., Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014 г.
«Вкусная лепка для детей»
6. Павлова О.В. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015, Изобразительная деятельность и
художественный труд. Подготовительная группа: комплексные занятия.
7. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и
родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013 г.
8. Хоменко В.А. - Харьков, 2007 г., «Соленое тесто: шаг за шагом»
Интернет-ресурсы:
1. Сайт
Компании
УМНИЦА-Как
слепить
info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.
2. СайтСтранаМастеровАДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.

мир.

АДРЕС:

Приложение 1
Тест 1.
1.
А)
Б)
В)

Как называется искусство лепки из соленого теста?
тестолепка
тестопластика
солепластика

2.
А)
Б)
В)

Из чего готовят соленое тесто?
рисовая мука
блинная мука
пшеничная мука

3.
А)
Б)
В)

При приготовлении теста в муку кладем
сахар
соль
ванилин

Тест 2.
1.
А)
Б)
В)
2.
А)
Б)
В)
3.
А)
Б)
В)

Соленое тесто нужно хранить
в плотно завязанном пакете
в полотенце
в бумаге
Как правильно сушить изделия из соленого теста
в нагретой до 50-80 градусов духовке
в холодной духовке
в нагретой до 240 градусов духовке
Какой инструмент не используется в работе с соленым тестом?
расческа
чеснокодавилка
плоскогубцы

Тест 3.
1.
А)
Б)
В)
2.
А)
Б)
В)
3.
А)
Б)
В)

Какой краской нельзя окрашивать тесто?
акриловой
масляной
пищевой
Какие ингредиенты используются для приготовления соленого теста?
съедобные
несъедобные
популярные
Можно ли употреблять в пищу соленое тесто?
можно
нельзя
если его высушить, то можно

Тест 4.
1.
А)
Б)
В)
2.

Что является главным секретом сохранности изделий из соленого теста?
соль
мука
холодная вода
Высохшие фигурки можно

А)
подарить
Б)
ярко и красиво раскрасить
В)
съесть
3. Из чего готовят солѐное тесто?
А)
рисовая мука;
Б)
пшеничная мука;
В)
горчичный порошок .
Тест 5.
1. Какой клей добавляют в солѐное тесто?
А)
ПВА;
Б)
дракон;
В)
момент;
Г)
канцелярский.
2. При приготовлении теста в муку кладѐм:
А) сахар;
Б)
ванилин;
В) соль .
3. Какая температура должна быть в помещении при работе с солѐным тестом?
А)
15-18 градусов;
Б)
20-25 градусов;
В)
10-14градусов;
Г)
28-33градуса.
Тест 6.
1.
Солѐное тесто нужно хранить:
А)
в бумаге;
Б)
в полотенце;
В)
в плотно завязанном пакете.
2.
Где правильно сушить изделия из теста?
А)
в газовой духовке;
Б)
в электро духовке духовке;
В)
в печке.
3. Какой инструмент не используется при работе с солѐным тестом?
А)
скалка;
Б)
чеснокодавка;
В)
расческа;
Г)
плоскогубцы.
Тест 7.
1. Какой краской нельзя окрашивать тесто?
А)
пищевой,
Б)
акриловой;
В)
масляной.
2. Как называется искусство лепки из соленого теста?
А)
тестолепка
Б)
тестопластика
В)
энкаустика
3. Как называется мечта, выдумка, нечто не существующее в реальности?
А)
фантазия
Б)
игра
В)
творчество

Тест 8.
1. Соразмерность, соотношение частей предмета между собой и по величине
А)
гармония
Б)
колорит
В)
пропорциональность
2. Элементы изображения, частично выступающие над плоским фоном и создающие
выпукло-вогнутую поверхность
А)
блики
Б)
детали
В)
рельеф
3. Как называется равнозначное положение правой и левой части предмета?
А)
диагональ
Б)
симметрия
В)
высота
Тест 9.
1. Как называется положение линии или предмета соответственно линиигоризонта?
А)
горизонталь
Б)
диагональ
В)
вертикаль
2. Как называется положение линии или предмета соответствующее направлению отвеса?
А)
горизонталь
Б)
диагональ
В)
вертикаль
3. Как называется плоский предмет, предназначенный для смешивания красок,с целью
получения нужного оттенка?
А)
палитра
Б)
доска
В)
стека.

Приложение 2.
Критерии оценивания готовой работы педагогом, детьми работы товарища, детьми
своей работы по 3 уровням (Высокий, средний, низкий):
o
o
o
o
o
o

№

Аккуратность;
Оригинальность идеи;
Эстетика;
Аккуратность раскрашивания;
Соблюдение пропорций;
Соотношение по величин.
Критерии

Оценка
педагога

Самооценка

Оценка
товарища

Итоговая
оценка

Приложение 2
Мониторинг по выявлению уровня развития творчества в продуктивной деятельности

Технические
умения
навыки

Передача формы
предмета
Строение предмета
Передача
пропорций
Композиция

Передача движения

Отношение к
деятельности

Цветовое решение
изображения
Интерес к лепке из
соленого теста

Отношение к
оценке взрослого

Высокий уровень
форма передана точно
части расположены верно;
пропорции предмета
соблюдаются;
отношение по величине
разных изделий
составляющих сюжет
движение передано
достаточно четко
передан реальный цвет
предметов
проявление интереса к
лепке из соленого теста и
результату лепки: лепит
увлеченно, проявляет
искреннюю
заинтересованность,
непосредственность
переживаний в процессе
создания образа.
адекватно реагирует на
замечания взрослого,
стремится исправить

Средний уровень
есть незначительные
искажения
есть незначительные
искажения;
есть незначительные
искажения;
соблюдается
пропорциональность в
изделии разных предметов
движение передано
неопределенно, неумело
есть отступление от
реальной окраски
у детей наблюдается
заинтересованность
деятельностью в начале
работы, при
возникновении
требований, дети
становятся пассивными

Низкий уровень
форма не удалась.

эмоционально реагирует
на оценку взрослого

безразличен к оценке
взрослого

искажения значительные,
пропорции предмета
переданы не верно
пропорциональность
разных предметов
передана не верно
изображение статичное.
цвет предметов передан не
верно
отсутствует
заинтересованность к
процессу деятельности

Творчество

Самостоятельност
ь

Инициатива

Активность

ошибки, не точности.
выполняет задания
самостоятельно, без
помощи педагога, в случае
необходимости обращается
с вопросами.
стремление к наиболее
полному раскрытию
замысла. Переносит
умения и навыки из одних
условий в другие, поиск
новых способов и приѐмов
для создания
выразительного образа
расширяет границы
содержания изделия,
опираясь на личный опыт,
руководствуясь замыслом,
фантазией, эмоциональнооценочным восприятием и
отношением к
изображению

требуется незначительная
помощь, с вопросами к
взрослым обращается
редко
частичная реализация
замысла. Для раскрытия
творческого замысла дети
применяют тот способ,
которым хорошо владеют.

в процессе деятельности
проявляется активность в
поиске новых решений по
подсказке педагога
необходима постоянная
поддержка.

необходима поддержка и
стимуляция деятельности
со стороны взрослого, сам
с вопросами к взрослым не
обращается
процессе деятельности не
проявляется инициатива,
необходима постоянная
поддержка

процессе деятельности не
проявляется активности в
поиске новых решений.

Технические
умения
навыки

Отношение к
деятельности
Творчество

Мониторинг по выявлению уровня развития творчества в продуктивной деятельности
Начало учебного года
Конец учебного года
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
уровень %
уровень %
уровень%
уровень%
уровень%
уровень%
Передача формы
предмета
Строение предмета
Передача пропорций
Композиция
Передача движения
Цветовое решение
изображения
Интерес
Отношение к оценке
взрослого
Самостоятельность
Инициатива
Активность

ИТОГО:
Низкий уровень: отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо,
наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к
использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В
творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется
самостоятельность, необходима постоянная поддержка.
На начало учебного года низкий уровень(%) : _____
На конец года низкий уровень (% ) ______
Средний уровень :у детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети
становятся пассивными. Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков
формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют
их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее

оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия
творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют
На начало учебного года средний уровень (%)______
На конец года средний уровень (%)________
Высокий уровень :у детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических
умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно
передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют выразительные средства в
работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь
незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения;
при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.
Эти критерии можно использовать и для оценки детских работ воспитанников не только старших групп, но и других возрастных
групп, корректируя, однако, их в зависимости от возраста детей, выпуская те из показателей, которые сложны для более младших
возрастов.
На начало учебного года высокий уровень(%) :_____

На конец года высокий уровень (% ) ______


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».